Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Молодежная политика
Форум
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Потемкина А.В. Библиотеки и досуг молодёжи

Библиотеки и досуг молодёжи

А.В. Потемкина,
главный специалист Информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь» РГБМ

Досуг – совокупность видов деятельности,
ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время
и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Социологический словарь.


За годы социально-экономических перемен в стране сфера досуга и отдыха претерпела своеобразную «революцию предпочтений». Приверженность определенным формам заполнения свободного времени зависит и от моды, и от культурного потенциала людей. Многие вкусы и запросы обладают относительной устойчивостью и передаются из поколения в поколение. Однако то, что могло бы исходить от старших в качестве положительного примера, не всегда принимается современной молодежью. Установлено, что в наши дни молодые реже, чем их родители, читают книги, не стремятся к дополнительному самообразованию, не составляют основной аудитории музеев, театров и концертных залов, где звучит серьезная музыка.

От досуга других возрастных групп досуг молодежи существенно отличается в силу специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К ним можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей интересует все новое, необычное. Для них характерно преобладание поисковой активности, их привлекают развлечения, зрелища, легкая музыка, танцы, игры. В соответствии со своими потребностями подрастающее поколение посвящает досуга главным образом общению в своих компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, представляющая собой пёстрый конгломерат разнообразных формальных и неформальных течений (антиглобалисты, готы, диггеры, рокеры, скинхеды, толкиенисты, футбольные и музыкальные фанаты, экологисты, трейсеры, граффитисты и др.). В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определить способы влияния на досуговую сферу жизнедеятельности молодежи. И здесь заметную роль способна сыграть библиотека.

Молодёжь все реже приходит просто в библиотеку. Развитие современных технологий и доступность Интернета позволяют получать копии нужных книг и статей, а также ответы на информационные запросы, не выходя из дому. Лишь деятельность библиотеки как комплексного, интегрального культурного центра может побудить физически присутствовать в ее здании. Сама атмосфера в библиотеке способна привлекать молодых, если максимально учитываются их интересы, возможности, дефицит свободного времени и одновременно желание не отстать от самых успешных и «всезнающих». Те, кто пришел в библиотеку для отдыха и общения, рассчитывает провести время в специально выделенных досуговых зонах (как это сделано, например, в отделах обслуживания Пензенской областной библиотеки для детей и юношества), полистать свежую периодику, познакомиться с книжными новинками. Помещения должны быть оборудованы удобной мебелью, аудио- и видеотехникой.

Успех работы библиотеки в сфере досуга зависит, прежде всего, от выбора тем, действительно привлекательных для молодёжи, а также от формы их подачи. Наибольшая эффективность в работе с молодёжью достигается при сочетании различных методов и приемов, дифференцированном подходе к участникам мероприятий, последовательности и широте освещения тем. А это, как правило, закладывается в комплексные программы.

Во многих библиотеках такими комплексными акциями становятся Недели детской и юношеской книги, Недели молодежной книги. Это не просто ряд мероприятий, посвященных книге, а возможность встретиться с любимыми героями, открыть для себя новые увлекательные книги, познакомиться с их создателями, стать участником различных конкурсов, викторин.

Так, «Неделя молодежной книги» в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества в 2009 году прошла под девизом «Открывая книгу, открываем мир». На церемонии открытия в яркой форме были представлены все дни: каждый день был отведен определенной теме. В «Модной страничке» молодые сотрудники библиотеки продемонстрировали литературное дефиле «Радужные перспективы, или больше цвета», где гармонично сочетались мода, цвет, литература. Неожиданная форма популяризации книги была с интересом встречена молодежной аудиторией.

Самыми запоминающимися мероприятиями Недели стали:

– творческая встреча молодежи с исполнителями авторской песни «Поющая поэзия»,

– творческая встреча с молодыми писателями и поэтами Кузбасса,

– вечер-биография «История одной жизни» и презентация «Дорога длинною в жизнь», посвященные 200-летнему юбилею великого писателя Н.В.Гоголя,

– дискуссия «Фэнтези: знакомое и неизвестное», приуроченной к 80-летию со дня рождения американской писательницы Урсулы Ле Гуин.

