Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания библиотек, работающих с молодежью
Издания библиотек, работающих с молодежью Библиотечная профессия и кадры за рубежом

Библиотечная профессия и кадры за рубежом: указатель литературы на русском и иностранном языках 1998–2008 гг.Библиотечная профессия и кадры за рубежом: указ. лит. на рус. и иностр. яз.: 1998–2008 гг. / М-во культуры РФ; Рос. гос. б-ка для молодежи; науч. ред. Т.С. Макаренко сост.: Н.А. Макарова, Т.С. Макаренко. – М.: Рос. гос. б-к; для молодежи, 2009. – 206 с.

Указатель подготовлен в помощь библиотекарям в вы боре литературы по вопросам работы с персоналом библиотек зарубежных стран на современном этапе развития мирового библиотечного дела.

Он предназначен преподавателям, аспирантам, студен там вузов культуры и других вузов, готовящих библиотечно-информационные кадры, управленцам, которым небезразлично состояние кадровых ресурсов региона, библиотеки, специалистам методических служб, молодым специалистам, готовым к творческому развитию.


 

Содержание

К читателям 11
1. ПРОБЛЕМЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ 17
1.1.Проблемы библиотечной кадровой политики 17
1.1.1.Проблемы библиотечной кадровой политики в целом 17
1.1.2.Библиотечная кадровая политика во времена и нестабильности (кризис, реформы, реорганизации) 18
1.2.Кадровое обеспечение библиотек 18
1.3.Этнокультурное многообразие кадрового состава библиотек
Интернационализация библиотечной профессии
Мультикультурные аспекты
 21
1.4.Тендерные аспекты в библиотечно-информационной сфере 23
1.5.Дискриминация в библиотечной профессии 25
1.6.Проблема старения библиотечных кадров. Смена поколений и обеспечение преемственности 25
1.7.Молодые в библиотечном деле 28
1.8.Рынок труда. Статистика занятости 30
1.9.Общественные (неформальные) профессиональные объединения 31
1.9.1.Всемирные организации 31
1.9.2.Зарубежные организации в целом 32
1.9.3.Организации по странам 32
 Австралия 32
 Беларусь 33
 Великобритания 33
 Германия 33
 Италия 34
 Литва 34
 Польша 35
 Румыния 35
 Словения 35
 США 35
 Украина 37
 Франция 37
 Чехия 38
 Чили 38
2.БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ 39
2.1.Эволюция профессии «библиотекарь» 39
2.1.1.Эволюция профессии «библиотекарь» в целом 39
2.1.2.Эволюция профессии «библиотекарь» по странам 42
 Беларусь 42
 Бельгия 42
 Болгария 42
 Великобритания 42
 Германия 43
 Канада 43
 Кувейт 44
 Польша 44
 Румыния 45
 США 45
 Украина 47
 Финляндия 47
 Франция 48
 Швеция 49
2.1.3.Интеграция и дезинтеграция библиотечных профессий 49
2.2.Библиотекари по типам библиотек 50
2.2.1.Национальные библиотеки 50
2.2.2.Публичные библиотеки 51
2.2.3.Вузовские библиотеки 51
2.2.4.Специальные библиотеки 53
2.2.5.Научные (научно-технические) библиотеки 53
2.2.6.Библиотеки для молодежи 53
2.2.7.Детские библиотеки 53
2.2.8.Школьные библиотеки 53
2.2.9.Библиотеки по искусству 55
2.2.10.Гибридные библиотеки 55
2.2.11.Библиотеки с одним сотрудником и малые библиотеки 55
2.3.Социальное значение профессии «библиотекарь» 56
2.4.Выбор библиотечных профессий 57
2.5.Статус, востребованность и престижность профессии «библиотекарь» 57
2.6.Имидж библиотекаря 59
2.7.Библиотекари о библиотечной профессии 61
