Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Алешин Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек

Алешин Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотекАлешин Л.И. Телекоммуникационные технологии для библиотек / Л.И. Алешин. –М.: Литера, 2009. – 352 с.

Проблемы, затронутые в пособии, актуальны не только для библиотек, но и для всех информационных и культурных учреждений страны. Рассматриваются основные теоретические и практические аспекты сетевых информационных технологий Интернет: структуры, провайдеры и сервисы, системы адресации ресурсов, использование информационных служб и др. Представлены классификации названных систем, терминологический аппарат и другие сведения.


Оглавление

Введение3
Раздел 1. Информационные компьютерные сети5
Общие положения. Основные этапы эволюции компьютерных сетей. Классификация компьютерных сетей. Архитектура и структура сетей. Локальные, корпоративные и глобальные сети. Intranet, Internet и Web-технологии. Основные компоненты технологии World Wide Web. Пиринговые сети. Открытые системы.  
Раздел 2. Телекоммуникации71
Определение и задачи телекоммуникационных технологий. Компоненты телекомуникационной системы. Функции телекоммуникационной системы. Проводные и беспроводные телекоммуникации. Сетевые протоколы. Система адресации ресурсов Интернета. Терминальные станции. Передача данных в сетях. 
Раздел 3. Работа с пользователями в Интернете138
Сервисы и услуги Интернета. Информационные ресурсы Интернета. Потребительские информационные ресурсы в Интернете. Использование информационных служб Интернета. Формы представительства информационных служб в Интернете. Виды рекламы Интернет-ресурсов. Информационные хранилища. Групповая работа пользователей. Поиск информации в Интернете. Информационно-поисковые системы. Поисковый аппарат. Информационно-поисковый язык.  
Раздел 4. Проектирование и сопровождение веб-сайтов в Интернете208
Гипертекст и способы его организации. HTML. Проектирование и сопровождение веб-сайтов в Интернете.
Раздел 5. Обеспечение безопасности в Интернете265
Основные положения. Основные виды и причины угроз и несанкционированных воздействий на информацию. Основные средства и методы защиты информации. Криптографическая защита информации. Технологические средства защиты информации. Биометрические методы защиты информации. Безопасность в сетях. Сетевые методы защиты. Безопасная и бесперебойная работа информационых систем и телекоммуникаций.  
Список использованных сокращений318
Глоссарий320
Литература339

Виды рекламы Интернет-ресурсов

Реклама в Интернете многообразна, но и в этом случае можно выделить основные ее аспекты. Простейшие виды рекламы в Интернете основаны на сервисах электронной рассылки как по соответствующей подписке пользователя, так и без нее. В последнем случае в почтовый ящик пользователя Интернета десятками поступают электронные письма рекламного характера. В большинстве своем они не относятся к информационным ресурсам Интернета, а связаны с обычной рекламной деятельностью в различных предметных областях. Такой, с позволения сказать, сервис называют «спамом». Тем не менее, списки рассылки представляют собой предназначенное, как правило, для определенной целевой группы средство коммуникации.

К другим видам рекламы в Интернете можно отнести: использование служб телеконференций и досок объявлений; регистрацию сайтов в веб-каталогах и индексацию сайтов поисковыми системами для привлечения посетителей на веб-сайт, в том числе с целью увеличения объемов продаж через Интернет. Среди последних видов рекламы широкое распространение получили баннеры.

Баннеры

Как правило, баннер представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG, хотя встречаются баннеры, созданные с помощью JAVA и других технологий. Обычно баннер помещается на Веб-странице издателя, являясь гиперссылкой на сервер рекламодателя.

Баннеры бывают двух видов: статические и анимированные. Число разновидностей баннеров, находящих применение в рекламе, по разным оценкам достигает нескольких сотен.

Одним из требований, предъявляемых к баннерам, является их быстрая загрузка на веб-страницу, что накладывает ограничения на размер баннера. Наиболее распространены баннеры размером 468x60 пикселей объемом в 10-15 Кбайт.

