Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежный опыт
Публикации Линда В. Браун, Хиллиас Дж. Мартин, Конни Эркхарт Новые технологии: риск оправдывается

Новые технологии: риск оправдывается

Линда В. Браун, Хиллиас Дж. Мартин, Конни Эркхарт

(Из книги «Рискованное дело. Управление рисками в библиотечном обслуживании молодежи» (Chicago, ALA, 2010, гл.5) Линды В. Браун, Хиллиаса Дж. Мартина, Конни Эркхарт для Ассоциации библиотечного обслуживания молодежи (YALSA)


Внедрение новых технологий в программы и услуги для молодёжи влечёт за собой множество рисков. Рискованно начинать использовать социальные сети, добавлять в друзья подростков и вместе с ними работать над проектами в интернете. Рискованно также работать в защищённой среде, где у подростков нет доступа к интересной и нужной им информации.

Фрэнсис Джейкобсон Харрис, библиотекарь в Урбана-Шампейн (штат Иллинойс) считает, что новые технологии дают и преимущества, и сложности:

«Я работаю библиотекарем в школе, где учится триста одарённых подростков в возрасте от 12 до 18. Кроме того, я веду курс компьютерной грамотности: я рассказываю не только о том, как пользоваться новыми технологиями, но и об ответственности при их использовании и информационной этике. Ученики и сотрудники пользуются большой степенью свободы, что одновременно и удобно, и тяжело».

Лиз Бёрнс, консультант по работе с молодёжью в отделе для слепых и инвалидов библиотеки Нью-Джерси, говорит: «Технологии развиваются очень быстро. К тому времени, когда библиотекари наконец осваивают технические новинки, те уже успевают устареть лет на пять». По сравнению с традиционным библиотечным обслуживанием внедрение новых технологий более рискованно, потому что оно проходит одновременно с появлением этих технологий. Следовательно, уведомить администрацию и коллег о плюсах и минусах технических новинок получается уже только в процессе (или даже после) их внедрения. Остаётся два варианта: использовать новые технологии, не имея полной информации о них, или о-о-о-очень долго выжидать, пока ситуация не прояснится. Второй вариант, скорее всего, приведёт к провалу. Если долго принимать решение, технология перестаёт быть актуальной или меняется настолько, что приходится изучать её с начала. Однако если библиотека готова пойти на риск и работать с новой технологией по мере её развития, провал менее вероятен.

В этой главе мы рассмотрим примеры рискованных программ и услуг, связанных с новыми технологиями; обсудим, почему риск, связанный с технологией, оправдывается, и приведём несколько советов для успешной работы с новыми технологиями.

Риски при использовании социальных сетей

Сара Людвиг, заведующая отделом по работе с молодёжью и новыми технологиями библиотеки города Дэриэн, штат Коннектикут, писала в блоге YALSA следующее:

«Когда я узнала, что в ежемесячной библиотечной рассылке будет указано, что я есть в Фейсбуке, Твиттере и других соцсетях, я подумала, что нужно срочно добавить в друзья местных ребят, моих читателей. Я начала добавлять их в друзья: в Фейсбуке можно добавить к запросу сообщение, и я написала примерно так: „Привет, я молодёжный библиотекарь Дэриэнской библиотеки и хочу узнать побольше людей в этом городе. Я знаю, что мы не знакомы, так что если не захочешь добавлять меня в друзья, я не обижусь. А если добавишь – будет здорово“».

Многие библиотекари опасаются добавлять в друзья подростков, потому что это может нарушить границы личного пространства как подростка, так и самого библиотекаря. Если у вас в друзьях есть подростки, это значит, что вы, возможно, будете знать о них больше, чем вам бы хотелось. Вы спросите: «А что если из постов у девочки на стене я буду знать, что она занимается чем-то неблагоразумным или опасным? Я не хочу вмешиваться в её жизнь и предпочитаю не знать некоторых вещей. Если мы не будем дружить в соцсетях, мне не придётся об этом беспокоиться».

