Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Волгоградская областная юношеская библиотека: Программа «Чтение – тоже имидж»

Программа «Чтение – тоже имидж!»

Библиотека по своей сути является центром чтения и заинтересована в том, чтобы чтение считалось престижным, модным занятием. С этой целью Волгоградской областной юношеской библиотекой разработана и реализуется целевая комплексная программа «Чтение тоже – имидж!».

Основная цель программы – изменение отношения молодежи к книге и чтению, возрождение чтения как формы организации досуга, создание привлекательного образа «человека читающего», формирование облика библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.

Программа «Чтение – тоже имидж!» включает в себя два взаимосвязанных блока, в соответствии с важнейшими направлениями работы Волгоградской областной юношеской библиотеки по повышению статуса чтения и книги среди молодежи.

Первый блок программы с одноименным названием «Чтение тоже – имидж!» посвящен развивающему обслуживанию читателей подросткового возраста на основе индивидуального подхода к работе, систематического изучения читательских интересов юношества.

Второй блок – «Читатель-ПРОФИ» предполагает целенаправленную работу с библиотечными специалистами по повышению их читательской компетентности.

Составной частью программы «Чтение – тоже имидж!» являются социологические исследования чтения молодежи, культурно- просветительские, досуговые мероприятия, такие, как: читательские конференции, акции, литературно-творческие конкурсы, недели молодежной книги, встречи в литературно-музыкальной гостиной, литературные конкурсы, викторины, аукционы знаний, книжно-иллюстративные выставки.

Социологом Инновационно-методического отдела были проведены исследования: «Чтение периодической литературы в молодежной среде», «Информационные потребности читателей Волгоградской областной юношеской библиотеки», «Современная художественная литература в структуре чтения молодежи» и др., которые позволили наладить обратную связь с пользователями, изучить их интересы и запросы, результативность проводимых мероприятий.

Результаты исследований легли в основу дальнейшей деятельности по разработке и внедрению в практику наиболее эффективных методик, акций и мероприятий в поддержку молодежного чтения.

Для подростков и юношества визуальная культура и современные компьютерные технологии имеют большое значение, поэтому мы все чаще используем их в работе. Широкое распространение получили такие формы, как мультимедийные электронные презентации, виртуальные экскурсии, интернет – викторины и др., которые являются инструментом привлечения юношества к традиционному чтению.

Главным при подготовке молодежных мероприятий является сочетание традиционных библиотечных форм работы – бесед, обзоров, лекций, уроков, литературно-музыкальных вечеров и композиций, обладающих высокой информативностью, с игровыми формами, которые привносят элементы занимательности и увлекательности.

Работники нашей библиотеки ищут новые подходы и формы работы с юношеством и подростками, способы сделать библиотеку привлекательной для молодых читателей.

Ежегодно в рамках программы «Чтение тоже – имидж!» и празднования Общероссийского Дня библиотек проходят молодежные акции. В 2007 г. акция «Vivat, библиотека!» включала конкурс молодых читателей на лучшее поздравление библиотеке «Виват, библиотека!» и блиц-опрос на улицах города «Что читают молодые горожане?»

Мы предложили молодежи ответить на три вопроса:

–Твоя любимая книга?
– Книга, прочитанная недавно?
– Что из недавно прочитанного ты порекомендуешь своим друзьям?

Вот некоторые выводы о том, что читают студенты. Среди любимых чаще других назывались «Парфюмер» П. Зюскинда, книги М. Семеновой, Э. М. Ремарка, А. Дюма, М. Рида и Дж. Р. Р. Толкиена. Но абсолютный лидер здесь – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Выяснилось также, что молодые люди неравнодушны к поэзии – любимыми авторами не однажды были названы Владимир Высоцкий и Омар Хайям.

Другая реальность чрезвычайно привлекательна для нынешних молодых людей (как, впрочем, и для предшествующих поколений читающей молодежи) – судя по тому, что для чтения чаще всего ими выбираются фантастика и фэнтези, причем наряду с современными авторами (С. Лукьяненко, Стругацкие, С. Кинг, М. Семенова), сегодняшние студенты читают и классиков жанра: Г Уэллса, А. Беляева, М. Шелли. Кстати, оказалось, что удивительные приключения Гарри Потера тоже небезынтересны некоторой части респондентов.

Интерес к детективам самой активной и авантюрной части горожан тоже не удивляет. Чаще других авторов книг детективного жанра упоминались Б. Акунин, А.Маринина и А. Конан Дойль. Привлекательными для читающих студентов оказались интеллектуальные исторические детективы («Имя розы» У. Эко, «Код да Винчи» Д. Брауна).

В современной отечественной прозе предпочтения отданы романам Л.Улицкой и книгам В. Пелевина.

А среди современных зарубежных прозаиков молодые люди чаще выбирают П. Коэльо и Х. Мураками.

Много раз встречались имена классиков; Ф. Достоевского – чаще других. Хочется верить, что это не следствие обязательной учебной программы, а признак хорошего читательского вкуса.

Однако не одной только беллетристикой питается ум современного студента в свободное от учебы время. Заметен, например, интерес к популярной психологии (А. Курпатов, Д. Карнеги, В. Леви). Некоторые из опрошенных вспомнили о Библии.

В 2008 г. в рамках акции «Давайте читать вместе!» те же самые вопросы были заданы авторитетным, состоявшимся людям г. Волгограда.