Стоит подчеркнуть, что каждый отдел библиотеки принял участие в организации Недели молодежной книги. Например, по инициативе сотрудников читального зала досугового чтения в рамках творческого сотрудничества с учебными заведениями города проведена акция «Литературный молодежный десант», он состоялся в библиотеке ГОУ «Областная кадетская школа интернат милиции».

Библиотеки ставят целью помочь современным молодым людям пересмотреть стереотип взгляда на классику как на скучное чтение, открыть им творчество корифеев русской литературы – огромный пласт вечных и актуальных тем, мыслей и идей. Так, Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина разработана и реализована программа «Пушкин и Гоголь – спутники нового поколения». Сотрудники библиотеки в год юбилеев великих классиков постарались представить молодежи Пушкина и Гоголя современниками, собеседниками. Презентация программы состоялась в рамках акции «Читать модно» для обширной аудитории старшеклассников и студентов. Большой интерес вызвал конкурс «Ищем Пушкина и Гоголя» – фотоработы авторов, запечатлевших их самих или людей из их окружения, имеющих внешнее сходство с классиками, а также в образах (костюмах) героев произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека посвятила юбилею Николая Васильевича Гоголя Неделю детской и юношеской книги, открыв ее музыкальным театрализованным праздником чтения «Вечно ваш, Гоголь». Читателей в фойе библиотеки «встречал» портрет Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера. Ребята окунулись в атмосферу быта гоголевских произведений: им довелось перепрыгнуть бутафорский плетень, посетить «лавку забытых вещей», где находились шкатулка, сабля турецкая с надписью «Мастер Савелий Сибиряков», книга с закладкой на 14 странице, птичьи перья и т.д. Гостям предлагалось определить, какому герою предметы принадлежат. Отгадавшим вручался вкусный приз – вареники, любимое лакомство Пацюка – героя повести «Ночь перед Рождеством». А затем в читальном зале состоялось награждение победителей республиканского конкурса «История от читателя». Приятным подарком для присутствующих стало выступление студентов театрального факультета Чувашского института культуры и искусства. Будущие актеры показали отрывок из пьесы «Ревизор» и вручили грамоты и призы победителям конкурса.

В рамках Недели для детей среднего школьного возраста состоялась литературная игра «Улыбка и смех – это для всех». Пригласил всех на вечер Рудный Панько – главный герой повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», который в веселой игровой форме проверил, хорошо ли юные книголюбы знают произведения Гоголя. Участники игры по описанию угадывали героев, вспоминали крылатые выражения и смешные случаи, устанавливали значения устаревших слов.

Ярких примеров по разработке и осуществлению комплексных программ по организации досуга молодёжи можно привести много, но даже на их фоне выделяется Томская областная детско-юношеская библиотека. В 2009 году здесь были подведены итоги областной эстафеты молодежного чтения «Молодое поколение читает», в которой приняла участие молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Организаторы эстафеты – Томская областная детско-юношеская библиотека (ТОДЮБ) при поддержке Департамента по культуре Томской области; библиотеки Томской области; Молодежный парламент Томской области; «Добровольное общество любителей книги». Цели и задачи эстафеты: активизация работы библиотек Томской области по продвижению книги и чтения среди молодежи; объединение усилий волонтеров и библиотек для привлечения к чтению молодого поколения; выявление и распространение лучшего опыта работы библиотек по пропаганде молодежного чтения и формированию потребности в чтении; привлечение внимания СМИ, широкой общественности к данной проблеме. В течение года были проведены мероприятия по продвижению чтения в молодежной среде с участием волонтеров (активных читателей): читательские встречи с писателями, конференции, диспуты, посвященные обсуждению литературных произведений, рекомендованных для прочтения или предложенных самими молодыми читателями.

В рамках эстафеты 24 мая, в День славянской письменности и культуры на площадке перед зданием библиотеки состоялась массовая единовременная акция флеш-моб «Открой свою книгу!». Участниками стали читатели библиотеки, писатели, поэты и жители Томска. Каждый выступающий называл книгу, которая сыграла значительную роль в его жизни. А молодые люди услышали главный призыв флеш-моба: «Стань волонтёром – вовлеки в ряды читателей своих сверстников!».

