Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежный опыт
Публикации Уте Хахманн, Сюзанне Брандт: Больше равных возможностей

Уте Хахманн, Сюзанне Брандт: Больше равных возможностей


Впервые опубликовано на сайте http://www.goethe.de/russland.
Использование с любезного согласия Немецкого культурного центра им. Гёте в России


У детей и подростков свои требования к библиотекам. Какие именно – об этом рассказывают Уте Хахманн (Городская библиотека Брилона) и Сюзанне Брандт (общинная библиотека Вестоферледингена) – члены экспертной группы библиотек для детей и юношества Немецкого библиотечного союза.

Беседу вела Дагмар Гирсберг, Независимая журналистка из Бонна.


Госпожа Хахманн и госпожа Брандт, каким требования сегодня должны отвечать библиотеки для детей и юношества?

Уте Хахманн: С самого раннего возраста дети и подростки в различных формах сталкиваются с постоянно возрастающим воздействием средств массовой информации. Одна из самых главных задач библиотек для детей и юношества – предоставлять равные возможности доступа к информации и средствам информации.

Как партнеры в сфере образования, эти библиотеки стараются вести постоянный диалог с семьями, детскими садами и школами и создают работающие на долгосрочной основе взаимодействующие структуры. Располагаясь недалеко от места жительства, они предоставляют детям и молодежи некое открытое, общедоступное и гостеприимное пространство, свободное от коммерческих интересов, которое открывает для детей и юношества возможности получения информации и использования библиотечных фондов, общения со сверстниками, стимулирует развитие творческих способностей и фантазии.

Сюзанне Брандт: При этом библиотеки для детей и юношества должны принимать во внимание разнообразие культур, сосуществующих на охватываемой ими территории, а также существующие там разнообразные социальные условия и семейные ситуации. Необходимо создать для детей комфортное окружение и поощрять их желание учиться говорить, а затем можно начать осуществление программы поддержки чтения.

Как за последние десятилетия изменились потребности этой целевой группы?

Уте Хахманн: Сегодня существует гораздо больше возможностей выбора между различными информационными средствами, и, таким образом, необходимо уделять значительно больше внимания формированию у детей умения ориентироваться в необозримых потоках информации и эффективно их использовать. Также важны культурное многообразие и иногда существенные различия в социальном положении, определяющие возможности получения детьми образования и участия их в культурной жизни. Сегодня все большее значение, в том числе и в библиотеках, придается внимательному дружелюбному отношению к ребенку и коллективным играм, способствующим речевому общению детей. Во многих случаях непосредственное окружение детей не может предоставить им оптимальные условия для удовлетворения потребностей в таком общении, которое является важнейшей предпосылкой развития речи и навыков чтения.

Что отличает эту целевую группу пользователей от других?

Сюзанне Брандт: В детском и юношеском возрасте речь идет, в первую очередь, об овладении основными навыками выбора и использования подходящих способов получения образования, активном участии в культурной жизни, получении надежной поддержки, а также о накоплении опыта формирования личности. Индивидуальное бережное отношение сотрудников библиотеки к детям и подросткам играет при этом особенно важную роль и должно развиваться в атмосфере доверия, взаимопонимания и творчества.

Существуют ли специальные требования к архитектуре библиотек для детей и юношества?

Уте Хахманн: Нам необходимы помещения, которые несут в себе большой творческий и развивающий фантазию потенциал, позитивно воздействуют на читателей и создают особую, благотворную атмосферу, в которой люди комфортно себя ощущают и могут плодотворно общаться.

Где в Германии существуют достойные подражания примеры таких современных библиотечных зданий?

Сюзанне Брандт: Отчасти такой была детская библиотека в Публичной библиотечной системе (HÖB) гамбургского района Гриндель, которая вскоре закрывается. Во-первых, она расположена по соседству с детскими садами и школами в центре густонаселенного района, в котором живут в том числе и социально неблагополучные семьи. Это означает тесный контакт с повседневной жизнью людей и доступность в том числе и для детей, семьи которых не располагают транспортными средствами. Во-вторых, здесь удалось превратить невзрачные помещения на первом этаже высотного дома в эстетически привлекательные и удобные для детей.

Уте Хахманн: Очень хорошим примером инновационной концепции библиотеки является библиотека для юношества «Hoeb4u» в Гамбурге, размещенная в здании одной из старых фабрик и поставившая своей целью исключительно организацию плодотворного проведения досуга подростков. Эта цель нашла четкое выражение в концепции помещений.

В настоящее время создатели библиотек для детей и юношества охотно обращаются к опыту ближайшего зарубежья. Визитной карточкой наших нидерландских коллег является библиотека в Херхуговарде. Как «Библиотека ста талантов», она отвечает самым разнообразным творческим потребностям детей и строит свою концепцию на теории «множественного интеллекта» Ховарда Гарнера.

Какие концепции библиотек особенно популярны на современном этапе?

Сюзане Брандт: Постоянная и богатая идеями совместная работа с партнерами на местах – школами, детскими садами, семьями, социальными и культурными учреждениями, которые своим личным и искренним участием составляют единую команду. Примером тому, служит «Wortstark» («Сила слова») – концепция городской библиотеки Берлин – Кройцберг во Фридрихсхайне и проект «Bildungspartner Bibliothek und Schule in NRW» («Партнерство в образовании – библиотеки и школы земли Северный Рейн-Вестфалия»). Больше 120 участвующих в нем общинных библиотек работают вместе со школами над осуществлением общих целей.

Ваши пожелания на будущее?

Уте Хахманн: Обязательные минимальные стандарты для повсеместного снабжения библиотек на профессиональном уровне, в том числе и в сельских местностях. Эти стандарты должны гарантировать долгосрочное и надежное снабжение, дающее возможность строить хорошие, доверительные отношения с детьми.

Сюзанне Брандт: Да, я тоже считаю более важным создание хорошо продуманных и оснащенных базовых библиотек и филиалов там, где действительно живут, играют и учатся дети и подростки, чем наличие представительных «показательных объектов» в центре крупных городов, куда дети могут попасть только в сопровождении родителей.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17