Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 

Материалы подготовлены сотрудниками
Центра международных программ Российской государственной библиотеки для молодежи

  2009    2010   2012   2013   2014   2015   2016   2017

Библиотеки Британии будут адаптированы к современности

Давно ожидаемый «книжниками» и обсуждаемый общественностью проект модернизации библиотек, наконец, был опубликован на прошлой неделе.

Как сообщает Guardian, подготовка и обсуждения проекта затянулись аж на два года, теперь он был официально представлен министром культуры Великобритании Маргарет Ходж (Margaret Hodge). Как она утверждает, публичные библиотеки должны шагать в ногу со временем и предоставлять своим посетителям современные услуги, приспосабливаясь к происходящим переменам.

В числе конкретных предложений, озвученных в проекте – автоматическое предоставление жителям Британии членства в библиотеках с рождения, а также возможности для тех, кто записан в одной публичной библиотеке, получать доступ к книгам, хранящимся в других. Отдельно подчеркивается, что британцам должны быть доступны и раритетные, давно не переиздававшиеся издания.

Во-вторых, не должен страдать ключевой принцип библиотечного дела – свободный доступ к любой информации, в том числе и электронной. Поэтому правительство категорически не поддержало ранее обсуждаемую инициативу, согласно которой за доступ к электронным книгам (удаленный в том числе) может взиматься плата.

В третьих, все библиотеки должны быть обеспечены свободным доступом к интернету уже к 2011 году. Кстати, Ходж считает, что доступ должен быть предоставлен в том числе к социальным сетям, поскольку они являются ценным коммуникативным инструментом и частью культурной инфраструктуры.

Наконец, в рамках модернизации планируется «скооперировать» библиотеки с другими сервисами, вроде почтовой службы и кофеен.

Министерство выражает уверенность, что перестройка библиотечной системы приведет к определенным результатам уже в этом году.

Источник: Pro-Books.ru Дата: 29.03.2010

Читательский билет на выбор

Читательский билет на выбор

Публичная библиотека Сан-Франциско предлагает своим пользователям шесть различных вариантов читательских билетов. Один из которых, так называемый экобилет, сделан из возобновляемых биоматериалов. Помимо него и традиционного читательского билета доступны также четыре оригинальные версии оформления.

В мае прошлого года совместно с администрацией школьного округа Сан-Франциско библиотека провела конкурс на оформление читательских билетов среди детей и подростков. Победители были названы в четырех возрастных группах: дошкольники, ученики младших, средних и старших классов. И теперь пользователи могут выбрать читательский билет, оформленный в одном из четырех красочных современных стилей, придуманных юными художниками.

Стоит отметить, что для удобства посетителей, библиотека предлагает читательские билеты, изготовленные в виде брелка для ключей.

Источник: San Francisco Public Library Дата: 25.03.2010

Музыка как средство привлечения молодежи в библиотеку

Музыка как средство привлечения молодежи в библиотеку

Начиная с 2003 года, в системе библиотечного обслуживания Лидса (Англия) успешно применяется ряд инноваций, направленных на обслуживание подростков, многие из которых социально ущемлены и испытывают сложности с доступом к качественному образованию или обучению. У этих молодых людей очень низкий уровень самооценки, неопределенная жизненная позиция, но как показало исследование, большой интерес к творчеству в мультимедийном пространстве. Библиотеки Лидса в содружестве с молодежными агентствами решили предоставить этой группе подростков возможность приобретения навыков и умений в определенной сфере деятельности, которая вызывает повышенный интерес у молодежи, формирует позитивную мотивацию. Так возникла «Студия 12».

В партнерстве с Информационной Службой, организацией медиаискусств «Pavilion» и профессиональными музыкантами, чьи услуги оплачиваются Европейским Социальным Фондом, «Студия 12» базируется в здании Центральной публичной библиотеки Лидса. Здесь подростки имеют свободный доступ ко всем студийным материалам, учатся под руководством профессионалов основам дизайна, музыкальной композиции, овладевают мастерством создания видео- и медиа-продуктов.

