Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежный опыт
Публикации Неплохо посоветоваться с зарубежными коллегами

Неплохо посоветоваться с зарубежными коллегами

Несколько лет назад вышла книга «Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт». Изданная небольшим тиражом, она оказалась недоступной многим специалистам, которым было бы полезно сопоставить собственный опыт с работой американских коллег. Это побудило редакцию в интервью с одним из составителей и редактором книги Раисой Зиновьевной Пановой привлечь внимание к наиболее значимым для российской практики моментам в обслуживании подрастающего поколения.

Л.М. Инькова. Раиса Зиновьевна, вы известны библиотечной общественности не только как признанный специалист, но и как переводчик ставшей весьма читаемой и популярной в нашей стране книги Б. Ашервуда «Азбука общения». Чем привлекло вас и вашего соавтора В.П. Чудинову создание сборника «Библиотечное обслуживание детей и юношества: американский опыт». Ведь, судя по многоплановому содержанию, сформировать его было совсем непросто?

Р.З. Панова. Эта книга является, на мой взгляд, первой в России, освещающей международный опыт библиотечного обслуживания детей и молодежи. Здесь отражены теоретические положения и практическая деятельность по решению проблем библиотечного обслуживания молодежи в одной из самых продвинутых в этом вопросе стран.

Почему мы обратили внимание именно на этот опыт, на эту страну?

Думаю, дело в том, что очень совпали отношение американских специалистов и мое к библиотекам и библиотечному обслуживанию. И они, и я рассматриваем, в первую очередь, библиотеку как социальный институт, столь же необходимый обществу, как школа, армия, полиция. Социальная значимость библиотеки должна в полной мере быть осознана самими библиотекарями, и идея эта донесена ее специалистами до самого общества. Ибо библиотека, особенно обслуживающая детей и молодежь, держит в своих руках определенным образом судьбу своей страны и ее будущее.

«Как нация, мы выглядим парадоксом нашей собственной деятельности. Мы создали экономику, которая нуждается в грамотных, технически обученных и умеющих принимать на себя обязательства работников, и одновременно мы воспроизводим многих молодых людей – полуграмотных или функционально неграмотных, не способных к критическому мышлению, не умеющих работать с современной техникой, тех, кому присущ деструктивный образ жизни. И тех, кто отчужден от социального потока жизни». Это цитата из «Положения по подготовке молодежи к ХХI веку» Совета Карнеги по развитию молодежи,1989 года (С.57), приведенная в свое время в документах, подготовленных Американским библиотечным сообществом к конференции по библиотечному и информационному обслуживанию в Белом Доме, привлекла меня глубоким анализом ситуации, нелицеприятным выводом и четко прослеженной связью между печальным состоянием грамотности в среде молодых людей и угрозой современному обществу. И второй немаловажный момент вызвал мой интерес к упомянутым документам – тот факт, что библиотечная конференция (уже вторая) должна была состояться в Белом Доме, что, по-моему, свидетельствует об авторитете библиотек в США.

Вместе с В.П. Чудиновой мы разыскали и перевели материалы, предназначенные для этой конференции. В свое время они были опубликованы в журнале «Библиотекарь». С тех пор я старалась отслеживать все, что можно было найти в печати, а позднее в Интернете о библиотечном деле в США. И чем больше я погружалась в реалии библиотечной жизни этой страны, тем больше восхищалась практикой их работы, основанной на неизменном уважении к личности своего пользователя, глубиной и бесстрашием анализа их деятельности, теоретическими поисками и тесной связью библиотечной науки с философией, социологией, психологией, в том числе возрастной, что придавало их аргументации убедительность, твердую основу и весомость, независимо от того, к кому обращались библиотекари.

Уважение к личности, гражданская позиция, немедленная реакция на изменения в обществе, активное использование и продвижение новейших средств доставки информации, увязка теоретических положений с практикой своей деятельности, стремление к кооперации библиотек различных уровней, осознание своего предназначения и миссии библиотеки как одного из важнейших социальных и образовательных институтов общества способствуют формированию у библиотечных специалистов Америки чувства высокой ответственности, самоуважения и активной жизненной позиции. Во многом этому же способствует поддержка общества, законодателей и органов управления на местном и федеральном уровнях.