2.7.1.Библиотекари о библиотечной профессии в целом 61
2.7.2.Библиотекари о библиотечной профессии с иронией и юмором 61
2.8.Образ библиотекаря 62
2.8.1.Образ библиотекаря в искусстве 62
2.8.1.1.Образ библиотекаря в искусстве в целом 62
2.8.1.2.Образ библиотекаря в художественной литературе 62
2.8.1.3.Образ библиотекаря в кино 63
2.8.2.Образ библиотекаря в сфере (индустрии) развлечений и досуга 64
2.8.2.1.Образ библиотекаря в компьютерных играх 64
2.8 3.Образ библиотекаря в общественном сознании 64
2.8.4.Образ библиотекаря в средствах массовой информации 65
2.9.Профессиональная этика 65
2.9.1.Профессиональная этика в мировом контексте 65
2.9.2.Опыт стран Европы 67
2.9.3.Профессиональная этика стран СНГ 68
2.9.4.Профессиональная этика стран исламского мира 68
2.9.5.Профессиональная этика по странам 68
 Австралия 68
 Болгария 68
 Великобритания 68
 Венгрия 68
 Германия 69
 Гонконг 69
 Израиль 69
 Индонезия 69
 Италия 70
 Канада 70
 Корея 70
 Литва 70
 Малайзия 70
 Мексика 70
 Новая Зеландия 70
 Польша 71
 Португалия 71
 Сингапур 71
 Словакия 71
 Словения 72
 США 72
 Украина 72
 Филиппины 73
 Франция 73
 Хорватия 73
 Швейцария 73
 Швеция 73
 Шри-Ланка 74
 Ямайка 74
 Япония 74
2.9.6.Этические нормы по направлениям деятельности библиотек 74
2.10.Библиотечная конфликтология 75
2.10.1.Конфликтные ситуации в библиотеке и их разрешение 75
2.10.2.Трудовые конфликты и взаимоотношения в коллективе 76
3.УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 78
3.1.Работа с персоналом 78
3.1.1.Общие вопросы 78
3.1.2.Трудоустройство библиотекарей 80
3.1.2.1.Трудоустройство библиотекарей в целом 80
3.1.2.1.Трудоустройство библиотекарей на контрактной основе 83
3.1.3.Привлечение персонала 83
3.1.3.1.Привлечение персонала в целом 83
3.1.3.2.Привлечение и интеграция специалистов небиблиотечных профессий 85
3.1.3.3.Привлечение к работе в библиотеках инвалидов 85
3.1.3.4.Привлечение к работе в библиотеках добровольных помощников 86
3.1.4.Подбор, расстановка кадров 86
3.1.5.Условия работы 88
3.1.6.Адаптация новых сотрудников 90
3.1.7.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности 90
3.1.7.1.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности в целом 90
3.1.7.2.Присуждение премий, почетных званий 92
3.1.8.Развитие персонала 93
3.1.8.1.Развитие персонала в целом 93
3.1.8.2.Обучение работе в команде 94
3.1.8.3.Профессиональные конкурсы 95
3.1.9.Здоровье библиотекаря 95
3.2.Оценка труда библиотекаря 96
3.2.1.Оценка труда библиотекаря в целом 96
3.2.2.Аттестация персонала 97
3.3.Профессиональная компетентность 97
3.4.Квалификационные требования и профессиональные обязанности 100
3.5.Профессиональные качества (профессионализм) 102
3.5.1.Профессиональные качества библиотекарей в целом 102
3.5.2.Профессиональные качества и компетенции работников библиотечно-информационных специальностей 103
3.5.2.1.Библиотечно-информационный менеджер 103
3.5.2.2.Специалист по информационным технологиям 103
3.5.2.3.Специалист по справочно-информационному обслуживанию 104
3.5.2.4.Комплектатор библиотечных фондов 105
3.5.2.5.Каталогизатор, библиотекарь-специалист по метаданным 106
3.5.2.6.Работник МБА 107
3.5.3.Профессиональные качества специалистов, занимающих административные должности 108
