Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Документы
Документы Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию юношества

Международная Федерация Библиотечных ассоциаций и организаций
ИФЛА Профессиональные доклады № 107
Руководство по библиотечному обслуживанию юношества

Новая редакция Руководства, опубликованного в 1996 году Постоянным комитетом Секции библиотек для детей и юношества.

Координаторы:

Пэт Мюллер (Ричмонд, США) и Иван ЧУ (Сингапур)

Содержание

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Приложение А

Приложение Б

ЧАСТЬ 1
Вступление

Цели Руководства

Руководство по библиотечному обслуживанию юношества ИФЛА устанавливает определенные рамки, внутри которых может развиваться обслуживание юношества в библиотеках разных стран. Руководство содержит как философские, так и практические идеи, которые могут помочь библиотеке лучше удовлетворять образовательные, информационные, культурные, досуговые потребности юношей, с учетом того, что эти потребности постоянно развиваются. Данное руководство должно использоваться в качестве документа библиотекарями, теми, кто принимает решения в области библиотечного дела, студентами – будущими библиотекарями, теми, кто распределяет бюджет на развитие библиотечного обслуживания юношества.

Аудитория Руководства:

• Библиотекари-практики в библиотеках всех типов и во всех населенных пунктах, как в городах, так и в сельской местности.
• Администрация библиотек
• Преподаватели и студенты библиотечных учебных заведений.

У каждой публичной библиотеки свой контингент пользователей и соответственно свои приоритеты и потребности. Не во всех странах существуют специальные библиотечные услуги для юношества. Данное руководство исходит из того, что юность – это уникальный период жизни. Юные пользователи должны получать библиотечные услуги того же качества, что и другие возрастные группы. По возможности при организации специализированного обслуживания юношества нужно работать в сотрудничестве с самими юношами.

Миссия и цели библиотечного обслуживания юношества

«Публичная библиотека – это ворота в страну знаний, она создает основу для непрерывного образования, независимости в принятии решений и культурном развитии личности и социальных групп».

(ЮНЕСКО/МАНИФЕСТ ПУБЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕК ИФЛА, 1995)

МАНИФЕСТ ЮНЕСКО определяет публичную библиотеку как живой стимул к образованию, культуре и информации.

«Подросткам нужно особое внимание, т.к. в этом возрасте многие бросают читать вообще. Приобщение к широкому кругу книг в период, когда интересы очень расширяются и очень быстро меняются, должно сопровождаться действиями библиотекарей, которые хорошо разбираются в психологических и эмоциональных особенностях этого возраста».

(ХАРТИЯ ЧИТАТЕЛЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КНИГИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1992)

Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития.

Цели библиотечного обслуживания юношества

• Библиотечное обслуживание юношества должно быть основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского обслуживания к взрослому.
• Юношеству необходимо, и оно достойны специализированного обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными, культурными и досуговыми потребностями.
• Библиотечное обслуживание юношество должно содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию, информационной грамотности и чтению для удовольствия.

Эти 10 целей определяют рамочный стандарт для библиотек, следуя которому они могут развивать обслуживание юношества:

1. Библиотека установила ясную политику открытого доступа юношества к библиотечным и информационным ресурсам и уважения прав юношества выбирать материалы в соответствии со своими потребностями без ограничений.
2. Программа библиотеки для юношества эффективно управляется в соответствии с лучшими примерами из практики.
3. Существует равномерное распределение ресурсов в поддержку программ и услуг для юношества.
4. Сотрудники библиотеки осведомлены в области возрастных особенностей юношества и ресурсов для юношества, включая юношей со специальными потребностями.
5. Библиотека предлагает широкий спектр современных материалов, представляющих интерес для юношества, стимулирующих непрерывное образование, мотивацию чтения, формирование читательской культуры.
6. Библиотека предлагает ресурсы в поддержку образовательной деятельности юношества.
7. Библиотека помогает юношеству в овладении навыками эффективного использования всех ресурсов библиотеки и получении информационной и компьютерной грамотности.
8. Библиотека стимулирует развитие личности, давая возможность юношеству участвовать в планировании и развитии библиотечных программ и услуг для них и в качестве волонтеров помогать другим.
9. Библиотека создает специальное пространство для юношества, привлекательное и соответствующее их стилю жизни.
10. Библиотека работает в партнерстве с другими общественными организациями в поддержку всех аспектов здорового, успешного развития юношества.

