Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина: Система взаимодействия библиотек – необходимое условие информационной поддержки молодежи

Система взаимодействия библиотек – необходимое условие информационной поддержки молодежи1

И.Н. Тябутова,
директор Иркутской областной юношеской библиотеки

Современная инфраструктура Иркутской области пока недостаточно ориентирована на удовлетворение всего спектра информационных потребностей молодежи, особенно тех ее представителей, которые живут в отдаленных районах.

Главная задача, стоящая перед Иркутской ОЮБ, – методическое обеспечение библиотек области по проблемам библиотечного обслуживания молодежи.

Обозначив основные цели и задачи, определив приоритеты областной юношеской библиотеки, мы выделили ведущие направления, не дублируя работу других областных библиотек, но координируя ее с ИОГУНБ им. Молчанова-Сибирского, ОДБ им. Марка Сергеева и областной библиотекой для слепых.

Молодежь области обслуживает 812 муниципальных библиотек, входящих в 46 библиотечных объединений. В них сегодня действуют 2 юношеские библиотеки, открытые в последние годы в крупных городах – Усть-Илимске и Тайшете; 8 молодежных культурно-информационных центров, которые образовались на базе библиотек-филиалов, специализируясь по работе с молодежью и становясь по сути методическими центрами по этой проблеме для своих объединений.

Открытие информационно-консультационных служб для молодежи в муниципальных библиотечных объединениях помогает активизировать работу с юношеством и сделать ее более планомерной и комплексной. Интересно, что инициатива создания таких молодежных структурных подразделений исходит от территорий: ее проявляют либо директора ЦБС, либо руководители органов культуры. Они обращаются в областную юношескую библиотеку, которая оказывает помощь в создании проектов, в разработке учредительных документов (финансовую поддержку оказывают Департамент культуры и архивов Иркутской области и местные власти). Постановлениями глав администрации утверждается факт открытия на территории юношеской библиотеки или центра, выделяются дополнительные штатные единицы.

Каждая такая библиотека вскоре становится привлекательной для молодежи муниципального образования и, что не менее важно, объединяет вокруг себя те организации, которые работают с молодежью. В нашем регионе, несмотря на то, что библиотечные объединения находятся примерно в равном материальном положении, а потребности молодежи во многом идентичны, подходы к организации работы этих библиотек совершенно разные. Создаются и реализуются различные проекты, повышающие социальную значимость и престиж этих библиотек в профессиональной среде региона.

В основе методического обеспечения работы библиотек лежит аналитическая деятельность. Мониторинг позволяет принимать методические решения, направленные на совершенствование библиотечно-информационного обслуживания.

В последние годы приоритетом стала проблема информационной компетентности молодого поколения области. Библиотечным специалистам отчетливо виден дисбаланс между уровнем информационной культуры личности и современными информационными возможностями. Молодые пользователи библиотеки зачастую не умеют понять смысла прочитанного, выделить из объёма информации её суть. Между тем, восприятие информации подразумевает её анализ, осмысление и переработку. В результате только пятая часть молодых пользователей удовлетворена получаемой информацией, к которой молодые люди предъявляют сегодня требования оперативности, полноты, свободы и комфортности доступа. Одной из основных причин данного явления можно назвать неразвитость информационной инфраструктуры, недоступность и невысокое качество имеющихся информационных ресурсов.

Сегодня библиотеке приходится конкурировать с коммерческими фирмами, которые настойчиво стремятся прибрать к рукам бизнес в информационной сфере (это общемировая тенденция). Но как показывает практика, если библиотеки проявляют мобильность, динамичность, они успешно адаптируются к новым условиям. Причем, у библиотек есть преимущества: традиции библиотечного обслуживания, знание психологии юношеского возраста, ответственность за предоставляемую информацию и др. В развитии информационных и библиотечных услуг библиотеки должны делать акцент именно на применение адекватных форм предоставления информации молодым пользователям.

