Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба Республики Марий Эл: Юношеская библиотека как центр поддержки русского языка и чтения

Юношеская библиотека как центр поддержки русского языка и чтения

Татьяна Валерьевна Ленкова,
зав. сектором аналитики и инноваций
Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба Республики Марий Эл

Объявление Президентом РФ В. Путиным 2007 года Годом русского языка дало сотрудникам библиотеки прекрасную возможность акцентировать внимание читателей на роли русского языка и чтения в развитии межнационального общения, сохранении культурной и духовной самобытности России.

Содействовать продвижению книги, чтения в юношескую среду – цель разработанной РЮБ программы «Дружите с книгой». Проведенные в ее рамках мероприятия были направлены на развитие профессиональных коммуникаций, культуры диалога с читателями, создание условий для актуализации творческих процессов чтения.

Юношеская библиотека выступила организатором II Молодежных чтений «Русский язык и чтение в социокультурном развитии личности». Они были посвящены Году русского языка и Году молодежи в Приволжском федеральном округе. Чтения состоялись 30 октября 2007 года и, безусловно, стали событием в культурной жизни республики.

Оргкомитет Молодежных чтений провел большую подготовительную работу: информационные письма и приглашения поступили к руководителям и ведущим специалистам библиотек, обслуживающих юношество, библиотек образовательных учреждений, представителям системы образования, науки, культуры и средств массовой информации, общественных организаций. Учитывая многоаспектность темы, организаторы предложили для выступлений следующие блоки:

• Русский язык и чтение в развитии межкультурной коммуникации;
• Образ современного читателя;
• Чтение, информационная культура и читательская компетентность;
• Чтение и языковая культура личности;
• Приобщение к чтению: успешные технологии.

Чтения ставили своей задачей, прежде всего, максимально полно ознакомить с инновационным опытом библиотек, обслуживающих молодежь; популяризировать новые программы продвижения и развития чтения; объединить усилия библиотекарей, педагогов, общественности, сотрудников СМИ для поднятия престижа русского языка и чтения как культурных ценностей.

Открыл II Молодежные чтения заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл С.П. Домрачев.

Ведущие специалисты Национальной библиотеки им. С.Г. Чавайна, РЮБ им. В.Х. Колумба, Научной библиотеки МарГУ, Муниципального учреждения культуры «ЦБС г. Йошкар-Олы», библиотеки Центра образования №18 г. Йошкар-Олы, библиотеки-филиала №1 г. Волжска, Центральной библиотеки Сернурской ЦБС, а также студенты историко-филологического факультета и факультета культуры и искусств МарГУ в докладах затронули широкий спектр проблем, касающихся формирования языковой культуры личности, информационного мышления, читательской и культурной компетентности молодого человека. Большой резонанс вызвали выступления участников I Съезда школьных библиотекарей, II Форума молодых библиотекарей России.

Сообщения библиотекарей имели практическую ценность, поскольку опирались на проведенные исследования, организацию выставочной работы, акции и конкурсы, опыт дискуссионных, диалоговых форм приобщения юношества к книге и чтению. Библиотечная общественность узнала об успешно реализованных проектах, в том числе и партнерских, способствующих развитию отечественных традиций чтения и утверждению ценности русского языка как национального достояния России.

Программа Чтений включала также подготовленную сотрудниками юношеской библиотеки электронную презентацию выставки «Шедевры музыкального искусства», которая продемонстрировала новые возможности библиотеки для раскрытия фонда и создания среды, помогающей развивать творческий потенциал молодежи.

На Чтениях присутствовали специалисты не только городских, но и районных, сельских библиотек, которым это мероприятие дало новую возможность поделиться опытом и повысить свою квалификацию. Приятно отметить, что увеличилось число заинтересованных докладчиков, которые выступили по рекомендации своих коллег, принимавших участие в I Молодежных чтениях «Время читать». Так, инициативу юношеской библиотеки поддержала и своим примером вдохновила многих библиотекарей преподаватель факультета культуры и искусств Марийского государственного университета Т.А. Петрова, 40 лет отдавшая служению библиотечному делу, к авторитетному мнению которой прислушиваются библиотечные специалисты республики.