ЧАСТЬ 2
Определение фокусной группы

Фокусная группа (юношество) может быть определена как группа людей между детским и взрослым возрастами. Каждая библиотека может определить свои возрастные границы, внутри которых она определяет юношество, которые могут варьироваться в зависимости от культурных традиций и национальных особенностей. Обычно возраст от двенадцати до восемнадцати лет определяется, как юношеский, которому адресованы формы библиотечного обслуживания юношества. Этот интервал можно расширить. Целевая группа включает всех людей вне зависимости от расы, религии, культурных традиций, интеллектуальных и физических возможностей.

Потребности фокусной группы

Культурные потребности:

Библиотека должна быть открыта всем и уважать различные культурные потребности.

Культурные потребности имеют свои корни, как в устной, так и в письменной традиции, в общественных изменениях и общественной стабильности, в культурном разнообразии и в личном видении будущего.

Потребности в развитии:

Обслуживание юношества должно строиться в сотрудничестве с представителями фокусной группы. Юноши должны активно вовлекаться в планирование, развитие ресурсов, услуг и программ. К ним нужно относиться с уважением, позитивно. С готовностью удовлетворить потребности, даже если они отличаются от того, что традиционно предлагает библиотека.

Библиотеки, которые строят свои программы и услуги в контексте модели развития юношества, основанной на исследованиях, могут способствовать успешному переходу от детства к взрослости.

Материалы

Юноши – особая группа, чьи интересы, потребности и возможности отличаются существенно. Таким образом, библиотеки должны предлагать разнообразные материалы в соответствии с этими потребностями. Особое внимание должно быть уделено юношам с особыми потребностями, а также представителям общественных и языковых меньшинств.

Предоставление возможности юношам участвовать в отборе и расположении библиотечных ресурсов для данной возрастной группы может привести к позитивным сдвигам в организации услуг и формировании ресурсов и может помочь увеличить количество пользователей и посещаемость библиотеки.

Рекомендуются разнообразные форматы документов. В том числе комиксы, научная фантастика, любовные романы, фэнтази, современная популярная музыка.

Печатные материалы могут включать:

• Книги
• Журналы
• Брошюры
• Постеры
• Комиксы
• Графику
• Материалы на других языках, включая Брейль и язык жестов

Непечатные материалы могут включать:

• Аудиокниги
• Музыку
• Мультмедиа (CD-ROM/ CDI)
• Компьютерные программы
• Видеокассеты и DVD
• Настольные и электронные игры
• Электронные сетевые продукты и ресурсные базы

Эти форматы должны дополняться и пересматриваться регулярно, по мере появления новых технологий.

Должно предоставляться необходимое оборудование, позволяющее использовать эти ресурсы (например, игровые приставки).

Услуги

Как ранее сказано в этом документе, должны быть предоставлены услуги в поддержку потребностям юношества. Ниже следующий список рекомендованных услуг не исчерпывающий, но может быть использован, как ориентир для организации услуг библиотеки для этой возрастной группы. При планировании важно использовать формы работы, связанные с физическими действиями, цифровыми технологиями и компьютерными программами.

Примеры рекомендованных услуг

• Свободный доступ в Интернет
• Предоставление справочной информации в поддержку образовательной деятельности и личностного развития.
• Организация библиотечных экскурсий в поддержку самостоятельности и комфортного пользования библиотекой.
• Практикумы по информационной грамотности и навыку поиска информации с использованием как печатных, так и электронных ресурсов.
• Предоставление читателям консультативных услуг, как индивидуально, так и в группе.
• Поощрение использования всех форматов библиотечного фонда.
• Помощь в поиске нужных материалов.
• Предоставление возможности доступа к ресурсам за пределы библиотечного фонда, если это необходимо (межбиблиотечный абонемент).
• Сотрудничество с другими информационными провайдерами в своем районе.
• Организация услуг для юношей с особыми потребностями, для родителей подростков, для тех юношей, которые по тем или иным причинам не могут посещать библиотеку.

