Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежные периодические издания
Зарубежные периодические издания The Official Journal of the Young Adult Library Services Association, Volume 13 Number 3 Дениз Агосто, Рейчел Мэджи, Андреа Форте, Майкл Дикард. Говорит молодёжь: что подростки на самом деле думают о библиотеках, и что с этим делать

Говорит молодёжь: что подростки на самом деле думают о библиотеках, и что с этим делать

Дениз Агосто, Рейчел Мэджи, Андреа Форте и Майкл Дикард
YALS, V13, №3, PP. 7-12

Дениз Агосто (Denise Agosto) – доцент Колледжа информатики Дрексельского университета, где она изучает цифровые информационные практики молодёжи и библиотечное обслуживание молодёжи. Также она является редактором научного журнала YALSA «Journal of Research on Libraries & Young Adults» и исполнительным директором Центра исследования библиотек, информации и общества.

Рейчел Мэджи (Rachel Magee) – бывший молодёжный библиотекарь, а ныне докторант Колледжа информатики Дрексельского университета, где она изучает повседневное использование технологий молодёжью.

Андреа Форте (Andrea Forte) – преподаватель Колледжа информатики Дрексельского университета. Она исследует новые виды грамотности, которые необходимы для успешной жизни в высокотехнологичном обществе.

Майкл Дикард (Michael Dickard) – аспирант Колледжа информатики Дрексельского университета. Он изучает, как пользователи социальных сетей выстраивают личные границы в интернете.


Все мы читали исследования, в которых говорится, что большинство американских подростков активно пользуются современными технологиями и в первую очередь обращаются именно к ним для удовлетворения своих информационных, социальных и других потребностей. К сожалению, исследований, в которых говорилось бы, как в эту технологичную картину повседневной жизни подростков вписываются библиотеки, немного. Чтобы понять, как сегодняшняя молодёжь относится к публичным и школьным библиотекам, мы провели трёхгодичное исследование, профинансированное Институтом музейного и библиотечного обслуживания и посвящённое тому, как молодёжь использует новые технологии, ищет информацию и посещает (или не посещает) публичные и школьные библиотеки. В данной статье мы кратко опишем часть этого проекта, расскажем, что мы узнали об отношении молодёжи к библиотекам, и предложим практические рекомендации, основанные на наших выводах.

История вопроса: исследования отношения молодёжи к библиотекам

Посещаемость библиотек в Соединённых Штатах исследуется давно, однако большая часть работ концентрировались на взрослых пользователях. Те немногие исследования, в которых затрагивались подростки, показывают, что они негативно отзываются о публичных библиотеках и их услугах и предпочитают им интернет и другие технологии. Американские подростки также низко оценивают библиотеки и библиотекарей как ресурсы для удовлетворения повседневных информационных потребностей, поскольку не считают их полезными и актуальными. Когда исследователи посещаемости библиотек фокусируются на молодёжи, они обычно предпочитают опрашивать пользователей библиотек; таким образом, мы более или менее знакомы с позицией тех, кто часто ходит в библиотеку, но нам практически ничего не известно о поведении тех, кто ходит в библиотеку редко или не ходит вообще. В целом примерно 70% американских подростков хотя бы иногда пользуются услугами библиотекой.

Таблица 1 – Возраст участников

Возраст Количество и процент участников
14 1 (4%)
15 3 (12%)
16 8 (32%)
17 3 (12%)
18 10 (40%)

Таблица 2 – Пол участников

Пол Количество и процент участников
Женский 17 (68%)
Мужской 8 (32%)

Таблица 3 – Раса/этническая принадлежность

Раса/этническая принадлежность Количество и процент участников
Азиаты 1 (4%)
Чернокожие 7 (28%)
Белые 7 (28%)
Латиноамериканцы 4 (16%)
Другое 1 (4%)
Нет ответа 5 (20%)

Таблица 4 – Уровень образования родителей

Уровень образования родителей Количество и процент участников
Учились в старшей школе 2 (8%)
Диплом старшей школы 7 (28%)
Диплом колледжа 3 (12%)
Аспирантура 9 (36%)
Не знаю 2 (8%)
Нет ответа 2 (8%)

Методы исследования

В рамках более масштабного исследования мы провели опросы и беседы с 25 учениками 9–12 классов школы с техническим уклоном в большом американском городе. В этой школе уделяется особое внимание естественно-техническим наукам, математике и предпринимательству; приём в школу ведётся на конкурсной основе. В 2013 году, когда проводилось исследование, в школе учились 488 человек. Приблизительно 30% были из небогатых семей, а 65% составляли этнические меньшинства.