Удивить общением с книгой, сделать его событием – эта идея объединяет конкурсы на лучшего читателя, которые проводит Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба. Каждый из них, безусловно, имеет свои особенности.

«Будьте Колумбами! Открывайте хорошие книги в океане незначительных», – эти слова Д.С. Лихачева не случайно стали девизом конкурса «С книгой по жизни». В рамках программы «Дружите с книгой» этот конкурс продолжил работу по формированию творческого отношения к чтению, развитию мотивационного потенциала юношества.

Организаторы конкурса стремились, прежде всего, показать ценность чтения для развития личности. Не менее важным представлялось формирование ценностного отношения к русскому литературному языку. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

• стимулирование читательской активности, включенности юношества в книжную культуру;
• повышение культуры чтения, сближение свободного и обязательного чтения юношества;
• раскрытие возможностей русского литературного языка для культурного ориентирования и самореализации личности; развитие творческих способностей и культуры речи юных читателей;
• выявление и поддержка талантливых и активных читателей книг.

Методические материалы по данному конкурсу (Положение о конкурсе, анкеты и рекомендации для его участников, страничка Дневника чтения с вопросами по содержанию литературно-художественного произведения и творческими заданиями, активизирующими предтекстовую и послетекстовую читательскую деятельность) подготовлены с учетом опыта проведения конкурса «Читать престижно!», объявленного РЮБ им. В.Х. Колумба в 2006 г.

Конкурс «Читать престижно!» был первым шагом на пути раскрытия ценности взаимоотношений читателя и художественного текста. Молодым людям в возрасте от 14 до 25 лет была предоставлена возможность по-новому рассказать о прочитанной книге. Каждый участник получил личную страничку Дневника чтения с условиями конкурса, вопросами по содержанию литературно-художественного произведения и творческими заданиями, а также буклет со списком литературы «Конкурсная тридцатка» (конкурс проводился в год тридцатилетия со дня основания РЮБ).

Разрабатывая методические материалы, организаторы конкурса учли опыт коллег из Новосибирской областной юношеской библиотеки по проведению подобных творческих состязаний и ознакомились с технологией читательского развития «Дневник чтения», предложенной в проекте Британского Совета – читательском конкурсе «TeenRead» («Чтение для подростков»).

Юные читатели выступили в роли литературных критиков, книжных дизайнеров, музыкальных продюсеров и приобрели опыт сотворчества с писателем, создав в Дневниках чтения свой, уникальный образ литературно-художественного произведения. Лидеры конкурса стали авторами альманаха «Здравствуй, радость чтения!».

Анна Бадьина, победитель в номинации «Сотворчество», поделилась новым читательским опытом на I Молодежных чтениях «Время читать» и отметила, что библиотека предоставила молодым людям «шанс увидеть свое творение в печати». Это и стало для нее самой главной наградой. Анна подарила библиотеке интересные идеи, которые помогут сделать ее более привлекательной для молодежи. Инициатива юношеской библиотеки по поддержке и развитию чтения нашла отклик творчески мыслящих читателей.

Конкурс на лучшего читателя стартовал 26 марта 2007 года во время Недели юношеской книги и продолжался до 30 сентября, завершив свою работу почти одновременно с республиканским конкурсом библиотечных инициатив «Дарите радость чтения». Если участники читательского конкурса делились своим опытом общения с хорошей книгой, то библиотекари республики участвовали в творческом состязании по сохранению и развитию подобного опыта.

