Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Пензенская областная библиотека для детей и юношества: Патриотами не рождаются, ими становятся

Патриотами не рождаются, ими становятся

Л.П. Полбицына
директор ГБУК «Пензенская областная библиотека для детей и юношества»,
засл. работник культуры РФ

Бесценен вклад Пензенского края в русскую и мировую культуру. Среди выдающихся деятелей отечественной литературы, считавших Пензу своей родиной и вдохновительницей – М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, М.Н. Загоскин, А.И. Куприн, П.И. Замойский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Д. Давыдов и другие.

На территории области находятся такие культурные центры, как Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Троице – Сканов монастырь, Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», музеи исторического и мемориального значения – музей народного творчества, литературный музеи В.Г. Белинского, А.И. Куприна, В.О. Ключевского, А.Н. Радищева.

Нет в России поселения, города, которые не могли бы гордиться своей историей. И живут в них люди, которые в своей обыденной жизни вряд ли задумываются над тем, патриоты они или нет. Просто живут, ходят на работу, делают своё дело, воспитывают детей.

Дети подрастают и тоже не задумываются – патриоты они, или нет. Они осознают, что они граждане этого поселения, этого города, этой страны, что у них есть определенные права, кто-то знает, что есть и обязанности. Так какое же оно, это самое современное поколение, которое мы так хотим воспитать патриотами?

Задав себе этот вопрос, мы провели ряд социологических исследований, чтобы четче представлять себе путь, по которому нам предстоит идти. Для нас было важно знать социальную активность самих ребят, поскольку именно она, проявленная или не проявленная социальная активность, решает, с кем мы имеем дело – с людьми, стремящимися к успеху, или с аутсайдерами, иждивенцами. Система ценностных ориентаций занимает ведущую позицию в структуре личности человека и обнаруживается в его целях, убеждениях, идеалах, установках, интересах и других личностных проявлениях. При этом ценностные ориентации определяют содержательную сторону направленности личности и выступают внутренней основой ее отношения к действительности. В процессе человеческой деятельности ценностные ориентации выступают основными регуляторами поведения человека. Лучшей характеристикой подрастающего поколения является сфера их ценностных ориентаций, которую мы и изучили, проведя исследование «Ценностные ориентации молодежи».

В исследовании приняли участие старшеклассники из трех школ города (2 – общеобразовательные и 1 – профильная). Общее количество респондентов юношей – 52,9% и девушек – 47,1%

Цель настоящего исследования: выявление особенностей ценностной сферы старшеклассников, обучающихся в профильных образовательных учреждениях и обычной школе.

Сравнительные диаграммы распределения групп старшеклассников из профильных и непрофильных учебных заведений.

 Девушки
 
 Юноши
Профильные школыНепрофильные школы

 

Иерархия ценностей учащихся профильных и непрофильных школ «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»

Непрофильные школы Профильные школы
Ценности Ценность (место) Доступность (место) Ценность (место) Доступность (место)
Активная, деятельная жизнь8 2 10 3
Здоровье4 5 4 8
Интересная работа9 8 8 9
Красота природы и искусства12 9 12 12
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 3 4 2 4
Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)6 11 6,5 11
Наличие хороших и верных друзей1 1 3 1
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)7 3 5 2
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития)10,5 6 9 7
Свобода, как независимость в поступках и действиях5 7 6,5 5
Счастливая семейная жизнь2 12 1 6
Творчество (возможность творческой деятельности)10,5 10 11 10

Для обеих групп самыми значимыми являются: наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Не значимы для старшеклассников обеих групп оказались: красота природы и искусства; творчество (возможность творческой деятельности). Старшеклассники обеих групп отдают предпочтение по степени значимости ценностям индивидуальной частной жизни. Ценности самореализации (творчество, активная жизнь) школьники обеих групп считают малозначимыми. Таким образом, по степени значимости у старшеклассников обеих групп преобладают индивидуалистические интересы, характерные для этой возрастной группы. То есть на иерархию ценностей профиль школы оказывает несущественное влияние.