Как видно из Таблиц 1 и 2, опрошенные школьники были в возрасте от 14 до 18 лет, и лишь треть из них составляли юноши. Приблизительно четверть составили афроамериканцы и примерно столько же – белые. Почти одна пятая опрошенных назвали себя латиноамериканцами (см. Таблицу 3: Раса/этническая принадлежность). В целом ученики сообщили, что у их родителей достаточно высокий уровень образования: почти у половины (48%) хотя бы один родитель, окончил колледж (см. Таблицу 4: Уровень образования родителей). Для сравнения: лишь 23% взрослых жителей данного города имеют степень бакалавра или выше.

К сожалению, хотя в школе было отдельное помещение, где размещался библиотечный фонд, во время проведения исследования в штате не было библиотекаря. Только ученики выпускного класса застали времена, когда в школе работал библиотекарь. Вскоре после их поступления в старшую школу ставку школьного библиотекаря сократили из-за недостатка средств. Как ни прискорбно, такой пробел в кадрах характерен для многих городских школьных библиотек. В своём докладе о городских школах, составленном в 2011 году, Американская ассоциация школьных библиотекарей выяснила, что «лишь 37% респондентов указали, что в их школьной библиотеке работает на полную ставку профессиональный библиотекарь». Тем не менее старшеклассники, с которыми мы разговаривали, постоянно называли помещение с книгами школьной библиотекой, а отсутствие библиотекаря в ней – это печальная реальность для многих городских (и сельских) школ в США.

Результаты исследования: Что молодёжь думает о библиотеках и зачем ими пользуется

Общаясь с подростками, мы просили их вспомнить, когда они в последний раз были в библиотеке и рассказать, чем они там занимались. В целом они нечасто пользовались школьной или публичной библиотекой, хотя большая часть всё-таки заходила в библиотеку в прошлом. Вероятной причиной неохотного пользования школьной библиотекой может быть отсутствие в ней библиотекаря в последние три года. В библиотеке хранились выдаваемые на дом материалы, но не проводилось никаких мероприятий. Как бы то ни было, наши респонденты редко пользовались библиотекой.

Что молодёжь думает о библиотеке

Большинство опрошенных старшеклассников имело слабое представление о библиотечных ресурсах и услугах: примерно у трёх четвертей (19 человек, т.е. 76%) библиотеки ассоциируются с книгами. Как библиотекари и исследователи библиотек, мы знаем, что библиотеки могут предложить своим клиентам гораздо больше, однако опрошенные нами учащиеся этого не знали. Например, одна 18-летняя девушка сказала, что не пользуется библиотеками, потому что «не любит книги». То, что в библиотеке можно найти другие интересные ресурсы и услуги, не пришло ей в голову.

Кроме того, представление наших респондентов о библиотеках ограничивалось только бумажными книгами. Поскольку многие ученики этой школы с техническим уклоном больше читают из интернета, они не видят необходимости ходить в библиотеки, чтобы удовлетворять свои читательские потребности. К примеру, одна из девушек (18 лет) объяснила: «Прийти и взять книгу в библиотеке или что-то подобное – такого я не делала класса с восьмого. То есть уже лет сто. Потому что обычно, если мне нужна книга, я могу просто залезть в интернет и найти её там».

Неудивительно, что десять человек (40% опрошенных) выразили мнение, что в современном высокотехнологичном мире библиотеки никому не нужны. Они считают, что интернет и такие сервисы, как Google Books и iTunes, сделали библиотеки пережитком прошлого. Хотя профессиональная библиотечная литература предлагает продвигать библиотеки как точки доступа к технологиям, наши респонденты не чувствовали необходимости прибегать к помощи библиотек для удовлетворения своих технологических потребностей. Почти у всех был доступ к интернету дома и несколько мобильных устройств, включая выданные в школе ноутбуки. Они также склонялись к мысли, что персональные устройства быстрее и легче использовать, чем библиотечные устройства и ресурсы. Как объяснил один из юношей (17 лет), «У всех теперь есть мобильные устройства, поэтому в библиотеку ходить нет смысла».