Однако Сара Людвиг утверждает, что у неё всё получилось. Каким образом? И ради чего стоило рискнуть? Подумайте вот о чём: добавив в друзья подростков в интернете, вы получаете возможность доносить до них информацию о библиотечных услугах и программах, не встречаясь с ними лицом к лицу. (Конечно, это тоже может показаться рискованным – создавать услуги, которыми можно пользоваться, не посещая библиотеку. Об этом мы поговорим ниже). Молодёжь, не имеющая привычки ходить в библиотеку, получает возможность узнавать о библиотечных материалах и мероприятиях и даже использовать какие-то ресурсы прямо в интернете. Библиотека таким образом сможет обслуживать даже тех, кто никогда в неё не приходит. Предоставим слово Саре:

«На странице библиотеки в Фейсбуке можно разместить тонну информации! Можно постить фотографии и видео, анонсировать предстоящие мероприятия и приглашать на них друзей, публиковать новости и базовую информацию, например ссылку на сайт библиотеки, на вашу электронную почту и ник в Скайпе. Вы также можете отправлять сообщения всем друзьям нажатием одной кнопки».

Чтобы успешно пользоваться соцсетями, важно разобраться с настройками приватности и решить для себя, кому будет видна информация на странице. Вы можете применить такие настройки, чтобы только ваши взрослые друзья, с которыми вы знакомы лично, видели фотографии и записи на стене. Можно целенаправленно заблокировать подросткам доступ к информации, которую вы считаете слишком личной. То же самое можно предложить сделать молодым людям: тогда они сами будут решать, что видят и чего не видят их друзья-библиотекари.

Выходить на контакт с подростками в соцсетях можно по-разному. Сара отправляла личные сообщения подросткам с просьбой добавить её в друзья. Фрэнсис Джейкобсон Харрис пошла другим путём: «Я никогда не отправляю запрос сама, но добавляю в друзья учеников, если они просят». Главное – не избегать риска, а выбрать наиболее удобный для вас способ рисковать.

Важно выработать стратегию общения с подростками в интернете; не менее важно не скрывать этой стратегии. Например, если вы решили предоставить читателям инициативу первыми добавлять вас в друзья, дайте знать, что добавить вас в друзья вообще возможно. Мало просто решить пойти на контакт в интернете, нужно рассказать об этом местной молодёжи. Сообщите молодым людям, как вас можно найти в соцсетях, пригласите их добавляться в друзья и объясните, что им это даст. Легко сказать: «Я бы добавляла подростков в друзья в Фейсбуке, но они ко мне не стучатся. Наверное, им не интересно». Но как ваши читатели смогут добавить вас в друзья, если они даже не знают, что у вас есть страница в Фейсбуке?

Будьте готовы к рискам при общении в социальных сетях

Если вы решили общаться с подростками в социальных сетях, важно разработать свод правил поведения для такой ситуации. Как-то на встрече библиотекарей обсуждался вопрос нужности и ценности библиотечных блогов. Некоторые присутствующие не были готовы стать блогерами: они боялись написать что-нибудь неподходящее в блоге библиотеки. В ответ на их опасения один из работников IT-отдела заметил: «Вы же даёте рекомендации, когда работаете за стойкой в библиотеке. Блог – то же самое. В блоге вы можете писать всё то, что говорите лично читателям каждый день, и всё будет хорошо».

С этой точки зрения ведение библиотечного блога не кажется проблематичным. Но что делать, когда речь заходит о разговорах на более общие темы в Фейсбуке или Твиттере? Здесь понадобятся официальные рекомендации по использованию социальных сетей.

Эллисса Кроски писала: «Рекомендации по использованию социальных сетей помогает сотрудникам, которые пишут в интернете от лица организации или на своих личных страницах. Существуют также стандарты поведения для пользователей, регламентирующие, что можно и что нельзя публиковать на странице организации или в её блоге».

Список рекомендаций более гибок, чем правила, и в этом одно из его преимуществ: его не нужно утверждать официально и можно при необходимости корректировать. Если технологии изменяются, рекомендации по их использованию также можно быстро обновить, чтобы отразить изменения. Их также можно использовать при работе с подростками: от разработанных рекомендаций можно отталкиваться в разговоре о поведении в киберпространстве. Можно даже привлечь молодёжь к написанию правил пользования соцсетями: подростки смогут поучаствовать в процессе разработки и понять, зачем нужны правила и с какими трудностями сталкивается библиотека в социальных сетях.

Почему сотрудничество на базе новых технологий ценно, несмотря на риск

Став библиотекарем в школе, Джемисон Хедин сразу же начала использовать технологии для совместной работы над проектами:

«В прошлом году мы с учительницей английского работали над проектом по литературоведению и использовали Google Docs. В нашем округе это был первый раз, когда Google Docs, да и вообще любой интернет-инструмент, использовался учащимися для выполнения школьных заданий».

