Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Документы
Документы Концепция развития библиотечного обслуживания молодежи библиотеками Липецкой области до 2015 года

Концепция развития библиотечного обслуживания молодежи библиотеками Липецкой области до 2015 года


Управление культуры и искусства Липецкой области
Государственное учреждение культуры «Липецкая областная юношеская библиотека»

I. ВВЕДЕНИЕ

Библиотеки Липецкой области выполняют важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры региона, вносят вклад в экономическое развитие региона. Цели и задачи развития библиотечного дела в условиях реформирования социально-экономической сферы Липецкой области определены в Законе Липецкой области от 25.12.2006 г. № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года».

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы развития библиотечного дела региона и содержит базовые понятия и основные идеи организации работы с юношеством и молодежью в государственных и муниципальных библиотеках, а также в библиотеках других ведомств Липецкой области.

Библиотеки в данной Концепции рассматриваются как социальный институт, поддерживающий и пропагандирующий идеи демократии, продвигающий социальные реформы, активно влияющий на процессы науки, образования, социального развития, экономики, культуры. Услуги, предоставляемые библиотеками гражданам региона являются одним из факторов поддержки социально-экономической политики, способствуют образовательному и культурному развитию молодого поколения, реализации личности в интересах общественного развития и достижения личного успеха.

Законодательную и нормативную базу библиотечного дела в Липецкой области составляют:

• Конституция Российской Федерации, которая определяет права граждан на беспрепятственный доступ к информации, культурным ценностям и пользование учреждениями культуры;
• Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов», определившие правовые основы деятельности библиотек в Российской Федерации, обеспечивающие также право на свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность;
• Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором местным поселениям определены полномочия по организации и осуществлению мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью в поселении и в городском округе.
• Закон Липецкой области от 25.12.2006 г. № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года»;
• Закон Липецкой области № 62-03 «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области», который регулирует отношения в сфере библиотечного дела на территории Липецкой области, устанавливает правовой режим и порядок формирования библиотечных фондов, определяет основные права и обязанности, функции библиотек.
• Закон Липецкой области № 161-ОЗ «О государственной молодежной политике в Липецкой области», определивший систему мер, направленных на приоритетное создание условий, гарантий и стимулов для самореализации молодых граждан в интересах общества.
• Рекомендации ИФЛА по библиотечному обслуживанию молодежи 2005 г. В их числе: создание или поддержание хорошо оснащенных доступных библиотек, расположенных вблизи от места проживания молодых людей, оснащенных Интернетом с услугами по выбору профессии;
• нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам библиотечного дела, стандарты и нормативы в области библиотечного дела.

На территории Липецкой области функционируют:

• сеть государственных центральных и муниципальных библиотек, насчитывающая 537 учреждений;
• сеть школьных библиотек – 648;
• сеть библиотек системы высшего и среднего профессионального образования – 47;
• ведомственные библиотеки промышленных и транспортных предприятий, проектных и научно-исследовательских институтов, отраслей здравоохранения, культуры, силовых ведомств, церкви (не учтены).

Сформированная на протяжении многих десятилетий сеть государственных библиотек, несмотря на существенное недофинансирование, в последние пятнадцать лет все же достигла определенных положительных результатов.

Создано консолидированное библиотечное профессиональное сообщество, способное решить задачу возрождения на новом уровне библиотечного дела в регионе в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2007 г.

Библиотеки ведут активную работу по своему позиционированию в обществе в условиях кардинальных технологических перемен, процессов глобализации, беспрецендентного роста объемов информации.

Уровень внедрения автоматизированных систем и технологий в библиотеках региона, начавшись с нуля, стремительно развивался. В результате областные и крупные муниципальные библиотеки имеют достаточно высокий уровень технической оснащенности, созданы и активно используются специальные автоматизированные библиотечные системы практически во всех библиотеках этого уровня.

Реализована областная целевая программа «Развитие библиотечного дела Липецкой области на 2004–2006 годы».

Комплексный проект «Модельные сельские библиотеки» позволил превратить участвующие в нем библиотеки в современные информационно-просветительские центры. В настоящее время их насчитывается 20.

Создано 22 публичных центра правовой информации (ПЦПИ) на базе общедоступных библиотек.

Создаются собственные информационные ресурсы библиотек, в том числе в сети Интернет, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы.