Другие исследователи делали выводы, что девушки лучше относятся к библиотекам, однако в нашей группе молодёжи и юноши, и девушки одинаково придерживались мнения, что библиотеки устарели. Пример:

Интервьюер: Ты когда-нибудь вообще пользуешься публичной библиотекой?

Девушка, 15 лет: Я уже давно не была в библиотеке… У нас есть интернет, так что всё можно скачать или купить на iTunes.

Интервьюер: Похоже, что ты не ходишь больше в библиотеку, потому что у тебя есть доступ ко всему, что тебе нужно…

Девушка, 15 лет: У себя дома.

Однако несколько школьников сожалели, что не знают, как пользоваться библиотекой. Если бы их этому научили в школе или где-либо ещё, они, вероятно, пользовались бы ею чаще:

Я был в [местном колледже] и видел там ребят с книжками. Я подумал: «Ух ты! Надеюсь, мне расскажут, как пользоваться библиотечными ресурсами, [когда я поступлю в колледж], потому что я к этому просто не привык (юноша, 18 лет).

К сожалению, поскольку в его школе нет библиотекаря и библиотечных программ, маловероятно, что он будет знать, как пользоваться библиотекой, когда поступит в колледж.

Молодые люди не только подвергали сомнению ценность библиотек в современном мире; почти треть из них (восемь человек, или 32%) заявили, что редко ходят в библиотеки из-за чрезмерно строгих библиотечных правил. Они рассказали, что опасаются библиотечных дисциплинарных мер и считают библиотеки недружественным по отношению к молодёжи местом. Особенно большой проблемой для наших респондентов, многие из которых растут в малообеспеченных семьях, являются штрафы в публичных библиотеках:

Интервьюер: А публичные библиотеки? Ты когда-нибудь пользуешься публичной библиотекой?

Юноша, 18 лет: Городской библиотекой? Нет. У меня плохая память на даты, а ещё я могу в один прекрасный день полениться пойти сдать книгу. Поэтому, чтобы сэкономить деньги и не беспокоиться, я просто не хожу в библиотеку.

Проблемой также являются необоснованные штрафы:

Раньше я пользовалась публичной библиотекой. Но в итоге я осталась со штрафом в 30 долларов за фильм, который я даже не брала, так что я больше не приходила туда и не стала разбираться, что произошло (девушка, 16 лет).

Зачем молодёжь пользуется библиотекой

Тем не менее картина не безнадёжно печальна. Хотя опрошенные подростки склонны были считать библиотеки устаревшими, это не значит, что они никогда ими не пользовались. Почти все бывали в публичной или школьной библиотеке раньше, чаще в детском возрасте, чем в подростковом. Примерно четверть опрошенных (шесть человек, или 24%) сказали, что часто пользовались публичной библиотекой в детстве, но не пользуются ей сейчас. С другой стороны, двое из двадцати пяти недавно заново окрыли для себя публичную библиотеку и стали активно ею пользоваться:

Интервьюер: Помнишь, когда в последний раз была в библиотеке?

Девушка, 17 лет: Конечно.

Интервьюер: В какой библиотеке и что ты там делала?

Девушка, 17 лет: Всё началось с одного задания по литературе: нужно было написать работу по автору или по какому-нибудь жанру, и я выбрала автора. У учительницы нашлись две книги, которые я хотела прочитать, но мне нужны были ещё две. Ни у кого в школе их не было, и в школьной библиотеке их тоже не было. А потом мы всем классом ездили в городскую библиотеку, и я подумала: «У меня же есть читательский билет, ещё с пятого класса». И я обновила билет и с тех пор уже много раз туда приходила, потому что мне там очень понравилось. В библиотеке тихо, там есть всё, что мне нужно. Я уже забыла, что это такой хороший ресурс. Я подумала: «В библиотеке классно. Я и забыла».