Американские библиотекари всегда чувствуют тесную связь с обществом и местным сообществом. В своей работе они выделяют как основное направление пиар-деятельность, целенаправленно адресуя ее органам управления, местным и федеральным общественным организациям, бизнесу и СМИ. Уже много лет Американской библиотечной ассоциацией совместно с Национальным комитетом книги проводится по всей стране Национальная неделя библиотек. Основной целью Недели является формирование в обществе положительного имиджа библиотек, информирование общества о миссии библиотек, их возможностях, ресурсах и их деятельности, направленной на обеспечение населению доступа к информации, образованию и формированию активной личности граждан. В качестве примера приведу цели и акции Национальной недели библиотек 1996-1997 годов, непосредственно связанных с молодежью. «Цель кампании: расширить осведомленность общества, усилить общественное понимание и поддержку ключевой роли библиотек, помогающих детям и молодежи жить и учиться в сегодняшнем информационном обществе…Основные акции: Национальная неделя библиотек; Месячник школьных библиотек; День правовой защиты библиотек, Вашингтон; День подготовки и обучения формам и методам защиты, май 5; Встреча с законодателями, май 6». (С. 99-119).

Движение библиотек и общества навстречу друг другу является основой для развития как самого общества, так и эффективного инструмента этого развития – библиотек.

В названном сборнике мы поместили ряд документов, разработанных Американской библиотечной ассоциацией прогностического и теоретического характера.

В те годы, когда мы с моим соавтором готовили эту книгу, у нас в стране также велась работа по правовому обеспечению деятельности библиотек, по разработке концепций их деятельности в ХХI веке. И мы очень надеялись, что концептуальные, программные и методические документы заинтересуют наших коллег в России и при определенной адаптации к российским условиям они могут стать полезными в их теоретической и практической деятельности.

Л.И. Обслуживание молодежи в библиотеках США имеет хорошую законодательную, юридическую, выраженную в форме документов основу. Что в этом плане заслуживает особого внимания отечественных специалистов?

Р.П. Несколько слов о законодательной базе по библиотечному делу в целом. В Штатах первый федеральный закон «Акт о библиотечном обслуживании» появился еще в 1956 году и был подписан Президентом Эйзенхауером. Затем последовал еще ряд законодательных актов, дополняющих первый из них. Что характерно для законодательной базы в США? Принятые документы предусматривают обязательное финансирование тех или иных аспектов деятельности. Законодательный акт распространяется, как правило, не только на публичные библиотеки, но и на школьные. Во многом библиотечное обслуживание детей, подростков, юношества регламентируется документами, разработанными Американской библиотечной ассоциацией (АБА), в состав которой входят Ассоциации библиотечного обслуживания детей, юношества, школьных библиотек. Ассоциацией библиотечного обслуживания юношества созданы и регулярно модернизируются стратегические документы: Миссия ассоциации, Программные цели, стратегические планы развития обслуживания детей и молодежи в ХXI веке, квалификационные требования к библиотекарям, обслуживающим молодежь под названием «Молодежь заслуживает всего самого лучшего». Ежегодно разрабатываются документы по проведению Недели юношеского чтения. Это не только методические материалы, но и плакаты, постеры, различного рода рекламные материалы с девизом Недели. Подготовка идет почти год. Проводятся социологические опросы, в том числе и в Интернете. Устанавливается контакт со всеми заинтересованными учреждениями, фирмами, СМИ и т.п. Создается оргкомитет, определяется финансирование из средств АБА, спонсоров и меценатов на издание материалов АБА и отчетов лучших библиотек, занявших призовые места, на призы библиотекам, библиотекарям, пользователям. (С.207-230)

Л.И. Что бы выделили вы из эффективных методов работы с молодежью, применяемых в библиотеках США, вполне пригодных и в российской практике, но почему-либо не утверждающихся или используемых крайне редко?

Р.П. Прежде всего, хочу отметить, что по мнению американских библиотекарей, работа с подростками требует значительных усилий, внимания и высокого уровня образованности и определенных морально-этических качеств. При опросе американские ребята признавали, что библиотекари должны быть более открытыми, доброжелательными и готовыми дать ответы на их наболевшие вопросы, своего рода гуру, если хотите. (С.119-127;128-137).

Говоря о формах работы, я бы назвала уже упомянутую выше Неделю юношеского чтения.1 А вообще следует сказать, что арсенал форм и методов работы и в России довольно обширный, и опыт работы по определенным программам накоплен более чем значительный. Разница в том, что американские библиотекари, разрабатывая ту или иную программу массового характера, учитывают мнение своего пользователя, что дает им возможность привлекать молодых людей к организации конкретного действа. К особенностям следует также отнести тот факт, что предпочтение отдается не отдельным мероприятиям, а тщательно разработанным программам, включающим серию повторяющихся в течение нескольких лет акций, правда, меняющих ежегодно тематику и девизы. Например, в ходе подготовки к Неделе организуются дискуссионные группы, проходят вечерние кино- видеопросмотры (совместно со взрослыми), тематические вечера, ночи ( например, ночь любителей фантастики), организуются обеды и ланчи для любителей по определенной теме.