Принятие решения о проведении рекламной кампании должно базироваться на определении целевой аудитории. Затем переходят к выбору сайтов и порталов, охватывающих заданную целевую аудиторию. Для выявления этой аудитории применяют различные методы, например, опросов и анкетирования, используют данные специализированных исследовательских компаний и др. Например, устанавливают счетчики на сайте рекламодателя. Специалисты отмечают, что важными являются данные, собираемые рекламодателем в своей компании. Следует иметь в виду, что показания счетчиков не являются исчерпывающими, однако позволяют оценивать посещаемость и аудиторию сайта. Причем не рекомендуется ограничиваться данными, получаемыми рекламодателем из Интернета.

Далее важно установить необходимые для рекламных направлений средства (в первую очередь, финансовые).

После решения названных задач определяют места размещения рекламы, чтобы она была заметна и положительно воспринимаема, а также привлекала внимание пользователей. Вся эта информация является определяющей для руководства рекламодателя при продвижении, модификации и даже прекращении его рекламной активности в Интернете.

Экономическую эффективность рекламы предлагается определять в виде отношения величин полученного от рекламы результата и затрат (материальных, финансовых) на проведение рекламных мероприятий в течение фиксированного интервала времени.

В заключение данной темы отметим, что в библиотеках используются современные рекламные технологии. Они находят отражение и на сайтах библиотек. Специалисты отмечают, что библиотека должна сообщать и интернет-пользователям, какими информационными ресурсами она располагает. Например, Пермская краевая библиотека с 2007 года позиционирует себя как информационная структура, рекламирует себя, реализуя следующие проекты:

• «Книжная площадь»: Медиаинформационный фестиваль;
• «Что такое современная библиотека?»: Рекламная кампания;
• «Рождественские каникулы в «Горьковке»: Новогодний абонемент;
• «В Интернет всей семьей»: Воскресная акция;
• «Горьковка»: Рекламный видеоролик;
• «Библиотека для всех»: Летний читальный зал*.

Интернет (электронная) коммерция

Под электронной коммерцией (е-коммерция) подразумевают любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Ее появление привело к возникновению таких форм взаимодействие через веб-браузер, как «бизнес-бизнес» (В2В) и «бизнес-потребитель» (В2С).

Рост рыночного оборота электронной коммерции свидетельствует о том, что глобальная сеть становится местом (площадкой) предпринимательской деятельности. В этой связи общественные коммуникации выступают в роли связи бизнеса с клиентами (связь с общественностью – public relation, PR). В данном случае PR рассматривается не как компонента рекламы, а как отдельная отрасль корпоративной деятельности, нацеленная на удовлетворение потребностей пользователей путем освещения деятельности бизнеса в Интернете (в т.ч. с помощью электронных СМИ), как PR-сервисы в Интернете.

В Интернете появились и успешно развиваются электронные магазины, аукционы, биржи и банки. Так, например, интернет-магазин в сущности является виртуальным интерактивным магазином, предлагающим пользователям большое количество товаров и услуг.

По степени автоматизации магазины делятся: на веб-витрины (собственно интернет-магазины), включающие каталог товаров, систему навигации и оформления заказа, менеджера по обслуживанию; и торговые интернет-системы.

WEB-витрина осуществляет: предоставление доступа к базе данных товаров в виде каталога, работу с корзиной, регистрацию покупателей, оформление заказов с учетом форм оплаты и способов доставки, сбор маркетинговой информации, обеспечение безопасности личной информации покупателей, автоматическую передачу информации в торговую систему и др. Зачастую в такой системе запросы покупателей поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, а к менеджерам по продажам.

Интернет-магазин осуществляет информационное обслуживание покупателей, обработку заказов, проведение платежей, сбор и анализ различной статистической информации. Возможности Интернет-магазина значительно выше. Например, благодаря динамической обработке информации и работе с БД такой магазин может работать с каждым зарегистрировавшимся покупателем индивидуально. Однако стоимость реализации такой системы выше.

Создание интернет-магазина своими силами связано с профессиональным решением ряда вопросов, поэтому средний и малый бизнес (СМБ) зачастую просто арендуется интернет-магазин на специализированном сервере. Кроме очевидных, особенно на начальном этапе, достоинств, такой вариант имеет ряд недостатков, например, неполную получаемую рыночную информацию, доступность данных о коммерческой деятельности магазина сторонней организации, риски компании-владельца торгового ряда.

