Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Смоленская областная юношеская библиотека: Библиотеки начального профессионального образования в помощь становлению личности

Библиотеки начального профессионального образования в помощь становлению личности

О.И.Белокурова,
директор Смоленской областной юношеской библиотеки

В Смоленской области библиотеки начального профессионального образования составляют значительную часть библиотечных учреждений, занятых обеспечением образовательного процесса. Они не только информационно обеспечивают учебный процесс, но и ведут гуманитарно-просветительскую деятельность и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Общее количество пользователей библиотеками в 2007 году составило 9317 , что на 1373 меньше, чем в 2006 году. Всего выдано 190540 экз., на 30 627 меньше, чем в прошлом году. Число посещений уменьшилось на 23.499 и равно 106874. Снижение произошло вследствие реорганизации системы начального профессионального образования. Несмотря на то, что все цифровые показатели с минусом, средние статистические данные практически остались на прежнем уровне: читаемость – 22; посещаемость – 14; обращаемость книжного фонда – 0,5. А это говорит о том, что библиотека по-прежнему востребована.

2007 год, как и предыдущие годы, был трудным для библиотек области. Остра проблема удовлетворения запросов пользователей, которые год от года становятся сложнее, и требуется полноценное комплектование. В течение ряда лет библиотеки получают минимум учебной литературы, в среднем 0,5-0,6 экз. на одного пользователя, что крайне мало. Пополнение и обновление учебной литературы отстает от темпов ее старения. Сохраняются трудности и с приобретением научно-популярной литературы, а также с молодежными периодическими изданиями. Слаба техническая оснащенность библиотек: отсутствие денежных средств не позволяют покупать аудио- и видеотехнику. Лишь пять библиотек имеют по одному компьютеру и две по ксероксу.

В то время как библиотеки образовательных учреждений становятся участниками формирования единой научно-образовательной информационной среды, библиотеки начальных профессиональных учебных заведений в своем большинстве еще находятся перед выбором программного обеспечения или лишь приступают к созданию электронного каталога.

Основной контингент учащихся начальных профессиональных учебных заведений – юноши и девушки от 14 до 18 лет, которые в первую очередь нуждаются в определении вектора образовательного и нравственного развития. Библиотека профессионального училища №22 представила результаты исследования читательских интересов учащихся, которые одновременно и обнадеживают и настораживают. Обнадеживает то, что 85% учащихся отводят значительную роль книге в воспитании культурного человека. Только 15% в принципе не любят читать и обращаются в библиотеку лишь за учебной литературой. А настораживает отношение учащихся к классической художественной литературе, они не причисляют ее к приоритетной и часто читаемой.

Анкетирование, проведенное библиотекой ПУ №27 «Что сегодня читаешь?», показало, что 25% опрошенных на чтение тратят до 40 мин. в день. Около 38% читает более одного часа в день Анализ предпочтений выявляет, что русской классической литературе отдают предпочтение 12% , детективам, фантастике – 8%, любовным романам – 23%, исторической литературе, зарубежной классике – 22%. При этом значительная часть прочитанных книг так или иначе привязана к учебной программе. Круг чтения подростков «смещен» в сторону развлекательной литературы.

Библиотека начального профессионального образования, прежде всего, учебная, поскольку обязана обеспечить информацией и соответствующей литературой учебный процесс. Но она обслуживает и педагогический коллектив и предоставляет учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную работу.

Так, для педагогического коллектива организовывались выставки и проводились обзоры книг и статей из журналов «Вестник образования», «Воспитание школьников». Темы были самыми разнообразными. Это, например, цикл обзоров «Развитие личности в меняющемся мире», «Творческая лаборатория учителя», «Внимание! Педагогический опыт», «Образование в третьем тысячелетии», «Отцы и дети: от диалога к единству», «Что нужно знать о молодежной субкультуре?» (библиотеки ПУ №1, 8,13, 18, 22).

