Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежный опыт
Публикации Привлечение молодежи Великобритании к участию в библиотечных проектах

Привлечение молодежи Великобритании к участию в библиотечных проектах

А.В. Янков,
Российская государственная библиотека для молодежи

Вступление. К истории вопроса

10 февраля 2003 г. Департамент информации по культуре и спорту Великобритании опубликовал первый национальный проект стратегического развития публичных библиотек под названием «Структура будущего». Этот проект, состоящий из одиннадцати разделов, рассчитан на 10 лет.

Учебная зона городской публичной библиотеки г.Честера (Шотландия)Вскоре после опубликования проекта Совет по развитию музеев, библиотек и архивов (MLA) разработал план действий, нацеленный на выполнение некоторых основных положений проекта. План действий, разработанный MLA и финансируемый Департаментом информации по культуре и спорту, состоит из ряда частных проектов, направленных на осуществление тех или иных разделов национального проекта.

Так, например, одним из направлений плана стратегических действий MLA является уже действующая программа TRF (Their Reading Futures)1 – для публичных и школьных библиотек, работающих в партнерстве с другими организациями, такими. как Общество руководителей библиотек (SCL) и Институт библиотечных специалистов (Cilip).

Программа TRF включает в себя ряд проектов для публичных библиотек, одним из которых является проект «Реализуй свой потенциал» (Fulfilling their potential), направленный на обслуживание и привлечение молодежи в возрасте от 11 до 19 лет к участию в тех или иных библиотечных программах.

Основные цели проекта – улучшение качества обслуживания молодых пользователей публичных библиотек, формирование у подростков позитивного социального опыта и снижение влияния на них улицы.

Разработчики учитывали, что привлечение молодежи к участию в некоторых библиотечных проектах имеет смысл лишь в том случае, если библиотеки всерьез осознают свои интересы и потребности. Участие подростков в библиотечных проектах часто является тяжелым испытанием для самих библиотекарей, хотя при разумно организованном партнерстве это приносит обоюдную выгоду.

В настоящее время в Великобритании практикуются две модели привлечения молодежи к деятельности публичных библиотек:

• кратковременное сотрудничество (подростки участвуют в каком-либо конкретном библиотечном проекте – например, в создании игрового клуба. Их участие заканчивается с завершением проекта);

• сотрудничество на постоянной основе (например, молодежные советы при библиотеках).

Последняя модель за истекшие десять лет получила широкое распространение в США, где в настоящее время молодежные советы функционируют практически во всех публичных библиотеках. Однако в рамках этой модели сотрудничество библиотек с молодежью носит достаточно формальный характер.

Для Великобритании же в большей степени характерна первая модель сотрудничества – более оперативная и практически нацеленная. Ниже будет дано описание некоторых библиотечных проектов, к участию в которых привлекаются подростки. Эти библиотечные проекты отобраны потому, что на начальных этапах сотрудничества библиотек и молодежи именно такие проекты организовать проще всего. К тому же они не требуют серьезных финансовых затрат.

Проект 1. Участие в дизайне библиотечных помещений

Участие в конструировании или реконструкции библиотечных помещений – один из наиболее популярных способов привлечения молодежи в библиотеку и к тому же это самая наглядная и креативная деятельность. Очень важно, чтобы молодежь имела в библиотеке некое пространство (зону), которое они могли бы назвать и почувствовать своим. В идеале такое пространство должно быть комфортабельным, иметь современный дизайн, кафе или буфет, разнообразные информационные ресурсы и технологии, уголки для неформального общения и высокое качество библиотечного обслуживания.

В реальной жизни выполнение этих условий зависит, естественно, от бюджета библиотеки. Если бюджет невелик, есть смысл посоветоваться с подростками, на что именно его потратить. Иногда оказывается достаточным разместить современные постеры или автомат с напитками. Кроме того, подросткам можно предложить участвовать в усовершенствовании дизайна молодежных зон самыми различными способами. Они могут:

• выбрать, сколько из выделенных денег потратить на мебель, краску или покрытие полов,

• создать портфолио дизайна той или иной молодежной зоны,

• самостоятельно разработать стиль своего библиотечного пространства,

• высказать свои эстетические предпочтения с помощью обычного или он-лайнового анкетного опроса,

• участвовать в создании художественных инсталляций во внутренних помещениях библиотеки или декорировать наружные стены в стиле граффити.

В Британской библиотеке человек может расположиться с ноутбуком и чашечкой кофе в фойеТак, например, в публичной библиотеке в Блекборне с участием подростков первый этаж библиотеки, где ранее располагалось кафе, был переделан в молодежную зону. Теперь здесь располагаются настенный плазменный экран, автоматы с напитками, телевизор, установлены плейстейшн2 и аудиоаппаратура. Проект был выполнен студентами технологического института в качестве курсовой работы.