Организаторы конкурса «С книгой по жизни» стремились предоставить информацию о нем как читателям библиотеки, так и тем, кто мог бы ими стать. Среди пользователей библиотеки распространялись рекламные листки-флаеры, на информационном стенде помещались объявления, раскрывающие возможности нового конкурса для развития личности, и сообщения о приятных сюрпризах, которые ожидают его участников. Для потенциальных читателей пакет конкурсных материалов вручался, например, вожатым летних лагерей отдыха, а в учебное время – школьным библиотекарям г. Йошкар-Олы. Среди них нельзя не отметить такого инициативного, ответственного специалиста, как библиотекарь ГОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат» Надежда Васильевна Тунгусова, которая поддержала решение своих читателей участвовать в конкурсе юношеской библиотеки. Благодаря этому увлеченному, творческому человеку учащиеся лицея принимали участие и в других проектах РЮБ.

Несмотря на активную рекламную кампанию, число участников конкурса не было многочисленным. По-видимому, писатель Амос Оз прав, говоря о том, что «...мы вступаем в эпоху, когда книга будет принадлежать лишь тем, кто ее любит. Миллионы будут продолжать читать книги, а десятки миллионов, быть может, не откроют ее никогда». Что делать? Для специалистов юношеской библиотеки ответ один – читать и создавать лучшие условия для чтения. Так, попытка привлечь внимание общественности к конкурсу имела благоприятные последствия: председатель регионального отделения Молодежного общероссийского движения «Победа» С. Киселев по собственной инициативе решил поздравить победителей конкурса и вручить им дополнительные призы.

Если конкурс «Читать престижно!» был ориентирован на престижные потребности молодежи, то новый конкурс, прежде всего, учитывал потребность молодых людей в самореализации. Поэтому его участникам была предоставлена большая свобода выбора: три номинации с заданиями разного уровня сложности и рекомендациями по их выполнению. Творческие работы можно было представить в номинациях:

• «Дневник чтения». Чтение книги по своему выбору, применение стратеги читательской деятельности, оформление Дневника чтения. Задания со звездочкой не являлись обязательными.
• «Мой рейтинг». Составление списка из пяти книг с обоснованием своего выбора, библиографическим описанием каждой книги. написанием рекомендательной аннотации в привлекательной для юных читателей форме или отзыва на каждую книгу в виде письма к другу.
• «Похвальное слово книге». Написание эссе о книге, которая оставила в душе незабываемое впечатление.

Условия Конкурса учитывали два аспекта читательского творчества: чтение как творчество определяло характер заданий в номинации «Дневник чтения»; творчество как результат читательской деятельности нашло отражение в номинациях «Мой рейтинг», «Похвальное слово книге».

Приоритетными для данного конкурса стали идеи развития личности и сотрудничества с читателями. В помощь его участникам на информационном стенде библиотеки были представлены аннотированный список художественной литературы «Ровесницы, ровесники, девчонки и мальчишки», рекомендательные списки литературы «Книги дарят надежду», «История любви, подаренная книгой». Последний подготовлен по итогам анкетного опроса, проведенного среди читателей РЮБ в 2006 году.

Конкурс на лучшего читателя «С книгой по жизни» посвящен Году русского языка. Поэтому технология создания Дневника чтения была дополнена стратегиями послетекстовой деятельности, направленными на развитие письменной речи и создание словесного образа литературно-художественного произведения.

Задания в номинациях «Мой рейтинг», «Похвальное слово книге» раскрывают возможности различных речевых жанров для самовыражения. Отзыв-письмо к другу позволяет в непринужденной форме выразить эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Сочинение в жанре эссе привлекательно тем, что можно свободно высказывать свои мысли, даже самые необычные, переходя от понятийного способа миропостижения к образному. Опыт создания собственных текстов, сочетающих выраженную авторскую позицию с ярким изложением, необходим для того, чтобы осознать роль русского литературного языка в культурной ориентации личности.

Конкурс на лучшего читателя «С книгой по жизни» способствовал развитию культуры диалога с читателями. Установить «обратную связь» с молодыми людьми, увлеченными чтением, помогли специально разработанные анкета-представление и анкета участника конкурса.

При составлении опросных листов учитывался методический опыт организаторов конкурса «Лучик» («Лучший читатель книг»), проводившегося в Москве в преддверии Международного фестиваля «БиблиОбраз 2007», а также опыт проведения исследований в рамках программы «Дружите с книгой».