Создана инфраструктура межведомственной сети библиотек, обслуживающих юношество и молодежь, объединяющую 120 государственных общедоступных, вузовских и школьных библиотек.

II. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Наряду с определенными достижениями в области библиотечного дела существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. В этом случае библиотеки смогут внести принципиально больший вклад в развитие образования, науки и культуры, значительно повысить конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке, ускорить и качественно улучшить ход экономических и социально-политических реформ.

1. Законодательная база библиотечной деятельности не отвечает задачам развития российских библиотек.

Разработка новых федеральных и областных законов, в юрисдикцию которых попадают и библиотеки, не всегда отвечают интересам библиотек и их читателей. Отсутствуют общепринятые нормативы бюджетного финансирования библиотек, адекватные потребностям молодежи и других пользователей.

Особенно актуальными являются проблемы авторского права и интеллектуальной собственности в связи с вступлением в силу 4 ч. Гражданского кодекса.

Существенные затруднения в комплектование библиотек новой литературой вносит Федеральный Закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Трактовка понятия «книга – как одноименный товар» не позволяет библиотекам осуществлять комплектование, адекватное потребностям читателей, а также государственным задачам по обеспечению свободного доступа к информации, знаниям, культурному достоянию.

Значительно затруднил организацию библиотечного обслуживания на местах Федеральный Закон РФ № 131 «Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации». Вследствии разграничения бюджетных полномочий стало практически невозможно оказание материальной поддержки библиотекам другого уровня даже при наличии финансирования (в частности, в вопросах приобретения компьютеров и литературы).

2. Недостаточные темпы информатизации библиотек региона.

Хотя в 228 публичных библиотеках в т.ч. в 155 сельских насчитывается 597 персональных компьютеров, темпы компьютеризации остаются все же низкими. При их сохранении на полномасштабную компьютеризацию библиотечной системы региона понадобится не менее 20 лет.

Доступ в Интернет имеют только 50 библиотек, в основном областные и муниципальные. 323 сельских библиотек не имеют телефонов: телефонную связь имеют 121 библиотека. Даже при наличии доступа в Интернет, качество связи часто не удовлетворяет современным требованиям. На муниципальном уровне всего 10 % библиотек работают по современным технологиям, а на селе – 3 %.

Отставание ряда муниципальных библиотек в области внедрения информационных технологий усугубляет развитие информационного неравенства граждан, сокращает возможность информационного обеспечения науки, образования, производства.

3. Проблема: неудовлетворительное состояние фондов многих библиотек региона.

В среднем в 2007 году на приобретение новых изданий на все муниципальные библиотеки израсходовано всего 20 млн. руб. (в т.ч. 9,48 млн. по областной программе), т.е. в расчете на 1 жителя 17,02 руб., с учетом 4 областных библиотек – 23,4 руб. (потребность – не менее 50 руб.) В целом, фонды большинства библиотек, в основном сформированные в 70–80-е годы прошлого века, в настоящее время не только физически изношены, но и морально устарели. В большинство сельских библиотек новая литература в 90-е годы практически не поступала. Главная причина неудовлетворительного состояния книжных фондов муниципальных библиотек – мизерное финансирование, которое позволяет обеспечить только заработную плату и коммунальные платежи. В структуре расходов на комплектование приходится в среднем только 8 %.

Неудовлетворительное состояние книжных фондов ведет к нарушению конституционных прав на беспрепятственный доступ к информации.

4. Проблема: неудовлетворительное состояние материальной базы библиотек.

Большинство зданий и помещений библиотек не отвечают современным требованиям как для обслуживания читателей, так и для хранения фондов.

В обветшавших зданиях располагаются: Грязинская, Елецкая городская и районная библиотеки, Чаплыгинская, Данковская, Липецкая районная библиотеки, а 16 муниципальных библиотек нуждаются в капитальном ремонте.

Областные и муниципальные библиотеки испытывают острый недостаток площадей для хранения фондов и современно оборудованных залов для

обслуживания читателей. Строительство нового здания областной научной библиотеки находится в стадии решения.

5. Проблема: низкий уровень оплаты труда библиотечных работников.

Средняя заработная плата сотрудников библиотеки в два раза ниже средней заработной платы в стране. Низкий уровень заработной платы ведет к вымыванию квалифицированных кадров из отрасли. Компьютеризация библиотек требует привлечения к работе в библиотеках высококвалифицированных специалистов, стоимость которых на рынке труда существенно выше возможностей библиотек.

