Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Вологодская областная юношеская библиотека: Курсы повышения квалификации «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью»

Курсы повышения квалификации «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью»

Л. Сергеева-Христова,
главный библиотекарь инновационно-методического отдела
Вологодской областной юношеской библиотеки

C 5 по 26 марта 2010 г. в Вологодской областной юношеской библиотеке проводились курсы повышения квалификации для библиотекарей Вологодской области, работающих с молодёжью по теме «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью», организованные ВОЮБ совместно с областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью»

Курсы повышения квалификации по этой проблематике прошли для библиотекарей Вологодской области, работающих с молодёжью, организованные Областной юношеской библиотекой совместно с областным научно-методическим центром культуры и повышения квалификации.

Программа весенних курсов была очень насыщенной и разнообразной. Обсуждались злободневные вопросы современной библиотечной жизни, перспективы совершенствования работы с молодёжью Вологодчины.

Слушатели курсов из 14 районов области, дальних и ближних уголков, получили большой объём информации по разным темам и направлениям современной библиотечной деятельности: популяризации здорового образа жизни, продвижению чтения в молодёжной среде, работе с молодёжью в год 65-летия Победы и т.д. На практических занятиях, тренингах, деловых и образовательных играх библиотекари усваивали инновационные формы и методы работы с подрастающим поколением.

Работе библиотек области по формированию здорового образа жизни молодёжи уделялось на курсах немало времени. Учреждения культуры области эффективно взаимодействуют с органами здравоохранения в формировании ЗОЖ молодых вологжан. Вот и в этот раз специалисты областного центра медицинской профилактики показали новые разработки технологий, которые можно использовать библиотекарям в своей работе.

Всем запомнился семинар по культуре речи. Его великолепно провела кандидат филологических наук из ВИРО О.А. Маркевич. Она умело создала непринуждённую, творческую атмосферу и обогатила слушателей новыми знаниями о публичном выступлении, об этических и коммуникативных аспектах речевой культуры. Профессия библиотекаря публичная и владение словом важно и необходимо для повседневной деятельности. Известно, читающая молодёжь способна творчески мыслить, быстрее находить правильные решения, более критична, самостоятельна в суждениях и поведении, лучше владеет речью и успешнее реализуется профессионально.

Проблемы чтения, а точнее, нечтения молодых были в центре внимания в один из учебных дней курсов. Что читать? И читать ли? Предпочтения читателей возникают не сами собой. Яркое, убедительное выступление заведующей филиалом ВОЮБ И.Н. Трапезниковой на тему «Книга XXI века. Обзор современной литературы» давало ответы на эти непростые вопросы.

Какими способами сегодня приобщать нечитающую молодёжь к чтению, поддерживать их читательский интерес? Знакомство с российским и зарубежным опытом продвижения чтения в молодёжную среду явилось своевременным и полезным для библиотекарей. А мультимедийные презентации как один из способов работы в этом направлении видятся библиотекарям очень перспективными. Всё увиденное, услышанное на лекциях и семинарах рождало у них порой прямо на занятиях много интересных идей, которые сразу же горячо обсуждались участниками.

Курсы повышения квалификации «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью»

Патриотическое воспитание молодёжи в настоящее время актуально, как никогда прежде. Без пафоса и громких слов мы обсуждали, как работать с молодёжью в год юбилея Великой Победы. Нам показали много интересных слайд презентаций, подготовленных коллегами из городских библиотек и сотрудниками областной юношеской библиотеки. Электронные презентации содержат большой фактический краеведческий материал о войне. Но они не только информативны, но и средствами визуальной культуры способны воздействовать на чувства юных граждан. Замечательно, что современные информационные технологии позволяют без труда получить необходимые для сельских библиотек электронные материалы.

Яркой стала встреча с И.А. Подольным, почётным профессором ВГПУ, который рассказал о вкладе вологжан в Победу в Великой Отечественной войне. Исаак Абрамович ведёт большую поисковую, исследовательскую, издательскую работу о прошедшей войне, т.к. война оставила неизгладимый след в его душе. Не многие из молодых знают, что 20 лет (!) не отмечался в нашей стране День Победы. И всем понятен лейтмотив выступления педагога, публициста Подольного – как можно больше успеть записать, издать воспоминания участников Великой Отечественной, очевидцев тех событий – соседей по дому, одноклассников, друзей.

Особенностью прошедших курсов были выступления специалистов из других сфер деятельности. Гостями стали филолог и культоролог, психолог и педагог, писатель, – одним словом, творческие люди. О современной культуре России, книге и Интернете рассказал слушателям А.А. Романов, кандидат филологических наук. Известные понятия он освещал под иным углом зрения, давая возможность иначе посмотреть на современный мир.

Сильное впечатление произвело на слушателей курсов выступление наших коллег из Ярославской областной юношеской библиотеки – заведующей отделом психологической поддержки молодёжи О.В. Груздевой и методиста С.Н. Левагиной. «Юношеское чтение: приоритеты современности» и «Активные формы работы с молодёжной аудиторией» – темы выступлений О.В. Груздевой. Она ярко, образно говорила о первостепенных возрастных задачах юношества – обретении собственного Я. Значение этого психологического процесса, его влияние на последующую жизнь молодого человека трудно переоценить. Юношество, молодёжь – наша читательская группа. Важно знать и понимать, чем живут молодые люди сегодня, что для них является приоритетным. Новые знания позволили глубже посмотреть на проблемы сегодняшней молодёжи, побудили к собственным размышлениям на эту тему.

Курсы повышения квалификации «Проблемы и перспективы совершенствования библиотечной работы с молодежью»

Библиотечная интерпретация истории и культуры Ярославской провинции, рассказанная С.Н. Левагиной, также вызвала неподдельный интерес у вологодских библиотекарей. Как работать с богатейшим краеведческим материалом, чтобы сделать его живым, привлекательным для молодых? Мы узнали, как маленький неизвестный провинциальный городок становится знаменитыми на весь мир благодаря народному музею. Речь идёт о Мышкине, о его удивительных жителях, создавших необыкновенный музей и бережно сохраняющих историю своего города и района.

Отдельно хочется сказать о творческой встрече с вологодскими писателями Дмитрием Ермаковым, Анатолием Ехаловым и молодым поэтом Михаилом Алексеевым. Разговор с писателями о современных книгах для подростков, молодёжи получился плодотворным.

Мы были единодушны в том, что нашей области нужна своя молодёжная газета, что нужно дать жизнь книжному проекту, связанному с родиной Деда Мороза. Творчество наших земляков близко и понятно молодым. Вот только, как сделать, чтобы состоялась встреча читателя с книгой? Нужна поддержка губернатора области для решения этих проблем.

В заключение хочется сказать, что на курсах учились и опытные библиотекари с большим стажем работы, и молодые, начинающие свой путь в профессии, чей стаж исчисляется несколькими месяцами. Главное, что всех нас объединяет, – это любовь к своей профессии – интересной, во многом подвижнической, дающей возможность развивать свой внутренний творческий потенциал и содействовать формированию гармонично развитой личности молодых читателей.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17