Участники акции приняли участие в беспроигрышной литературной лотерее. Осуществлялся сбор подписей в поддержку чтения и книги в «Читательском слэме», все желающие смогли оставить свои отзывы и пожелания на большом 25-метровом рулоне бумаги. Была оформлена выставка творческих работ участников эстафеты молодежного чтения «Молодое поколение читает!». Активно работал «Свободный микрофон», и каждый желающий называл свою любимую книгу или писателя. В этот день проводились акции: «День прощения должников», «Подари библиотеке книгу!», «Запишись в библиотеку

Еще одной площадкой флэш-моба стала центральная площадь Новособорная Томска, где библиотекари вместе с волонтерами, активистами молодежного движения «Здоровые университеты» дарили томичам хорошие, добрые, умные книги, раздавали рекламную продукцию в поддержку чтения с призывами участвовать в областной эстафете «Молодое поколение читает!». Праздник закрылся символическим запуском воздушных шаров с вымпелом флэш-моба «Открой свою книгу!», это право было предоставлено молодым почетным читателям ТОДЮБ. В этот день подобные акции состоялись во всех районных библиотеках Томской области. К участию в эстафете на территории Томской области было привлечено 5 тыс. чел.

Интересен опыт Саратовской областной библиотекой для детей и юношества им. А.С. Пушкина, которая в Год молодёжи осуществила программу «Увидеть юношу, читающего книгу», рассчитанную на старшеклассников, учащихся колледжей и студентов вузов. Основой программы стали ток-шоу «Ценности поколения NEXT», ежемесячно проходившие в интерактивном формате. Участники ток-шоу определяли приоритеты современной молодёжи в таких областях жизни, как «Человеческие отношения», «Высшее благо», «Наследство предков», «Духовное начало», «Общественная жизнь», «Отцы и дети». В восьми ток-шоу приняли участие около 500 человек. На ток-шоу проводились голосования по каждой из тем. Мнение такой многочисленной группы может считаться значимым, отражающим приоритеты современной молодёжи и заслуживающим внимания. На итоговом мероприятии цикла студенты Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина подготовили обобщения по каждой из шести тем, представив своеобразную «Шкалу ценностных ориентиров современной молодёжи г. Саратова».

Позитивно, что в последние годы библиотеки всё чаще выходят на улицы, проводят праздничные акции, стараясь сделать их массовыми, яркими, запоминающимися. Этим библиотеки демонстрируют открытый характер деятельности, активно привлекая нечитающую молодежь в ряды постоянных пользователей библиотеки.

Например, в Коми республиканской юношеской библиотеке 27 мая, в Общероссийский день библиотек впервые апробирована праздничная акция – шествие «Давайте читать вместе!». Молодежные группы и библиотекари с лозунгами, речевками, «кричалками», транспарантами, под флагами, логотипами и рекламными щитами библиотек, прошлись маршем по главной улице от библиотеки, сделав остановки у Театра оперы и балета, на известной площади города – Стефановской. В ходе шествия прохожим раздавались библиотечные афишки, реклама, листовки. Завершилось шествие концертной программой творческих коллективов города в Парке культуры и отдыха. В шествии принимали участие студенты, школьники, читатели и сотрудники сыктывкарских библиотек, журналисты республиканской молодежной газеты «Твоя параллель».

При проведении уличных акций приходится учитывать множество организационных моментов и деталей. Опыт показывает, чем больше привлечено разнообразных групп, особенно молодежных, тем ярче и интереснее станет акция. В работе по продвижению книги и чтения библиотеке активно помогают волонтеры. В таких социокультурных акциях удачно соединиются элементы и приемы политических акций (плакаты и транспаранты, листовки, лозунги, митинг, шествие) и библиотечные формы.

Молодежный досуг все отчетливее характеризуется возрастанием в нем доли форм и способов, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга являются клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, молодежные кафе-клубы.

Согласно данным социологических исследований, читатели посещают публичные мероприятия с целью интересно провести время, пообщаться с людьми, прежде всего с ровесниками. Молодым важно высказать и отстоять своё мнение, получить поддержку, найти единомышленников. Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Эти потребности также в полной мере удовлетворяются в клубных формах работы с молодёжью. Именно поэтому клубы по интересам, по-прежнему, – наиболее признанная и востребованная форма проведения свободного времени.