6. Проблема: приоритетность библиотечно-информационного обслуживания молодежи.

Приоритетность библиотечно-информационного обслуживания молодежи в ряде муниципальных библиотек только декларируется. Наметившаяся тенденция ликвидации юношеских структурных подразделений в библиотеках может привести к снижению качества услуг, оказываемых молодежи. Разрыв между усложняющимися программами образовательных учреждений и низким уровнем информационной культуры значительной части молодежи – неспособность читать, анализировать и понимать тексты препятствует продуктивному усвоению этих программ и развитию личности молодых читателей.

Несоответствие между уровнем задач, стоящих перед библиотеками, обслуживающими молодежь и ресурсным обеспечением этих задач препятствуют развитию и модернизации юношеских структурных подразделений, как и в целом библиотек.

III. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

На территории области проживают 279 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23 % от общего количества населения. (Для сравнения: в среднем по России число молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составляет 24 %, странах Европейского Союза в среднем 12,4 %). В 47 учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования обучается 63 тысячи студентов. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем. За последние 6 лет численность детского и подросткового населения сократилось на 16 %, за 15 лет – на четверть.

По прогнозам, снижение численности детей и подростков продолжится до 2010 года и по сравнению с началом 2005 года их численность уменьшится на 30 тысяч, или на четверть. В дальнейшем, в демографической ситуации наблюдается тенденция к сокращению населения молодого и трудоспособного возраста и увеличению доли населения старше трудоспособного возраста.

Молодежь является главным субъектом образования семьи. Три четверти невест и две трети женихов вступают в брак в возрасте до 29 лет. Наибольшая доля заключенных браков приходится на возраст 20–24 года (около 40 %). Соответственно и уровень рождаемости определяется возрастной группой женщин до 29 лет (около 80 %).

Наряду с этим молодежь не торопится с созданием семьи. Изменение взглядов на ценность брачных отношений привело к росту незарегистрированных браков, где примерно каждый десятый брак – гражданский. Максимальная доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака приходится на девушек 15–17 лет. У женщин моложе 20 лет ? рождений вне зарегистрированного брака были зарегистрированы по заявлению матери. Чрезвычайно низкие репродуктивные ориентации юношей, считающих нежелательной регистрацию брака – это первые признаки перехода к возможной моде на бездетность. Ожидаемое число детей далеко от того, которое необходимо для обеспечения воспроизводства населения.

Здоровье – один из важнейших факторов, определяющих будущее поколение молодежи в обществе, качество ее жизни. А негативные тенденции в области здоровья – бесспорное свидетельство социального неблагополучия.

Общая заболеваемость подростков в возрасте 15–17 лет по сравнению с 1998 годом возросла на 20 %. Рост заболеваемости отмечается по всем классам заболеваний, в том числе болезней эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета на – 10 %, мочеполовой системы – на 20 %, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин – на 49 %, органов пищеварения – в 1,6 раза, системы кровообращения – в 2,1 раза. Наблюдается низкая степень вовлечения подростков и молодежи в массовые формы занятий физкультурой и спортом.

Социально-экономическая нестабильность и утрата моральных ценностей, неверие молодого поколения в возможности самореализации привели к широкому распространению в молодежной среде наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний. Как во всем мире, так и в России в целом: молодежь составляет 80 % всех ВИЧ-инфицированных; три четверти потребителей наркотиков – дети и молодежь.

Сегодня хороший уровень образования, как никогда, необходим молодому человеку, который является одним из партнеров рынка труда и рынка образовательных услуг. По-прежнему сохраняется престижность общего среднего образования, о чем свидетельствует количество учащихся, продолжающих обучение в 10 классе, окончивших основную школу (70 %). В 648 государственных общеобразовательных учреждениях обучается 104 тысячи учащихся. За 5 лет почти на треть возросла численность молодежи с высшим и средним профессиональным образованием.

