Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Алешин Л.И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учеб.-практ. пособ.

Алешин Л.И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учеб.-практ. пособ. / Л.И. Алешин. – М.: Литера, 2014. – 288 с: ил.

Алешин Л.И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учеб.-практ. пособ.Библиотекам важно в соответствии с пользователецентристской концепцией «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния. В этом деле, несомненно, могут помочь различные формы внестационарного обслуживания, которые более ста лет существуют и постоянно развиваются.

В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания. В связи с тем, что книгу сопровождает множество цветных иллюстраций, она выходит в двух вариантах: в печатном и в электронном в формате PDF.

Книга представляет интерес для специалистов библиотечного дела и связанных с ним предметных областей, для сферы обучения, связанной с рассматриваемыми в ней вопросами, а также широкого круга читателей.


Оглавление

Введение4
Раздел 1. Основные понятия7
Раздел 2. Книгоношество28
Раздел 3. Библиотечные пункты36
Раздел 4. Передвижные библиотеки на животных45
Раздел 5. Плавающие библиотеки54
Раздел 6. Вело- и мотопередвижные библиотеки59
Раздел 7. Библиотеки на городском и железнодорожном транспорте66
Раздел 8. Библиобусы и библиомобили88
Раздел 9. Библиотеки на открытом воздухе и улицах городов152
Раздел 10. Мобильные (переносные) электронные библиотеки209
Принятые сокращения259
Терминологический словарь260
Литература270
Приложения (см. на диске, прилагающемся к книге в эл. формате):
1. Руководство ИФЛА по мобильным библиотекам.
2. Положение о передвижной автобиблиотеке (библиобусе).
3. Библиотека под открытым небом «Летний читальный зал».
4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад, 2013 г.
5. Как издать книгу на «Эксмо».

Введение

Специалисты выделяют два основных вида библиотечного обслуживания – стационарный и внестационарный. При этом они отмечают, что все более важным и востребованным в современной системе библиотечно-информационного обслуживания населения является именно внестационарное обслуживание как в удаленных населенных пунктах, так и в муниципальных образованиях. В последних такое обслуживание особенно важно и востребовано для лиц с ограниченными физическими возможностями и пенсионеров.

Впервые данный вид обслуживания появляется с возникновением открытых публичных библиотек и на протяжение своего существования постоянно совершенствовался, пройдя путь от книгонош и конных фургонов до различных видов автомобильной техники, оборудованной в последние 10-15 лет компьютерной техникой и беспроводным Интернетом. Причем ныне подобные автобиблиотеки (библиомобили и т. п.) широко используются для оказания различных видов информационного и культурно-досугового массового обслуживания, а также других видов услуг.

Немецкие библиотекари еще во второй половине XX столетия отметили, что «...услуги библиотеки вне ее стен сопряжены со многими проблемами: какие целевые группы будут учтены, может ли одна библиотека справиться с такой серьезной задачей или лучше привлечь органы социального страхования, школьников-книгонош и т. д.»1.

Кроме того, примерно с начала XXI века, с одной стороны, появились мобильные переносные устройства с возможностью беспроводного подключения к Интернету (КПК – карманные персональные компьютеры, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.).

С другой стороны, библиотеки активно позиционируют себя на сайтах и в блогах в Интернете, предоставляя пользователям ряд удобных для них услуг.

Новые информационные технологии, программно-технические средства, беспроводные возможности Интернета способствовали формированию направления, получившего название «мобильные библиотеки», подразумевающее активное многоплановое использование как библиотеками, так и их пользователями информационных компьютерных технологий (ИКТ), программных и технических компьютерных и телекоммуникационных средств с целью получения последними разнообразных электронных информационных ресурсов.

В этой связи приведем мнение одного школьника, высказанное им в сочинении о будущем библиотек: «Мне хочется, чтобы я будущем были мобильные библиотеки, для того чтобы в отдаленных деревнях люди могли тоже читать интересную литературу, могли пользоваться Интернетом».

Очевидно, что наибольшие проблемы традиционного библиотечного обслуживания связаны с малочисленными и малодоступными территориями, а это, как правило, так называемая сельская местность. Причем основная задача внестационарного обслуживания – учитывая интересы пользователей, приблизить к ним книги и услуги библиотеки.

В Российской библиотечной ассоциации отмечают: «На муниципальном уровне общим требованием к организации библиотечной системы является обязательное обеспечение возможностей получения жителями библиотечно-информационных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с числом жителей менее 500, а также в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, где нет стационарных библиотек или расстояние до ближайшей стационарной библиотеки более 3 км (более 0,5 часа пути)»2.

Существует суждение, что библиотеки должны концентрироваться вокруг пользователей, их жизни и потребностей (стать «третьим местом»), а технологии должны помочь им в реализации данной концепции. Такое представление получило название «пользователецентристская концепция».

Наблюдается потребность всех слоев общества в любой стране получать самые разные информационные услуги и ресурсы, и им практически неважно, кто предоставляет такие услуги и ресурсы. Библиотекам же важно не утерять свои позиции, а, наоборот, расширить их и, в том числе в соответствии с пользователецентристской концепцией, «приблизиться» к каждому потенциальному пользователю в независимости от его возраста и физического состояния. В этом деле, несомненно, могут помочь различные формы внестационарного обслуживания, которые более ста лет существуют и постоянно развиваются.

Конечно, они известны, однако в России четко несистематизированны. Попытка систематизации одной из форм – подвижных библиотек – по видам и странам была предпринята в соответствующем разделе книги Алешин, Л.И. Библиотеки. Традиции и трансформация. – М.: Форум, 2014. Слабоструктурированные описания именно этой формы присутствуют в Интернете, другие формы вообще слабо описаны. Практически не выходили в свет отдельным изданием пособия по этой теме3.

В данной книге представлена попытка систематизации всех форм внестационарного обслуживания и наиболее полного их описания. В связи с тем, что книгу сопровождает множество цветных иллюстраций, она выходит в двух вариантах: печатном и электронном в формате PDF.

В пособии представлено много иллюстраций, взятых в Интернете главным образом по адресу https://www.facebook.com/photo.php?fbid=572048986164770&set=a.461049700598033.96410.460771047292565&type=1&theater.

Автор выражает благодарность Марии Анатольевне Ордынской за любезно предоставленный материал, вошедший в раздел «Мобильные электронные библиотеки».

Книга представляет интерес для специалистов библиотечного дела и связанных с ним предметных областей, для сферы обучения, связанной с рассматриваемыми в ней вопросами, а также широкого круга читателей.


  1. Концепция маркетинга для публичных библиотек/ П. Борхард, Ш. Флодель, М. Мильц, К. Рейнхардт, Г. Райтер; пер. с нем. Е.М. Ястребовой; науч. ред. И.Б. Михнова – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1993. – 144 с. – (Сер. «Маркетинг некоммерч. орг.»).
  2. Практическое руководство по развитию общедоступных муниципальных библиотек. Ресурсы общедоступных муниципальных библиотек: нормативный подход: пособие / сост. Л.В. Куликова. – СПБ: РБВ, РНБ, 2010. – 122 с.
  3. Хотя на веб-странице Архангельской ОНБ (http://www.aonb.ru/virt5/virt5.html), посвященной электронной книжной выставке «Библиотека, идущая к людям…», представлены титульные листы, в основном специальной периодической печати, и некоторые выдержки из них, посвященные данной тематике.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17