У старшеклассников обеих групп наиболее доступными стали следующие ценности: активная, деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений). В данном случае мнение обеих групп совпало. Как видно из предпочтений по степени доступности среди ценностей появилась ценность самореализации (активная, деятельная жизнь). Наименее достижимыми оказались для обеих групп следующие ценности: ценность творчества (возможность творческой деятельности) и ценность материально-обеспеченной жизни (отсутствие материальных затруднений). А вот далее, заметно расхождение: старшеклассники из непрофильных учебных заведений, как наименее доступную, определили ценность счастливой семейной жизни (из профильных школ ее поставили на 6 место).

Таким образом, по степени доступности иерархия ценностей обеих групп отличается также незначительно. Единственно, что различает обе группы – место в иерархии ценности счастливой семейной жизни. Профильные школы считают ее более достижимой, чем, например, ценности познания, здоровья, интересной работы.

Сравнительная диаграмма предпочтений ценностей старшеклассников из профильных и непрофильных учебных заведений «Уровень соотношения «ценности» и «доступности».

 Профильные МОУ
 
 Непрофильные МОУ

Анализируя полученные данные, можно придти к выводу о том, что для обеих групп старшеклассников самыми конфликтными оказались две индивидуалистические ценности, наиболее важные в силу особенностей их возраста. Ранняя юность во всех учебниках возрастной психологии названа возрастом «первой любви».

А проблемы с достижимостью счастливой семейной жизни опять-таки являются особенностями современного мира, в котором молодежь, уделяя внимание важности семьи, не спешит ее строить после школьной скамьи. Современная молодежь при понимании значимости ценности семьи, отодвигает ее создание на более поздние сроки (сначала учеба и карьера).

На диаграмме видно, что некоторые ценности являются особо проблемными только для одной из представленных групп. Для профильных школ проблемными для большинства старшеклассников оказались ценности активной жизни и творчества, а для непрофильных – красота природы и искусства, познание, материально-обеспеченная жизнь и свобода

Мы также провели исследование «заинтересованность школьников во временном трудоустройстве». Исследование проводилось среди учащихся школ и начального профессионального образования, а также студентов среднего профессионального образования. Возрастной состав респондентов был от 14 лет до17 лет.

Гендерный аспект (чел.)

Место учебы (чел.)

 Мальчики
 
 Девочки
 Учащиеся школ
 
 Учащиеся НПО и СПО

Потребность во временном трудоустройстве испытывают 61,93% опрошенных. В том числе: 62,85% учащихся и студентов профессиональных учебных заведений и 61,31% школьников. Причем разницы между девочками и мальчиками почти нет: 60,43% девочек и 63,09% мальчиков испытывают потребность во временном трудоустройстве. Чем же вызвано желание учащихся в трудоустройстве? Респонденты объясняют свое желание работать следующими причинами:

Причины поиска работы

 Карманные расходы
 
 Освоить будущую профессию
 
 Пополнить семейный бюджет
 
 Заняться полезным делом
 
 Свой вариант

В своем варианте ответа ребята называли следующее: копить деньги, набраться опыта, надо для поступления, повысить мнение других о себе, ничего не надо и т.д.

Как видим, ответы вполне зрелых личностей, которые осознают, к чему стремятся. И так ли уж они в этом отличаются от сверстников прошлых лет и от того «идеального» патриота, который не хочет сидеть «на шее» у родителей. Хотя, конечно, есть и 38,07%, которые не хотят работать.

Желаемые сферы трудоустройства

 Реклама
 
 Автосервис
 
 Молодежный досуг
 
 Торговля
 
 Другое
 
 Городское благоустройство
 
 Питание

Как видим, вполне современные сферы деятельности, сформированные и под влиянием СМИ.

Были названы следующие отрасли и специальности: свой бизнес, дизайн; медицина;,работа с детьми, СМИ, строительство, правоохранительные органы (ОМОД, ПДН, ОМОН), творчество (артисты, музыканты, фотографы, певцы), экономика, косметика (визаж, салон красоты, мастер по наращиванию ногтей), страхование, военное дело, производство, программирование, церковь, отделка квартир, контролеры, компьютерное обеспечение, машинист, психология, там, где больше платят и т.д.)

Какой же заработок может подвигнуть молодежь к работе во внеурочное время?