Однако профессиональная ориентация молодежи и сама система профессионального образования всех уровней не вполне отвечает перспективам развития региона. Значительная часть молодежи при выборе будущей профессии отдает предпочтение таким сферам, как юриспруденция, экономика, бухгалтерский учет, торговля. Промышленные предприятия нуждаются в молодых инженерно-технических работниках и квалифицированных рабочих кадрах. В области принята и реализуется областная целевая программа «Развитие системы подготовки кадров для предприятий промышленности Липецкой области на 2005–2010 годы». Многие молодые люди не могут трудоустроиться по полученной специальности. Доля молодежи в общей численности безработных 25,9 %.

Подростки хотели бы иметь приносящую доход работу и совмещать ее с учебой. С этой целью 17,7 тысяч несовершеннолетних обратились за содействием в трудоустройстве в органы государственной службы занятости.

К сожалению, около пятой части молодых не учатся и не работают.

Доля молодежи в противоправной деятельности – 60 % от общего числа нарушений. Каждый шестой нарушитель несовершеннолетний.

Невысока вовлеченность молодежи в организованные формы проведения досуга. Наблюдается негативное отношение молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе. Из 184 тысяч молодых избирателей только 30 % участвуют в голосовании на выборах разного уровня.

Острейшей проблемой остаются неудовлетворительные жилищные условия.

В целом социальное и экономическое положение молодежи остается нестабильное, не обеспечивающее необходимых возможностей жизненного самоопределения.

В данной ситуации для библиотек особенно важно осознание своей роли в информационной поддержке молодого поколения в решении жизненно важных проблем.

IV. МИССИЯ И ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕК, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ МОЛОДЕЖЬ

Миссия библиотек, обслуживающих молодежь

• Обеспечение конституционного права молодых граждан на свободный доступ к социально значимой информации.
• Создание равных информационных возможностей территорий для развития современно мыслящей, образованной, социально активной молодежи. Широкая популяризация книги и чтения в молодежной среде, внедрение в общественное сознание непреходящей ценности книги.
• Создание разнообразных технологий читательского развития подрастающего поколения.

Задачи

1. Дифференцированный подход к библиотечному обслуживанию юношества и молодежи с учетом их возможных социальных и психофизиологических особенностей.
2. Педагогика сотрудничества с читателями, ориентированная на разностороннее развитие личности через чтение книги.
3. Использование в работе с читателями современных методик и технологий, формирующих приемы эффективного чтения, развитие критического мышления через чтение и письмо, культуру чтения, речи и общения.
4. Регулярное изучение категорий читателей, их интересов и информационных потребностей. Обеспечение информацией различных категорий пользователей, (в т.ч. отдаленных пользователей) используя режим «виртуальной справки», ЭДД, МБА.
5. Формирование информационных ресурсов с учетом интересов и информационных потребностей молодых пользователей, расширение видового и тематико-типологического состава библиотечных фондов.
6. Активное внедрение информационных технологий, предоставление пользователям доступа к электронным информационным ресурсам, в т.ч. Интернет.

V. БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОЛОДЕЖИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

537 публичных библиотек Липецкой области обслуживают 150 тысяч читателей в возрасте от 14 до 25 лет. (Данные Госстатотчетности Ф-6НК).

Современная молодежь нуждается в особом библиотечном пространстве, которое может воспринимать как свою собственную суверенную территорию, организованную в соответствии с молодежными представлениями. Это касается организации фондов и стиля оформления, размещения рекламных и информационных материалов, мебели, оборудования, освещения, а главное – подготовленных библиотечных кадров, владеющих навыками работы с молодежью.

В Липецкой области сложилась система библиотечного обслуживания молодежи:

• специализированная библиотека – Липецкая областная юношеская библиотека;
• специализированные структурные подразделения по обслуживанию молодежи в муниципальных библиотеках: (отделы, сектора, кафедры, залы); приоритетное библиотечно-информационное обслуживание читательских групп молодежи в условиях небольших муниципальных библиотек без создания структурных подразделений;
• специализированные студенческие залы и абонементы в библиотеках высших и средне-специальных учебных заведений.
• Муниципальные и учебные библиотеки самостоятельно определяют модели информационно-библиотечного обслуживания молодежи с учетом возможностей наиболее полного удовлетворения информационных, культурных и образовательных потребностей пользователей данной категории.

Методическим и ресурсным центром по всем направлениям библиотечной работы с молодежью является Липецкая областная юношеская библиотека (ЛОЮБ).