В Иркутской ОЮБ в 2007 году разработана целевая программа «Система информационного обеспечения социализации молодежи Приангарья (2008–2010 гг.)», одобренная методическим советом и советом директоров областных библиотек Иркутской области. Целью программы является содействие формированию информационной компетентности молодежи Прибайкалья посредством создания условий свободного доступа ко всем видам знания и обучения навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работе с информационными технологиями.

В методической работе, в первую очередь, важно повышать профессиональную компетентность сотрудников муниципальных библиотек, учить их информационным основам. Здесь областной юношеской библиотекой проводится целый комплекс мероприятий:

• Project Harmony Inc.
• семинары по соглашению
• индивидуальные стажировки
• методические выезды сотрудников ОЮБ

Эффективной формой профессионального образования мы считаем творческие лаборатории. Они позволяют более глубоко проникнуть в тему: не только слушать доклады, проводить обмен опытом, но и предлагать интерактивные формы обучения (ролевые игры, моделирование ситуаций и поиски путей решения, мозговые атаки, деловые игры и т.д.) – все это оживляет обучение, делает его творческим. Первая лаборатория прошла в 2002 году в Усть-Илимске на базе городской библиотеки для юношества и молодежи по теме «Молодежь ХХI века: ценности, интересы, проблемы». Она состоялась в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России». Её участниками стали руководители и специалисты юношеских структурных подразделений из 24 централизованных библиотечных систем области.

Самый удачный проект последних лет – проведение ежегодной акции единого действия на всей территории области. Успех столь масштабного мероприятия невозможен без четко продуманной стратегии. Поэтому на очередной областной творческой лаборатории была определена форма реализации – Областной молодежный информационный марафон – и спланированы этапы и сроки подготовки, детально разработаны акции. Применение интерактивных методик обучения позволило каждому участнику лаборатории взяться за выработку креативных идей на своей территории. Были предусмотрены и минимизированы «подводные камни» мероприятий, проанализирована социальная эффективность акций и значимость для самих библиотекарей, для целевой аудитории (молодежи) и всех жителей, администрации поселений.

Впервые одновременно во всех муниципальных библиотеках Иркутской области (это длилось целый месяц) состоялись информационные акции для молодежи «Библиотеки – молодым!» (ОМИМ). В библиотеках области проведено свыше 70 крупных мероприятий; не менее 5000 молодых людей узнали о возможностях библиотек области.

В проведении марафона ежегодно принимает участие около 20 территорий Иркутской области (гг. Саянск, Усолье-Сибирское, Нижнеудинск, Усть-Илимск, Зима, Тулун, Бодайбо, а также Ангарский, Заларинский, Куйтунский, Качугский и другие районы).

Задача знакомства молодежи с информационными ресурсами библиотек региона решалась по-разному. Мероприятия марафона отличались многообразием форм и тематикой: дни информации, день абитуриента, день призывника, дни молодежной периодики, обзоры ресурсов Интернета для молодежи, социально-психологические тренинги и деловые игры, читательские конференции, презентации молодежных изданий, обзоры литературы, литературные вечера по творчеству молодых авторов России.

Мы понимаем, что важно развивать технологии, применяемые в образовательных методиках. Планируется создание целой серии медиаобразовательных электронных продуктов. Уже выпущен и, надеемся, будет активно востребован в работе электронный самоучитель «Основы информационных знаний». Данное издание включает цикл слайд-лекций с текстовым и звуковым сопровождением. Оно может быть использовано читателями для самостоятельного изучения основ информационной культуры. Мы старались сделать предлагаемый материал максимально наглядным, доступным и понятным молодому читателю, выбрав такую форму методического пособия, как самоучитель. Содержание диска сформировано таким образом, что и библиотекари найдут там методическую помощь в организации занятий по информационной культуре. Всего в библиотеках Иркутской области в ходе марафона было проведено более 1000 занятий по формированию информационной культуры и повышению значимости информационных знаний для 20 тысяч подростков области, что составляет 7,6% общего количества молодых жителей Приангарья.

Нашими надежными партнерами выступили общественные организации, молодежные клубы, образовательные заведения, администрации муниципальных образований. И как многие наши крупные проекты, ОМИМ был интересен Агентству по молодежной политике Иркутской области, который оказал организационную и финансовую поддержку. Рассчитываем сделать акцию ежегодной.