Желаемый заработок

 Более 7 тыс. рублей
 
 от 5 до 7 тыс. рублей
 
 от 3 до 5 тыс. рублей
 
 от 1 до 3 тыс. рублей
 

Абсолютное большинство опрошенных захотели иметь заработную плату более 7 тыс. – 42,99%. Этот вариант был выше у ребят, получающих профессиональное образование (50,7%), чем у школьников (37,74%.) Причем, девочки из профессиональных образовательных учреждений выбирали такой вариант чаще, чем школьницы 48,57% и 37,74%. На заработную плату от 3 до 5 тыс. согласилось 24,81%. На сумму от 5 до 7 тыс. согласны 23,2%. На вознаграждение за свой труд от 1 до 3 тыс. согласны 9%. За такую сумму готовы работать 11,31% школьников и только 5,61%, получающих профессиональное образование.

Как видно из ответов, лидером стал ответ с заработной платой более 7 тыс. рублей, что превышает заработную плату большого количества бюджетников, имеющих и стаж работы, и образование.

Следующее исследование – «Жить в мире с собой и другими» (изучение толерантности в ранней юности и подростковом возрасте).

В современном мире для того, чтобы чего-то достичь, нельзя сидеть и ждать, необходимо действовать, постоянно приспосабливаясь к изменяющимся условиям и потребностям общества. Но могут это далеко не все. Кто-то с легкостью принимает перемены в жизни и в уже новых условиях начинает действовать по-новому. А кто-то упирается в то, что когда-то было, и противится изменениям. Естественно, что у первых шанс добиться успеха намного выше, а вторые остаются где-то позади и еще больше озлобляются против общества, в котором живут. Успешность или неуспешность личности в обществе определяется наличием у нее определенного качества, которое называется толерантностью. Именно оно – одно из самых необходимых качеств для успешной адаптации личности к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует жизнь. То есть, мы можем сделать вывод о том, что толерантность, особенно в современном мире, является неотъемлемой частью успешной личности.

Другой аспект толерантности отражает восприятие человека в единстве с окружающими людьми, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда. Именно толерантность стала предметом исследования.

«Жить в мире с собой и другими». В нем приняли участия школьники разных возрастных категорий (5–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы) из 5 школ города, а также учащиеся лицея, получающие начальное профессиональное образование, и студенты 3 средних профессиональных учебных заведений.

Респонденты поделились следующим образом:

Получающие профессиональное образование –54,9% муж. пола и 45,1% жен. пола.

Человек может быть толерантным при условии, что он принимает мир вокруг себя. Поиск недостатков и врагов вокруг себя, агрессивность, категоричность – все это черты интолерантной личности. Поэтому в своем первом вопросе мы решили узнать мнение ребят о том, каким они видят мир вокруг себя. Вопрос звучал следующим образом: «Мир вокруг Вас (семья, учителя, вообще люди, природа, город) по отношению к Вам какой он? Ответьте на вопрос, подчеркнув подходящий для Вас вариант, в каждой строке».

ДружелюбныйНе знаюНедружелюбный 
79,1%14,6%6,3%Студенты
68,1%15,9%15,9% 10–11 кл.
75,4%7,2%17,4%8–9 кл.
75,4%15,6%9%5–7 кл.

Следующие 2 вопроса предлагали ребятам назвать 3-х человек из истории человечества, которых они уважают и не уважают. Результаты по данным вопросам позволяют определить, какие люди являются для подрастающего поколения в какой-то степени эталонами или антиэталонами. Кроме того, мы просили ребят аргументировать свои ответы, чтобы точнее определить те качества личности или поступки, которые оцениваются ребятами положительно и отрицательно.