Функции Липецкой областной юношеской библиотеки как методического центра:

• стратегическое управление развитием сети специализированных библиотек и структурных подразделений, обслуживающих молодежь, и влияние на государственную молодежную и культурную политику;
• планирование и прогнозирование программ развития библиотечного обслуживания молодежи через создание региональных проектов и программ;
• методическое обеспечение деятельности муниципальных библиотек области посредством аналитической, консультативной, консалтинговой помощи по вопросам информационно-библиографического обслуживания молодежи;
• осуществление методического мониторинга состояния и развития библиотек с целью изучения, анализа и трансляции инновационных форм и методов работы библиотек с юношеством и молодежью в регионе;
• разработка и внедрение инновационного опыта, способствующего повышению качества библиотечных услуг для молодых пользователей;
• адаптация к условиям конкретных библиотек новые технологии развития интеллектуального, делового и развивающего чтения юношества;осуществление деятельности по повышению квалификации и переподготовке библиотечных специалистов, модернизации системы непрерывного образования библиотечных кадров, работающих с молодежью;
• проведение маркетинговых и социологических исследований по проблемам состояния информационных ресурсов и читательской компетентности молодежи;
• организация практической помощи библиотечным кадрам по вопросам современной организации обслуживания юношества и молодежи,
• применение инновационных методик и интегрирующих технологий;
• формирование документных фондов методических материалов,
• создание электронной базы данных методических материалов;
• подготовка методических изданий и аналитических материалов, проектов и программ по работе с молодежью в библиотеках области.
• Функции Липецкой областной юношеской библиотеки как ресурсного центра:
• формирование документных фондов, отражающих интересы и запросы молодежи, представление их отдаленным пользователям по межбиблиотечному абонементу или с помощью электронной доставки документов;
• создание собственных электронных ресурсов и молодежных проблемно-ориентированных баз данных и предоставление их коллективным и индивидуальным пользователям с помощью Интернет-технологий;
• участие в создании корпоративных информационных ресурсов библиотек региона, России по программе «Либнет».

VI. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

В области законодательства

• В целях совершенствования законодательных основ развития библиотечного дела подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации:
• 4 часть Гражданского кодекса, посвященная регулированию интеллектуальной собственности, и в наибольшей степени затрагивающая интересы библиотек; внести изменения в части, касающейся применения авторского права в библиотеках при копировании документов.
• В нормативные документы, регулирующие применение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Необходимо исключить понятие «книга» из перечня одноименных товаров.
• В Закон Липецкой области «Об основах библиотечного дела и обязательном экземпляре документов в Липецкой области» включить такие понятия как «информационные технологии», «информационно-коммуникационная сеть» и другие, определения библиотек различных организационно-правовых форм, видов, собственности и типов.

В области формирования документных фондов

Необходимо обеспечить систематическое поступление в библиотеки новой литературы, увеличив в среднем вдвое количество средств, выделяемых на комплектование. Довести его до стандарта, рекомендованного Международной федерацией библиотечных ассоциаций, РБА (250 книг на 1000 жителей).

Стимулирующее воздействие должны оказать Федеральные субсидии на

пополнение фондов муниципальных библиотек. Документные фонды,предназначенные для активного использования молодежью должны составлять 30 % от общего числа. Документные фонды для молодежи универсальны, однако следует обратить внимание на наличие в них материалов, связанных с социальной адаптацией, правовым и экологическим просвещением, формирование всех аспектов культуры личности.

Для привлечения молодежи в библиотеку особое значение имеет возможность расширения видового состава фондов, комплектование информации на цифровых носителях, эффективная интеграция печатных и электронных ресурсов.

В области информатизации

Информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. С этой целью необходимо увеличить темпы компьютеризации и сетевого взаимодействия библиотек, в том числе муниципальных, в сети Интернет, работы по переподготовке персонала библиотеки и обучению пользователей работе с информационными ресурсами библиотек. Ввести в практику работы библиотек обучающие программы «Основы информационной культуры молодежи». В результате автоматизированную библиотечную систему региона сделать частью Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «Либнет».

В области поддержки чтения

Чтение – один из базисных инструментов удовлетворения коммуникационных потребностей, социализации, непрерывного образования, воспитания и духовного роста человека.

