Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Отчеты библиотек России, работающих с молодежью
Из отчетов юношеских библиотек Пензенская областная библиотека для детей и юношества: из отчета за 2008 год

Пензенская областная библиотека для детей и юношества:
из отчета за 2008 год

Пензенская областная библиотека для детей и юношества в 2008 г. добилась увеличения всех плановых показателей. Общее число пользователей превысило 31770, профильная читательская категория насчитывает более 26600 человек. Впервые за несколько лет выросло число студентов профессиональных училищ и лицеев.

Большое внимание в истекшем году коллектив уделил возрождению традиций семейного чтения. Формами привлечения семей к чтению явились вечера, циклы выставок, оформление зоны семейного чтения.

Отдел патриотического воспитания организовал час размышлений «Родина – это частица тебя», диспут «Что значит быть патриотом», диалог поколений «Не славу себе мы искали, служили мы будням войны», урок мужества «Книга памяти», урок исторической памяти «Когда вся Россия надела шинели», урок патриотизма «Героев знаем имена», конкурсную программу «Не перевелись еще богатыри на Руси», мероприятия «Во имя Родины и долга», «Георгиевская лента», «Трепетные встречи».

Тесно примыкает к этому направлению краеведческая работа, которая предусматривала проведение урока гражданственности «Три символа на фоне истории», выставку-презентацию, виртуальные путешествия по старой Пензе. В области появились библиотеки-музеи, собирающие все, что связано с историей родных мест.

Важным направлением деятельности является духовно-нравственное воспитание. Практикуются такие формы, как час размышлений, беседы, тематические вечера. Пензенская ОБДЮ разработала концепцию непрерывного духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в условиях библиотеки, которая помогает библиотекам области активно заниматься этими проблемами. Успешно проводится с юношеской аудиторией цикл «Уроки нравственности», включающий презентации, виртуальные путешествия, диспуты, уроки мудрости, бенефис одного издания, занятия по психологии «Тропинка к своему Я», цикл акций «Мир этикета», ролевые игры и др.

Поскольку благодаря активной пропаганде библиотеки удалось привлечь много читателей дошкольного возраста и первых классов, с ними ведется большая работа, направленная на воспитание вежливости, доброты, заботы о меньших братьях и т.п.

Наличие в штате профессионального психолога позволяет проводить на хорошем уровне тренинги, деловые игры, психологические уроки с молодежной аудиторией, содействуя воспитанию толерантности, правовой культуры, умения общаться, понимать другого человека.

Из отчета следует, что Пензенская ОБДЮ в центр своей работы ставит просвещение растущей личности, помощь раскрытию лучших качеств в каждом с учетом возрастных и психологических особенностей своих читателей – от 1 года и до 25 лет. К тому же немало делается в помощь родителям и руководителям чтения.

Формирование информационной культуры и здорового образа жизни, профориентация также находятся в поле зрения сотрудников библиотеки. При этом проводятся экспресс-исследования, анкетные опросы, материалы которых дают знание реальных и наиболее острых проблем в среде детей, подростков и молодежи и в значительной мере подсказывают пути их решения.

Эстетическое воспитание, забота о русском языке, о содержании чтения читателей выражаются в конкретных и весьма разнообразных формах и методах. Это и час эстетики, и литературные вечера, и литературно-музыкальные экспозиции, и театральный кружок «Ералаш», и праздник читательских удовольствий, и вечера поэзии. Работает литературная гостиная, проходят игровые занятия, сохранению русского языка был посвящен форум, собравший ученых-лингвистов, преподавателей и учащихся общеобразовательных школ.

Большой масштаб массовой работы, которую отличают яркие, привлекательные названия мероприятий, не оттесняет на задний план индивидуальную помощь читателям. Прежде всего, в ней нуждаются подростки. В коллективе выработана система приемов индивидуальной работы. В частности, на основании наблюдений, бесед, анализа читательских формуляров подбираются читатели в группу первого этапа индивидуального обслуживания, интересы и предпочтения которых внимательно изучаются с тем, чтобы развивать их. На втором этапе индивидуальной работы группа под руководством библиотекаря все чаще переходит от простого к сложному, границы чтения заметно раздвигаются, возникает устойчивый интерес к чтению. В 2008 г. проводилось индивидуальное информирование 46 человек и 22 семей.

Как видно из приведенных фактов, библиотека творчески работала со своими читателями, добиваясь, чтобы посещение библиотеки превратилось у них в постоянную потребность. И рост числа читателей, количество посетителей массовых мероприятий свидетельствуют об определенных успехах в этом направлении.

Пензенская ОБДЮ выполняет немалый объем и методической деятельности в качестве методического центра по работе с подрастающим поколением для библиотек области. Состоялось 45 выездов ведущих специалистов в районы, дано 611 консультаций методического характера, выпущено 28 методических пособий. Почти 30 мероприятий было организовано непосредственно для повышения квалификации работников библиотек (выездная инновационная лаборатория, «круглый стол», семинары, методобъединения, трибуна мнений, школа библиотечного мастерства, творческая лаборатория «Библиотека – территория творчества»). И темы каждого семинара, каждого мероприятия для районных библиотек выбираются наиболее злободневные, например, социальная поддержка молодой семьи, совершенствование форм и методов работы по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, вопросы управления, работа с периодическими изданиями. Библиотека внимательно изучает работу межпоселенческих районных библиотек с юношеством и детьми, причем не скрываются недочеты и трудности, которые предстоит преодолевать. Так, отмечается в ряде районов снижение числа читателей детского возраста, малое количество семейных вечеров и праздников в году, объявленном Годом семьи, а также мероприятий. диалогового характера. Детальный разбор состояния дел в каждом районе (направлений работы, показателей, конкретных мероприятий) позволяет отчетливо увидеть, как обслуживается подрастающее поколение на районном уровне, выделить лучший опыт, заслуживающий распространения.

Отчет Пензенской ОБДЮ за 2008 г. свидетельствует о том, что ее коллектив не только удерживает достигнутые позиции, но и успешно продвигается вперед.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17