Программы и участие юношества

Библиотеки, которые хотят предложить эффективные и содержательные программы юношам, должны стараться привлекать юношей к участию в этих программах на всех этапах: при принятии решений, при планировании и при реализации; это очень рекомендуется, ведь это один из лучших способов поддержки развития юношества.

Юношество должно рассматриваться как группа экспертов в вопросах о том, что им нужно и что полезно. Советуем библиотекам организовать возможность для юношества заявить о своем мнении по поводу оборудования, программ и услуг, например: Подростковый Совет или Программа управления подростков. Библиотеки также должны увидеть в своих юных пользователях ресурс для презентации программ другим жителям зоны библиотечного обслуживания.

Примеры рекомендуемых программ

(Следующий список рекомендуемых программ также лишь намечает виды программ, которые библиотеки могут предложить, но заинтересованность местных жителей и местные особенности всегда должны играть решающую роль при планировании программы)

• Беседы о книгах, рассказывание и презентации книг
• Дискуссионные группы и клубы.
• Информационные программы по интересующим темам, например, о здоровье, карьере, то, что в данный момент является интересным и актуальным.
• Встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, знаменитыми земляками)
• Спектакли музыкальные и драматические
• Произведения самих юных (драма, публикации, ТВ, видео)
• Творческие мастер-классы
• Литературные дебаты
• Премьеры книг

Штат

Те, кто работает с юношеством, должны обладать следующими умениями и компетенциями:

• Понимание уникальных постоянно развивающихся потребностей юношества
• Уважение к юношам как к личности
• Знание молодежной культуры и интересов данной возрастной группы
• Умение создать партнерство с другими возрастными группами в зоне действия библиотеки для удовлетворения потребностей юношества
• Способность улавливать изменения в потребностях и интересах юношества и меняться в зависимости от этих изменений
• Умение защищать интересы юношества как внутри библиотеки, так и за ее пределами
• Умение работать в партнерстве с юношеством
• Знание всех видов медиа, включая книги и ресурсы всех форматов
• Умение мыслить критически

ЧАСТЬ 3
Сотрудничество с другими учреждениями

Качество библиотечного обслуживания требует тесного сотрудничества с другими профессиональными и любительскими организациями своего города. Активность юношества в образовательной, культурной и общественной деятельности должна координироваться местными организациями таким образом, чтобы они не конкурировали между собой, а кооперировались для большей пользы. Многие библиотеки обладают ресурсами и методикой для того, чтобы стать координаторами такой деятельности.

Сотрудничество в сфере образования

Для библиотек, обслуживающих юношество, школа – один из важнейших партнеров. Во многих странах и регионах есть только школьные или публичные библиотеки или комбинированные библиотеки. Совместное планирование школьной и публичной библиотеки может улучшить организацию обслуживания юношества. Чтобы сотрудничество было более эффективным, можно рекомендовать заключение формального соглашения.

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в области культуры очень перспективно в мультикультурном обществе в целях удовлетворения потребностей юношества. Работая в сотрудничестве с учреждениями культуры, публичная библиотека может планировать и проводить такие мероприятия, как:

• литературные, музыкальные и кинофестивали
• выставки
• карнавалы
• спектакли, включая уличные представления

Профессиональное сотрудничество

Библиотека должна приложить все усилия, чтобы сотрудничать со всеми, кто предлагает свои услуги взрослому населению. Регулярное общение с социальными службами, службами занятости, органами здравоохранения, правовыми и другими службами может помочь библиотеке узнать о новых общественных явлениях, актуализировать свою деятельность, привлечь тех молодых людей, которые обычно не посещают библиотеку.

Совместные решения могут в дальнейшем улучшить жизнь молодых людей региона.

ЧАСТЬ 4
Планирование и успешная деятельность

Эффективное планирование требует, чтобы библиотека занималась сбором информации и определением целей.

Сбор информации – важный шаг в планировании и реализации планов. Библиотека должна получить от органов власти демографические данные: цифровые показатели населения региона, количества школ и учащихся, экономические и социальные сведения. Получение сведений из разных источников позволит библиотеке составить профиль юношества и принять обоснованные решения по формированию программ и услуг.