Актуальность поддержки чтения, особенно в молодежной среде, осознается в нашем обществе. Речь идет о необходимости, начиная с государственного уровня, программировать качественное чтение как норму, как один из показателей культуры, особенностей национального менталитета. Предстоит настойчиво продвигать во все властные и общественные структуры Концепцию Национальной программы поддержки и развития чтения, отметив особую роль библиотек, работающих с юношеством и молодежью. Наблюдается усиление роли Липецкой областной юношеской библиотеки как регионального центра поддержки продвижения чтения в молодежной среде на базе тщательно продуманных, скомплектованных фондов, эффективных методик читательского развития, определяющей роли квалифицированных библиотечных кадров в процессе экспертизы и рекомендации печатной продукции для популяризации лучших образцов современной литературы для подростков и юношества.

В области социальной адаптации молодежи

Наиболее полное информационное обеспечение социальных проблем молодежи с учетом психолого-возрастных особенностей. Выбор адекватных возрасту форм и методов работы по поддержке образовательной деятельности, профессиональной ориентации, формированию здорового образа жизни, семейных ценностей, гражданской позиции, духовно-нравственному, патриотическому и правовому воспитанию, организации досуга. Развитие и расширение сложившейся системы универсальных и специализированных центров информации по проблемам молодежи. Организация ресурсного обмена, развитие системы электронной доставки документов. Активное использование для решения жизненно важных проблем справочно-правовых систем ПЦПИ, бесплатных юридических консультаций.

В области социального партнерства

Расширение взаимодействия библиотек с заинтересованными учреждениями и организациями системы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежными общественными объединениями, ветеранскими и правоохранительными организациями. Создание и реализация совместных творческих программ и проектов молодежной направленности с целью привлечения читательского и общественного интереса к библиотеке, поднятия ее престижа.

В области методического обеспечения и непрерывного образования

Организация методического мониторинга библиотек, обслуживающих молодежь, выявление и поддержка инновационных форм деятельности, вовлечение широкого круга библиотечных специалистов, обслуживающих молодежь в региональную программу непрерывного библиотечного образования. Достижение уровня оплаты труда в библиотечной сфере – не ниже уровня средней заработной платы в регионе.

Создать новую систему подготовки библиотечных кадров для перехода к инновационному пути развития библиотек, обеспечивающую комплексное обновление профессиональных знаний, умений, навыков библиотечных кадров посредством регулярного повышения квалификации и переподготовки по актуальным направлениям библиотечного дела.

Развитие материально-технической базы библиотек

Необходимо в возможно короткие сроки провести ремонт и реконструкцию зданий и помещений библиотек, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта.

Областные и муниципальные библиотеки должны быть обеспечены площадями, соответствующими объему их фондов и нормативами хранения документов, а также количеству пользователей, государственным и социокультурным задачам и функциям этих библиотек. Необходимо начать строительство здания областной универсальной научной библиотеки.

Аналогичные работы следует выполнить и в библиотеках других систем и ведомств.

VII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

• Участие в федеральных, областных и муниципальных программах по модернизации и развитию библиотечного дела.
• Разработка и внесение в установленном порядке предложений по внесению изменений и дополнений в областную программу «Развитие и сохранение культуры и искусства Липецкой области на 2005–2010 годы».
• Подготовка «Программы развития библиотечного дела в Липецкой области (2011–2015 г.) и внесение ее в установленном порядке. Программа создается в соответствии с настоящей Концепцией с учетом развития библиотечного дела в 2008–2010 г.
• Разработка нормативно-правовых документов в области библиотечного дела Липецкой области.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты:

• Увеличение числа читающей молодежи при росте общего количества пользователей публичных библиотек.
• Позитивное отношение населения к библиотекам, как современному информационному, образовательному и культурному учреждению, способному успешно выполнять свою миссию в новых социально-экономических условиях.
• Обновление документных фондов библиотек в целом, и в части молодежного чтения, расширение их видового состава.
• Дальнейшее развитие специализированного библиотечного обслуживания. Увеличение числа филиалов, отделов, секторов, кафедр и залов по обслуживанию молодежи.
• Техническая модернизация библиотек, их структур, обслуживающих молодежь. Расширение библиотечных услуг с использованием новых информационных технологий, соответствующих принятым стандартам качества.
• Необходимое количество компетентных кадров, способных провести программы преобразований на местах.
• Повышение престижа библиотек, оказывающих влияние на общую культуру населения, развитие технологий социального партнерства в обществе.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17