Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Материалы международных конференций
Материалы международных конференций Стиг Элвис Фурсет «Проект „Попкульт“ – реванш библиотеки для „ботаников“»

Проект «Попкульт» – реванш библиотеки для «ботаников»

Стиг Элвис Фурсет (Stig Elvis Furset)
Областная библиотека Бускеруда
Драммен, Норвегия

Аннотация:

Проект «Попкульт» (Popcult) дал новый виток библиотечным услугам для подростков, молодых людей и взрослых, сконцентрировав их внимание на популярной культуре. Целевой аудиторией являются все, кому интересны субкультуры и поп-культура, независимо от возраста. В ходе проведения проекта его создатели также попытались разрушить возрастные барьеры между молодежными и взрослыми материалами. Проект получил широкую известность в Норвегии, особенно благодаря своим игровым мероприятиям. В данный момент ведется работа над созданием отделений «Попкульта» в библиотеках Фредрикстада и Молде.

Оригинал доклада на английском

Все ли библиотеки так хотят видеть у себя подростков и молодых людей? Возможно, да. В таком случае, почему же библиотечные услуги для молодых людей так слабо развиты? Типичный отдел для молодежи в библиотеках Норвегии выглядит примерно так:

Это маленькое пространство в углу библиотечного зала, которое часто называют «уголком для подростков». В этом молодежном уголке стоят несколько стеллажей с так называемыми «молодежными книгами» или «книгами для молодых людей». Несколько потрепанных комиксов хранится в небольшой коробке на полу. Завершает картину диван с многочисленными дырками. Все это происходит от того, что существует странное представление о том, что молодежная зона должна быть оформлена в грубом и потрепанном стиле. Некоторые полагают, что и нескольких стеллажей вполне достаточно. Это фото уголка для подростков сделано в моей библиотеке Drammensbiblioteket (библиотека города Драммен) в день открытия в марте 2007 года.

При разработке проекта библиотечного здания совсем не подумали об услугах для молодежи. И на тот момент это было обычной практикой. Может быть, это и сейчас так? Библиотекарь, работающий с детьми и молодыми людьми, в основном сфокусирован на детях. Библиотекарей, занимающихся именно услугами для молодежи, практически не существует. Возможно, пришло время изменить свое отношение к «молодежной проблеме». По моему мнению, услуги для детей и молодежи должны быть более четко разграничены. Детский библиотекарь не может работать с молодыми людьми, и наоборот. Он и не должен этого делать.

Если брать во внимание то, какие культурные интересы у пятнадцатилетних подростков, то они скорее совпадут с интересами двадцатипятилетних молодых людей, чем с интересами пятилетних детей. Или с двадцатилетними, чем с десятилетними. Но, по-прежнему, дети и подростки воспринимаются как нечто неделимое. Никому нет дела, что многие библиотеки просто не соответствуют интересам и потребностям данной возрастной группы.

Вот основная информация о том, что же такое «Попкульт» в городе Драммен. С момента своего открытия в 2008 году одноименный отдел стал наиболее успешным проектом библиотеки. Одна из главных задач данного проекта – убрать возрастные барьеры между подростками/молодыми людьми и взрослыми.

Название проекта объединяет две наших главных идеи. Pop означает, что популярная культура играет доминирующую роль как в выборе материалов, так и в оформлении пространства. Cult указывает на то, что наши материалы уделяют внимание и культуре андеграунда. Слово «субкультуры» в этом случае подходит даже больше. При выборе мы руководствуемся такими понятиями, как культовые книги, культовые фильмы, культовые группы и т.д. Другими словами, это явления, которые еще не получили широкую известность в мире культуры, но у которых уже есть заметная группа последователей.

Что касается возраста участников, то «Попкульт» – это не библиотечная услуга для подростков и молодежи в привычном понимании. Его целевая аудитория гораздо разнообразнее. На самом деле, мы вообще не сильно задумываемся о возрасте. Наши материалы подобраны для всех, кому интересны субкультуры и поп-культура, независимо от возраста.

Принимая это во внимание, мы не воспринимаем молодых людей как некую унифицированную группу. Наше внимание, в основном, сфокусировано на одержимых компьютером молодых людях, и не в последнюю очередь, при планировании наших сезонных мероприятий. В ходе своей работы мы выяснили, что у нас есть постоянные последователи, которые принимают участие в самых разных событиях.