Эффективный план по обслуживанию юношества должен в идеале содержать от трех до шести общих целей Библиотеки должны определиться, какие цели более актуальны в создании или улучшении обслуживания юношества. В соответствии с этими приоритетными целями должен строиться и бюджет.

Со временем упор должен быть сделан на достижение этих целей. Это дает библиотеке возможность концентрироваться в процессе деятельности, а не растрачивать ресурсы на работу по множеству направлений. Например, библиотека может решить сосредоточиться на создании фонда для юношества и организации привлекательной зоны обслуживания юношества. Другая библиотека, может быть, захочет сосредоточиться на поддержке образовательной деятельности и улучшении функциональной грамотности юношества. Цели должны быть сформулированы на основе потребностей пользователей, так же как и ресурсы должны быть направлены на удовлетворение их потребностей. Библиотека также должна искать подходы к тем юношам, которые не пользуются библиотекой.

Развитие обслуживания

Для определения успеха в проведении программ для юношества и обслуживании этой категории пользователей должны применяться количественные и качественные показатели. Для тех библиотек, которые хотят повысить эффективность своей деятельности по обслуживанию юношества предлагаются следующие показатели:

Пять основных показателей обслуживания:

• Выдача документов
• Расходы библиотечных средств на материалы для юношества
• Оборудование для размещения материалов для юношества
• Коэффициент обращаемости –
• Посещаемость программ

Показатели по дополнительным видам услуг:

• Количество посещений библиотеки в процентном отношении к количеству проживающих в зоне обслуживания юношей
• использование юношеством помещения библиотеки
• количество зарегистрированных читателей в пропорции к населению
• книговыдача в читальном зале
• количество справок, выданных юношеству
• процент выполненных информационных запросов
• количество групп юношества, посетивших библиотеку и количество библиотечных экскурсий для юношества
• количество выступлений библиотекаря вне помещения библиотеки
• впечатления пользователей о библиотечных программах и услугах
• анализ опросов юношества о том, насколько изменения или улучшения в организации работы библиотеки, квалификации сотрудников, стиле работы для них важны
• пользователи должны вовлекаться в процесс развития библиотеки
• соответствие национальным стандартам (там, где они есть)

ЧАСТЬ 5
Маркетинг и продвижение услуг

Продвижение услуг библиотеки для юношества – очень важный вид деятельности. Многие юноши не знают ценности ресурсов, которые им предоставляет библиотека. План продвижения услуг должен включать различные формы, чтобы достичь своей цели. Вот некоторые предложения для маркетинга библиотечных программ и услуг:

• Организовать рекламу в местах, где бывают молодые люди, в кинотеатрах, кафе, популярных магазинах
• установить доверие, пригласив юношей помочь в оформлении рекламы и других продвигающих материалов и используя их предложения
• продвигать услуги для подростков на сайте библиотеки
• спонсировать библиотечные события по проблемам важным для юношества
• предлагать такие формы продвижения услуг, в которых юноши могут показать свои знания и способности
• оформлять рекламные материалы так, чтобы было видно, что здесь понимают интересы юношества, такие как спорт, любовь, фэнтази, моду, музыку, интерес к жизни знаменитостей
• рекламу сделать доступной в школах и других местных организациях.

ЧАСТЬ 6
Лучшие примеры из практики

Следующие далее лучшие примеры из практики приведены для того, чтобы показать, как библиотеки используют данное руководство. Каждая библиотека должна выбрать программы и услуги, наилучшим образом соответствующие потребностям юношества в своей зоне обслуживания. И у каждой библиотеки будет свой вариант той или иной программы, потому что он будет базироваться на особых потребностях юношей данного населенного пункта и особых ресурсах.

Помощь в выполнении домашних заданий

В Дании существует договор между министерством культуры и министерством по делам беженцев об усилении роли библиотек в обслуживании подростков из этнических групп с « недатским» языком общения. Благодаря специальному финансированию, появилась возможность работать по программе помощи в выполнении домашних заданий «Кафе домашних заданий» для билингвальных учащихся. В качестве волонтеров здесь работают люди старшего возраста и учащиеся. Результатом этой программы становится лучшее овладение датским языком, успехи в учебе, встречи со сверстниками.

