Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Молодые пользователи со специальными потребностями и современная библиотека
Отечественный и зарубежный опыт

Особенности общения с депрессивным человеком

Определение депрессии

Коротко говоря, депрессия – это сниженное настроение. Но сниженное настроение сниженному настроению рознь. Обычному расстройству и разочарованию чужды безысходность, напротив, они нас подталкивают на поиски выхода. А вот в депрессии все иначе: здесь именно безысходность, безвыходность, безнадега. Она нас не только не мобилизует, она нас парализует.

Прошедший теперь уже XX век психологи назвали «веком тревоги», и это оправдано. Войны, социальные потрясения, гонка вооружений, терроризм. Но теперь ученые авторитетно заявляют: по мере улучшения жизни людей количество страдающих депрессией будет только увеличиваться!

Общаясь с депрессивным читателем, библиотекарю необходимо соблюдать следующие правила:

Правило первое: не анализируйте его поведение и не давайте жизненных советов. Ему нужна поддержка и понимание. Поэтому признайте его право горевать, печалиться и испытывать все остальные негативные чувства. Человек, который испытывает симптомы депрессии, и сам бы рад прийти в норму, но в его состоянии сложно поверить, что жизнь когда-нибудь снова заиграет всеми красками. Не осыпайте человека, страдающего депрессией, практическими советами, предлагая ему, к примеру, применить дыхательную гимнастику. Даже если вы и прочитали несколько статей или книг о депрессии, это ещё не означает, что вы в состоянии оказать страдальцу настоящую действенную помощь. Не нужно пытаться развеселить депрессивного человека, призывать его «встряхнуться», принять участие в «празднике жизни», развлечься и доставить себе удовольствие. Он и сам бы хотел всё это сделать, да только не может.

Правило второе: для страдающего душевной тоской вредно постоянное жалостливое к нему отношение, обращённые на него тревожные взгляды, ощущение особого внимания к его персоне. Не лучшим образом на него действуют и задаваемые вопросы о его самочувствии.

Правило третье: концентрируйтесь на позитиве. Человек, которого одолела депрессия, склонен не замечать своих успехов, сосредотачиваясь на неудачах. Ему кажется, что все, что он делал в этой жизни, было неправильно, не вовремя и лучше бы он вообще ничего не делал. В моменты депрессии люди теряют доверие к окружающему миру и веру в себя. Но порочный круг заключается в том, что без уверенности в том, что у тебя хватит сил одолеть депрессию, справиться с ней очень сложно.

Правило четвертое: оказывайте поддержку. Обычно людям в депрессии крайне сложно заставить себя что-то делать. Поэтому любая ваша помощь будет кстати.

Правило пятое: не реагируйте на агрессию и негатив. Люди в депрессии порой могут быть злы и агрессивны, и если вы будете рядом – вполне вероятно, что именно на вас и обрушится весь поток их негодования. Представьте, что вас окружает невидимый щит, об который разбиваются все обидные слова. Помните, что это говорит не человек, а его болезнь.

Правило шестое: не вступайте в спор с депрессивным человеком. Результатом попыток разубеждения может быть только чувство враждебности и отчуждения с его стороны.

Правило седьмое: чтобы вы не сорвались, вам нужно черпать где-то позитив. Найдите свой источник энергии – и обязательно уделяйте время на подпитку. Общайтесь с позитивными людьми и делайте то, что доставляет вам радость.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17