Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Пензенская областная библиотека для детей и юношества: Библиотека сегодня

Библиотека сегодня

Л.П. Полбицына,
директор Пензенской областной библиотеки для детей и юношества»

Начало всех начал в работе библиотеки – выполнение коммуникативно-информационной функции, с которой начинается общение библиотекаря и пользователя.

От того, как организовано библиотечное пространство зависит очень многое, поскольку библиотечное общение является по форме диалоговым и начинается оно от самого порога и должно быть позитивным.

Библиотека давно перестала быть единственным местом предоставления информации, а читатель, наверное, утомился от диктовки ему наших правил. Пространство общения формирует и различные позиции участников.

Исходя из этого, библиотека по – новому подошла к оформлению всего информационного пространства, чтобы удобно было всей семье. Пространство отделов библиотеки масштабировано за счет функционально продуманной и в то же время композиционно интересной расстановки стеллажей, справочных модулей с компьютерами и столами. Интерьер предстает как «живое» информационное пространство, опровергающее устойчивые стереотипы в представлении о библиотеке как статичной, маловыразительной, с однообразными помещениями.

Инновацией в работе библиотеки является и то, что библиотека, наряду с традиционными функциями, оказывает содействием семье по формированию информационной грамотности, являя собой «обучающую библиотеку для всей семьи», у которой есть новый образ и новая структура, где нет жесткого деления на читальные залы и абонементы. Созданы специализированные зоны, обслуживающие пользователей по возрастам, и поэтому имеющие свою специфику книжного фонда и своё визуальное решение. Фонд книг максимально открыт и приближен к пользователю: сидеть читать книги и журналы можно и в отделе, а выбрав что-то по душе, взять домой. Если не найден ответ на вопрос в книге или журнале – к услугам пользователя – интернет.

Для будущих и настоящих родителей малолетних детей, которые еще не умеют читать, или пошли в первый класс, открыт «Детский центр воспитания и развития «ПОЧИТАЙка», где «ПОЧИТАЙка» расшифровывается как: Пробуй, Общайся, Читай, Изучай, Активно Играй. Уменьшенный масштаб детской зоны с адекватной корректировкой размеров необходимого оборудования поддержан выбором активного цветового решения. Оно отвечает назначению помещения, где присутствуют элементы игрового характера. Располагаясь в непосредственной близости от других помещений библиотеки, детское читательское пространство создает дополнительные удобства для пребывания родителей с детьми и их совместного интеллектуального развития.

Для ребят более старшего школьного возраста и их родителей работает «Центр досуга и творчества «ПОЗНАВАЙка», где «ПОЗНАВАЙка» расшифровывается как: Получай Отличные Знания, Навыки, Анализируй Внимательно, Активно Исследуй. Создание центров позволило на 3400 человек увеличить число читателей, детей до 14 лет.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Очевидно, что понятие «здоровый образ жизни» непосредственно связано как со «здоровьем», так и с «образом жизни», и является важнейшей категорией системы образования в целом. Работа ведется по следующим направлениям:

• воспитание правовой культуры детей и подростков;
• занятость свободного времени молодых людей;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• психологическая помощь читателям, воспитание навыков общения;
• работа с родителями;
• выставочная и массовая работа в библиотеке;
• издание буклетов и рекомендательных пособий;
• методическая помощь библиотекам области.

Многие мероприятия по профилактике вредных привычек (табакокурение, принятие алкоголя, наркомания) и пропаганде здорового образа жизни проводились в координации

с Центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями и с сотрудниками УФСКН по Пензенской области.

Для правильного построения работы в данном направлении библиотека регулярно проводит социо-психологические исследования среди подростков и молодежи.

Библиотека регулярно проводит исследование мнения своих пользователей.