Так, анкета участника конкурса, направленная на выявление читательских предпочтений и отношения к чтению и «человеку читающему», учитывала психолого-возрастные особенности юношества и включала десять вопросов, восемь из которых открытые, остальные – в виде незаконченных предложений. Это активизировало внимание юных читателей и позволило получить развернутые ответы.

Лидеры чтения ответили на следующие вопросы:

• «Человек читающий» в вашем представлении – это...
• Чтение для вас – это...
• Что вы цените в книгах?
• Как вы выбираете книги для чтения?
• Читаете ли вы книги на компьютере?
• Любите читать прозу или поэзию? Почему?
• Каким жанрам художественной литературы отдаете предпочтение?
• Книги по каким отраслям знаний вас интересуют?
• Кому из авторов книг, прочитанных вами, сказали бы: «Браво!»? Почему?
• Как бы вы охарактеризовали себя как читателя?

Используя эту информацию, организаторы конкурса выбрали для них книги в подарок из серии «Золотой фонд мировой классики», а также произведения в жанре фэнтези. Победителей конкурса ждут восхитительные часы общения с творчеством таких писателей, как Г. Бёлль, В. Вулф, Э.Хемингуэй, М. Пейвер, К. Тирнан, В. Хенли.

Более того, особенности читательского поведения и читательские предпочтения юных любителей книг будут учитываться при подготовке малых форм рекомендательной библиографии, составлении рекламных текстов, цель которых – развитие мотивации чтения.

В конкурсе «С книгой по жизни», как и в конкурсе «Читать престижно», победу одержали ученики и выпускники образовательных учреждений г. Йошкар-Олы, где особое внимание уделяется такой форме оценки достижений учащихся, как портфолио. Возможность пополнить папку личных достижений, опубликовать свою творческую работу сделала конкурс особенно привлекательным для юношества.

Лидерами нового читательского конкурса стали Анна Бадьина, студентка ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», Виктория Абдулова и Лора Левчук, ученицы ГОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат». Они обратились преимущественно к произведениям зарубежной литературы, отдали предпочтение таким творческим заданиям, как написание отзыва и эссе. Содержательность, грамотность, оформление, авторская позиция, умение использовать и обозначать источники информации – этим критериям соответствовали творческие работы победителей конкурса.

Анна Бадьина, вновь принявшая участие в конкурсе на лучшего читателя, представила в номинации «Мой рейтинг» сочинение-отзыв «Записки к другу». Ее работу отличает творческое отношение к литературным традициям, интерес к стилизации как культурному феномену.

В номинации «Похвальное слово книге» обращает на себя внимание эссе «Читая Пауло Коэльо», автором которого является Виктория Абдулова. В своей работе она показала умение соотносить новый читательский опыт с предшествующим, обратилась к философскому аспекту проблематики литературно-художественного произведения и выразила ценностное отношение к книжной культуре.

Особенностью эссе Лоры Левчук «Размышляя над романом "Овод"», представленного в номинации «Похвальное слово книге», является, говоря словами философа И.А. Ильина, «желание верно услышать голос автора» литературно-художественного произведения, выразить свою точку зрения на проблему соотношения искусства и действительности.

Методические материалы и творческие работы читателей-лидеров вошли в сборник «С книгой по жизни», познакомиться с которым смогут не только юные любители чтения, но и родители, педагоги, интересующиеся вопросами читательского развития юношества.

В рамках Чтений 30 октября 2007 года в РЮБ им. В.Х. Колумба состоялась церемония награждения победителей. Она нашла отражение в республиканских средствах массовой информации.

Поддержать тех, кто любит книгу и чтение, рассказать молодым людям о читательском опыте их ровесников, выразить благодарность всем, кто дарит другим «счастье быть читателем», – к этому стремились организаторы конкурса «С книгой по жизни». Источником вдохновения для сотрудников библиотеки, которые надеялись придать новый импульс общению юношества с книгой, стали слова из стихотворения Б. Пастернака «После грозы»:

Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.