В этой молодежной библиотечной зоне собираются участники молодежной читательской группы, а также члены группы создателей графических новелл и клуба аниме. Здесь же проводятся и различные тематические молодежные вечера. В дальнейшем библиотека планирует создать молодежную фокус-группу (волонтеров) из числа постоянных посетителей для составления перспективных планов работы с молодежью.

У публичной библиотеки города Дадли-Вуд к определенному моменту сложились весьма напряженные отношения с местными подростками. В результате имели место акты подросткового вандализма в библиотеке – было разбито огромное фронтальное окно, и пришлось закрыть его металлическими ставнями, которые выглядели весьма неприглядно. С целью сделать здание более привлекательным для молодежи библиотечное руководство решило пригласить местных художников, работающих в стиле граффити, а также привлечь к участию в этом проекте в качестве помощников членов местных молодежных групп. В результате совместного творчества фасад библиотеки стал красивым, современным и привлекательным. С тех пор акты вандализма прекратились, а число молодых пользователей библиотеки увеличилось3.

Проект 2. Привлечение молодежи к формированию единого библиотечного фонда

Этот проект явился прекрасной возможностью привлечь молодежь к участию в библиотечных программах. К тому же его достаточно легко организовать, и участие в нем выгодно для обеих сторон – и для библиотеки, и для молодежи.

Польза для библиотеки:

• возникает хорошая возможность наладить контакты с молодежью, которая не пользуется библиотечными услугами,

• молодежь узнает, что хотят читать их сверстники, а это делает библиотечный фонд более ориентированным на пользователя,

• увеличивается количество новых пользователей из числа участников проекта, их друзей и родственников,

• улучшается имидж библиотеки в глазах молодежи, особенно если подростки помогают организовывать выставки или продвижение библиотечных коллекций,

• увеличиваются знания библиотекарей об интересах и потребностях молодежи, тем самым повышается их профессиональная квалификация,

• формируется конструктивный опыт общения с молодежью.

Польза для молодежи:

• приобретается опыт работы с бюджетными средствами,

• улучшается отношение к чтению,

• приобретается опыт командной работы,

• возникает ощущение собственной значимости.

Этапы подготовки библиотеки к участию молодежи в формировании библиотечного фонда

• выделение из бюджетных средств той части, которую будут подростки расходовать самостоятельно;

• определение той части фонда, с которой будут работать подростки (отраслевая, комиксы или свободный выбор);

• установка на консультации членов фокус-группы (волонтеров) с другими подростками или на предоставление группе полной самостоятельности при отборе изданий;

• налаживание партнерских отношений с молодежными группами и центрами с целью привлечения в библиотеку новых пользователей и участников отбора изданий;

• организация демонстрации отобранной подростками коллекции источников как в библиотеке, так и в школе или в молодежном центре. (В публичной библиотеке Дадли-Вуд отобранная коллекция демонстрируется в библиотечной молодежной зоне);

• привлечение подростков к участию в демонстрации и продвижении нового фонда;

• готовность к тому, что молодежь может интересоваться в первую очередь вовсе не книжным фондом. В таком случае подростков можно привлечь к приобретению журналов, CD, DVD и компьютерных программ. (В публичной библиотеке Кембриджа эта практика применяется весьма широко).

Методы привлечения молодежи к формированию фонда

Посещение книжных магазинов

Членам фокус-группы выделяется определенная сумма денег и дается разрешение на приобретение книг (или других носителей информации – по договоренности) в местном книжном магазине по заранее подготовленным спискам учебных дисциплин, тем или жанров. (В практике Великобритании эти книги можно вернуть потом обратно в магазин).

Посещение выставочных экспозиций библиотечных поставщиков

Библиотечный комплектатор берет с собой в демонстрационный зал фирмы-поставщика группу подростков-"экспертов» для знакомства с издательским репертуаром «де-визу» и дальнейшей закупки новых книг. Такая практика прочно закрепилась в публичной библиотеке Бирмингема.

Использование электронных книжных магазинов

Организуется доступ подростков к информации, размещенной на сайтах Интернет-магазинов с целью отбора наиболее интересных для них книг и других носителей.

Использование «ящика для предложений (пожеланий)»

В библиотеке устанавливается «ящик для предложений (пожеланий)», в который подросток может опустить записанное на бумаге свое предложение (пожелание) или же в предложенном библиотекарями списке отметить издания, которые, по его мнению, надо приобрести в фонд библиотеки.

Использование библиотечного сайта

На сайте библиотеке открывается специальная страничка или «окно», где молодежь может высказывать свои рекомендации относительно новых закупок в фонд библиотеки.

Утвержденные коллекции новых поступлений

Молодые люди знакомятся с уже утвержденным библиотекарями-специалистами списком намеченных к приобретению источников и имеют право выбрать те названия, которые их заинтересовали в наибольшей степени. (Так поступают в Публичной библиотеке г. Дадли-Вуд). Отобранные ими названия также составят экспертную коллекцию новых поступлений в фонд библиотеки.

