Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания библиотек, работающих с молодежью

Программа «Библиотека без читателей-задолжников»

Г.А. Брага,
зав. отделом абонемента Кемеровской ОЮБ

Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которых мы и называем задолжниками. В древности таких людей ожидало бы суровое наказание, а то и смертная казнь.

Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное. Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания.

Приходится признать, что действенного правового механизма привлечения к ответственности лиц, нанесших ущерб библиотечным фондам, в нашей стране нет, нет стройной, взаимосвязанной юридической базы, охватывающей этот очень важный вопрос. Хотя опыт некоторых библиотек позволяет усомниться в данном утверждении. Но исключение, как известно, лишь подтверждает правило.

Актуальна проблема читателей-задолжников и для Кемеровской ОЮБ, которая, являясь областной, обслуживает юношество и молодежь всего города. И вернуть книги в библиотеку иногда требует немалого труда.

Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.

Молодежной творческой группой нашей библиотеки была предложена и разработана программа «Библиотека без задолжников». Она была представлена на III Межрегиональном слете молодых библиотекарей Сибири, прошедшем в городе Кемерово в октябре 2004 г. Мы участвовали в конкурсе авторских программ, и наш проект был отмечен жюри как самый творческий и зрелищный.

Целями и задачами данного проекта было обеспечение сохранности фонда, улучшение качества обслуживания пользователей (ликвидация отказов по причине задолженности), повышение информационной культуры пользователей.

Наверное, никакой Америки мы своей программой не открыли, и какого-то одного эффективного средства, позволяющего покончить с этой проблемой одним махом, нами не найдено, да и вряд ли такой способ существует, разве что выдавать все книги под залог. Но мы обобщили опыт других библиотек, свои наработки и составили перечень мероприятий, который сделали для себя обязательным. Такой перечень включает:

– индивидуальные беседы с пользователями при записи;

– проведение Недель всепрощения два раза в год;

– рейды по квартирам задолжников (в летний период);

– ведение «Доски почета», на которой помещается информация о самых злостных задолжниках;

– оповещение задолжников по телефону;

– сотрудничество со школьными библиотекарями, библиотекарями техникумов и колледжей; конкурс среди библиотекарей учебных заведений по ликвидации задолжников;

– создание электронной базы данных «Читатели-задолжники»;

– привлечение волонтеров (студентов-практикантов училища культуры и академии культуры);

– установка корзины «Подкидыш»;

– возмещение неустойки книгами из личной библиотеки;

– исследование причин несвоевременной сдачи книг методом анкетирования;

– издание закладок с правилами библиотеки для вновь записавшихся читателей;

– поощрение лучших читателей.

Так как наши читатели – это юношество и молодежь, то и мероприятия мы стараемся сделать более привлекательными и интересными. Например, среди читателей-задолжников был проведен конкурс на лучшую «объяснялку», озаглавленную «Почему ты не сдал вовремя книги в библиотеку?». Его победительница написала целую поэму о причинах, которые помешали вернуть книги в назначенный срок. За столь нестандартный подход она была освобождена от уплаты неустойки.

Недели всепрощения мы всегда широко рекламируем и красочно оформляем. В одну из Недель отдел абонемента был оформлен плакатами и лозунгами в стиле 20-х гг. прошлого века: «Ударим своевременной сдачей книг по задолженности!», «Ликвидируем задолжника как класс!», «Все на борьбу с задолжниками!». В течение одной из таких Недель всепрощения задолжников мы провели небольшое анкетирование среди читателей, задержавших книги. Результаты этого мини-исследования представляются достаточно интересными:

– 50% опрошенных задержали книги в первый раз;

– 40% во второй;

– 5% сбились со счета, сколько раз они задерживали книги, взятые в библиотеке;

– 5% дали ответ «несколько раз».

Выяснялись причины несвоевременного возврата книг читателями:

– 20% не вернули книги по «забывчивости»;

– 45% дали ответ «некогда»;

– 15% – из-за « болезни»;

– 20% респондентов «уезжали в другой город», «книга была нужна, а все сроки возврата прошли».

На вопрос «Срок пользования книгой давно истек. Вы не идете в библиотеку, потому что...»:

– 50% ответили «стыдно»;

– 15% – «не хочу платить неустойку»;

– 20% – «боюсь»;

– 15% – «нет времени»;

На вопрос «Вы вернули книгу и ...»:

– 56% сообщили, что «постараются такого больше не допустить»;

– 40% признались «теперь моя совесть спокойна»;

– 4% указали, что им безразлично.

По мнению 60% опрошенных, библиотека обязана напоминать читателю, что срок возврата истек, 40% считают, что читатель сам должен помнить об этом.

Результаты анкетирования показали, что большинство читателей осознают, что книги необходимо сдавать вовремя, испытывают чувство страха и стыда, когда задерживают книги. Поэтому следует предложить читателю достойные способы возврата книг (особенно если это случилось в первый раз).

Однако основной упор решено делать не на возврат книг, а на профилактику, т.е. на воспитание культуры читателя. С читателями нужно работать еще до того, как они стали задолжниками, раньше, чем они взяли книгу домой. На абонементе находится кафедра записи читателей, и именно мы знакомим читателя с Правилами пользования библиотекой, потому что незнание – самая распространенная причина их нарушения. Сотрудники абонемента говорят о важности своевременного возврата литературы, проводят разъяснительную, профилактическую работу по предупреждению нарушений Правил пользования библиотекой.

Такая работа достаточно сложна и кропотлива, но действенна она будет лишь в том случае, если ведется настойчиво и систематически, а не от случая к случаю и к тому же с каждым пользователем. Два года реализации программы позволяют нам это утверждать.

В заключение еще раз подчеркнем, что единого рецепта для обеспечения сохранности фонда от читателей-задолжников нет. Надо использовать, возможно, большую совокупность методов и применять их последовательно, изо дня в день. И, может быть, тогда перестанут быть столь актуальными слова Антона Павловича Чехова, который говорил: «Если товарищ просит у вас книгу, дайте ему денег. Деньги он, возможно, вернет, а книгу – вряд ли».

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17