Попробовать в библиотеке что-то новое часто оказывается рискованным. Если задействовать новые технологии, риск увеличивается. Если технологии используются при работе с подростками и для подростков, риск может увеличиться ещё больше. Почему? Вот несколько возможных причин.

• Коллеги, которые неуверенно себя чувствуют при работе с новыми технологиями, могут бояться проявить свою неопытность перед окружающими. Сотрудничество на базе новых технологий позволяет работать эффективнее, но также выявляет, что кто-то чего-то не знает.
• Использование интернет-технологий делает работу – при участии подростков или без них – абсолютно прозрачной. Представьте, что вы решили использовать вики-движок для создания новой программы для молодёжи и этот движок доступен всем сотрудникам библиотеки. Это значит, что все заинтересованные сотрудники могут видеть, какие вопросы и комментарии возникают у подростков по ходу работы, как библиотекарь общается с молодыми читателями и что те пишут о библиотеке и её персонале. Некоторым это может показаться очень рискованным.

Разумеется, сотрудничество лежит в основе работы с молодёжью. В этом весь её смысл: давать возможность подросткам принимать участие в разработке лучших программ для них же самих. Совершенно естественно пользоваться новыми технологиями при совместной работе с подростками, даже если в этом есть определенный риск. И вот почему:

• Подростки живут в виртуальных пространствах, им удобно использовать технологии для работы, хоть это и может быть неудобно библиотекарям;
• Технологии вики, Google Docs и другие подобные инструменты дают возможность работать над совместными проектами как в библиотеке, так и за её пределами. Используя свой аккаунт в Google Docs, подростки могут открывать документы, над которыми они работают вместе с друзьями, и редактировать их, где бы они в данный момент ни находились: дома, в школе, в гостях у друзей, в библиотеке или даже в поездке с родителями.
• Поскольку над такими проектами можно работать в любом месте, они позволяют библиотекарям добраться до подростков, которые никогда не ходят в библиотеку и не знают, что она предлагает. Это идеальная возможность не только привлечь молодёжь к библиотечным программам, но и заманить их в само здание библиотеки.
• Использование технологий групповой работы даёт возможность вернуться к работе над проектом на любой стадии. В Google Docs и вики-сайтах, к примеру, полностью документируется история всех правок и изменений. Это значит, что библиотекари и подростки могут вернуться к проделанной ранее работе, чтобы использовать её в следующем проекте или чтобы просто напомнить себе, какие усилия были приложены, чтобы достичь конечного результата.

Сотрудничество с молодёжью на базе новых технологий стало возможным для библиотек относительно недавно, и, несмотря на риск, его, безусловно, следует поощрять. Необязательно переносить работу над всеми программами в интернет. Начните с такой программы, где использование технологии кажется наиболее очевидным. Возможно, при планировании новой программы будет уместно создать вики-сайт, где подростки смогут обсуждать, как программа будет функционировать, что нужно сделать, чтобы она имела успех, и в какие сроки и т. п. Спросите, что думают молодые люди о таком подходе к работе, а затем попробуйте что-то новое. Постепенно расширяя технологический репертуар вашей библиотеки, шаг за шагом вы сможете добиться серьёзных результатов.

С чего начать

Попробуйте провести параллель между рискованными технологичными проектами и услугами, которые предлагает ваша библиотека. Если вы хотите убедить администрацию, коллег и общественность ввести новые программы на основе современных технологий, сравните их с уже действующими программами. Коллеги, которые с опаской относятся к новым идеям, смогут чувствовать себя увереннее: новая программа, оказывается, не так уж и нова, это просто вариант уже существующей, а значит, риска практически нет. Рассмотрим следующие примеры:

Презентации книг

Традиционный вариант: библиотекарь приходит в школу и рассказывает о книгах, которые есть в библиотеке.

Новый, технологичный вариант: книжные трейлеры (буктрейлеры), которые – по аналогии с трейлерами к фильмам – читатели создают о своих любимых книгах, новых книгах или других материалах, имеющихся в библиотечном фонде.

Преимущества нового варианта: библиотекари нечасто посещают школы, чтобы рассказывать о книгах, и встречаются лишь с небольшим количеством учеников. Выбраться из библиотеки, чтобы пообщаться со школьниками, обычно бывает довольно сложно. Книжные трейлеры в интернете доступны всем, в любое время дня и ночи. Таким образом, информация о книгах доходит до большего количества подростков. Создавая буктрейлеры, подростки получают возможность порекомендовать что-то сверстникам. Во многих случаях молодёжь больше прислушивается к мнению друзей, чем к рекомендациям библиотекарей или других взрослых. Если сами подростки будут рекламировать книги, больше материалов попадёт в руки вашей целевой аудитории.