Получается, было бы некорректно говорить, что эти подростки вообще не пользуются библиотекой. Скорее стоит представлять себе пользование библиотекой как спектр, где на одном конце находится частое использование, а на другом – нечастое. Наша же цель – добиться, чтобы больше подростков переместились ближе к «частому» концу спектра. Один из способов – обратить внимание на то, зачем подростки всё-таки ходят в свои библиотеки.

Зачем молодёжь пользуется библиотекой: Социальное взаимодействие и досуг

Хотя библиотека традиционно рассматривается как точка доступа к информации, молодые люди в нашем исследовании чаще пользовались ей как пространством для социального взаимодействия. Они рассказывали нам, как ходили в публичную или школьную библиотеку, чтобы пообщаться с друзьями, послушать музыку, поесть и поиграть в игры. Это неудивительно в случае с библиотекой в этой конкретной школе и отсутствием в ней активной библиотечной программы. Без библиотекаря библиотека стала местом, куда «ходят, чтобы послушать музыку или просто расслабиться, поесть или почитать журнал об играх. Я для этого туда хожу. Там классные журналы» (юноша, 18 лет).

Хотя очевидно, что будь там сотрудник, библиотека могла бы быть более полезной учащимся. То, как они используют библиотечное помещение, демонстрирует важность наличия в школе такого пространства для проведения свободного времени и социального взаимодействия и показывает, что один из способов увеличить посещаемость библиотеки – содействовать подобному неформальному общению даже в библиотеках с активной программой.

Возможность социальных взаимодействий также мотивировала подростков ходить в публичную библиотеку. Одна пятая опрошенных (5 человек, или 20%) сообщили, что скорее пойдут в библиотеку за компанию с другом или членом семьи, а также будут делать там домашнюю работу или просто отдыхать, только если с ними будут друзья или одноклассники.

Например, одна из девушек (16 лет) рассказала следующее:

Интервьюер: Можешь вспомнить, когда ты была в библиотеке, что это была за библиотека и что ты там делала?

Девушка: Я была в [публичной] библиотеке в прошлый вторник, но это было в первый раз за несколько лет. Я пошла туда, потому что одному моему другу нужна была книжка для занятий, он хотел завести читательский билет и попросил меня пойти с ним. В итоге он воспользовался моим билетом, и мы остались, потому что там проходило мероприятие, и нам сказали, что будет еда, поэтому мы остались и поиграли в игры.

Интервьюер: Что это было за мероприятие?

Девушка: У них по вторникам проходят такие молодёжные программы, туда приходят ребята из разных мест, они играют в игры, едят и просто тусят. Было очень весело. Мы даже стали ходить туда каждый вторник, потому что было здорово.

Интервьюер: Вы пользовались какими-нибудь технологиями, когда были в библиотеке? А игры – ты имеешь в виду обычные настольные игры?

Девушка: Нет, мы не пользовались никакими технологиями, пока были там. Я удивилась. Нам давали книги, и мы сочиняли стихи из названий книг. Было весело. Мы играли в [музыкальную видеоигру] «Dance Dance Revolution». Ещё у них бывает караоке, но это всё. Никаких технологий.

Эта школьница пришла в библиотеку за компанию с другом, и это должно было быть одноразовым походом. Случайно получилось так, что они поучаствовали в общественном мероприятии, и в результате она стала чаще ходить в библиотеку. Это классическая история успеха библиотечной программы, она указывает на важность проведения мероприятий, которые заинтересуют тех, кто редко посещает библиотеку.

Зачем молодёжь пользуется библиотекой: Пространство для занятий и учебные ресурсы

Причиной посещения школьной или публичной библиотеки также становились учебные потребности; такая мотивация встречалась чуть реже, однако она не менее важна. В ответ на наши вопросы о посещении библиотеки несколько учеников выпускного класса сообщили, что не пользуются ей самостоятельно, однако ходили туда вместе с учителями и одноклассниками, чтобы поработать над дипломными проектами. Некоторые из этих школьников были удивлены, узнав, сколько всего предлагает библиотека, и хотели бы когда-нибудь прийти туда самостоятельно, чтобы воспользоваться фондом.

В то время как одни приходили в библиотеку в связи с учёбой, других привлекало само здание библиотеки: «[Я хожу в библиотеку] не потому, что это библиотека, а потому, что там можно поработать и там немного людей. Дело не в самой библиотеке» (юноша, 17 лет). Здесь мы видим, как важно и школьным, и публичным библиотекам организовывать места для учёбы.