Психологическое тестирование подростков группы риска «Нам важно твое мнение…»

В анкетировании участвовало 107 человек. Всего 6 классов Проведенный анализ позволил выявить отношение учащихся к наркотическим веществам:
№ вопроса Отрицательное отношение Положительное отношение Неопределенное отношение
1 94% 6% 0%
2 96% 4% 0%
3 69% 28% 3%
4 72% 16% 12%
5 61% 26% 13%
6 51% 45% 15%
7 57% 34% 9%
8 60% 24% 16%
9 82% 7% 11%

На борьбу с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением, прежде всего, должна встать семья, родители, школа и библиотека. Именно поэтому в этом году система работы по направлению формирования потребности в здоровом образе жизни дополнилась мероприятиями, проводимыми в рамках межведомственного комплексного плана «Школа. Семья. Дети. Здоровый образ жизни». Мероприятия в рамках этого комплексного плана включали в себя 2 цикла по 30 мероприятий каждый. Первый цикл – работа с родителями «Между нами взрослыми». Второй цикл – работа с учащимися «Откровенный разговор с психологом». Все мероприятия проходили на базе школ. Работа велась со всеми возрастами. Всего по направлению «Школа. Семья. Дети. Здоровый образ жизни» было проведено 60 мероприятий, на которых присутствовало 1873 человека (родители и учащиеся школ) в 20 школах города. (Для родителей учащихся с 1 по 10 класс прошло 30 занятий в рамках цикла «Между нами взрослыми» в 14 школах. На них присутствовало 894 человека. Для учащихся с 1 по 11 класс прошло 30 занятий в рамках цикла «Откровенный разговор с психологом» в 15 школах города. На них присутствовало 979 человек).

Бесспорно, данная программа имеет много плюсов: далеко не все школьники могли доехать в библиотеку, здесь же, приезд в школы работников библиотеки сделал информацию более доступной; увеличился охват участников, особенно родителей. В 2010 году в библиотеке прошли крупные мероприятия, одно из них: Марафон здоровья «Вместе за здоровый образ жизни». Он включал в себя 6 встреч, одновременно проходивших в школах города. На нем побывали 120 человек. Марафон был направлен на профилактику вредных привычек и формированию здорового образа жизни. Школьники 6–7 классов поговорили о вреде курения, познакомились с основными составляющими здорового образа жизни. Десятиклассники обсудили проблемы СПИДа и ВИЧ-инфекции.

Подобного рода мероприятия позитивно сказываются на формировании у молодежи положительного отношения к здоровому образу жизни. Много мероприятий по здоровому образу жизни проведено и в стенах библиотеки.

«Зал делового и досугового чтения» принимает эстафету по работе с семьей. Библиотека всеми доступными нам средствами поддерживает существовавшую в России традицию возрождения семейного чтения, поэтому в библиотеке существует «семейный абонемент».

Основными целями семейного абонемента является:

– возрождение традиций семейного чтения;
– помощь в проведении досуга;
– воспитание у подростков и молодежи потребности в постоянном вдумчивом чтении.

Для этого постоянно проводится:

– знакомство читателей с лучшими произведениями художественной и отраслевой литературы;
– информирование читателей о познавательной литературе для детей и подростков;
– составляются рекомендательные списки литературы для семейного чтения;
– оформляются выставки «Читаем вместе»;
– оказывается помощь родителям в вопросах воспитания детей, подбирается для них литература по семейной педагогике;
– регулярно оформляются выставки в помощь родителям и многое другое.

Именно книга, совместные переживания помогают найти общий язык между старшими и младшими, больше понять друг друга, услышать! Взаимопониманию, и не только учит семейный клуб «Живой родник».

Он создан для работы с семьями читателей библиотеки, для активизации читательских интересов и формирования навыков совместного чтения, для пропаганды семьи как одной из основных социально-значимых ценностей общества. Клуб позволяет родителям и детям совместно весело и с пользой проводить свое свободное время.

Встречи семейного клуба «Живой родник» проходят один раз в месяц, и его тематика во многом зависит от интересов и пожеланий участников. Каждая встреча посвящается одной теме, специально подбираются книги, готовится выставка, пишется сценарий. Пожеланием детей и родителей уже на первой встрече было проведение активных и творческих мероприятий, в которых могли бы участвовать все, независимо от возраста.

У процесса чтения есть еще одна сторона. Чем выше уровень культуры человека, тем больше книг он читает. При этом социологические исследования показывают следующую зависимость: люди с низким уровнем культуры книг вообще не читают (этот уровень, как и другие уровни культуры, определяется не только по чтению книг, но и по целому ряду других показателей, в том числе, по реализации человека в производственном процессе). Эта группа людей стремится облегчить себе жизнь за счет упрощения средств достижения своих целей и уменьшения трудозатрат, в число которых входит и умственное напряжение. Поэтому они не читают.

При работе с семьёй библиотека привлекает к чтению все поколения, поэтому можно смело сказать, что мы боремся за читающую, грамотную и богатую губернию!

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17