Круглосуточные дискуссии о книгах

Традиционный вариант: книжный клуб, члены которого встречаются каждый месяц и обсуждают одну книгу.

Новый, технологичный вариант: обсуждения книг в интернете, например, в Фейсбуке, на сайте Goodreads и т.д.

Преимущества нового варианта: в виртуальном книжном клубе могут участвовать даже те подростки, которые не ходят в библиотеку. Может быть, они живут слишком далеко и не могут присутствовать на встречах книжного клуба. Или в то время, когда проходят эти встречи, они заняты другими делами. Возможно, они просто стесняются обсуждать книги лицом к лицу. Дискуссии в интернете не только более доступны, они дают возможность обсуждать книги без привязки к определённому времени. В интернете подростки могут разговаривать о книгах, которые они сейчас читают, задавать вопросы или оставлять комментарии в любое время суток. Такое постоянное обсуждение – отличная возможность не только научиться анализировать и понимать тексты, но и ознакомиться с точкой зрения других читателей.

Обучение навыкам поиска информации

Традиционный вариант: занятия, где подростков учат искать информацию, пользуясь ресурсами библиотеки.

Новый, технологичный вариант: обучающие видеоролики на сайте библиотеки, созданные подростками и библиотекарями.

Преимущества нового варианта: как и в предыдущих двух примерах, видеоролики предоставляют круглосуточный доступ к информации о библиотеке большому количеству подростков. Видео помогает понять, как пользоваться библиотечными ресурсами, например базами данных, именно тогда, когда это необходимо, – например, при работе над домашним заданием. При просмотре видео можно нажать на паузу и попробовать самостоятельно сделать то, о чем рассказывается в ролике; если что-то непонятно, можно пересмотреть отрывок из него. Кроме того, если ролики будут создавать сами подростки, они смогут закрепить свои знания, ведь им придётся досконально изучить, как работают библиотечные ресурсы, и доступным образом объяснить это другим.

Курсы писательского мастерства

Традиционный вариант: группа подростков, которые пишут рассказы, стихи и т. д., встречается каждую неделю в библиотеке.

Новый, технологичный, вариант: подростки используют Твиттер и вики-сайты, чтобы писать и редактировать рассказы, стихи и т. д.

Преимущества нового варианта: проект «Many Voices» («Много голосов»), к примеру, показывает, как интернет может помочь подросткам научиться писать. Этот проект объединил школьников из разных стран, чтобы совместно написать книгу в Твиттере. Каждый класс должен был добавлять к книге главу, составленную из нескольких коротких сообщений. Когда все школы закончили свои главы, работа над книгой перешла на вики-сайт, где все участники редактировали историю и добавляли картинки. Готовая книга была опубликована через сайт Lulu, который помогает авторам самим публиковать свои произведения. Школьники, участвовавшие в этом проекте, работали вместе со сверстниками со всего мира и наблюдали, как день ото дня развивается их проект. Вместе они учились писать и редактировать написанное. Никто не подумал бросить работу: все знали, что конечный результат будет доступен читателям всего мира.

Списки книг

Традиционный вариант: тематические списки книг печатаются и распространяются в библиотеке и в школах.

Новый, технологичный, вариант: сайт с рецензиями и видео, где подростки рассказывают о книгах.

Преимущества нового варианта: публиковать списки книг по темам и другие материалы для молодёжи в интернете дёшево и легко. Не нужно делать ксерокопии списков и распространять их. Если какой-то книги больше нет в библиотеке, её легко убрать из списка, и не придётся выбрасывать устаревшие ксерокопии. Не забывайте, что если списки публикуются в интернете, подростки могут активнее участвовать в их создании. Отличный тому пример – список «Stuff for the Teen Age 2009» («Лучшее для подростков 2009»), опубликованный Нью-Йоркской публичной библиотекой. На протяжении 80 лет библиотека печатала буклет с лучшими молодёжными книгами; сейчас список, а также видео, где подростки рассказывают о самых разнообразных материалах, публикуется в интернете.

Но они же никогда не придут в библиотеку!