Усилия библиотек Иркутской области по формированию информационной компетентности молодых жителей Приангарья послужат залогом процветания нашего региона. Ведь бесспорно, что информационное образование молодежи как качественную и результативную систему смогут выстроить только корпоративные проекты на базе муниципальных библиотек.

Именно выбранная форма – акция единого действия – имела ожидаемый социальный эффект. Возможно, нужен федеральный проект, который позволит позиционировать библиотеки, работающие с молодежью, как мощный и необходимый субъект информационного рынка и не даст им оказаться на его периферии.

В сложившихся условиях библиотечные учреждения области могут активизировать свою деятельность не только в проведении обучающих мероприятий по формированию информационной культуры, но и развивать информационные ресурсы по проблемам молодежи. Юношеские библиотеки создают проблемно-ориентированные и тематические БД, которые содержат библиографическую информацию по широкому кругу тем: молодежная политика, молодежное движение, духовная жизнь молодежи и ее ценностные ориентиры, профилактика правонарушений и т.д. Например, в Иркутской ОЮБ ведутся БД «Молодежь России», «Молодежь Приангарья». БД «Молодежь Приангарья» – своеобразная современная летопись жизни молодежи нашего региона. На основании ее впоследствии формируется библиографический указатель «Молодежь Приангарья». Наша библиотека участвует в региональном корпоративном проекте по аналитической росписи статей «ИРАБИС», которая объединяет информационные ресурсы всех крупнейших муниципальных библиотечных систем Приангарья. В ближайших перспективных планах – присоединение к одному из общероссийских корпоративных проектов по аналитической росписи статей и создание виртуальной библиографической службы.

Одной из главных составляющих информационных ресурсов библиотеки до недавнего времени была библиографическая продукция (указатели, списки, каталоги и т.д.). Постепенно читатель приучает нас отходить от чисто библиографических форм обслуживания. Нынешнему очень занятому пользователю нужен иной информационный продукт. Вот почему одной из приоритетных задач библиотек мы считаем знакомство молодых читателей с новыми технологиями и методиками, навыками информационного самообслуживания.

Мы начинаем развивать виртуальные службы. Одна из них «Планета «Молодая семья» уже существует на сайте библиотеки. Там есть концентрированная информация, освещающая государственную молодежную политику, есть подсказки для решения социально-бытовых вопросов; на сайте психологи будут проводить адресные консультации. Кроме того, там будет размещен большой объем полезной информации сопутствующего характера, например, как отмечать свадебные юбилеи, кто такие деверь, золовка, свояк и другие родственники, как правильно оформить документы на новорожденного, приведены адреса социальной, психологической и юридической помощи.

Современная библиотека, ориентированная на потребности общества, для своего выживания и успешного решения важных вопросов должна активно апеллировать к общественному мнению. Социальное партнерство должно получать всемерное развитие.

Партнерство библиотек может заключаться в распределении тематики и взаимных ссылок на web-представительствах областных юношеских библиотек. Помощь муниципальным специалистам мы планируем оказывать в рамках Виртуального методического объединения библиотек, работающих с молодежью Российской государственной юношеской библиотеки.

Известно, чтобы стать сильнее, надо объединить усилия. Помощь коллег стократ увеличивает наши возможности. Мы постоянно отслеживаем опыт библиотек России. Территориально мы ближе к Бурятии, тесно сотрудничаем не только с юношеской библиотекой, но и с научной и, конечно, с Восточно-сибирской государственной академией культуры и искусства. Часто советуемся с юношескими библиотеками Белгорода, Ставрополя, научными Читы, Хабаровска; вместе решаем организационно-управленческие вопросы, ищем лучшие методические решения. По возможности, участвуем во всероссийских и межрегиональных профессиональных мероприятиях.

 

Примечания

1 Данная статья написана по выступлению автора на Общероссийском научно-практическом семинаре «Библиотека. Информация. Молодежь» (Иркутск – Улан-Удэ, авг. 2008)

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17