Назовите 3-х человек из истории человечества, которых Вы уважаете:

Студенты 10–11 классы 8–9 классы 5–7 классы
Путин – 41,8% Петр I – 31,9% Петр I – 25,7% Пушкин – 25,4%
Петр I – 34% Путин – 20,3% Путин – 24,6% Петр I – 24,6%
Сталин – 12,3% Гагарин – 7,2% Сталин – 16,2% Путин – 19,7%
Пушкин – 11,9% Македонский – 7,2% Пушкин – 13,8% Гагарин – 9,8%
Ленин – 10,8% Жуков – 7,2% Менделеев – 9% Лермонтов – 9%
Кутузов – 10,1% Ленин – 7,2% Гагарин – 7,2% Ганнибал – 6,6%
Екатерина II – 9,7% Екатерина II – 5,8% Лермонтов – 6% Иван 3 – 6,6%
Жуков – 8,2% Наполеон – 5,8% Александр II – 4,8% Гейтс Билл – 4,9%
Суворов – 7,8% Пушкин – 5,8% Ленин – 4,8% Есенин – 4,9%
Менделеев – 4,9% Сталин – 5,8% Эйнштейн – 4,8% Сталин – 4,9%

Р.S. Судя по ответам, молодое поколение оказалось достаточно политизированным. Приводится очень мало имен (да и те набрали невысокие показатели) тех, кто создавал и творил что-то в культуре, науке.

Назовите 3-х человек из истории человечества, которых Вы не уважаете:

Студенты 10–11 классы 8–9 классы 5–7 классы
Гитлер – 47,8% Гитлер – 50,7% Гитлер – 45,5% Гитлер – 36,9%
Сталин – 19,4% Сталин – 18,8% Сталин – 11,4 Наполеон – 14,8%
Наполеон – 14,9% Наполеон – 15,9% Ельцин – 7,8% Хан Батый – 8,2%
Ельцин – 10,4% Зверев С. – 10,1% Наполеон – 6,6% Грозный Иван – 6,6%
Буш – 5,2% Буш – 8,7% Грозный Иван – 6% Сталин – 6,6%
Горбачев – 5,2% Лжедмитрий – 5,8% Жириновский – 4,8% Бен Ладан – 4,1%
Жириновский – 4,5% Хусейн – 5,8% Ленин – 3% Буш – 3,3%
Берия – 4,1% Ельцин – 4,3% Берия – 2,4% Ганнибал – 3,3%
Грозный Иван – 3,4% Ленин – 4,3%   Лжедмитрий – 3,3%
  Петр III – 4,3%   Дантес – 2,5%
      Ленин – 2,5%

В этой десятке наблюдается та же закономерность, что и в первой, только выраженна гораздо сильнее. Однозначным антилидером у молодежи стал Гитлер. Его обвиняют в нацизме, войне, жестокости, подлости и т.п. При этом личность Гитлера некоторые рассматривают как человека, напавшего на нашу страну (т.е. на «своих», а это уже нельзя назвать признаком интолерантного поведения в чистом виде). Некоторые негативно относятся к нему, как к жестокому человеку, пропагандирующему нацизм (данные ответы являются точной характеристикой признания Гитлера интолерантной личностью). Все категории, кроме уч-ся 5–7 классов (у них на 2-м месте Наполеон), на второе место поставили Сталина. Его характеризуют как диктатора, самодура, тирана, обвиняют в жестокости, в расстреле «умных людей страны», в неуважении к людям и т.п. Личность Сталина воспринимается нашей молодежью очень неоднозначно. Здесь мы видим, как в одном человеке, судя по ответам, уживается то, за что можно уважать, и то, что воспринимается негативно. Вообще, конечно, эту историческую личность мы не готовы были увидеть в списке положительных героев.

В антигероях у всей молодежи оказался и Наполеон, который, попал туда за нападение на нашу страну. В общем –то эти личности мало что имеют общего с толерантностью. Так что, судя по ответам ребят, интолерантность оценивается ими негативно.

Шестой вопрос анкеты касался жизненных принципов нашей молодежи. Мы попросили их выбрать из имеющихся высказываний, характеризующих их отношение к жизни и окружающим, самое близкое им по духу. Вопрос звучал так: «Какое высказывание больше всего соответствует Вашей жизненной позиции (обведите номер нужного высказывания)».

На выбор мы предложили 8 высказываний и свой вариант. Безусловным лидером среди высказываний была фраза «Жить в мире с собой и другими». Когда человек руководствуется этим принципом, то он одинаково хорошо относится к себе и своим интересам и интересам окружающих. Этот принцип равноправия своего и окружающих людей. Он ярче всего характеризует толерантную личность.