Как показывают вышеприведённые примеры, современные технологии позволяют библиотекам предоставлять услуги подросткам, которые никогда бы в библиотеку, возможно, и не пришли. Это может показаться рискованным, потому что раньше предполагалось, что подростки должны сами прийти в библиотеку, чтобы воспользоваться её ресурсами. На самом деле работать исключительно с теми, кто приходит в помещение библиотеки, более рискованно, потому что компьютеры, мобильные телефоны и другие устройства – это инструменты, с помощью которых молодые люди общаются, сотрудничают и участвуют в общественной жизни. Если библиотека не будет пользоваться теми же инструментами, есть риск, что молодёжь будет полностью её игнорировать.

Почему библиотекарям кажется, что виртуальные услуги, которые дают подросткам возможность пользоваться библиотекой, даже не приближаясь к ней, – опасны? Этому есть несколько причин.

•  Библиотекари полагают, что администрация, коллеги и общественность не одобрят новые программы и услуги, потому что нет статистических данных, подтверждающих их популярность. Здесь важно понимать, что интернет позволяет собирать различные данные о пользователях. Например, если для обсуждения библиотечных программ используется Фейсбук, можно посчитать, сколько подписчиков у библиотечной страницы и сколько человек участвует в обсуждениях.
•  Библиотекари неуверенно себя чувствуют с новыми технологиями. Если это так, то им предстоит освоиться с ними, чтобы эффективно работать с молодёжью. Например, попросите подростков научить вас пользоваться каким-либо инструментом или дайте им возможность самим организовать виртуальный сервис, оставив за собой роль наставника и руководителя. Необязательно разбираться во всех тонкостях новых технологий, чтобы использовать их в молодёжных программах. Имеет смысл рискнуть и попробовать научиться у подростков уже в процессе работы. Молодые люди чувствуют собственную важность и нужность, когда помогают библиотекарю овладеть технологией. В свою очередь, библиотекарь может задавать подросткам вопросы, которые позволят им самим лучше понять, как работает инструмент, и проговорить вслух свои мысли. В такой ситуации все участники процесса учатся чему-то новому.
•  Библиотекари считают, что эффективно работать можно, только реально общаясь с подростками. На самом деле есть множество примеров успешного сотрудничества и конструктивного взаимодействия в социальных сетях. Например, на сайте Goodreads есть активные группы, где подростки и библиотекари вместе обсуждают книги – так же, как в реальном книжном клубе.
•  Библиотекари думают, что подростки будут пользоваться только интернет-сервисами и никогда не придут в библиотеку. Такое может случиться. Но ведь есть подростки, которые не приходят в библиотеку и сейчас, когда упор делается на личное общение. Так почему бы не ввести услуги для тех, кто в противном случае не будет пользоваться библиотекой вообще?
• Представьте себе, что вы открываете ещё один филиал библиотеки – виртуальный. Когда подростки контактируют с библиотекой в интернете, они, в определённом смысле, приходят в библиотеку. Это просто ещё один способ стать читателем библиотеки. Наконец, если подросткам понравится пользоваться библиотекой через интернет, возможно, они когда-нибудь придут в неё лично. Если у них не будет никакого опыта общения с библиотекой, они не будут знать, что она может оказывать положительное влияние на их жизнь, – тогда вероятность, что они придут в неё, значительно меньше.

Важно также помнить, что бывают программы, в которых можно участвовать и в интернете, и лично. Например, библиотека может спонсировать кинофестиваль, где покажут книжные трейлеры, созданные подростками для библиотечного сайта. На фестиваль придут создатели видеороликов, любители кино и книг, и, возможно, некоторые из них станут посетителями библиотеки именно потому, что им понравились буктрейлеры.

Библиотеки должны быть там, где молодёжь. Сегодня молодёжь обитает в интернете, в мобильных устройствах, смартфонах, ридерах и портативных игровых консолях. Библиотекари должны не бояться риска и осваивать эти пространства вместе с подростками. И это даже не будет рискованно. Обеспечивать подросткам доступ к библиотечным ресурсам в привычной для них среде – это не риск, это просто хорошая работа.

Фильтры уменьшают риск?

В некоторых учреждениях фильтры помогают снизить риски, связанные с новыми технологиями. Идея такова: если ограничить подросткам доступ к интернету, они не увидят ничего «плохого» и, следовательно, будут в безопасности. В действительности, если фильтровать контент из интернета в стенах библиотеки, риск будет больше, чем если вы предоставите подросткам неограниченный доступ к интернет-ресурсам. Почему? Потому что у подростков не будет возможности столкнуться с опасным или пугающим контентом в присутствии людей, которые могут объяснить, почему именно данный контент может быть опасен или нежелателен для просмотра. Нужно, чтобы библиотекари, учителя и родители были готовы разговаривать с подростками о плюсах и минусах новых технологий.