Практически все библиотеки проводили работу по профадаптации в виде конкурсов профессионального мастерства, бесед, выставок, тематических обзоров. Можно выделить особо вечер защиты профессии «Зажги свою звезду», поэтический вечер «Улица – моя, дома – мои», « круглый стол» «Профессия – Родину украшать», выставку творческих работ «Красота своими руками», книжные выставки «Моя профессия», «Я в рабочие пошел», «Для тех, кто ищет, думает, творит», конкурс профессионального мастерства «Повелители электричества», декаду «Зову в свою профессию», выставку – размышление «Время образовательных технологий», выставку-обзор «Что должен знать покупатель и продавец», беседы «История вещей». «О хлебе насущном замолвите слово» ток-шоу «Рыцарь шоссейных дорог». К Неделям по предметам учебного процесса оформлены выставки «В мире твоей профессии», «За страницами ваших учебников».

В процессе работы в библиотеках определились такие основные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, историческое краеведение, формирование гражданско-правового сознания, включая принципы толерантности.

Были организованы турнир знатоков «Вечная слава героям», информационный час «Сын земли Смоленской», заочная экскурсия «Их именами названы улицы нашего города», конкурсно-развлекательные программы «Будни солдатской жизни», «Осенняя акварель» (ПУ №36), литературно-музыкальная композиция «Юноши присягают России», викторина «Мы – Россияне» (ПУ №22), вечер-встреча с ветераном Великой Отечественной войны радистом Шуляком «Багровый рассвет», вечер военной песни «Наши песни спеты на войне», музыкальный конкурс «Твои мелодии, Победа», день единства, час информации «Овеянные славою флаг и герб», выставка «От Руси до России», «круглый стол» «Россия в современном мире», урок мужества «Неугасимый огонь памяти» (ко Дню вывода войск из Афганистана) (ПУ №18). Урок здесь стал традицией. К нему особое отношение, так как пять выпускников погибли в Афганистане, память о них увековечена на территории училища.

Дню Героев Отечества, впервые отмечавшемуся в России 9 декабря 2007 года, библиотека ПУ №13 посвятила устный журнал «О героях былых времен». При библиотеке ПУ №12 работает клуб «Патриот» в содружестве с городским обществом «Боевое братство». В клубе проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками Афганских, чеченских событий, с молодым поколением ветеранов, выпускниками училища. Проводились «Дни военной славы России».

Подростков привлекают романтические образы, связанные с понятиями «верность Родине», «подвиг», «честь», «долг». Как правило, тогда возникает желание стать сильным, ловким, овладеть специальными знаниями, навыками и умениями, которые могут пригодиться в чрезвычайных ситуациях. Поэтому библиотеки делают упор на вечера памяти, вечера-встречи с прославленными участниками войн.

Система военно-патриотического воспитания в каждой библиотеке имеет авторский характер. Библиотека ПУ №34 ведет альбом солдатских писем «Я – солдат!». Ребята-земляки, служащие в рядах Российской Армии, шлют письма в библиотеку тем, кому еще предстоит служить. Такое общение имеет большое психологическое, эмоциональное и воспитательное значение. Личный, живой пример солдат, возможность на деле проверить себя, свою готовность стать защитником своих родных, своего Отечества ни с чем не сравнимы.

Библиотеки ПУ №7 и №12 организуют встречи с членами поисковых отрядов. Конкретный опыт ребят – поисковиков, которые знают, куда и зачем они идут, которые более самостоятельны и ответственны за свои поступки, морально дисциплинированны, положительно воздействует на их сверстников-учащихся.

Очень важно, чтобы молодежь знала свои права, умела ими пользоваться. Ко Дню молодого избирателя были организованы книжная выставка «У тебя есть голос», викторина «Мы выбираем будущее», беседа «Мы учимся выбирать». Избирательному процессу посвящались конкурс рисунка «Выборы», книжные выставки, дискуссии, диспуты, игры, оформлялись уголки избирателей.

Библиотека ПУ №12 в течение года участвовала в проведении общеучилищных декад «Всегда в Россию нужно верить!», «Мы – дети твои, Россия!».