В следующих вопросах анкеты мы выясняли, какие качества личности ребята ценят, а какие нет. На первое место с большим преобладанием все категории респондентов поставили «доброту», на 2 место студенты и старшеклассники определили «честность», учащихся 5–7 классов – «дружелюбность», а 8–9 классов – «уважение».

Проводя свое исследование, мы отдавали себе отчет в том, что невозможно сделать однозначные выводы о том, как обстоит дело с толерантностью у современной молодежи. Они хотят видеть мир вокруг себя добрым и справедливым, людей – понимающих и уважающих, ценят доброту и не принимают злость. Но в силу возрастных особенностей, они пока категоричны и, возможно, не правы во многих вопросах, касающихся взаимоотношений с людьми. Но показывать пример и обучать должны их взрослые, окружающие их люди. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Раскрытие сущности патриотического воспитания осуществляется в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Помня об этой взаимосвязи и неразрывности воспитания, мы отдаем предпочтение диалоговым формам массовой работы:

• вечер-портрет «Дней прошлых гордые следы»,
• «Поклонимся великим тем годам!»;
• читательская конференция «Память о войне вам книга оставляет»;
• круглый стол «Армия и профессия военного глазами детей»,
• вечер вопросов «Что я знаю об армии»?
• уроки истории «Главнокомандующие во время Великой Отечественной войны»,
• «Мир – это вчера, сегодня… А завтра?»,
• диспут «Что значит быть патриотом сегодня?».

В нашей жизни, когда нужно думать, в первую очередь, о хлебе насущном, большинство российских семей, к сожалению, стали меньше уделять внимания детям. Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями совсем потерять наших детей, и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и различные учреждения, занимающиеся с подрастающим поколением. В их числе и библиотека, которая открывает двери всем желающим.

Библиотека поддерживает детей и взрослых, помогает им адаптироваться к новым условиям жизни; вернуть родителей к необходимости заниматься детьми, а детям – понять и почувствовать радость общения с книгой. Как научить ребенка любить ближнего своего, природу, животных? Как не ожесточиться его сердцу и быть милосердным и снисходительным? Как подготовить ранимую душу подростка к будущей самостоятельной жизни? Ответ на все вопросы может быть только один – с помощью книги. Цель нашей библиотеки в организации этой работы – возродить традицию семейных чтений и ознакомить детей и родителей с золотым фондом литературы, воспитать читателя, помочь сформировать духовную личность. Кроме специализированных отделов «Детский центр воспитания и развития «Почитайка» и «Центр досуга и творчества « Познавайка», работой по сближению семьи и книги занимается семейный абонемент. Это специально организованное пространство на абонементе, где все члены семьи могут найти книги по своим интересам.

В этой семейной зоне представлена литература для всех членов семьи, с учетом их интересов, стоит стол, стулья, где читатели могут, не спеша просмотреть книги и журналы, которые хотят взять домой. В такие часы непринужденного общения с книгой и самовоспитывается личность.

Основными целями семейного абонемента являются:

– возрождение традиций семейного чтения;
– помощь в проведении досуга;
– воспитание у детей, подростков и молодежи потребности в постоянном вдумчивом чтении;
– возрождение общения через общность интересов в чтении, обсуждение прочитанного, взаимовлияние читательских интересов способствовать становлению личности.

Для этого постоянно проводится:

– знакомство читателей семейного абонемента с лучшими произведениями художественной литературы;
– информирование читателей о познавательной литературе для детей и подростков;
– составляются рекомендательные списки литературы для семейного чтения;

– оформляются выставки «Читаем вместе»;
– оказывается помощь родителям в вопросах воспитания детей, подбирается для них литературу по семейной педагогике;
– оформляются рекомендательные списки литературы для детей и родителей, помогающие преодолевать «проблемы роста и коммуникации»;
– регулярно оформляются выставки в помощь родителям и многое другое.

