Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Ставропольская краевая юношеская библиотека: «Год молодежи: библиотека действует»

«Год молодежи: библиотека действует»

Майя Владимировна Колгина,
Зав. методическим отделом
Ставропольской краевой юношеской библиотеки

2–11 февраля 2009 г. на базе Ставропольской краевой юношеской библиотеки прошли курсы повышения квалификации библиотекарей, работающих с юношеством «Год молодежи: библиотека действует».

Актуальность и необходимость проведения курсов повышения квалификации для этой категории библиотекарей безусловны в наступившем году, объявленном в России Годом молодежи. Накануне официального открытия Года молодежи в Ставропольском крае, состоялась встреча с зам. председателя Комитета по делам молодежи Ставропольского края В.П. Селиным, который познакомил библиотекарей с основными документами молодежной политики страны и края, ведущими программами поддержки молодежи, рассказал о мероприятиях, которые планируется провести в 2009 году. Участники курсов познакомились со сборником «Положений о мероприятиях по реализации молодежной политики в Ставропольском крае на 2009 год». Все документы, полученные в ходе встречи с представителями Комитета по делам молодежи, непременно будут использоваться библиотеками в течение всего года. Для многих библиотек работа в тесном сотрудничестве с сотрудниками Комитета – это блестящая возможность реализовать собственные интересные идеи и проекты.

Информационно-библиотечное обслуживание молодежи – одно из ведущих направлений в деятельности библиотек Ставрополья. Юношество составляет более 30% читательской аудитории, и большинство мероприятий информационного и просветительского характера рассчитано именно на юношество. Специалисты отмечают сложность работы с молодыми пользователями, ощущают необходимость в постоянном обновлении форм и методов работы. Профессиональная программа курсов затрагивала важнейшие вопросы информационного обслуживания юношества и была представлена тематическими блоками, где были даны консультации, проведены беседы, практикумы, деловые игры, состоялся обмен опытом.

Юношество как особая категория пользователей библиотек

Вопросы межличностного общения библиотекарей и юных пользователей – одни из самых актуальных в программе курсов. Юность – возраст, который переворачивает отношения взрослого и ребенка; зачастую библиотекари испытывают дискомфорт в общении с молодежью, уходят от прямого разговора, боясь конфликта. Преодолеть эту ситуацию во многом помогают тренинговые упражнения, проведенные психологами СКЮБ. Короткая лекция напомнила слушателям о кризисных моментах юношеского возраста, в одном из упражнений библиотекарям было предложено вспомнить себя в возрасте 17 лет, описать свои интересы и проблемы. Это дало возможность иначе взглянуть на юношеские проблемы, понять, что внимание, открытый диалог и признание за юными права быть такими, какие есть – важнейшая составляющая бесконфликтного общения.

Чтение молодежи: стратегия действия в условиях реализации Национальной программы поддержки и развития чтения

Работа библиотек Ставрополья в 2007–2008 гг. показала, что реализация Национальной программы поддержки и развития чтения стоит на одном из первых мест в работе с молодежью. Библиотекари подробно познакомились с самыми интересными программами и проектами, которые были направлены на привлечение молодежи в библиотеки. Сотрудники СКЮБ представили слушателям курсов не только российский опыт организации читательских акций, конкурсов, форумов, но и рассказали о зарубежном опыте, предложили методики работы с молодыми читателями, используемыми в библиотеках США. В ходе проведенной деловой игры библиотекарями была разработана программа Недели молодежной книги. В ходе дискуссии были обсуждены вопросы рекомендательной библиографии, формирования и организации фонда для юношества, работы с периодическими изданиями.

«Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека»

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание юношества традиционно занимает большое место в деятельности библиотек. Сотрудники СКЮБ обратили внимание библиотекарей на то, что важнейшей составляющей гармонично развитой личности является творчество. Своеобразным жизненным и творческим трамплином для юных писателей и художников нашего края стал Фестиваль фантастики, который в 2009 году отмечает свою 15-ю годовщину. Презентацию Фестиваля и достижений молодежи, принимавшей в нем участие, дополнил обзор новинок фантастической литературы и видео-презентация журнала «Мир фантастики». В библиотеке № 15 г. Ставрополя библиотекари познакомились с участниками Клуба любителей фантастики «Радиант», пообщались со ставропольским писателем-фантастом И. Пидоренко (Игорь Берег).

Духовная культура личности человека для нас во многом связана с религиозными устоями и представлениями. Многие библиотеки края ведут сотрудничество с православной и мусульманской конфессиями. В многонациональном крае невозможно уделять все внимание какой-либо одной религии, поэтому на встречах с представителями духовенства, библиотекари затрагивают общие для всех религий темы, расширяющих кругозор молодежи, приобщающих к вековым традициям поведения, формирующих представления о чести и совести. О сотрудничестве библиотек и Ставропольской духовной семинарии рассказал студент семинарии Александр Марченко. В качестве примера он провел видео-беседу «Осторожно, секта!», которая вызывает живой интерес не только в молодежной, но и во взрослой аудитории. Благодаря этой встрече библиотекари наметили для себя те направления работы, которые были бы общими в разговоре людей разных национальностей и вероисповедания.

«ЭКОЛОГиЯ»: возможности библиотеки в организации эко-творческой деятельности подрастающего поколения

В данном блоке занятий библиотекари познакомились с опытом работы российских библиотек, ведущих широкую информационную и просветительскую работу по формированию экологического сознания молодежи. Особый интерес вызвали видео-презентации работы библиотек Иркутска и Бурятии, которые помогли увидеть новое в традиционном направлении работы. Экологическая информация, в первую очередь, должна отличаться своей актуальностью, значит, библиотекарь должен хорошо ориентироваться в многочисленных ресурсах, которые представлены в библиотеках. Этому помог обзор Интернет-ресурсов по экологии, подготовленный сотрудниками отдела компьютерных технологий. Большую роль в воспитании экологически мыслящей личности играет искусство: слайд-экскурсия «Природа в живописи русских художников» продемонстрировала эстетическую составляющую экологического просвещения и широкие возможности библиотеки работе по этому направлению.

Специалисты СКЮБ предложили расширить действующие в библиотеках края экологические программы, включив в них вопросы формирования здорового образа жизни молодежи. В качестве примера была приведена программа СКЮБ, включающая блоки «Экологическая гостиная», «Ставрополье: экологические мотивы», «Умей сказать «НЕТ», видеолекторий «Твой выбор». Особое внимание было обращено на умение правильно выбрать тематику и методы профилактических мероприятий, необходимость тесного сотрудничества со специалистами медицинских профилактических учреждений. В разговоре принял участие С.П. Петров, сотрудник Ставропольского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИД, рассказавший о современных методиках профилактики ВИЧ и СПИД в молодежной среде. О возможностях участия библиотек в реализации инновационных идей по продвижению идей здорового образа жизни рассказала О.А. Бодрова, председатель Ставропольского отделения Российского фонда мира, она представила проект «Социальная реклама пропаганды здорового образа жизни».

«Я – гражданин России»

Патриотическое и гражданско-правовое воспитание юношества – одно из центральных направлений и библиотечной деятельности и стратегии региональной молодежной политики. Библиотеки Ставрополья – ключевые площадки по реализации краевой программы «Патриотического воспитания молодежи». Опыт работы библиотек и стал предметом разговора за «круглым столом». Его ведущий Ю.Н. Кулик, управляющий делами Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, рассказал об опыте создания гражданско-культурных центров и перспективах сотрудничества Института Уполномоченного и библиотек. В библиотеке № 6 г. Ставрополя вопросы патриотического воспитания юношества библиотекари обсудили в беседе с представителем военкомата Б.М. Татаровым, депутатом городской Думы А.Н. Марьиным и поэтом В.В. Ходаревым. Творческая атмосфера этих встреч оставила яркие впечатления у всех участников.

