Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Диалог на языке творчества: конкурс эссе «Слово об учителе»

Диалог на языке творчества: конкурс эссе «Слово об учителе»

Т.В. Ленкова.,
главный библиотекарь информационно-методического отдела
ГУК «Республиканская юношеская библиотека им. В.X. Колумба»

Учитель….
Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
В. Тушнова

Рассматривая школу в качестве одного из ключевых институтов социализации, Республиканская юношеская библиотека им. В.X. Колумба стремится к сохранению коммуникативного пространства сближения культуры взрослых и юношества, к развитию культуры диалога учителя и ученика. Проявлением уважительного отношения к профессиональному самоопределению своих партнеров-учителей явилась организация РЮБ конкурса эссе «Слово об учителе».

На наш взгляд, именно жанр эссе позволяет раскрыться самому автору как личности и в сочинении небольшого объема и свободной композиции поделиться своими размышлениями, индивидуальными впечатлениями о том, какой он, настоящий учитель.

Конкурс эссе «Слово об учителе» проводился с 1 февраля по 10 октября 2010 г. Его главная цель – содействие формированию у молодежи ценностного отношения к личности и труду учителя. Для достижения этой цели были определены следующие задачи: привлечь внимание юношества к деятельности талантливых учителей Республики Марий Эл; повысить интерес к литературе о профессии учителя, выдающихся ее представителях; вовлечь молодежь в творческий процесс; усилить интерес к выразительным возможностям жанра эссе для развития личности.

При организации конкурса был использован опыт проведения предыдущих конкурсных состязаний. В помощь участникам были подготовлены Положение о конкурсе, буклет с условиями конкурса эссе «Слово об учителе», буклет «Учитель! перед именем твоим...» со списком художественной литературы, раскрывающей различные грани образа учителя.

Приняли участие в конкурсе молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет, проживающие в Республике Марий Эл. Поступили 32 работы из шести районов республики, г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Олы. Наибольшую активность проявила молодежь Моркинского района: прислано 13 материалов, из них две работы на марийском языке.

Не все поступившие работы с полным основанием можно отнести к жанру эссе, но представленные конкурсантами интервью, очерки, а также поисковые очерки заслуживают внимания, так как содержат уникальные свидетельства о людях, посвятивших себя профессии учителя и труду на благо Республики Марий Эл.

По итогам конкурса издан сборник «Дар признательной любви», который включил лучшие творческие работы на русском и марийском языках. Публикации отличают такие характерные для данного жанра черты, как особенность авторской личности, прямая связь со временем, экспрессивность и образность.

Юным авторам удалось передать неповторимое обаяние облика учителя, которого они вспоминают с благодарностью. Создавая эссе, ученик говорит о своем учителе и о самом себе, заявляет об осознанном отношении к жизни. Авторы обращались к своему жизненному опыту и знаниям, стараясь убедительно передать незабываемое впечатление, которое дарит диалог с учителем.

Главная мысль эссе «Слово об учителе» Эрвины Гордеевой, студентки Театрального отделения Марийского республиканского колледжа культуры и искусств, состоит в том, что нужно уметь ценить разных учителей, «все они –особенные, уникальные люди», все они – в своих учениках, и «их тепло греет сердце с неимоверной силой добра, мудрости и любви». Автор сумел выразить основную идею конкурса, ради утверждения которой он и был задуман.

Эссе на марийском языке «Горжусь именем» Марии Сошиной, ученицы 8 класса Шерегановской основной (общеобразовательной) школы Моркинского района, выделяется богатством средств художественной выразительности. Это размышления автора о жизненном и творческом пути Ю.П. Курсова из плеяды талантливых деятелей культуры нашей республики, таких, как Ким Васин, Анатолий Бик, Семен Вишневский, Чалай Васлий, все они остались в памяти учеников как чуткие и мудрые первые учителя.

Работе «Слово об учителе» Анастасии Актугановой, студентки отделения «Народное хоровое творчество» Марийского республиканского колледжа культуры и искусств, присущи глубина в содержательном раскрытии темы. Показана уникальность творческой личности учителя марийского языка и литературы Р.В. Петровой, обладающей незаурядным писательским талантом. Она стояла у истоков открытия школьного краеведческого музея, где собраны 790 экспонатов, в том числе 411 подлинных, по разделам: «Старинная утварь», «Марийская вышивка», «Марийская одежда», альбомы, историография пионерского движения и школы. Уважением и чувством благодарности к Р.В. Петровой, подвижнику национальной культуры и образования, проникнута работа достойной ученицы своего учителя.

В эссе «Любовь и подвиг учителя» Гузели Сафиной, ученицы 11 класса Параньгинской общеобразовательной средней школы, речь идет о судьбе родных и близких автору людях – учителях предвоенной и военной поры. Создан яркий образ душевно щедрого, мужественного, способного на подвиг учителя – земляка Гайнана Курмашева, соратника Мусы Джалиля по антигитлеровской подпольной группе.

Роман Иванов, ученик 10 класса Моркинской средней (полной) общеобразовательной школы №1, проводит мысль, что «учительский труд – это подвиг любви». Его собственные наблюдения и открытия передают, какие тонкие чувства дарит ему общение с учителем, умеющим удивлять ученика и превращать обыденность в праздник.

Автобиографическое по характеру эссе «Мой Учитель!» Юлии Елькиной, учащейся Руэмского многопрофильного лицея-интерната, пронизано благодарностью к первой учительнице маленькой сельской, уже не существующей ныне школы. Работу отличают целостность формы, умение автора взглянуть на минувшие события глазами ребенка, творчески использовать возможности свободной композиции и разговорного стиля русского литературного языка.

Эссе «Моя мама – учитель» Елены Прислегиной, студентки Йошкар-Олинского медколледжа, позволяет взглянуть на судьбу и путь человека к счастливой и трудной жизни учителя. Автор бережно коснулся наиболее значимых моментов биографии Тамары Кирилловны Прислегиной, без ложного пафоса убедительно показав, что её труд достоин не только уважения, но и любви.

Особой признательности заслуживают руководители творческих работ конкурсантов, среди них Зинаида Петровна Алякритская, заслуженный учитель России, заслуженный учитель Республики Марий Эл, преподаватель ГОУ СПО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая». Второй год подряд её ученики становятся победителями творческих конкурсов, которые проводит РЮБ в преддверии Молодежных чтений.

Республиканская юношеская библиотека им. В.Х. Колумба поблагодарила Анисимову Надежду Васильевну, учителя марийского языка и литературы МОУ «Шерегановская основная (общеобразовательная) школа» МО «Моркинский муниципальный район», Бутину Ирину Николаевну, преподавателя литературы первой категории ГОУ СПО РМЭ «Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая», Пахомову Людмилу Витальевну, учителя МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа №1».

Символично, что конкурс «Слово об учителе» был организован в год, который ООН объявила Годом молодежи с девизом: «Диалог и взаимопонимание между поколениями».

Пригласить молодых людей к творчеству – попробовать свои силы в качестве авторов эссе, выразить размышления и мечты о личности и труде учителя, его роли в развитии общества, поблагодарить своих учителей – к этому стремилась юношеская библиотека, утверждая непреходящую значимость диалога между поколениями.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17