В своей деятельности мы стараемся объединить типичную «подростковую литературу», «литературу для молодежи» и взрослую литературу и материалы. Опытным путем мы поняли, что как только вы делаете пометку «для молодежи» на книгах, обозначая их принадлежность к определенной возрастной группе, и подростки, и взрослые сразу же теряют к ним всякий интерес. Самые заядлые читатели плавно переходят из отдела для детей к взрослым стеллажам. То же самое происходит и с другими медиа-ресурсами. И хотя они подростки, они не хотят, чтобы к ним относились подобным образом. В некотором смысле они чувствуют себя уязвленными. Я сам часто слышал от молодых людей, что «молодежная литература» написана взрослыми для того, чтобы хоть как-то достучаться до них. Я знаю, что они не правы. Но выделяя особым образом «молодежные» книги, мы действительно препятствуем их продвижению среди молодых людей. Мы считаем, что эти книги прочтет большее количество людей, если они будут совмещены с другой литературой. И будут подразделяться по темам и жанрам, а не по возрасту читателей.

Я приведу один пример, который прекрасно проиллюстрирует концепцию «Попкульта». Все, конечно, слышали о «Голодных играх».

Когда первая книга это серии была переведена на норвежский язык в 2008 году, это событие не получило широкой огласки, но небольшая группа подростков (и библиотекарей) с головой погрузились в книги и наперебой стали рассказывать другим, что это. Этими подростками как раз и были «ботаники» и «гики». Это те, чья симпатия к какому-то культурному явлению распространяется на все формы ресурсов, кто не прощается с книгой, дочитав ее. Они начинают создавать фан-клубы, одеваться как персонажи, писать фанфики на основе сюжета книги или выкладывать видео на YouTube о самых различных аспектах сюжета «Голодных игр».

Сегодня, спустя четыре года, о «Голодных играх» знают все, они у всех на слуху. Я убежден в том, что нельзя не принимать во внимание то, какую роль в появлении этого феномена сыграли подростки-фанаты. Если библиотеки заручаться дружбой с такими молодыми людьми, то они смогут быть в курсе всех трендов и тенденций в культуре до того, как это станет общественным достоянием.

Став известными всем, «Голодные игры», как и «Гарри Поттер», вышли далеко за рамки молодежного романа. Взрослые стали спрашивать эти книги и другие, связанные с темой антиутопии. Нынешней весной даже норвежские таблоиды написали о том, что случается с молодежными книгами, когда они начинают нравиться и взрослым. Может быть, они устали от своих заурядных новостей. Современная литература для молодежи, как ни один другой жанр, соответствует веяниям нашего времени. Поэтому я уверен, что мы должны предоставить доступ к этой литературе и взрослым. Одной из задач проекта «Попкульт» является именно это.

Мы стараемся предложить содержательную и современную программу мероприятий, и в этом отношении наша «Ночь игр» является своего рода флагманским проектом.

«Ночь игр» (по-норвежски «Spillnatt») проводится дважды в году. Как следует из названия, библиотека открывает свои двери в 19.00 в пятницу и работает допоздна. Первые несколько лет мероприятие длилось около 12 часов, до утра следующего дня, но… да, и для нас, и для ребят это было довольно утомительно, поэтому теперь все заканчивается примерно в 2 часа ночи. Прошлой осенью прошла уже девятая «Ночь игр», так что за столько лет мы получили очень хороший опыт. В частности, нам стало понятно насколько для молодежи важна социальная составляющая мероприятия. Каждый раз все билеты на «Ночь Игр» были полностью распроданы (наибольшее количество 120 билетов), а по завершении вечера ребята сразу же спрашивали, когда будет следующая встреча.

В силу потребления большого количества сладкого, уровень энергии подростков может зашкаливать. К счастью, за все время проведения «Ночи игр» инцидентов было совсем немного – с 2008 года только сломанная рука.

Благодаря «Ночи игр» молодые люди узнают библиотеку совершенно с другой стороны. Один из наиболее важных аспектов для них заключается в том, что школой тут и не пахнет. «Попкульт» является, пожалуй, единственным библиотечным проектом для молодежи, который не стремится сотрудничать со школами. Почему так? Потому что обычно любая совместная работа библиотеки и школы сводится к тому, что библиотека создает и производит, а школа потребляет и получает выгоду. Это никак нельзя назвать сотрудничеством…

Многие нас спрашивают: может быть, вы просто клуб, где проводят свободное время? А вообще, знакомы ли вы с образовательными программами? Все не совсем так. Во всех наших мероприятиях мы стремимся расширить знания молодых людей в разных аспектах жизни.