Подросткам нужно иметь возможность открывать для себя интернет, находясь в безопасной среде. Но иногда бывает невозможно полностью обойтись без фильтров в библиотеке. Что делать тогда?

• Добейтесь от администрации и IT-отдела разрешения управлять процессом фильтрации, чтобы вы могли, к примеру, выключать программу-фильтр при работе с конкретными подростками, которые нуждаются в более полной информации.
• Объясните подросткам, почему доступ может быть ограничен и что нужно знать, когда пользуешься компьютером без фильтра. Поговорите с ними о безопасности в интернете; уделите внимание настройкам приватности в социальных сетях и способам оповещения взрослых при обнаружении нежелательного контента.
• Подготовьте для подростков материалы о безопасности в интернете. Например, сделайте серию обучающих видео о том, как работают настройки приватности в Фейсбуке, почему важно ими пользоваться и как это делать наиболее эффективно.
• Поговорите с коллегами, администрацией, родителями и IT-отделом о рисках, связанных с ограничением доступа к интернету. Ознакомьте их с последними исследованиями поведения подростков в интернете: действительно ли неограниченный доступ к интернету наносит им вред?
• Ознакомьтесь с местными и федеральными законами (и обсуждающимися законопроектами) о доступе к социальным сетям и интернету в библиотеках и школах. Например, в октябре 2008 года Конгресс США принял закон, обязывающий школы проводить курсы безопасности в интернете. Многие штаты приняли похожие законы. Ссылаясь на подобные законы, вы можете выступать за неограниченный доступ к интернету в школах и библиотеках, потому что крайне сложно рассказывать о безопасности в интернете, когда доступ к потенциально опасным материалам заблокирован.

Библиотекари думают, что контент-фильтры обеспечивают подросткам безопасность, но это ложное чувство безопасности. В библиотеке, где доступ к интернету ограничен, вы не видите, как они сталкиваются с проблемной информацией, не слышите, как они обсуждают опасные сайты. Вы не можете поговорить с ними о том, чего в библиотеке нет. Таким путём невозможно научить подростков разумно и осторожно вести себя в киберпространстве. Вместо этого лучше обеспечить им доступ к проблемным ресурсам и не бояться обсуждать то, что они видят и делают в интернете. Дайте подросткам шанс задать свои вопросы о технологии по мере её использования. (вряд ли подростки будут с библиотекарем обсуждать плохие сайты – степень доверия не та).

Не оставаться в стороне

Трудно переоценить значимость новых технологий для эффективной работы с молодёжью. Они нужны ещё и для того, чтобы быть в курсе всего, что происходит в молодёжной среде. В октябре 2009 года школьный библиотекарь М. К. Игл писала в блоге YALSA:

«Только представьте, что вы можете пропустить важное событие, если оно организуется и планируется в социальной сети, где вы не зарегистрированы. Для нас, работников библиотек, это тревожный звонок. Если ваш округ, школа или филиал библиотеки запрещает использовать социальные сети, вы многое упускаете».

Например, библиотекари, которые не зарегистрированы в соцсетях, могли не знать, что Нил Гейман написал совместно с «Би-би-си» и пользователями Твиттера рассказ, который затем стал аудиокнигой. Для библиотекарей это была отличная возможность помочь читателям связаться с любимым автором в социальной сети. Точно так же библиотекари, не пользующиеся соцсетями, могут не знать, что издательства и книжные магазины регулярно раздают книги и другие призы через Твиттер. В ноябре-декабре 2009 года YALSA раздавала студентам библиотечных школ бесплатные билеты на мероприятие «Games, Gadgets and Gurus», проходившее во время зимней конференции Американской библиотечной ассоциации. Чтобы получить бесплатный билет, нужно было всего лишь сделать репост записи. Те, кто не был зарегистрирован в Твиттере, упустили прекрасную возможность посетить мероприятие бесплатно.

Внедрять новые технологии в библиотечное обслуживание может быть рискованно. Однако не менее рискованно этого не делать. Игнорируя новые технологические возможности, вы рискуете снизить качество предоставляемых программ и услуг и эффективность вашей работы. Лучше рисковать, действуя, чем рисковать, бездействуя. Подростки откликнутся, и ваши услуги улучшатся.

Перевод Ирины Соколовой

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18