Конечно, первыми посредниками между ребенком и книгой являются родители, поэтому-то мы настойчиво стараемся искать пути сотрудничества с папами и мамами своих читателей. И многие из них уже сами понимают, что какой бы обширной ни была домашняя библиотека, но именно в общественной их дети получают первое представление о необъятности книжного мира, учатся пользоваться библиографическими указателями и справочным аппаратом, работать с периодикой, словарями, справочниками, энциклопедиями. Здесь ребенок узнает о том, что читают его сверстники. Он также может поделиться с ними мыслями о прочитанной книге, принять участие в литературной игре, да и просто интересно провести время вместе с мамой, папой, бабушкой или дедушкой в семейном клубе «Живой родник». Опыт показывает, что в тесном сотрудничестве с родителями – залог успеха воспитания будущих достойных, добрых, честных граждан страны.

Встречи клуба проходят один раз в месяц, и его тематика во многом зависит от интересов и пожеланий участников. Каждая встреча посвящается одной теме, специально подбираются книги, готовится выставка. Пожеланием детей и родителей уже на первой встрече, было проведение активных и творческих мероприятий, в которых могли бы участвовать все, независимо от возраста. Вот примеры некоторых заседаний семейного клуба «Живой родник», который работает в библиотеке более 3-х лет:

«Самое главное слово…»

Заседание было посвящено самому близкому человеку – маме.

Уже 12 лет в России в последнее воскресенье ноября отмечается День матери. Вместе с участниками клуба мы поговорили об истории возникновения праздника, посмотрели театральную постановку, послушали литературно-музыкальную композицию, в которой приняли участие и дети из клуба.

Мамы со слезами на глазах смотрели концерт, подготовленный их детьми, выслушали от них в свой адрес много теплых и ласковых слов. Одна из мам со всеми присутствующими провела мини-викторину. Призы достались всем участникам.

В заключение всех гостей ждал сладкий стол. Во время чаепития, уже по традиции, одна из семей, постоянных участников встреч, продемонстрировала свою фотопрезентацию.

«Навстречу друг другу».

Эта встреча семейного клуба была посвящена особенностям детско-родительских взаимоотношений. Основная цель занятия заключалась в том, чтобы дать возможность близким людям посмотреть друг на друга в ситуации равенства. Взрослые и дети стали равноправными участниками занятия, которое прошло в форме психологического урока с элементами тренинга, это дало возможность свободно высказывать свое мнение, независимо от возраста. В ходе встречи активно использовались методы игротерапии, арттерапии и сказкотерапии. Участники клуба проигрывали ситуации, рисовали эмоции, слушали сказочную историю, посвященную крепости семейных уз и победе добра над злом. Творчество помогло участникам раскрыться, освободиться от скованности, дать возможность эмоционально реагировать, чувствовать, а взрослым на 1 час вернуться в детство.

Кульминацией встречи стала сказка 8-летней девочки, сочиненная ею в ходе занятия, под впечатлением услышанного и увиденного. Аплодисменты стали лучшим признанием творчества ребенка и нашей работы в целом.

Велика роль и возможности книги и чтения в формировании молодого поколения патриотов. И особенно мощным инструментом здесь является краеведение. Привязанность к малой Родине, к ее природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для ребенка основой любви к Родине Великой.

Очень важно привить ребёнку любовь к тому месту, где он родился и где ему предстоит жить. С помощью механизма отождествления он входит в мир культуры, осваивает приемы, технологии использования этой культуры как средства саморазвития.

Формирование историко-культурной идентичности происходит и в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное для ребёнка пространство самосознания и должно быть им усвоено и переработано для дальнейшего продвижения в будущее как представителя данного народа в данной местности.

Сегодня краеведческая работа библиотек расширяется и модифицируется, на первое место выходит исследовательская работа, которая предстаёт перед нашими пользователями в виде новых книг.

Издание книг о родном крае в нашей библиотеке началось с издания книги «Зубово. Новозубово» из серии «История сел Спасского района». Вторая книга из серии «История сел Спасского района» называлась «Абашево».

Эта книга составлена усилиями двух авторов – В.А. Мочалова и Н.И. Забродиной. Долго ей пришлось собирать архивный материал об Абашево, самом старинном селе, которое существует уже свыше четырех веков. История его нисколько не похожа на другие, особенно в раннем своем периоде. Книга рассказывает и о старинном народном промысле, который известен на всю Россию – изготовление глиняных игрушек.