Любимыми книгами были названы: М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Библия, Л. Толстой «Война и мир», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», Н. Островский «Как закалялась сталь»; любимые авторы А. Чехов, А. Герцен, Л. Фейхтвангер, В. Набоков, Ф. Достоевский, В Аксенов, И. Бродский, О. Мандельштам.

Среди недавно прочитанных книг упомянуты: Т. Манн «Иосиф и его братья», А. Пыльцын «Правда о штрафбатах», Н. Карамзин «История государства российского», профессиональные издания.

Советовали прочитать молодым людям: Ч. Айтматова «И дольше века длится день», В. Астафьева «Царь-рыба», классику, произведения В. Маканина, Б. Екимова, книги по истории государства российского и истории искусств.

Важно, что все призывали юношей и девушек «Просто читать!».

Популярностью среди юных жителей г. Волгограда и области пользуются литературно-творческие конкурсы, такие, как «Homo legens» – «Человек читающий, или с книгой в 21 век» (2007 г.), «Ручей хрустальный языка родного» (2008 г.), организуемые нашей библиотекой. В конкурсах принимают участие не только школьники и студенты, но и молодые рабочие и служащие. Каждый год мы предлагаем участникам различные задания: ответить на вопросы викторины, написать эссе на заданную тему, провести исследовательскую работу.

Информационную поддержку библиотеке оказывает областная молодежная газета «Молодой. Свежее решение». Здесь публикуются вопросы и задания, итоги конкурсов, анонсы библиотечных мероприятий и PR – статьи. Молодежная газета на протяжении ряда лет остается надежным партнером библиотеки. Так, совместно с редакцией газеты была организована презентация сборника произведений молодых, нетитулованных авторов (студентов, школьников, молодых специалистов) «Послушайте!».

В апреле 2009 г. стартовала и продолжает свое шествие молодежная акция «Самый читающий ВУЗ города». Акция направлена на привлечение внимания к проблеме чтения молодежи. Она также позволит выяснить что? как часто? в каком ВУЗе? читают современные студенты. В опросе уже приняли участие 8 ВУЗов города, в их числе государственный университет, педагогический, медицинский, политехнический, архитектурно-строительный университеты, сельскохозяйственная академия, институты искусств и культуры, экономики, социологии и права.

Ежегодными традиционными для библиотеки мероприятиями стали Недели молодежной книги «Праздник длиною в семь дней» (2007 г.), «Читай! От понедельника до пятницы и дальше…» (2008 г.). В течение 7 дней для подростков, юношей и девушек проводятся: просмотры литературы с обзорами, дни информации, конкурсы и викторины, литературные и библиографические игры, встречи с писателями, премьеры и презентации новых книг и др.

Всю Неделю молодежной книги-2009 мы и наши читатели искали ответ на вопрос: «Читать? А стоит ли?...» Сотрудники библиотеки стремились каждый день сделать незабываемым для своих читателей. Например, в отделе филологии и художественной литературы в рамках Недели молодежной книги читатели смогли оставить запись о любимом произведении в гостевой книге «Я влюбился в эту книгу», заработать призы на интеллектуальном аукционе «Территория чтения». Это удалось восьмиклассникам одной из волгоградских школ, которые активно отвечали на вопросы аукциона. Отдел литературы по искусству отправился в «Путешествие по театральной программке». Юные путешественники во главе с профессиональными гидами показали свои знания «театральной кухни». Информационно-библиографический отдел представил свою программу под лозунгом «День информационной культуры». Были оформлены: мультимедиа-выставка CD-дисков «Прогулка» по страницам электронных изданий», выставка одного пособия «Молодежь на рубеже культур: молодежные субкультуры». На основе пособия сотрудниками отдела был смонтирован одноименный видеоролик.

Кто как ни библиотекари могут компетентно и увлекательно рассказать учащимся о каталогах, картотеках и базах данных. После виртуального урока-презентации «Память библиотеки» школьники без труда смогут найти любую книгу сами. Отдел социальной адаптации молодёжи открыл выставку «Психология +». Здесь каждый может построить свою лестницу к счастью. Молодежную прессу представил отдел отраслевой литературы. Читателей встретила книжно-иллюстративная выставка с призывом: «Открой! Это твой журнал!», которая плавно перетекла во встречу с редакционной коллегией журнала «Зона риска».

В рамках программы «Чтение – тоже имидж!» в 2009 г. в библиотеке организована PR-акция по продвижению книги и чтения – «Новое поколение выбирает… Книгу!». Один раз месяц объявляется день, посвященный творчеству писателя, или день любителей поэзии, классической литературы… В этот день мы предлагаем нашим юным пользователям ответить на вопросы викторины, рекомендуем книги. Читатели, правильно ответившие на все вопросы викторины, получают призы.

Сориентироваться в новинках художественной литературы молодежи помогают буклеты и листовки, издаваемые в библиотеке. Семь выпусков листовок «Главные герои – сверстники» из серии «Давайте читать вместе!» доступным и понятным для молодых языком дают обзор художественной литературы о молодых и для молодых, а цикл буклетов знакомит с писателями – лауреатами литературных премий.

Все сотрудники Волгоградской юношеской библиотеки заинтересованы в том, чтобы чтение стало престижным занятием, а образ человека читающего ассоциировался у молодежи с успехом.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17