Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Молодые пользователи со специальными потребностями и современная библиотека
Отечественный и зарубежный опыт

Нарциссизм. Сотрудничество и спокойствие как главные принципы общения

Определение

В каждом веке существуют свои «особые» психические отклонения. Некоторые принято считать даже признаком принадлежности к особому клубу «избранных». В XXI веке появилась странная и довольно опасная мода на нарциссизм. Ранее это отклонение причислялось к психическим расстройствам, сейчас же нарциссизм «скосил» существенную часть населения городов и стал «новой нормой».

Все больше людей в последние десятилетия инфицированы «вирусом нарциссизма». Нарциссы – герои нашего времени: многие не просто любуются ими, но и хотят быть такими же, как они. В какой-то мере мы все обладаем нарциссическими качествами. Попытаемся принять, что в каждом из нас живет нарцисс, вопрос лишь в том, насколько он выражен. Уверенность в себе, амбициозность, способность к самопрезентации, умение легко находить общий язык с другими людьми, привлекать их на свою сторону и управлять ими помогают нам выжить в современном мире. Но в гипертрофированном виде эти качества приводят к неприятным и даже разрушительным последствиям.

Основные психологические особенности нарциссической личности
По материалам статьи Ивановой Т.А. «Как распознать нарцисса?»

  1. Чрезмерная требовательность к себе и к другим. Если на Вашем пути встретился нарцисс, будьте готовы к тому, что нарцисс будет оценивать Вас по неким внешним успехам или качествам. Он выбирает друзей, собеседников и партнёров, как удачное зеркало, в котором он смог бы наилучшим образом отразиться. Люди, с которыми он близко общается, должны быть достаточно хороши для того, чтобы сверкать на их фоне, но в то же время должны находиться в его тени, на вторых ролях и не перекрывать его собственное величие.
  2. Идеализация-обесценивание. Если первый этап знакомства был пройден успешно, и нарцисс заинтересовался Вами, следующим шагом с его стороны будет идеализация Вас. Чтобы показать Вам, как Вы хороши для него, он будет сравнивать Вас с другими людьми (на первых порах общения – в Вашу пользу) и всячески подчёркивать исключительность Вашей личности. Не спешите радоваться и расслабляться, если Вы попали под лучи такой идеализации, т.к. обратной её стороной является обесценивание. Причины такого обесценивания кроются в крайней нетерпимости нарциссических личностей к слабостям других людей. Нарцисс глубоко страдает от переживаемого им чувства собственной ничтожности, компенсацией которого является его самовозвышение через обесценивание других людей.
  3. Демонстрация собственного превосходства над другими людьми, исключительности и неуязвимости. Главной темой общения с нарциссами, конечно же, является их собственная персона, говорить о которой они могут бесконечно. Основной целью таких «увлекательных» бесед является поиск нарциссом комплиментов и восхищения. Такие люди не переносят какой-либо серьёзной конструктивной критики в свой адрес, несмотря на то, что постоянно критикуют других. Даже самые вежливые и тонкие намёки на слабости нарцисса переносятся им крайне мучительно и болезненно. Любая критика извне воспринимается ими как крайне болезненный укол, от которого срочно нужно спасаться защитной агрессией или прерыванием контакта. Признать собственную неправоту для нарцисса мучительно больно
  4. Отсутствие способности к чуткости, проявлению человеческого тепла и сопереживанию. Нарциссы – люди очень холодные и обделённые способностью сочувствовать другим. Главный интерес таких людей вертится вокруг созданного ими идеального образа своего особенного, исключительного «я», его подтверждения и признания. Окружающие интересуют их лишь постольку, поскольку они могут отражать это «я» или выступать в качестве «свиты» нарцисса. В повседневном общении с нарциссом чётко переживается отсутствие интереса к глубинным потребностям души собеседника и пустота контакта нарцисса с другим человеком. Этот контакт наполняется либо нескончаемыми разговорами нарциссической личности о себе, либо внезапно пустеет, становясь выхолощенным, поверхностным и безжизненным. Таким образом, достаточно типичным признаком того, что Вы контактируете с нарциссом, является переживание серой и скучной пустоты рядом с ним вместо тепла, которое обычно возникает между людьми в процессе близкого общения.

Главной трагедией нарцисса является его неспособность любить, т.е. неспособность к подлинному и глубокому интересу к другому человеку без желания его использовать. Причиной этого является болезненная озабоченность нарциссической личности собственной персоной. Вся психическая энергия такого человека обращена на себя и направлена на удовлетворение исключительно собственных нужд, в результате чего для кого-то другого в его душе просто не остаётся места. Кроме того, нарцисс не может принимать себя и другого человека таким, какой он есть, что является необходимым условием здоровой и зрелой любви как к себе, так и к другим.

Особенности общения библиотекарей с посетителями нарциссического склада

Предлагайте сотрудничество

Люди редко меняются. Если вы пытаетесь изменить людей, вы провоцируете обиду и раздражение у обеих сторон, тогда ваши усилия не срабатывают. Если же вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству.

Сохраняйте спокойствие

Даже когда вы уже раздражены, рассержены или огорчены, напомните себе, к какому состоянию вам следует стремиться. Проявление ваших эмоций приведет лишь к конфликту и нарастанию враждебности. Вы можете выразить свое отношение так, чтобы собеседник не занял оборонительную позицию, а пошел на сотрудничество. Используйте различные техники общения, чтобы избежать серьезных конфликтов.

Есть также ряд общеметодологических подходов, направленных на улучшение взаимодействия библиотекарей со всеми типами сложных посетителей:

• будьте позитивны;
• чаще улыбайтесь;
• проявляйте заботу о своих читателях;
• активно слушайте;
• сопереживайте;
• демонстрируйте к ним уважение;
• просите совета и участия других людей;
• не высказывайте суждений, пока не соберете всю информацию;
• старайтесь не жаловаться, а предлагать решения;
• рассматривайте мнения и идеи, которые отличаются от ваших собственных.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17