Сопутствующие мероприятия

• Коллекция новых поступлений, отобранная группой подростков, должна иметь «паблисити». Для этого на книги и другие источники следует прикрепить наклейки, свидетельствующие о том, что они выбраны именно подростками.

• Молодые люди должны принимать непосредственное участие в демонстрации подобранной ими коллекции новых поступлений.

• Презентацию коллекции новых поступлений желательно сопровождать фуршетом с приглашением прессы (Так поступают, например, в Публичной библиотеке в Шелдоне).

• Кого-либо из подростков-участников отбора коллекции новых поступлений нужно попросить написать репортаж с открытия выставки, обзор новых поступлений для местной прессы или библиотечного сайта.

• Можно организовать фоторепортаж с комментариями, иллюстрирующими процесс отбора и покупки подростками печатных, электронных и иных изданий.

• В библиотечной практике Великобритании подростки привлекаются к возврату книг, если они были взяты в книжном магазине и не устроили отдел комплектования.

Вместо заключения

В Великобритании существуют и другие библиотечные проекты, для участия в которых привлекается молодежь. Это участие в создании библиотечных сайтов, Манга и Аниме4, игровые классы, креативные клубы, клубы домашней работы и многое другое. Характерно, что к реализации этих проектов привлекаются не только постоянные пользователи библиотек, но и те подростки, которые не посещают библиотеки, и даже те, кто относится к ним негативно. Для привлечения двух последних категорий молодежи очень важно развивать партнерство между библиотеками и другими организациями, работающими с молодежью – школами, молодежными центрами, т.е. основными поставщиками новых библиотечных пользователей.

В последнее время в Великобритании получают развитие т.н. креативные кластеры, обслуживающие молодежь. Примерами таких кластеров может быть сотрудничество между библиотекой и близко расположенном молодежном кафе или баре (особенно, если это IT кафе), где проводятся презентации библиотечных коллекций. В свою очередь посетители кафе пополняют ряды пользователей библиотеки. Дальнейшее развитие Book Bars (книжных баров) является одним из приоритетных направлений работы с молодежью, по мнению некоторых английских специалистов.

Еще более важным, если не решающим, компонентом привлечения подростков к участию в библиотечных проектах является мотивированность их участия.

Основные побудительные мотивы участия молодежи в библиотечных проектах:

Финансовый интерес

Многие молодежные организации, муниципалитеты, «друзья библиотеки» оплачивают время подростков, затраченное на выполнение библиотечных услуг (как правило, это незначительные суммы). В ряде случаев вместо денег используются ваучеры, с которыми можно посетить спортивный магазин, кинотеатр, футбольный матч.

Интерес к какой-либо деятельности в стенах библиотеки

Этот интерес не связан с участием подростков в каком-либо проекте. Так, например, возможность научиться пользоваться видеокамерой или поучиться у художника, работающего в стиле граффити.

Участие в праздничном мероприятии

Многие молодые люди любят участвовать в церемониях презентации, посещать театрализованное представление или фуршет с музыкой.

Награды и сертификаты

Многие подростки любят признание и положительную оценку их вклада в тот или иной библиотечный проект. Они могут быть награждены, например, знаком отличия «Волонтеры миллениума» или отмечены официальным письмом, признающим их заслуги. В дальнейшем они включают все эти знаки отличия в свое профессиональное портфолио.

Угощения

Если у библиотеки скудный бюджет, подростки с удовольствием едят покупную пиццу, напитки и бисквиты.

Свободный доступ к библиотечным ресурсам

Если бюджет библиотеки не позволяет наградить молодых людей за их участие в тех или иных программах, им предлагают CD-ROM или DVD без арендной платы или безлимитный доступ в Интернет.

И последнее. Использование различных методов по привлечению молодежи к участию в различных формах библиотечной работы является, по мнению английских специалистов, одним из основных пунктов в перечне необходимых навыков и умений библиотекаря, работающего с молодежью.

И здесь, убеждены они, библиотекарю очень важно избежать формального отношения к такому сотрудничеству (т.н. токенизм – от англ. «token» – знак, «tokenism» – видимость) и всегда помнить, что интересы и предпочтения современной молодежи в сфере библиотечного обслуживания формируют не библиотекари, как бы они этого ни хотели и ни пытались сделать, а реалии сегодняшней жизни.

Примечания:

1 Цели, задачи и реализация программы TRF отражается на популярном одноименном сайте (www.theirreadingfutures.org.uk).

2 Плейстейшн (PlayStation Portable) – портативная игровая консоль производства фирмы Sony может быть использована для игр, проигрывания цифрового видео и аудио, просмотра Web-страниц, а также для просмотра цифровых фотографий.

3 По иной причине, скорее из-за отсутствия необходимых средств, Городская молодежная библиотека г. Барнаула также проводила конкурс среди молодежи на оформление фасада библиотеки в стиле граффити.

4 Аниме – японская мультипликация. Главное отличие от мультипликации других стран – бо?льшая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Манга – японские комиксы. Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17