Особое внимание в работе библиотек Ставрополья отводится вопросам распространения идей толерантности. Благодаря проведенному в 2006–2008 гг. циклу занятий в Школе толерантности, библиотекари края имеют хорошую теоретическую и практическую подготовку по этим вопросам. Поэтому блок тренинговых упражнений «Толерантность: от теории – к практике» ставил своей целью показать новые формы и виды работы с молодежной аудиторией, заострить внимание библиотекарей на необходимости обсуждения вопросов этнической толерантности. Возможности широкого использования электронных технологий в работе были продемонстрированы в видео-презентации «Культура этносов Ставрополья».

«Информационная культура специалиста»

В блоке занятий были рассмотрены методика проведения недели библиографии для юношества, представлен обзор современных библиографических пособий и электронная библиографическая игра для юношества «Знакомство с СБА библиотеки», созданная сотрудниками отдела информационных ресурсов. Специалистов заинтересовали новые формы работы по формированию информационной культуры пользователей библиотек, а также обзор новых книг, популярных в молодежной среде.

«Уметь рассказать о себе»

Профессиональному развитию, повышению престижа библиотеки в обществе, развитию социального партнерства библиотек в местном сообществе были посвящены тренинги и практикумы «Технология самопрезентации», «СМИ и библиотека». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что библиотеки в новых экономических условиях должны изменяться и внешне и внутренне. Одним из препятствий на пути повышения собственного имиджа стоит простое неумение рассказать о себе, о своей работе. Технологии представления себя как личности и специалиста, умению вести себя перед телекамерой, контролировать свою речь и поведение библиотекари учились в ходе тренинга. Грамотно представить свою работу в форме презентаций помогли занятия мастер-класса «Презентуем себя».

«Проектная деятельность в стратегии развития библиотеки»

В этом блоке занятий были представлены проекты, реализованные библиотеками России и Ставропольского края. Библиотекари смогли оценить качество проектов по предложенным им критериям. В ходе обсуждения указывались ошибки, наиболее часто встречающиеся в проектной деятельности. Особое внимание уделялось вопросам определения целей и задач проектов, поиска партнеров, оценки ресурсной базы библиотек, содержательной части реализации проекта. Закрепление материала состоялось в процессе проведения деловой игры. Библиотекарям было предложено выдвинуть идеи, которые могли бы заинтересовать все местное сообщество. Интересные идеи были воплощены в проектах: «Олимпиада–2014. Я буду там!!!», «Остаться в селе??? Остаться в селе!!!», «Он+Она: литературные отражения», «Эко-логика, или Как сохранить друг друга». Библиотекари отметили, что наибольшую трудность при составлении проектов представляет само качество идеи, которая должна выходить за рамки повседневности, быть яркой и самобытной. Только тогда библиотека сможет повысить свой имидж, открыть новые горизонты деятельности.

«Активные формы работы с молодежью»

Большое внимание в работе курсов было уделено практическим занятиям. Блоки «Активные формы работы с молодежью» обратили внимание библиотекарей на необходимость использования в библиотечном обслуживании молодежи таких форм как ролевая игра, диалог, диспут, психологические игры, интерактивные выставки, презентации, CD-ROM-экскурсии, Интернет-обзоры. Сотрудники СКЮБ провели ряд показательных мероприятий с широким использованием современных информационных технологий (слайд-презентация молодежных журналов «В мире науки и техники», CD-ROM-ЭКСКУРСИЯ «Три века русской живописи», обзор миниатюрной книги «Маленькие шедевры большой литературы», презентация «Лауреаты литературных премий» и др.). Именно эти формы работы сегодня наиболее популярны у молодежи.

Круглый стол «Библиотека и юношество: перспективы и векторы развития»

Заключительным этапом работы курсов стал круглый стол «Библиотека и юношество: перспективы и векторы развития». В качестве векторов развития библиотек большинство курсантов отметили:

– Необходимость в развитии социального партнерства при работе с молодежью;

– Более активное участие в разработке и реализации творческих, инновационных проектов;

– Безусловно более широкое использование новых информационных технологий в работе с юношеской аудиторией.