Продуманная сеть клубов в Республиканской юношеской библиотеке Татарстана способна привлечь читателей с самыми разными интересами: это и видеуниверситет искусств «Встречи с прекрасным и вечным»; и молодёжный интеллектуальный клуб «МИК»; и клуб любителей Франции «Soiree»; и психологическая студия «Вершина»; и клуб молодой семьи «Очаг»; и художественный салон «Вдохновение»; литературная гостиная «Сезг? ?йтер с?зем бар». Эти клубы созданы в библиотеке давно, каждый из них, по-своему, уникален и объединяет группы людей с устоявшимися склонностями. Особенно интересна работа Молодежного интеллектуального клуба «МИК». Его основное назначение – продвижение интеллектуальных игр среди школьников. Ребята здесь получают дополнительные знания, игры способствуют развитию коммуникативных, творческих, креативных способностей. Сформированы команды, представляющие в брэйн-клубе Республики Татарстан все возможные лиги – суперлигу (Блок смешения), премьерлигу (Моя Прелесть) и первую лигу (Мысли вслух). Еженедельно тренировочные игры, которые проходят в библиотеке, посещают 15–20 человек. Игроки и команды «МИК» приняли участие в нескольких межрегиональных фестивалях: «Горький Октябрь» в г. Нижний Новгород, «Самариум – 2009», г. Самара; «Симбирск –open» г. Ульяновск.

В Психологической студии «Вершина» заседания проходят раз в две недели для подростков 15–16 лет. Заседания были посвящены темам: «Культура здорового образа жизни», «Знакомство», «Правила групповой работы», «Умеем ли мы общаться?», «Какие способы общения мы знаем?», «Умеете ли вы слушать?» «Почему мы конфликтуем?», «Как вести себя в конфликте?». Сами названия заседаний говорят о важности, актуальности, современности тем. Именно в этом возрасте молодежь начинает осознанно думать о своих личностных качествах, стремится развивать, изменить некоторые черты характера, получить советы по укреплению воли, по совершенствованию и развитию деловых, коммуникативных черт.

Для успешной работы с семьями, для привлечения их в библиотеку, активизации читательских интересов и формирования навыков совместного чтения, для раскрытия семьи как одной из социально значимых ценностей общества при Пензенской областной библиотеке для детей и юношества много лет работает семейный клуб «Живой родник». Он позволяет родителям и детям вместе весело и с пользой проводить свободное время. Встречи клуба проходят один раз в месяц, и его тематика во многом зависит от интересов и пожеланий участников. Например, заседание клуба «Навстречу друг другу» было посвящено особенностям отношений детей с родителями. Главная цель этого занятия заключалась в том, чтобы дать возможность близким людям посмотреть друг на друга как равным. Занятие прошло в форме психологического урока с элементами тренинга, каждый свободно высказывал свое мнение, независимо от возраста. В ходе встречи активно использовались методы игротерапии, арттерапии и сказкотерапии.

Учитывая стремление детей и подростков к состязательности, поощряя творчество, выискивая таланты, библиотеки выступают инициаторами всевозможных конкурсов, принимают участие в областных, краевых, республиканских конкурсах.

Широко используется форма конкурсов в детско-юношеской библиотеке Республики Карелия. Она организовала Конкурс творческих работ детей и юношества (Плакатов/рисунков) «Брэнд Карелии – эпос «Калевала"». Совместно с обществом дружбы со Швецией «Норден» был проведён VIII Международный конкурс «Волшебное Рождество в северных странах». На конкурс принимались рисунки, прикладное творчество, рукописные книги (собственное литературное творчество или проиллюстрированные произведения известных авторов по рождественской тематике). Поступило более 2000 работ как индивидуальных, так и коллективных. Библиотека приняла участие в XIII Международном конкурсе детской рукописной книги «Мы на Севере живём», провела конкурс «Лидер чтения».