Библиотечные клубы

Публичная библиотека в городе Аалборг (Aalborg) в Дании создала несколько клубов для того, чтобы привлечь в библиотеку юношество и помочь в учебе. Каждый будний день проходят разные клубные встречи. В понедельник по игре WII, во вторник – Манга, в среду – по выполнению домашних заданий, в четверг – клуб чтения, где обсуждают различные книги, в том числе и стихи. Отношения сотрудников библиотеки и подростков строятся таким образом, что возникают новые интересные идеи библиотечного обслуживания.

Юношеская мультимедийная библиотека

В Гамбургу (Германия) создана юношеская библиотека, задача которой предоставить юношеству микрорайона мультимедийные возможности библиотеки и гостеприимное место для проведения досуга. Фонд на 50% состоит из печатных материалов и на 50% из аудиовизуальных, включая CD, DVD, аудиокниги, различные игровые приставки. Основные темы материалов: приключения, комиксы, игры, любовь и секс, наркотики, бедность. Юношеская библиотека стремится, с помощью этих средств, привить навыки чтения и использования других информационных средств. Здание, в котором находится юношеская библиотека, – это переоборудованная фабрика по производству пропеллеров. Кроме библиотеки здесь есть кинотеатр и кафе.

Подростковая культура и стиль жизни процветают в пригороде Париже Viroflay. В новой юношеской библиотеке шумно от аудио и МРЗ плееров, мобильных телефонов, все это в библиотеке разрешено. Музыку можно скачивать. Высокий уровень доверия между подростками и сотрудниками библиотеки приводит к самоконтролю подростков. Мультимедийная библиотека спонсирует занятия по созданию мультфильмов и показывает их бесплатно на экранах библиотеки.

Ночь взаперти

В городе Troyes (Франция) юноши от 15 до 20 лет добровольно заперлись (под присмотром взрослых) в библиотеке для ночных литературных бдений. Темой «бдений» стали – «Книги и кино». Всю ночь они смотрели фильмы, беседовали с писателями, сценаристами и режиссерами, в заключение позавтракали вместе. Такие события формируют независимость, побуждают к творчеству, вызывают теплые чувства к библиотеке.

Развитие услуг для слабовидящих подростков

В 2007 году в библиотеке Lucien Herr Library in Saint Jacques de la Lande in Brittany (Франция) слабовидящих и слепых подростков пригласили участвовать в ежегодном литературном конкурсе. Была сделана аудиозапись 10 работ, представленных на конкурс. В 2008 году их озвучат профессиональные актеры. Победители получили аудиокниги и устройства для их прослушивания. Таким образом юноши с ограниченными возможностями привлекаются к библиотечным событиям.

Юные помогают юным

Кафе-клуб «Книжный червь» в городе Rijeka (Хорватия) существует в городе уже давно и известно своим проектом для подростков «Юные помогают юным». Клуб собирается раз в месяц. В него приходят ребята от 14 до 19 лет, те, кто любит книгу и чтение. Каждый раз они выбирают книгу для обсуждения. Члены клуба также выпускают свой бюллетень, который вывешивается в библиотеке. Здесь информация о клубных встречах, темах, рекомендации по чтению. Свои советы члены клуба размещают и на сайте библиотеки и читают по радио. Работа клуба – отличный пример привлечения подростков к конкретному делу.

Творческие выступления

В городе Zadar (Хорватия) подросткам предоставлена возможность продемонстрировать свои творческие способности с помощью программы под названием «Свастарника». Эта ежемесячная программа основана по принципу свободного микрофона. Любой может выступить перед своими сверстниками. Можно спеть, станцевать, сыграть, попробовать себя в дизайне, в литературном творчестве. Новое поколение подростков добавляет сюда шарады, пантомиму, викторины и другие соревнования. Основная цель таких программ – развитие уверенности в себе и развлечение; библиотекари, которые их координируют, привносят сюда и сюжеты из юношеской литературы, продвигают чтение в этом пространстве дружелюбия и отдыха.

Вечерняя игротека для персонала

Важным шагом в развитии обслуживания юношества является знакомство сотрудников библиотеки с молодежной культурой и образом жизни. В библиотеке г.Ричмонд (Вирджиния, США) недавно была проведена вечерняя игротека для сотрудников, которые собрались в пятницу после работы на пиццу и играли в популярные у подростков игры «Гитарный герой», Wii и «Танц-революция». Выяснилось, что библиотекарям такие игры нравятся. Так персонал познал один из аспектов подростковой культуры и почувствовал единение с подростками.