Аукцион (лат. «Auctio» – увеличение) предназначен для продажи товаров и услуг на публичных конкурентных торгах, в процессе которых устанавливается их конечная цена. Особенностью виртуальных, или сетевых, аукционов является то, что они проводятся в Интернете при помощи специального программного обеспечения, установленного на сайте организатора торгов.

Виртуальный аукцион представляет собой информационную базу, в которой содержатся описания товаров, допущенных к торгам (лотов). Обычно общий список лотов включает тематические подкатегории (например, автомобили, картины, книги и т. п.), облегчающие поиск необходимого товара. Пользователь выбрав желаемый лот, попадает в информационное окно, в котором он может узнать дополнительные данные о товаре (местонахождение продавца и отзывы о нем, номер лота и т. д.). Там же он может разместить свое предложение. После чего потенциальный покупатель несет ответственность за выполнение своих обязательств перед продавцом и организаторами аукциона (в основном это касается его платежеспособности). Если покупатель или продавец не выполняет обязанности, к нему применяются определенные санкции, например предупреждение, недопуск к торгам и т. д. Победившему в аукционном торге покупателю по электронной почте или по телефону сообщается об этом. При этом покупатель получает данные о том, как он может оплатить и получить купленный товар. Продавец, в свою очередь, получает сообщение, в котором ему говорится, как он может связаться с пользователем, купившим его лот.

Виртуальные аукционы дают пользователям возможность не только реализовывать товары и услуги через Интернет, но и производить их тестовые продажи. Многие компании используют виртуальные аукционы как инструмент маркетинговой оценки, с помощью которого можно определить величину первоначального спроса и рыночную цену для нового продукта.

Электронные биржи (сайты-биржи) представляют анонимные торговые площадки, позволяющие производителям осуществлять куплю/продажу товаров на спот-рынке (рынке немедленной поставки и платежа). Цена на бирже регулируется спросом и предложением, в результате чего подвержена сильным изменениям. Биржи позволяют компаниям торговать анонимно, что немаловажно, например, когда огласка может повредить конкурентоспособной позиции покупателя и продавца и повлиять на цены. Источниками дохода бирж главным образом служат комиссии за транзакции и членские взносы участников.

Интернет-банкинг – актуальное направление представительства банков и осуществления различных финансовых операций в Интернете. Он позволяет совершать все стандартные операции, осуществляемые клиентами в офисе банка, за исключением операций с наличными. При этом существенно экономится время, необходимое на посещение банка. Клиент может в любое время суток контролировать собственные счета и в соответствии с изменяющейся ситуацией на финансовых рынках мгновенно реагировать, например покупая или продавая валюту. Интернет-банкинг позволяет отслеживать операции с пластиковыми картами – любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями и др.

Одной из эффективных форм электронной коммерции является «электронный кошелек», когда некоторые системы позволяют покупателю получать и переадресовывать (расплачиваться за услуги и товары) электронную наличность, открывая специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя, например WebMoney, а также «электронные деньги». Причем клиент может неоднократно пополнять электронный кошелек. В него могут поступать средства из других источников, например, за услуги, оказанные клиентом другим лицам или организациям. С помощью такого кошелька можно выполнять платежи на любую сумму в пределах находящихся на нем средств.

Электронные деньги моделируют реальные деньги. При этом эмиссионная организация (эмитент, например, банк) выпускает их электронные аналоги, например пластиковые карты (смарт-карты, англ. «Smart Card») на определенную сумму. Эти карты приобретаются пользователями, оплачивающими покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной подписью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением. Возможности смарт-карт позволяют использовать их, например, в операциях с авторизацией и как электронный кошелек. Процедура выглядит следующим образом. Покупатель с помощью подключаемого к компьютеру через USB-порт считывателя смарт-карт перечисляет электронные деньги за покупку на сервер продавца. Эти деньги предъявляются эмитенту, проверяющему их подлинность. В случае подлинности электронных купюр, счет продавца увеличивается на сумму покупки, а покупателю отгружается товар или оказывается услуга.


* Хохрякова, Н.С., Сиротина, Е.С. Продвижение библиотеки в социальное пространство: формы и методы рекламной кампании [Электронный ресурс] // Судак-2008. – Режим доступа: CD. – 199.pdf.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17