Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Молодые пользователи со специальными потребностями и современная библиотека
Отечественный и зарубежный опыт

Как вести себя с инфантилом библиотекарю

Определение инфантилизма

Термин «инфантилизм» был введен Эрнестом Ласегом в 1864 г. Он обозначает относительно равномерную задержку темпа психического и физического развития человека. Психический инфантилизм – незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности.

Инфантилизм – бич современной постиндустриальной цивилизации. И у нас, и на Западе инфантилизм напоминает эпидемию. Выраженная феминизация мужской половины общества, отсутствие ярких примеров для подражания, запоздалость социального взросления молодого поколения приводят к еще более тяжелому пороку в становлении мужчин и женщин – инфантилизму.

Под инфантилизмом понимают задержку в психическом развитии человека, при которой в более зрелом возрасте мужчина и женщина ведут себя так же, как в прежний возрастной период – неадекватно новым обстоятельствам и требованиям.

Основные признаки инфантильного индивида:

• самым важным он считает всегда делать то, что хочется ему (не смотря на интересы других);
• брак, дети для него всегда под грифом «пока не готов» (хотя пожить вместе может, но до начала больших проблем, требующих его участия);
• обычно в его личной истории достаточно много непродолжительных «отношений»;
• ухаживания мужчины-ребёнка часто очень сентиментальны, романтичны, но не перерастают в серьёзные;
• слово «ответственность» для него вряд ли понятно, иногда им руководит боязнь «наказания» (чаще это может проявляться на работе, а не в личных, домашних отношениях);
• самостоятельных хозяйственных действий по дому от него не дождаться;
• его отношения с мамой абсолютно «не вырастают»;
• даже уже в трудоспособном возрасте живёт при финансовой поддержке родителей или на их полном обеспечении;
• обычно эмоциональная поддержка родителей для него также является основной в сложных ситуациях;
• может проживать с родителями, даже если есть отдельное жильё или постоянно пользоваться их «услугами»;
• не работает либо часто остаётся без работы, не спеша искать новую;
• непременно обладает каким-то всепоглощающим увлечением (часто это компьютерные игры), которое не в силах отложить;
•  часто жалуется на жизнь, ищет виновных, не допуская своей вины и говоря, что весь мир несправедлив.

Особенности общения библиотекаря с инфантильными посетителями

Иногда нам встречаются люди, с которыми сложно найти общий язык или вообще установить контакт. Ниже мы приводим основные причины поведения инфантильных людей, а также нормы поведения, которые помогут библиотекарям избежать конфликтов с инфантильными читателями.

1. Инфантил начинает злиться, проявляя свой характер, когда его потребности, требования и желания не удовлетворяются.

Все мы любим, когда к нам проявляют уважение, когда нас замечают, считаются с нашим мнением, уделяя особое внимание именно нам. Но когда нас не замечают, игнорируют, то вот тут и начинаются сложности. Инфантил может начать проявлять все «причуды» своего характера, лишь бы оказаться в центре всеобщего внимания. Обычно, это происходит у него несознательно, на уровне рефлексов. Но это можно и нужно контролировать. Проявляйте внимание и доброжелательность, активно слушайте, сопереживайте, демонстрируйте уважение.

2. Страх – как основная причина конфликта.

Осознанно или нет, но мы постоянно стараемся защититься, так как почти всё время находимся в состоянии неосознанного страха. Страх что-то сделать не так, страх нового, перемен, неожиданные изменения является причиной нашей постоянной защиты и той «брони», которую носит на себе каждый человек, даже не задумываясь об этом. Именно страх тормозит нас каждый раз, когда мы пытаемся делать какие-либо шаги в будущее. Такая же ситуация возникает при общении с незнакомыми людьми, с которыми общение происходит в первый раз. Возникает страх непринятия нас, боязнь, что наша личность будет не интересна окружающим, и никто не будет нас слушать или прислушиваться к нашему мнению.

Как себя вести, чтоб не спровоцировать страх в другом человеке? Выражайте свои мысли без эмоций, мягко и не агрессивно. Уделяйте должное внимание каждому человеку, с которым вы общаетесь, не игнорируя и не пренебрегая им. И вы поможете собеседнику уйти от чувства страха и испытать более созидательные и положительные эмоции.

3. Чувство беспомощности будит в человеке агрессию и делает людей нападающими.

Чувство беспомощности (реальное или воображаемое) знакомо не только инфантилам, а всем без исключения. Возникают ситуации, которые нам не подвластны и тогда мы начинаем нападать сами. Неуверенность в себе и является основной причиной такого рода «атаки». Когда мы поднимаем самооценку человека своим уважительным отношением к нему, нам становится проще избавиться от его агрессии и враждебности и конфликтов возникает меньше.

4. Спор, вызванный боязнью остаться в проигрыше.

Инфантилы, как и многие другие люди, не любят проигрывать. В споре люди перестают слышать и слушать друг друга, они так сосредоточены на процессе самого спора и желания доказать свою «правду», что совершенно не воспринимают доводы собеседника. Это порождает массу конфликтных ситуаций, обид, злости и даже ненависти. Поэтому не стоит доводить разговор до спора, главное, вовремя уловить этот момент и не дать развернуться спору в полную мощь. Нам нужно научиться признавать свои ошибки и понять, что ошибаться могут все без исключения. Когда приходит такого рода понимание, то споров, как правило, просто не возникает.

Помните, что в действительности, нет трудных людей как таковых. Есть люди, которые не умеют правильно справляться со своими эмоциями, управлять своим настроением, корректировать свое поведение. Но всегда есть возможность и всем дается шанс исправиться и стать лучше, мягче и добрее. Проявляйте терпение и терпимость. И это непременно принесет свои плоды.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17