Формированию активной жизненной позиции учащихся, утверждению единства слова и дела, воспитанию самоуважения, чести, достоинства способствовали классные часы «Нравственность – это разум сердца», «Что есть добро?» (ПУ №5), беседы «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (ПЛ №6), «Золотые правила нравственности» (ПУ №27), дискуссии «Причины наших поступков», «Рассказы о жестокости и сочувствии»(ПУ №9), «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры»(ПУ №1), диспут «Что значит жить достойно?» (ПУ №1), урок нравственности «Личность. Интеллект Культура» (ПУ №22), цикл диспутов и бесед «Экология человека», «В чем смысл жизни?», «В человеке все должно быть прекрасно» (ПУ №18). Эти очень разные мероприятия были направлены на то, чтобы подростки учились серьезно обсуждать важные вопросы, умели слышать, спорить, делать выводы, принимать решения.

В молодежной среде не уменьшается количество преступлений, правонарушений, растет пристрастие к наркотикам и алкоголю. Пусть не все, но часть молодых людей меняет свои взгляды, побывав в библиотеках на встречах с врачами – наркологами и психологами, инспекторами по делам несовершеннолетних.. Библиотекари проводили вечера-дискуссии «Как избежать преступности», беседы «Твои права и обязанности», деловые игры «Гражданином быть обязан». Во многих библиотеках были разработаны программы по профилактике негативных явлений, широко использовались диалоговые формы работы.

Большой интерес вызвали мероприятия, касающиеся здорового образа жизни: конкурс рисунка «Нет наркотикам», час информации «Без особого труда, но не детская еда», «Враги твоего здоровья», «Секс и подростки». При библиотеке ПУ №18 действует лекторий «Родители против наркотиков».

В рамках «Школы хорошего вкуса» проводились беседы на темы «Ежели вы вежливы», «Что в имени твоем?», «Найди свой имидж» (ПУ №8).

Одно из приоритетных направлений работы библиотек – краеведение. У подростков пользовались успехом вечера «Поэт земли Смоленской» (Н. Рыленков), «Под сенью древних куполов», «Я вам дарю тепло души своей» (М.К. Тенишева), «Сокровища земли Смоленской», «Крылатые книги Алексея Мишина» (ПУ №22), устный журнал «Герб Смоленский» (ПУ №2), викторины «Как живешь, мой отчий дом?» (ПУ №5), заочные экскурсии «Красота и богатство родного края» (ПУ №2), книжные выставки «Земляки известные и неизвестные», «В огне Смоленского сражения», видеобеседы «Катынь. Время осмысления» (ПУ №22). Оформлялись стенды «Край наш Смоленский» (ПУ №35), организовывались заочные экскурсии «Знаешь ли ты свой край» (ПУ №22). Постоянно популяризируется творчество писателей и поэтов-земляков.

Ко Дню освобождения Смоленска традиционно проводятся вечера памяти, книжные выставки, поэтический конкурс «Корнями – древний, сердцем – молодой», викторина «Город, в котором живу и тружусь» и т. д.

Чтобы молодежь бережнее относилась к окружающей среде, проводились заочные путешествия по России в рамках экологической декады, экологические викторины, беседа «Роль растений в жизни человека» «Защита окружающей среды»(ПУ №27), часы экологии «Природа обвиняет», «Энергетика и экология», конкурс стихов «Вдохновение дарит природа»(ПУ №13), шоу-викторина «Мохнатые, зубатые, пушистые, пятнистые» (ПУ №2).

Уже отмечалось, что обращение учащихся к классике мотивируется исключительно учебными задачами. В общей книговыдаче доля русской классической литературы составляет очень низкий процент. Изменить положение задумано с помощью системы мероприятий. Это обзоры «Золотые страницы классики», «Русская поэзия» (ПУ №3), викторины «Творчество А.С. Пушкина», «Творчество Лермонтова» (ПУ №18), «Герои литературной классики» (ПУ №6), аукцион литературных знаний (ПУ №13), час любимого стихотворения (ПУ №7), беседы «Поэт в России больше чем поэт», «Мир современной прозы», «Неожиданный ракурс» (ПУ №22), часы поэзии «Фронтовые поэты! Ваши жизни война рифмовала» (ПУ №22). Юбилеям В. Распутина, И. Ефремова, М. Цветаевой были посвящены выставки-портреты (ПУ №34); выставка «Возьми поэта в собеседники» организована в ПУ №22. Один из методов популяризации книг в библиотеке ПУ №3 – театрализация классических произведений.