3.5.3.1.Директор библиотеки 108
3.5.3.2.Управленцы высшего и среднего звена 109
3.5.4.Профессиональные качества младшего (вспомогательного) библиотечного персонала 109
3.5.5.Профессиональные качества специалистов, работающих в профессиональных библиотечных общественных организациях 109
3.6.Производительность и эффективность труда библиотекаря 110
3.7.Оплата труда 111
3.8.Профессиональная карьера 112
3.8.1. Профессиональная карьера в целом 112
3.8.2.Лидерство. Развитие лидерских качеств 116
3.8.3.Личность в профессии 116
4.НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ 119
4.1.Непрерывное профессиональное образование библиотекарей в целом 119
4.2.Непрерывное профессиональное образование библиотекарей по странам 121
 Австралия 121
 Беларусь 121
 Вьетнам 121
 Германия 122
 Италия 122
 Казахстан 122
 Канада 122
 Словакия 123
 США 123
 Украина 124
 Франция 125
 Чехия 126
5.ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ 127
5.1.Образование и подготовка библиотечных кадров в целом 127
5.2.Образование и подготовка библиотечных кадров по странам 130
 Австралия 130
 Армения 131
 Беларусь 131
 Бельгия 132
 Болгария 132
 Великобритания 133
 Венгрия 134
 Вьетнам 135
 Германия 136
 Грузия 139
 Дания 139
 Иордания 140
 Испания 140
 Италия 140
 Казахстан 140
 Канада 141
 Китай 141
 Мексика 141
 Норвегия 142
 Пакистан 142
 Польша 142
 Румыния 144
 Словакия 144
 Словения 146
 США 146
 Сьерра-Леоне 150
 Таджикистан 150
 Узбекистан 151
 Украина 151
 Франция 153
 Финляндия 156
 Чехия 156
 Швеция 157
 ЮАР 157
 Япония 158
5.3.Компетенции библиотечно-информационного образования 158
5.4.Дистанционное обучение и обучение в виртуальной среде 158
 Беларусь 158
 Вьетнам 159
 Германия 159
 Китай 160
 Молдова 160
 Польша 160
 Словакия 161
 США 161
 Украина 163
5.5.Преподавание библиотечно-информационных дисциплин 164
5.5.1.Преподавание библиотечно-информационных дисциплин в целом 164
5.5.2.Учебные курсы, дисциплины, программы и учебники 165
5.5.3.Стажировки студентов 169
5.6.Формирование научных кадров 169
5.7.Творческий потенциал библиотечного студенчества 172
6.ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 173
6.1.Последипломное и дополнительное образование 173
6.2.Повышение квалификации библиотечно-информационных кадров 174
6.2.1.Международные учебные программы 174
6.2.2.Повышение квалификации библиотечно-информационных кадров по странам 175
 Австралия 175
 Беларусь 175
 Болгария 176
 Великобритания 177
 Венгрия 177
 Вьетнам 177
 Германия 177
 Дания 179
 Индия 179
 Казахстан 180
 Канада 181
 Латвия 181
 Молдова 181
 Монголия 181
 Нигерия 182
 Новая Зеландия 182
 Польша 182
 Словакия 183
 США 183
 Украина 184
 Франция 186
 Чехия 187
6.2.3.Виртуальные и интерактивные формы повышения квалификации 187
6.2.4.Наставничество 188
6.3.Самообразование и самосовершенствование библиотекарей. Обучение на рабочем месте 189
6.3.1.Самосовершенствование библиотекарей. Обучение на рабочем месте 189
6.3.2.Развитие навыков устной и письменной коммуникации 190
6.3.3.Профессиональная литература в развитии библиотекаря 191
Авторский указатель 194
Географический указатель (по странам) 204
Список просмотренных периодических и продолжающихся изданий 208
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17