 

К II Молодежным чтениям было приурочено издание специального выпуска «Нашей газеты». Издавать ее предложила библиотеке читательница Анна Бадьина. По мнению Анны, «в ней можно писать про самые читаемые произведения, рассказывать про новинки книжного рынка, помещать интервью с ребятами-сверстниками, которые стали известны в нашей республике или даже за ее пределами, например, участниками различных музыкальных групп, ребятами-спортсменами, призерами олимпиад, а также читателями библиотек нашего города». А главное – на страницах библиотечной газеты «молодые писатели смогут пробовать свои силы». Более двадцати пяти интересных тем для «Нашей газеты» подсказали читатели-участники акции «Это моя библиотека!», завершившейся в РЮБ в феврале 2007 года. Идея сотрудничества с читателями нашла отклик и у лидеров конкурса «С книгой по жизни»: они выразили готовность участвовать в следующих выпусках этого издания.

На страницах «Нашей газеты» был опубликован материал, позволяющий судить об открытости юношеской библиотеки, готовности к социальному партнерству и диалогу, поиску новых форм приобщения юношества к чтению.

30 марта 2007 г. Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба организовала для читателей творческую встречу с исследователем русской культуры Л.У. Звонаревой, поэтами А. Ананичевым, Н. Ибрагимовым.

Как верно заметил И. Бродский, «биография поэта в покрое его языка». В этом смогли убедиться участники встречи, слушая стихи и авторские песни Александра Ананичева и Нурислана Ибрагимова, которые щедро делились сокровищами поющего, любящего сердца: поэтическими размышлениями о жизни и смерти, добре и зле, нравственном выборе и ответственности человека.

Когда-то Марина Цветаева знакомила Осипа Мандельштама с Москвой, с дорогими ее сердцу местами, «дарила» ему Москву. Так и гости юношеской библиотеки вновь открывали перед юными читателями богатство «русского мира», «дарили» им великую Россию. Великую своими традициями и своей культурой.

Юноши и девушки имели возможность задавать поэтам вопросы, за лучшие из них были вручены книги и диск с песнями А. Ананичева. И юношеская библиотека получила в дар книги и диски.

Эта творческая встреча была поэтическим мастер-классом, настоящим мастер-классом межкультурной коммуникации: диалог русской и татарской культур оставил в сердцах слушателей незабываемое впечатление.

Формированию потребности в культурной деятельности, воспитанию ценностного отношения к языку и письменности народа мари послужил праздник «Сокровища родного слова». Он состоялся 6 декабря 2007 года и был посвящен Дню марийской письменности. В подготовке праздника приняли участие все отделы библиотеки. Программа мероприятия была очень насыщенной. Это и выступления учащихся Национальной президентской школы-интерната №1 для одаренных детей, учащихся гимназии №4 из вокальной группы «Май», и электронная презентация библиографического указателя «Молодежь Марий Эл», и выставка-обзор «От тамги – к книге», и поздравления от известной поэтессы 3. Дудиной, главного редактора газеты «Ямде лий» Л. Семеновой. Поэтическое, песенное слово народа мари подарило всем участникам радость праздника. Юношеская библиотека предложила гостям свою издательскую продукцию.

Праздник, посвященный Дню марийской письменности, завершил основные мероприятия Года русского языка и создал творческий настрой для осуществления новых проектов в 2008 году, который объявлен ООН Годом языков.

Информация о крупных мероприятиях библиотеки, связанных с продвижением чтения среди юношества, нашла отражение в новостных программах Марийского телевидения, а также на радио и в печати. Стратегия сотрудничества библиотеки со СМИ ориентирована на создание благоприятного общественного мнения и поддержку библиотечных инициатив, направленных на социализацию молодежи.

Выступая в качестве центра чтения, утверждая ценности отечественной культуры и роль русского языка как языка межкультурного общения, юношеская библиотека уверенно осуществляет свою миссию в социокультурном пространстве Республики Марий Эл.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17