Интерес вызывали внутриполочные выставки: «Эти книги читают сверстники», «Литературный хит-парад», «Библиотечка поэзии», «Книги, открывающие мир» (ПУ №12), «Книга на подиуме» (ПУ №5). С каждым годом увеличивается число участников конкурсов чтения, проводимых библиотекой ПУ №12 (Ко дню Святого Валентина, «Поэзия, обожженная войной», День Победы и др.).

Привлечь внимание к слову, русской речи, родному языку помогли организованные в Год русского языка выставки-обзоры «Язык – знакомый незнакомец» (ПУ №12), «Вселенная в алфавитном порядке» (ПУ №13); турнир знатоков русского языка (ПУ №4); беседа «Занимательная лингвистика» (ПУ №3). Предварительно проведенная работа усилила интерес к лингвистическому калейдоскопу «В мире слов разнообразных» (ПУ №13). Состоялось немало и других мероприятий, направленных на знакомство юного поколения с произведениями современной и классической литературы, способствующих возникновению устойчивого интереса к чтению.

При библиотеках ПУ №31, 22, 8 работают Литературные гостиные. Пользовались успехом литературно-музыкальные композиции «Здесь рождались поэты и рождались стихи» (В.Высоцкий), «Реквием крестьянской Атлантиды» (В.Г. Распутин), «Мастер деревенской темы и не только» (В.В. Липатов), «Даруй мне тишь твоих библиотек» (Б.Ахмадулина).

На занятиях клуба «Грани» (ПУ №8) затрагивались темы: «На краю пропасти», «Этот путь в никуда», «Не отнимай у себя завтра», «Колокола тревоги». Занятия проходили в форме диалога. Ежемесячно проводились встречи в клубе «Православный календарь» с настоятелем Покровской церкви священником отцом Александром, на которых ребята узнавали об основах православного вероучения, о жизни подвижников благочестия. По-новому для них стали звучать имена великой княгини Ольги, крестителя Руси – князя Владимира, великого Александра Невского, святого воина Федора Ушакова.

Некоторые библиотеки работали по программе «Возрождение». В соответствии с ней освещались такие темы: «Моей земли многоголосье», «Сафоново – город юный, город славы трудовой» (ПУ №1), «Мир семьи», «Кто я? Какой я?», «Искусство общения и взаимоотношений», «О дружбе, влюбленности и любви», «Спутник жизни. Кто? На сколько? А если его нет?» (ПУ №8).

С 2005 года библиотека ПУ №13 работает по программе «Будь, пожалуйста, счастлив!». Одно из приоритетных направлений программы – формирование у пользователей представления о семье как главной ценности в жизни человека.

В статье мы остановились на приоритетах в работе с юношеством, подчеркнув, что активно используются как традиционные, так и новые методы, при этом все прочнее утверждаются диалоговые формы. Мы повседневно ощущаем, как во многом изменился читатель юношеского возраста за последние годы. Такой читатель предъявляет высокие требования к качеству и технологическому уровню обслуживания, его соответствию новейшим достижениям информационного общества. Он хочет в библиотеке пользоваться Интернетом, найти новые издания, встретить в библиотекаре настоящего профессионала, оказаться в комфортной обстановке.

Используя специфические методы и формы, библиотека участвует в воспитательных процессах, чутко улавливая настроения молодежи, работает в тесном союзе с социальными и правоохранительными органами. Но самым главным для себя библиотеки считают продвижение чтения. Они приобщают учащихся к истинно духовным ценностям отечественной и зарубежной литературы, помогают стать образованными, культурными, профессионально грамотными людьми.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17