Разумеется, мы не прошли и мимо темы вампиров. На мероприятие «Жажда крови» мы пригласили фольклориста Арнфинна Петтерсена (который был в образе Ван Хельсинга), чтобы тот рассказал о том, какое отражение в нашей культуре получили вампиры. К нашему удивлению, наш гость и молодежь были одного мнения о вампирах из «Сумерек». В завершении вечера посреди библиотечных стеллажей состоялась небольшая ролевая игра на тему вампиров.

В ночь мировой премьеры заключительной части фильма о Гарри Потере мы объединились с городским кинотеатром и организовали в библиотеке встречу перед показом. На ней переводчик «Гарри Поттера» на норвежский язык Торстен Бюгге Хёверстад рассказал о своей работе. Довольно необычно, что переводчик получил своего рода звездный статус в глазах молодежи. Это говорит нам много нового о самих поклонниках Гарри Поттера.

Многие библиотеки организуют творческие мастер-классы. Нам повезло, что в Драммене с нами по соседству располагается одна из лучших фирм-разработчиков видеоигр Ravn Studio. Так, в зимние каникулы представители фирмы провели у нас мастер-классы по созданию видеоигр. Разумеется, далеко не у всех библиотек есть такая возможность, но в любом случае необходимо искать различные творческие группы для сотрудничества.

Насколько эксцентричными могут быть мероприятия? Сравнительно небольшим нашим мероприятием являются мастер-классы по вышивке крестиком. Участники получают все необходимое и советы о том, как вышить самые разные рисунки и надписи, придав им забавный вид. Например, такие надписи, как «дом, проклятый дом». Такие мастер-классы совмещают в себе пассивное и активное начало.

Недавно прошедшее мероприятие у нас – вечер, посвященный японской культуре. На нем бывший издатель комиксов Ганс Ивар Стордаль рассказал о влиянии манги на общество Японии, а также был в жюри косплей-конкурса.

Проведение мероприятий для молодежи в библиотеках является достаточно рискованным делом в Норвегии. Сколько придет человек, если вообще будет хоть кто-то? Мы не раз задавали себе этот вопрос. Но нам не пришлось волноваться на этот счет. Ведь наши «чокнутые» подростки сами распространяют информацию о нас среди своих сверстников. К тому же, нам не нужно выдерживать конкуренцию. Мы являемся единственной организацией, для которой данная возрастная группа является целевой аудиторией.

Ресурс/Жанр
Поп Культ 2,02
Видеоигры 36,01
Фэнтези 1,71
Для молодежи 2,06
Комиксы/Графические новеллы 3,77

Немного статистики. Как видно, показатели выдачи материалов достаточно хороши. После небывалого спроса на материалы Попкульта в течение первого года (4,2), наблюдался некоторый спад, но сейчас интерес снова растет (2,02). Спрос на комиксы выше, с показателями выдачи 3.77. И, разумеется, никто не может угнаться за видеоиграми с показателями 36,01.

Но не менее интересно, люди каких возрастных групп пользуются нашими услугами. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, особенно в отношении возрастной группы от 20 до 30 лет. Поскольку мы делим здание с библиотекой института, то каждый день здесь много студентов. Но пока что они о нас знают не так много. Мы провели опрос среди студентов и выяснили, что нам нужно лучше продвигать свой проект. Так, трое студентов факультета визуальной коммуникации в прошлом году сделали логотип для «Попкульта» в качестве своей дипломной работы, а к нам пришли с целым комплектом рекламной продукции. И это действительно работает.

«Попкульт» получил широкую известность в Норвегии. Сейчас мы принимаем участие в создании отделений «Попкульта» в библиотеках Фредрикстада и Молде при финансовой поддержке Национальной библиотеки Норвегии.

Сейчас отношение к молодежи резко изменилось по сравнению с ситуацией прошлых лет. Без лишней скромности: достижения «Попкульта» в городе Драммен сыграли в это значимую роль.

Вместе с «ботаниками»…

Спасибо!

Перевод выполнен М.В. Петровой,
специалистом Отдела международных проектов РГБМ
.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18