В итоговом анкетировании участников курсов были отмечены профессионализм сотрудников СКЮБ, реально полученные практические навыки, актуальность проблематики курсов в целом, дана высокая оценка всем проведенным занятиям. Все участники уверенны в том, что в Год Молодежи библиотека будет действовать и эти действия станут ярким событием для всего края.

Приложение

Центр дополнительного образования работников культуры
Ставропольская краевая юношеская библиотека
«Год молодежи: библиотека действует»
Курсы повышения квалификации библиотекарей, работающих с юношеством

3–11 февраля 2009 г.
Ставрополь

03.02.2009 Программа «Молодежь: приоритеты и стратегия поддержки и развития»

– 2009 – Год молодежи в России: стратегия государственной молодежной политики в РФ (с участием Комитета по делам молодежи)

– Юношеская библиотека для нового поколения пользователей

– Юношество как особая категория пользователей библиотек (лекция, практикум).

– Активные формы работы с молодежью: ролевая игра, диалог, диспут, психологические игры (практикум)

– Экскурсия по Ставропольской краевой юношеской библиотеке

04.02.2009 «Библиотека и юношество: актуально – профессионально – интересно»

– Основные содержательные особенности работы библиотек с юношеством. Итоги деятельности библиотек края в 2008 году (аналитический обзор)

– Чтение молодежи: стратегия действия в условиях реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (консультация)

– Неделя молодежного чтения (деловая игра)

– Практикум «Активные формы работы с молодежью: выставки, презентации книг»

05.02.2009 «Культура души – культура личности, или Как воспитать Человека»

– «Творческие проекты юношеской библиотеки в развитии юной личности» (презентация)

– «Осторожно: секта!» (беседа)

– «Три века русской живописи»: CD-ROM экскурсия

– «Молодежный клуб «Радиант»: из опыта работы БФ 15 Ставропольской ЦБС

06.02.2009 «ЭКОЛОГиЯ»:

– возможности библиотеки в организации эко-творческой деятельности подрастающего поколения (консультация)

– «ВИЧ и СПИД. Меры снижения риска заражения» (беседа)

– «Социальная реклама пропаганды здорового образа жизни» (презентация)

– Практикум «Активные формы работы с молодежью»:

• обзор Интернет-ресурсов по экологии
• «Природа в живописи русских художников»: слайд-экскурсия
• «Здоровье молодежи: актуальный разговор» (тренинг)

07.02.2009 «Уметь рассказать о себе»

– Технология самопрезентации (тренинги)

– Практикум по работе с информацией. СМИ и библиотека

08.02.2009 «Проектная деятельность в стратегии развития библиотеки»

– «Проектная деятельность в стратегии развития библиотеки» (лекция)

– «Проект как способ заявить о себе» (мастерская)

– «Проект для развития местного сообщества» (деловая игра)

09.02.2009 «Я – гражданин России»: гражданское и патриотическое воспитание юношества.

– Гражданское общество в развитии демократии и становлении личности (круглый стол)

– «Культура этносов Ставрополья» (видеопрезентация)

– «Толерантность: от теории – к практике» (тренинг)

– Растим патриотов России»: из опыта работы БФ 6 Ставропольской ЦБС

10.02.2009 Библиографическая культура специалиста:

– «Библиографические этюды» (методика проведения Недели библиографии)

– Методика составления библиографического списка литературы (практикум)

– Методика проведения библиографического обзора «Что читать молодым»

– «Всемирная литература» и «Пушкинская библиотека» (презентация библиографических указателей)

– Практикум «Активные формы работы с молодежью»:

• «В мире науки и техники»: слайд-презентация
• «Лауреаты литературных премий»: беседа-обзор

11.02.2009 «Библиотека и юношество: перспективы и векторы развития» (круглый стол)

Подведение итогов работы

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17