Техно неделя для подростков

Библиотека Puente (ЛосАнжелес, США) станет центром Недели Техно. Это государственное событие в Соединенных штатах, цель которого, привлечь внимание к роли технологий в жизни подростков. Библиотека сконцентрируется на информационных технологиях. Здесь будут давать подарочные открытки за правильные ответы в викторинах о базах данных и сетевых ресурсах. Подростки также получат сведения о политике безопасности и конфиденциальности по онлайновым закупкам книг для библиотеки. Пятница будет «Днем техно-смеха». когда можно будет посоревноваться в Wii, Guitar Hero, Dance Dance Revolution.

Библиотека Queens in Forest Hills, штат Нью-Йорк устроит день «Тех-друзья», где встретятся подростки и взрослые, желающие научиться безопасному и конфиденциальному пользованию новыми технологиями. Программа будет в основном посвящена развлечениям и шуткам: видеоиграм, видеосюжетам. Во время Техно недели подростки и взрослые вместе будут играть в Wii за угощением и потом еще будут встречаться на протяжении десяти недель.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перечень вопросов для самопроверки

Для лучших результатов можно использовать данную таблицу, указывая в ней месяц и год выполнения той или иной задачи. Например, если ваша библиотека «должна рассмотреть» включение обслуживания юношества в круг своих основных обязанностей, поставьте 2009

В интересах обслуживания юношества каждая библиотека должна:

1.Стремиться предоставить высокое качество услуг для юношества, рассматривая эти услуги как столь же важные, как и услуги для взрослых.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

2.Включать обслуживание юношества в определение своей миссии.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

3. Сделать легким для юношей процесс получения читательского билета.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

4. Понимать потребности юношества в путеводных знаках, как текстовых, так и рисованных, для возможности самостоятельно ориентироваться в помещении библиотеки.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

5. Выделить постоянное место для ресурсов для юношества во всех отделах библиотеки, включая пункты передвижного обслуживания и абонемент.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

6. Отобрать материалы для выдачи, способствующие развитию функциональной грамотности и «становлению читателя».

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

7. Оформить помещение таким образом, чтобы оно было уютным, удобным, привлекательным и содержательным для юношества.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

8. Приобрести достойное количество материалов для этой группы, в разных форматах, включая компьютерные игры, печатные, мультимедийные материалы, технологически современные и многофункциональные.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

9. Сделать пользование этими материалами доступным для всех, вне зависимости отличных возможностей.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

10. Сформировать штат сотрудников, способных обеспечить справочное и рекомендательное библиографическое обслуживание, а так же проводить массовые мероприятия.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

11. Нести ответственность за постоянное обновление образовательных возможностей и учебных тренинговых программ.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

12. Изучать различные языковые и культурные потребности пользователей при формировании фондов и планировании услуг.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

13. Устраивать адресованные данному возрасту программы в разное время дня и в разные дни недели, чтобы их могли посетить пользователи, свободные в разное время.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

14. Распространять флаерсы об услугах библиотеки через различные общественные места, чтобы привлечь всеобщее внимание.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

15. Развивать партнерство с общественными группами и организациями для получения лучшего оборудования и создания лучших условий для юношества.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

16. Приглашать артистов и лекторов, чтобы расширить круг интересных тем.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

17. Организовывать публикации о библиотеке, как гостеприимном и богатом ресурсами учреждении а СМИ, включая Интернет и устные СМИ, причем эти публикации должны быть на всех языках, используемых в данном населенном пункте.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

18. Поощрять неформальные сборы и дискуссии, помогающие установить доверие и развить навыки разрешения проблемных ситуаций для юношества.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

19. Заниматься подбором компетентных, отзывчивых сотрудников, представителей разных культур, с тем, чтобы отразить поликультурный состав населения и выполнять запросы всех пользователей.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

20. Иметь необходимые инструменты и критерии повышения квалификации, предоставлять сотрудникам возможности профессионального развития для обеспечения высокого качества обслуживания.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

21. Бороться за получение адекватного бюджетного финансирования для того, чтобы библиотека была БЕСПЛАТНОЙ

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

22. Накапливать лучшие примеры из практики разных стран и адоптировать новые идеи для совершенствования деятельности своей библиотеки.