Л.И. Что лично вам было особенно интересно в работе над сборником и что бы вы хотели, чтобы поскорее было творчески перенесено на российскую почву?

Есть ли у вас ощущение, что идеи наших американских коллег постепенно воспринимаются и помогают полнее и квалифицированнее удовлетворять запросы молодой, очень требовательной аудитории? Или мы идем своим путем, и американский опыт американских нам не совсем подходит?

Р.П. Прошли четыре года после выхода в свет сборника (правда, он издан очень скромным тиражом – всего 300 экз.), но хочется верить, что он не остался не замеченным специалистами.

В работе над таким многопрофильным материалом возникла проблема, что же положить в основу отбора материалов? И я решила по библиотечному обслуживанию молодежи раскрыть, насколько возможно, тему « взаимодействие библиотеки и общества», деятельность американских библиотекарей по формированию и поддержанию в обществе благожелательного отношения к библиотечному делу. Эта тема волновала меня всегда, еще с того момента, когда я прямо по главам изучала книгу С. Блэка «Паблик рилейшнз. Что это такое?»2. А затем написала статью, первую в библиотечной прессе России по данной теме. Заниматься же ею вплотную тогда не пришлось, были другие задания, но время от времени я сталкивалась с этой темой, поскольку связанная с ней деятельность стала занимать все больше места в жизни российских библиотек. Теперь-то все понимают, что именно отношение общества, общественных организаций и органов ее представляющих все больше влияет на деятельность библиотек. В Штатах каждая библиотека, так или иначе, занимается пиаром. Библиотеки создают Советы читателей, Библиотечные Советы для связи со своим местными сообществом, для увеличения финансирования и проведения различных акции в своих городах и населенных пунктах. В письмах ко мне моя американская коллега пишет: «Наш Совет состоял из 9 человек, его членами являлись представители всех слоев нашего сообщества: инженер, два библиотекаря, специалист по компьютерам, профессор экономики, бухгалтер, школьный учитель, домохозяйка, профессор по средствам коммуникации». Кстати, эти люди за 9 лет собрали миллион долларов и построили у себя в небольшом городке новое здание библиотеки. (С.243-250)

Трудно переоценить значение для США деятельность Американской библиотечной ассоциации, старейшей и наиболее профессионально опытной организации в мире. Она охватывает все типы библиотек, попечителей и всех, кто заинтересован в развитии библиотечного дела в стране. На начало 2002 года ассоциация насчитывала около 64 тыс. индивидуальных и коллективных членов. Ее основатель Мелвилл Дьюи на первой конференции сказал: «В течение всех будущих времен 1876 год будет рассматриваться как наиболее значительный год в истории библиотек, год, в котором библиотекарь заявил о себе и получил из рук общества свое место среди других профессий». Деятельность Ассоциации крайне многогранна, ее структура, история, связи и контакты, цели, задачи и их реализация рассмотрены в данном сборнике в общем виде. В качестве примера приведу пять ключевых направлений деятельности, которые Совет АБА определяет как руководящие принципы приложения энергии и ресурсов:

Диверсификация (многообразие);
Образование и непрерывное обучение;
Равноправные условия доступа;
Интеллектуальная свобода;
Грамотность ХХI века.

Особо остановлюсь на последнем пункте «Грамотность ХХI века».(С. 168-194), хотя все заслуживает внимания читателя: «АБА стимулирует и помогает библиотекам в развитии у детей и взрослых необходимых для них навыков – умении читать и пользоваться компьютером, а также в формировании понимания того, что способность находить и эффективно использовать информационные ресурсы – это главное в мировом информационном обществе».

В России библиотеки только начинают работать в условиях гражданского общества, и долгий путь американских библиотек, их успешный опыт деятельности, установления контактов в этих условиях, на мой взгляд, будет высоко оцениваться и творчески использоваться в библиотечном обслуживании молодежи нашей страны.



1 Панова Р.З. Неделя юношеского чтения в США: пути активизации чтения подростков.// Школьная библиотека. 2005. –№7. –С.44-47.

2 Сэм Блэк. Паблик рилейшнз. Что это такое? –М.:1990 –239 с.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17