Республиканский конкурс Компьютерных работ по здоровому образу жизни «Доктор Вэб: цифровые технологии и оздоровление» привлек своей нестандартностью, новизной. Его участникам предлагалось выполнить творческую работу на тему с применением информационных компьютерных технологий. Примерные темы работ – «Правильного пива не бывает», «У опасной черты», «Моим друзьям о СПИДе», «Жизнь прекрасна», «Спасибо, не курю». Конкурс проводился по трём номинациям: «Вэб-буклет», «Вэб презентация», «Вэб-сайт».

Библиотеки предлагают темы, которые находят живой отклик у молодёжи, и в то же время достигают своей цели – повышают престиж книги и чтения среди этой категории населения. Используя интерес молодёжи к фотографии, Республиканская юношеская библиотека Татарстана инициировала и провела республиканский конкурс молодых фотохудожников «В объективе: читающая молодежь». В масштабном конкурсе участвовали 162 юных фотохудожника из 26 районов Татарстана, представивших на суд жюри 212 работ. Большинство фотографий отличали оригинальность в раскрытии заданной темы, художественный вкус, любовь к книге и чтению. Много работ было связано с семейным чтением. Юные фотомастера отразили то, что их удивило, взволновало, поразило яркостью и необычностью.

Курганская областная юношеская библиотека с целью поддержки престижа книги и чтения в молодежной среде, формирования позитивного имиджа КОЮБ провела конкурс «Юношеская – это моя библиотека». В нем принимали участие подростки и молодежь от 13 до 25 лет, а также специалисты, работающие с молодежью. Для отбора претендентов на звание победителей конкурса определены следующие номинации: «Лидеры чтения–2009», «Содружество», «Добрая душа», «В творческом порыве». На участие в конкурсе поступили 42 материала от студентов и учащихся 9–11 классов школ г. Кургана. Формы работ разнообразные: сочинения, эссе, стихи, рисунки, фотопроект. Участники конкурса показали большую роль книги и библиотеки в век компьютерных технологий. Работы победителей конкурса стали основой сборника материалов «В творческом порыве», который выпустила библиотека.

Уже не первый год в Пензенской областной библиотеке для детей и юношества проводится песенный конкурс «Музыкальная семья». Участниками конкурса становятся не только пользователи библиотеки, но и любой желающий, в чьей семье поют вместе несколько поколений. Именно этот фактор основной при допуске к прослушиванию.

Раскрыть творческий потенциал молодёжи, охватить возможно полнее эту социальную группу, привлечь внимание к актуальной теме, поднять престиж самой библиотеки, порадовать земляков яркой праздничной программой – такие многогранные задачи решаются при проведении фестивалей творчества. Ставропольской краевой юношеской библиотекой ежегодно проводится Краевой фестиваль фантастики. В 2009 году состоялся уже XV фестиваль «Фантазии меняют мир», в котором приняло участие более 200 юных писателей-фантастов в возрасте от 12 до 21 года. Работы оценивались в номинациях: литературные произведения (прозы и стихи); живописные произведения (живопись и графика), декоративно-прикладное творчество. В рамках недели детско-юношеской книги с работами участников конкурса познакомились более 700 юных читателей библиотеки.

Крупномасштабным событием явился IV Межрегиональный фестиваль – конкурс детского и юношеского литературного творчества «Устами детей говорит мир!». Организатором фестиваля-конкурса традиционно выступила Томская областная детско-юношеская библиотека. На конкурс в Томск съехались молодые таланты из всех уголков Томской области и соседних регионов: городов Кемерово, Новосибирска, Барнаула, Бийска, Новокузнецка и других, 300 юных литературных дарований в возрасте от 7 до 18 лет, их родители, руководители.

Третий год подряд Центральная универсальная молодежная библиотека г. Барнаула им. В. М. Башунова совместно с Комитетом по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту администрации Центрального района г. Барнаула успешно проводит молодежный фестиваль снежной скульптуры «Новогодние фантазии». В 2009 году для участия в фестивале приглашались молодые дизайнеры, скульпторы, художники в возрасте до 30 лет. Среди целей, которые ставили организаторы – создание праздничного новогоднего пространства для жителей и гостей города и активизация молодежного творчества. В фестивале приняли участие 13 авторов, вырезавших из снега шесть оригинальных скульптур.