На каком этапе находится библиотека в решении данной задачи?
Должна рассмотретьПланирует этапыУже внедреноДостигнуты успехи

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
40 развивающих параметров®

Масштабное исследование Search Institute определило следующие 40 составляющих здорового развития, которые помогают юноше расти здоровым, воспитанным и ответственным.

Классификация параметров в данной таблице основана на исследовании подростков (учащихся 6 – 12 классов).

Тип параметра Название и определение параметра  
Внутренние параметры
Поддержка Семейная поддержка В семейной жизни высокий уровень любви и поддержки
Позитивное семейное общение Молодой человек и его/ее родитель/и общаются позитивно, у юноши есть желание советоваться с родителем/ями.
Взаимоотношения с другими взрослыми Юноша получает поддержку от трех или более взрослых (не родителей)
Заботливые соседи Юноша ощущает заботу окружающих
Заботливая атмосфера школы Школа создает заботливую ободряющую среду
Родители участвуют в школьной жизни Родитель/и активно помогают юноше добиться успехов в школе
Доверительность Общество ценит юность Юноша ощущает что в обществе, где он живет, уважают юношество
Юность как общественный ресурс Юношам доверяют важные функции в жизни общества
Работа для общества Юноши работают один или несколько часов в неделю
Безопасность Юноша чувствует себя в безопасности дома, в школе, в микрорайоне
Границы и ожидания Семейные границы В семье есть ясные правила и зона ответственности за свои поступки, и семья в определенной степени информирована о том, где находится юноша и чем он занимается
Школьные границы В школе есть правила и зона ответственности
Границы соседства Соседи берут на себя ответственность за поведение юношей
Ролевые модели взрослого Родитель/и или другие взрослые подают пример позитивного ответственного поведения
Позитивное влияние сверстников Лучшие друзья показывают пример ответственного поведения
Большие ожидания Родители и учителя поощряют успехи юношей
Конструктивное использование времени Творческая деятельность Юноша уделяет три или более часов в неделю занятиям музыкой, самодеятельностью или другими видами искусства
Молодежные программы Юноша уделяет три или более часов в неделю спорту, клубу или другим школьным или внешкольным организациям
Религиозная деятельность Юноша уделяет час или более в неделю занятиям в религиозных организациях
Домашнее время Юноша проводит вне дома с друзьями «просто так» два или менее вечеров в неделю
Внешние параметры
Отношение к учебе Мотивация достижений Юноша мотивирован добиваться успехов в школе
Занятость в школе Юноша активно занят учебой
Домашние задания Юноша хотя бы час в день занят выполнением домашних заданий
Привязанность к школе Юноша любит свою школу
Чтение для удовольствия Юноша читает для удовольствия три или более часов в неделю
Ценности Забота Юноша высоко ценит помощь людям
Равенство и общественная справедливость Юноша считает важным общественное равенство и борьбу с голодом и бедностью
Целостность личности Юноша действует в соответствии со своими убеждениями и защищает их
Честность Юноша говорит правду, даже когда это непросто
Ответственность Юноша берет на себя ответственность
Сдержанность Юноша считает важным сдерживать свою сексуальную активность, воздерживаться от алкоголя и наркотиков
Социальные компетенции Планирование и принятие решений Юноша знает, как планировать и делать выбор
Межличностная компетенция Умеет сопереживать, сочувствовать и дружить
Культурная компетенция Обладает знаниями и умением общаться с носителями разных культур, религий и традиций
Умение сопротивляться Умеет сопротивляться негативному влиянию, давлению в опасных ситуациях
Мирное разрешение конфликтов Старается найти решение в конфликтной ситуации, не прибегая к насилию
Позитивная идентификация Сила воли Чувствует, что контролирует себя
Самоуважение Обладает высокой самооценкой
Целеустремленность Осознает, что «моя жизнь имеет цель»
Позитивная картина будущего С оптимизмом смотрит на свое будущее

 

Этот список является учебным инструментом. Он не является и не претендует на то, чтобы считаться научной системой измерения уровня личностного развития.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17