Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба Республики Марий Эл: Республиканский конкурс библиотечных инициатив «Дарите радость чтения»

Республиканский конкурс библиотечных инициатив «Дарите радость чтения»

Н.В. Ануфриева,
заведующая информационно-методическим отделом
Республиканской юношеской библиотеки им. В. Х. Колумба Республики Марий Эл

Концепция реализации Национальной программы поддержки и развития чтения подразумевает разработку на ее основе соответствующих программ, учитывающих местную специфику, имеющих четко выраженный адресный характер и ориентированных на конкретные группы читателей с их непохожими запросами, предпочтениями и различающимися доходами. В 2007 году Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба выступила инициатором проведения республиканского конкурса библиотечных инициатив «Дарите радость чтения». Главные цели и задачи конкурса:

• активизация работы библиотек по формированию ценностного отношения юношества к чтению;
• выявление и распространение инновационного библиотечного опыта по продвижению книжного культурного наследия и стратегий чтения;
• создание проектов, направленных на поддержку чтения и литературное развитие юношества;
• стимулирование сотрудничества с государственными, общественными организациями и средствами массовой информации для продвижения книги и чтения;
• повышение престижа библиотеки и поддержка инициативных, творчески работающих библиотечных специалистов.

На рассмотрение конкурсной комиссии были представлены 26 проектов. Выполнение почти всех проектов предполагает три этапа. Основное содержание первого этапа – установление партнерских связей с представителями органов власти, педагогического сообщества, коммерческих структур, средств массовой информации, книготорговых организаций, с общественностью, творческой интеллигенцией; комплектование фонда необходимой литературой (художественной, научно-популярной, методической, периодическими изданиями); изучение читательских предпочтений пользователей и организации информационно-библиотечного обслуживания; создание тематических картотек; выявление читательского актива библиотеки. Второй этап включает комплекс мероприятий, способствующих достижению поставленной цели, в том числе организацию и оформление книжно-иллюстративных выставок, издание информационных, библиографических, методических материалов. На третьем, заключительном этапе подводятся результаты работы, делаются выводы, которые позволят усовершенствовать дальнейшую деятельность.

Библиотеками Республики Марий Эл накоплен богатейший опыт по поддержке чтения, активно используются ставшие традиционными формы и методы работы. В арсенале проверенных средств проведение обзоров новых поступлений и рекомендательных бесед, интеллектуальных игр и викторин, организация встреч с местными писателями и поэтами, литературно-музыкальных композиций. Широко применяются и дискуссионные формы работы: дебаты, ток-шоу, читательские конференции и др. Они дают возможность молодым людям высказать свое мнение, услышать позицию сверстников и людей старшего поколения, сформировать собственное мнение, развить коммуникативные способности.

Для выявления читательского актива, лидеров чтения организуются различные конкурсы: «Лучший читатель года», «Самый читающий студент», творческий конкурс сочинений, конкурс знатоков мировой художественной литературы и т.п.

В современном мире инновации стали обязательным условием каких бы то ни было изменений. Библиотечные специалисты республики находятся в постоянном творческом поиске, создают новые технологии и методики по поддержке юношеского чтения. Республиканский конкурс «Дарите радость чтения» был заявлен как конкурс библиотечных инициатив, главный акцент при подведении итогов делался на наличие новаторских решений, способных привлечь молодежь к чтению, сделать его удовольствием, воспитать вкус, умение выбирать и ориентироваться в потоке печатных изданий.

Что же было предложено лидерами конкурса?

– Митинг в поддержку русского языка и чтения «Молодое поколение выбирает чтение»; родительское собрание «Что читают наши дети: как? когда? и почему?»; «Праздник читательских интересов»; «Кастинг на почетное звание «Суперчитатель 2008», а также организацию на базе библиотеки студии творческого чтения молодежи «Территория NEXT» (ЦМБ МО «Медведевский муниципальный район»).

– Цикл мини-проектов «Пришло время для чтения», «Прочитал…И вам советую», «Мы, музыка и книга»; конкурс творческих работ «Эта книга лучше всех, у нее большой успех!», «Книга с колес»; проекты создания собственных информационных ресурсов в поддержку книги и чтения и проведения рекламной кампании «PR, еще PR»; оформление фотогалереи «Портрет нашего читателя» (ЦБ Моркинской ЦБС МО «Моркинский муниципальный район»).

– Создание видеотеатра «Синема – по следам знакомых героев» (Руэмская сельская библиотека МУК «Руэмский культурно-досуговый центр» Медведевского муниципального района).

– Создание школьного радиоэфира «Большая перемена». Проект предполагает, что два раза в неделю в эфир будут выходить «пятиминутки» под общим названием «Классная классика» (МУК «МЦБ МО «Параньгинский муниципальный район»).

– Создание Центра интеллектуального общения «Литература без границ» ( ЦБ МУ «Волжская ЦБС»).

– Создание в библиотеке Центра буккросинга. Буккросинг – новое молодежное увлечение в мире и России. Его принцип – прочитал книгу сам – передай другому. (ЦБ Новоторъяльской ЦБС МО «Новоторъяльский муниципальный район»).

Создатели проектов надеются, что юные читатели станут верными друзьями библиотеки, чтение для них превратится в престижное занятие, улучшатся их познания в области литературы, сформируется система нравственных ценностей, позволяющая им вырасти хорошими людьми.

Выбирать победителей было очень сложно. В каждом проекте была своя изюминка. В итоге пьедестал почете выглядит следующим образом:

1 место:
– МУК «Центральная (межпоселенческая) районная Библиотека МО «Медведевский муниципальный район»;
2 место:
– Центральная библиотека Моркинской ЦБС МО «Моркинский муниципальный район»,
– Центральная библиотека МУ «Волжская ЦБС»;
3 место:
– Центральная библиотека им. В.Н. Игнатьева МО «Отдел культуры администрации Горномарийского Муниципального района»,

– Руэмская сельская библиотека МУК «Руэмский культурно-досуговый центр» Медведевского муниципального района, МО «Медведевский муниципальный район»;
– Центральная библиотека МУК «МЦБ МО «Параньгинский муниципальный район».

Благодарственные письма за участие в конкурсе от Республиканской юношеской библиотеки им. В.Х. Колумба и поощрительные призы вручены:

Центральной библиотеке Килемарской ЦБС МО «Килемарский муниципальный район»,
Центральной библиотеке Новоторъяльской ЦБС МО «Новоторъяльский муниципальный район»,
МУК «Межпоселенческая центральная библиотека им. А.С. Крупнякова «МО «Советский муниципальный район»,
Центральной библиотеке им. М. Шкетана МУ Оршанской ЦБС «Отдел культуры и спорта» МО «Оршанский муниципальный район»,
Газовскому филиалу Моркинской ЦБС МО «Моркинской муниципальный район»,
Библиотеке-филиалу №1 МУ «Волжская ЦБС», Центральной библиотеке Сернурской ЦБС МО «Сернурский муниципальный район».

Конечно, времена меняются. Другими стали и наши читатели, изменилось и их отношение к книге. Известно, что её сегодня молодым людям во многом заменяют информационные технологии, интернет. И все же благодаря стараниям влюбленных в своё дело библиотечных специалистов российские традиции чтения сохраняются. Поддержка государства, правительства, местных органов власти, общественности вселяют надежду на успешное решение поставленных целей и задач, на преодоление трудностей.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17