Был проведён также первый краевой зимний фестиваль современного искусства «ЩИ». Он прошел при поддержке парк-отеля «Ая», творческой группы «Д-9» и журнала «ЩИ» и состоялся на территории парка-отеля «Ая». Снег, мороз и солнце оказались главными составляющими идеальной экспозиции. Участники творческой группы «Д-9» за три дня создали более 10 арт-объектов из сверх-экономичных материалов – картона, пластика и снега. Использованные световые эффекты – прожекторы, лампы и свечи – позволяли гостям фестиваля взглянуть на каждую инсталляцию с наступлением темноты совершенно по-новому. В рамках фестиваля прошел мастер-класс по изготовлению рождественских и новогодних открыток, дегустация самого зимнего из напитков – глинтвейна и самого алтайского из продуктов – меда. Гостям фестиваля предлагалось поучаствовать в конкурсах, а каждый день заканчивался мини-концертом солиста барнаульской группы «Pablo Escobar» Алексея Антонова.

Выявлять и поощрять талантливых молодых авторов и исполнителей старается Пензенская областная библиотека для детей и юношества. Ее фестиваль авторской песни «Аккорд» имеет богатую историю, в 2009 году он проводился в десятый раз.

Ульяновская областная библиотека для детей и юношества им. С.Т. Аксакова подвела итоги второго этапа Областного открытого творческого фестиваля библиотечных театров «К чтению через игру». В фестивале в 2009 году приняли участие творческие коллективы библиотечных театров Ульяновской области и города Ульяновска. Действие развернулось на трех площадках, представлявших номинации: кукольный спектакль, театрализованная постановка, театр книги. Все показанные спектакли вызвали живой эмоциональный отклик у зрителей, всего спектакли посмотрели более 350 человек.

Одна из самых распространённых форм в работе библиотек, в том числе и в организации досуга молодёжи – тематические вечера. Библиотекари в совершенстве владеют методикой их проведения, поэтому нет смысла акцентировать внимание на этой хорошо известной форме. Ценно, что в некоторых библиотеках эту традиционную форму наполняют свежим, привлекательным для молодёжи содержанием. Так, в ночь с 16-го на 17 мая в Центральной универсальной молодежной библиотеке г. Барнаула им. В. М. Башунова проходило действо под названием «Ночь в стиле „СЮР“». Девиз – «Музейная ночь – территория молодых!». Открылась она выставкой барнаульских художников сюрреалистов, на фоне которой прошел акустический концерт рок-группы «Альянс», поэтический перфоманс и невероятные по эмоциональной окраске пластические импровизации театральной мастерской Вахромеевых. В музыке, танце и стихах ребята воссоздали чувства, навеянные им выставленными полотнами. В соседнем зале все желающие могли посетить мастер-классы барнаульских художников и приобщиться к миру искусства.

Зрители, оказавшиеся у павильона современного искусства «Открытое небо» в 10 часов вечера, попадали в настоящее сюрреалистическое пространство, благодаря граффити-шоу художника Андрея ABER под названием «Светлые линии». В огромном прозрачном светящемся кубе, на глазах у изумленной публики, из хаотичных линий рождались фантастические образы. Самые интересные мгновения вечера фиксировала камера фотохудожника Андрея Ишутинова, которые инсталлировались на огромный экран в режиме он-лайн, раздвигая все это сюрреалистическое пространство. Посетило мероприятие более 1000 человек.

В наше время библиотекари интенсивно осваивают различные коммуникативные, игровые, креативные, развивающие технологии. Все чаще в работе с молодёжью применяются такие активные формы, как дискуссии, диалоги, диспуты. Они способствуют не только продвижению чтения, но и развитию коммуникационных навыков детей, подростков и молодежи. Эти формы особенно эффективны еще и потому, что при проведении исключаются нотации и нравоучения, которые вызывают отторжение у молодёжи. Так, в Рязанской областной юношеской библиотеке им. К.Г. Паустовского после показа для студенток педагогического колледжа в видеолектории «КИНО. ТОЧКА» документального фильма В. Манского «Девственность» прошла бурная острая дискуссия о фильме. В ходе обсуждения высказывались различные точки зрения аудитории на морально-этические вопросы, поднятые в фильме.