Студийцы рекрутируются из местной общины и мест заключения молодых правонарушителей и посещают занятия в студии в удобное для них время и без определенного расписания. Это условие является непременным правилом работы студии, т.к. исследование показало, что жестко структурированные, привязанные к определенному времени занятия с трудом воспринимаются этой группой подростков. Студия открыта 4 дня в неделю, и в ней всегда находится кто-то из преподавателей.

Хотя большинство занятий в студии сфокусированы на творческой работе, библиотека играет ключевую роль в деятельности «Студии 12». Определенную часть недели в ней всегда работает библиотекарь, все студийцы становятся пользователями библиотечных услуг, в самой студии на постоянной основе представлены книжные коллекции и другие библиотечные услуги.

Для подростков Лидса «Студия 12» предоставляет неограниченные возможности в реализации творческого потенциала, что, в свою очередь, повышает их самооценку, формирует позитивную мотивацию.

Один из студийцев так прокомментировал работу студии: «Я никогда раньше не посещал подобные мероприятия, не встречался с незнакомыми людьми. Было нелегко пойти в студию в первый раз, однако я сразу почувствовал, что ко мне относятся по-дружески. Там все замечательно, потому что персонал всегда готов помочь и с уважением к тебе относится».

Успешная работа «Студии 12» стала причиной возникновения трех аналогичных мини-студий в других городских библиотеках Лидса. «Студия 12» получила долгосрочное финансирование как знак высокой оценки городскими властями ее роли в привлечении маргинализированных, исключенных из социальной жизни подростков Лидса к участию в различных развивающих тренингах.

Источник: Their Reading Futures Дата: 25.03.2010

Новый проект ИФЛА

5 ноября 2009 года на сайте ИФЛА опубликован материал о запуске нового проекта, названного «Сестринские библиотеки» («Sister Libraries»). Проект осуществляется Секцией библиотек для детей и молодежи, организованной в ИФЛА в 2008 году. Основная цель проекта – сотрудничество библиотек, обмен идеями, опытом работы и программами в области детского и юношеского чтения. Он может способствовать также преодолению профессиональной изолированности и стагнации библиотекарей, служить эффективным каналом для диалога и мотивации деятельности по обслуживанию пользователей. По замыслу авторов проект должен привлечь внимание властей к проблемам библиотек, детского и подросткового чтения. В проекте будут участвовать публичные и школьные библиотеки (не только члены ИФЛА), а также организации, тесно сотрудничающие с библиотеками. Связь будет осуществляться через электронную почту – на уровне организации или приватно. Многие услуги, предусмотренные в проекте, бесплатны, некоторые требуют дополнительного финансирования. Главной инвестицией должны стать время и энтузиазм участников.

Для того, чтобы присоединиться к проекту необходимо зарегистрироваться. Соглашение между библиотеками может носить неформальный характер, либо быть заключено по форме в письменном виде.

Адрес координатора проекта – ian_yap@nlb.gov.sg

Бланк регистрационной формы

Что предусматривает проект?

(Возможности сотрудничества безграничны, здесь представлен далеко не полный перечень возможных форм обмена информацией, который может осуществляться средствами электронной связи раз в месяц):

• знакомство и общение друг с другом по электронной почте, через Skype, смс посредством обмена текстовыми сообщениями или фотографиями библиотек и сотрудников;
• обмен идеями о программах для детей и подростков;
• обмен информацией о практике организации программ чтения: классификация, дизайн помещений, техническое обеспечение;
• обмен информацией о хороших книгах и книжных обозрениях;
• помощь в приобретении и покупке хороших книг;
• обмен фоторепортажами о библиотечных событиях;
• обмен профессиональными тренингами;
• на короткий период обмен библиотечными специалистами;
• обмен программами, в которых задействованы молодые читатели (книжные клубы, программы типа «покажи себя», приобщение к чтению юношества, программы для детей разных возрастных групп, выбор книг и других материалов для выставок, пропагандирующих нишу «сестринских библиотек», совместное написание, иллюстрирование и публикация различных текстов).

В настоящее время авторы проекта работают над созданием форума сестринских библиотек, на котором можно будет обсуждать все текущие проблемы детского и юношеского чтения.

Источник: IFLA Website Дата: 24.03.2010

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17