Что делать публичным и школьным библиотекам?

Руководствуясь результатами нашего исследования, мы предлагаем следующие рекомендации для улучшения имиджа библиотек и увеличения их посещаемости молодёжью.

Маркетинг

• В рекламных кампаниях необходимо подчёркивать актуальность библиотек для современных подростков. Конечно, постеры с большими надписями «Читай!» хороши, но библиотеки и так ассоциируются у молодёжи с книгами и чтением. Пора дать им понять, что библиотеки – это также социальное взаимодействие, самосовершенствование и общественная активность.
• Мы должны расширять представление молодёжи, а также учителей и родителей, о библиотеке. Наша функция – не только предоставление информации; библиотека может удовлетворять потребности молодёжи в общении, развлечениях, саморазвитии, общественной деятельности и информации для личных и учебных целей. Необходимо постоянно повторять себе и другим: «Библиотека может предложить намного больше, чем просто книги!»
• Перенесите рекламу за пределы физических и виртуальных границ библиотеки. Поскольку многие подростки редко ходят в библиотеку, но большинство всё-таки ходит в школу, библиотекари смогут охватить большую аудиторию, если будут рекламировать свои ресурсы и услуги в школах, а не только в самой библиотеке и в библиотечных аккаунтах в соцсетях, где их увидят только те, кто уже и так пользуется библиотекой. Также до тех, кто редко пользуется библиотекой или не пользуется ей вообще, можно достучаться через такие места, как торговые центры, магазины видеоигр, церкви и синагоги, прачечные, парки и любые другие места, где часто собирается молодёжь.

Правила

• Библиотекари должны формулировать правила с большой осторожностью. Нужно стремиться, чтобы правила поощряли позитивное поведение, а не предотвращали негативное. Так вы создадите более позитивный имидж библиотеки и покажете молодым людям, что уважаете их. Объявление с текстом «Запрещается говорить по телефону!» посылает негативный, даже сердитый, сигнал. А вот объявление следующего содержания: «Пожалуйста, разговаривайте по телефону в вестибюле, чтобы не мешать тем, кто учится или читает» – говорит о доверии и уважении со стороны библиотеки.
• Заинтересованным в большей оборачиваемости книжного фонда библиотекарям стоит задуматься об отмене штрафов за задержку материалов. Некоторые из опрошенных нами подростков сообщили, что опасаются пользоваться библиотечными фондами из страха получить штраф за просроченные книги. Даже, казалось бы, небольшие штрафы (60 центов) препятствовали использованию фондов. Во многих случаях рост показателей книговыдачи будет полезнее для библиотек, чем штрафы или своевременный возврат материалов. Телефонные звонки, напоминания по смс или другие методы без финансовых взысканий помогут мотивировать молодёжь возвращать материалы и не отпугнут их от пользования библиотекой.

Распределение и использование пространства

• Как показывает наше исследование, у молодёжи есть две основные причины приходить в библиотеку, следовательно, школьные и публичные библиотеки должны стремиться создавать отдельные зоны для: 1) отдыха/общения и 2) учёбы/чтения, и чётко давать понять, какое поведение приемлемо в разных зонах. В каждой зоне должна быть своя организация и свои правила.
• Предлагайте программы, которые способствуют социальному взаимодействию. Помните, что общение необходимо для полноценного развития подростка. Многие библиотеки организуют мероприятия исключительно вокруг книг и чтения. Важно предлагать молодым людям разнообразные программы: привлекающие внимание к фонду, поощряющие общение со сверстниками и просто развлекательные, которые поддерживают представление о библиотеке как о живом, интересном месте.
• Необходимо отдавать себе отчёт в том, что само пространство библиотеки может быть её ценнейшим ресурсом/услугой. Несмотря на то, что в этой школе не было библиотекаря, пространство библиотеки играло важную роль места, куда можно пойти во внеурочное время, чтобы поучиться и пообщаться. А когда в школе случилась утечка газа и здание эвакуировали, учителя отвели своих учеников в ближайшую публичную библиотеку, так как это безопасное место, где можно провести день.