История пензенских библиотек – тема не новая. К ней обращались краеведы, исследуя в своих работах различные аспекты библиотечной деятельности. В освещение этой темы мы внесли свой вклад. Общедоступными библиотеками в дореволюционную пору назывались публичные (общественные) библиотеки, существовавшие на средства местной власти и на пожертвования частных лиц, бравшие определенную плату с подписчиков (читателей) и народные, т.е. бесплатные. Их основывали земские органы и просветительские организации. В советское время появился термин «массовые библиотеки». Это универсальные книжные собрания, предназначенные для обслуживания самых широких слоев населения: городские, районные, детские, сельские библиотеки, входящие в общегосударственную сеть, ныне централизованные библиотечные системы, а также профсоюзные и колхозные библиотеки. Истории вышеназванных учреждений культуры, составляющих большую часть библиотек области, посвящена данная работа. По времени она охватывает события с середины 19 века по 80-е годы 20 века.

Дворянство на Руси долгое время было правящим сословием. Слуги царя, его воины, они расширяли границы нашего государства, несли охрану его рубежей, участвовали в великих битвах. В полки детей дворян записывали с самого рождения.

Петр I объявил дворянство «благородным, первенствующим сословием», главной опорой государства. При Екатерине II права дворян были расширены. Они могли нести военную службу не всю жизнь, а по желанию уходить в отставку, нести гражданскую службу или заниматься в своих имениях хозяйственными делами.

В 19 веке дворяне, особенно губернского и уездного уровня, стремились после отставки быть на гражданской службе. Их избирали предводителями дворянства, сословными депутатами, они служили в судах, дворянской опеке и других учреждениях. После реформ Александра II дворяне избирались мировыми судьями, назначались земскими начальниками, мировыми посредниками. Такова была обычная судьба провинциального дворянина.

Наш рассказ в книге «Из рода дворянского…» о необычных судьбах представителей дворянского сословия. Это государственные деятели, писатели, врачи, актеры – люди с неординарной судьбой, прославившие Пензенский край далеко за его пределами.

Появилась у нас и своя серия CD – «Российская провинция». В настоящее время в этой серии вышло уже 5 CD. Первый из них содержит сведения о шести районах нашей области. История, экономика, культура.

CD интересен читателям тем, что материал расположен компактно, имеются отсылки от одного материала к другому, обилие фотографий, иллюстраций дает возможность иметь полное представление о районе.

Два CD «Они вдохновляли поэтов» и «Портретная галерея пензенцев» знакомят наших читателей с именами людей, составивших славу не только нашей губернии. Имена, славные для всей России. Николай Семенович Мордвинов – генерал войны 1812 года.

Алексей Алексеевич Тучков – герой войны 1812 года, пал в Бородинской битве. Интересна судьба и его жены Маргариты, которая в качестве денщика принимала участие в военных походах мужа.

Филипп Филиппович Вигель – вошел в историю и литературу как автор «Записок», в которых отражена Россия и её интеллектуальная элита конца 18 века – начала 19 веков. Автор «Записок» – наш земляк, сын пензенского губернатора Филиппа Лаврентьевича Вигеля.

В романе Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» описан бал у московского генерал-губернатора, где блистала Анна. Под именем Корсунских писатель вывел известную в Москве семью Римских-Корсаковых, которые имели поместья в Пензенской губернии, и они сделали немало для нашей губернии.

Всем известно имя замечательного героя войны 1812 года – Дениса Давыдова.

Многие знают и его слова о Пензе – «Пенза моя вдохновительница», именно в Пензе родился цикл любовных стихов, которые были посвящены нашей землячке – Евгении Дмитриевне Золотаревой. 13 любовных историй пензенских красавиц в портретах, прозе, стихах. CD имеют несколько оригинальных решений: текст на экране может «идти» по экрану монитора, текст можно слушать, иллюстрации легко посмотреть по своему выбору легким нажатием клавиши.

Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому, – это память, память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи дела и творения умножали славу Отечества и возвышали наш народ, с их именами мы и знакомим юных пензенцев на своих мероприятиях, внося вклад в формирование патриотической составляющей личности наших земляков.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17