В деятельности Пензенской областной библиотеки для детей и юношества широко практикуются формы, подразумевающие оценочную деятельность молодёжи по поводу того, что они видели, слышали, делали, с кем общались. Оценочное отношение, т.е. воспитание критичности пользователей к средствам воспитания имеет значение не только для совершенствования массовой работы библиотеки, но и для нравственного совершенствования самой личности пользователя. С учетом этих компонентов строились, например,: диспут «Розы и шипы лидерства»; урок мудрости «Из чаши мудрости испить»; час размышлений «Русь православная»; откровенный разговор «О вежливости, такте, деликатности»; диспут «Добрый ли ты человек?».

Внедряются и оригинальные методы работы, соответствующие стилю жизни молодых читателей. Книжный флеш-моб (например, когда собравшиеся на улице юноши и девушки одновременно читают принесённые с собой книги) проводится и как самостоятельное мероприятие, и входит в состав комплексных программ, о чём уже упоминалось выше. Буккроссинг, основанный на принципе «прочитал – отдай другому», все шире распространяется в библиотеках, работающих с молодёжью, Многие библиотеки уже имеют свою безопасную Полку для буккроссинга, проводятся игры буккроссеров.

Таким образом, судя по отчетам библиотек за Год молодежи и некоторым публикациям, многие библиотеки, осознавая важность своей миссии по воспитанию молодёжи, относятся к досуговым формам работы как к приоритетному направлению. Современным библиотекам присущ постоянный поиск новых форм работы с молодёжью, стремление создать комфортные условия для развивающего общения. Библиотеки стали чаще использовать методы развлекательной культуры, осваивают уличные формы работы. Произошел переход от разрозненных досуговых мероприятий к интегрированным, комплексным акциям, иногда долговременного значения..

Библиотекари все глубже постигают интересы конкретных молодежных аудиторий, стараются говорить на доступном для них языке. Поэтому для одних аудиторий привлекаются электронные ресурсы и проводятся конкурсы веб-сайтов, видеоклипов. А для других мероприятия организуются по аналогии с телевизионными: это ток-шоу, хит-парады, «брейн-ринги», «Угадай книгу», «Поле чудес», «КВН». Кроме телевизионных форм, в библиотечном деле используются формы, пришедшие из клубной практики – всевозможные конкурсы, игры, из театральной работы – бенефисы читателей, премьеры книги. Бесспорно, что гораздо заметнее стало творческое начало в деятельности библиотек, умение откликнуться на запросы современной молодежи нестандартно, увлечь ее чем-либо необычным, ранее неизвестным.

Эффективность деятельности библиотек возрастает благодаря кооперации и сотрудничеству с различными заинтересованными организациями. Активно в этом направлении работают Детско-юношеская библиотека республики Карелия, Томская областная детско-юношеская библиотека, Кемеровская областная библиотека для детей и юношества, Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П. Уткина. В деятельности этих библиотек отчетливо проявляется региональная специфика.

Прочное место в молодёжном досуге заняли всевозможные клубы по интересам, созданные на базе библиотек. Однако порой в объединениях, заявленных как клубы, встречи организуются не чаще одного раза в год, что несовместимо с этой формой работы. Среди библиотек, в которых клубы живут, собирая активную постоянную аудиторию, Республиканская юношеская библиотека Татарстана, Самарская областная юношеская библиотека, Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского, Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина.

В то же время деятельности библиотек по организации досуга молодёжи существует ряд нерешённых проблем: не в полной мере разработаны критерии эффективности работы библиотеки как центра досуга; недостаточно интенсивно ведётся мониторинговое исследование по использованию форм культурного досуга в условиях библиотеки; преобладают литературные темы, хотя круг интересов молодежи значительно шире. На наш взгляд, стоило бы усилить научно-методическую работу в этом направлении.

Конечно, в статье внимание акцентировано лишь на наиболее примечательном в области организации досуга молодёжи, но и приведённые примеры позволяют сделать вывод о разнообразной, многоаспектной работе библиотек в данном направлении, от активного развития которого в немалой мере зависит посещаемость библиотек читателями, ее имидж как одного их уникальных центров интеллектуального досуга подрастающего поколения.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–14