Заключение: Как сделать библиотеку и её услуги актуальными?

В профессиональной литературе мы находим множество подтверждений тому, что библиотекари считают основной функцией библиотеки предоставление ресурсов, особенно бумажных книг. Однако, учитывая результаты нашего исследования, библиотекарям, работающим с молодёжью, стоит обратить внимание на такие функции, как предоставление социальных возможностей, поддержка учащихся и формирование общественных связей. Разумеется, мы не предлагаем отказаться от предоставления доступа к информационным ресурсам как ключевой библиотечной услуги; но нужно развивать и другие аспекты библиотечного обслуживания, предоставлять пространство для социального взаимодействия и совместной работы и расширять спектр программ за пределы чтения.

Без сомнения, наибольшую тревогу вызывает то, что многие подростки считают школьные и публичные библиотеки пережитками прошлого, нетехнологичного прошлого, которое не имеет никакого отношения к их высокотехнологичной повседневной жизни. Мы должны доказать молодым людям, а также их учителям и родителям, что библиотеки всё ещё актуальны. От этого зависит будущее нашей профессии.

Перевод: Центр международных программ Российской государственной библиотеки для молодёжи


  1. Joanna Sin Sei-Ching, “Modeling the Impact of Individuals’ Characteristics and Library Service Levels on High School Students’ Public Library Usage: A National Analysis,» Library & Information Science Research 34, no. 3(2012): 228–237.
  2. June Abbas, Melanie Kimball, Kay Bishop, and George D’Elia, “Youth, Public Libraries, and the Internet: Part Four: Why Youth do not Use the Public Library,” Public Libraries 47, no. 1(2008): 80–86; Denise E. Agosto and S. Hughes Hassell, “People, Places, and Questions: An Investigation of the Everyday Life Information-Seeking Behaviors of Urban Young Adults” Library & Information Science Research 27 (2005): 141–163; Elaine Meyers, “The Coolness Factor: Ten Libraries Listen to Youth,” American Libraries 30, no. 10(1999): 42–45; Bernard Vavrek, “Teens: Bullish on Public Libraries,” Public Library Quarterly 23 no. 1(2004): 3–12.
  3. Agosto and Hughes-Hassell 2005; Kathy Latrobe and W. Michael Havener, “Information Seeking Behavior of High School Honors Students: An Exploratory Study,” Journal of Youth Services in Libraries 10, no. 2(1997): 188–200.
  4. Denise E. Agosto, “Why do Teens Use Libraries? Results of a Public Library Use Survey,” Public Libraries 46, no. 3(2007): 55–62; Lili Luo and Emily Weak, “Text Reference Service: Teens’ Perception and Use,” Library & Information Science Research 35, no. 1(2013): 14–23.
  5. See, for example, Abbas, Kimball, Bishop, and D’Elia 2008; Vavrek 2004; and Sin 2012.
  6. U.S. Census Bureau. (2014). Quick facts. http://quickfacts.census.gov/.
  7. AASL. (January 8, 2011). “AASL Urban Schools Task Force Survey Report,” http://www.ala.org/aasl/sites/ala.org.aasl/files/content/researchandstatistics/AASL%20Urban%20Schools%20Taskforce%20Report_v2.pdf (accessed November 17, 2014).
  8. Denise E. Agosto, Kimberly L. Paone, and Gretchen S. Ipock. “The Female-Friendly Public Library: Gender Diff erences in Adolescents’ Uses and Perceptions of U.S. Public Libraries,” Library Trends 56, no. 2(2007): 387–401; Sherry J. Cook, Stephen Parker, and Charles E. Pettijohn, “The Public Library: An Early Teen’s Perspective.” Public Libraries 44, no. 3 (May/June 2005): 157–61.
  9. For a deeper discussion of YA library space allocation issues, see L. Meghann Kuhlmann, Denise E. Agosto, Jonathan P. Bell, and Anthony Bernier, “Learning from Librarians and Teens About YA Library Spaces,” Public Libraries 53, no. 3(2014): 24–28.
  10. Denise E. Agosto, “Envisaging Young Adult Librarianship from a Teen-Centered Perspective,” in A. Bernier (Ed.), Transforming Young Adult Services, 33–52. Chicago: Neal-Schuman, 2013.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17