Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб.

Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб.Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб. / Н. И. Гендина и др. ; науч. ред. А. В. Соколов ; координатор проекта Л. В. Трапезникова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 336 с.

В учебном плане подготовки бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» отнесен к базовым профессиональным дисциплинам. Задачи курса заключаются в овладении студентами профессиональными знаниями, умениями и навыками в области библиографического описания, предметизации, систематизации, аннотирования, реферирования документов, подготовки обзоров и использования информационно-коммуникационных технологий. Настоящий учебник может служить научно-практической основой для решения перечисленных задач в процессе очного и заочного обучения на библиотечно-информационных факультетах и повышения квалификации библиотечно-библиографических работников.


Содержание

Введение7
Глава 1. Теоретические основы аналитико-синтетической переработки информации12
§ 1. Понятие об аналитико-синтетической переработке информации12
§ 2. Эволюция социальной коммуникации и этапы развития АСПИ20
§ 3. Каталогизация и индексирование документов24
§ 4. Свертывание и развертывание документов32
§ 5. Автоматизация аналитико-синтетической переработки семантической информации39
Глава 2. Формирование библиографической записи52
§ 1. Эволюция библиографической записи54
§ 2. Структура, элементы и виды библиографической записи63
§ 3. Методика формирования библиографической записи71
§ 4. Библиографическая ссылка: виды, структура, элементы88
§ 5. Машиночитаемые форматы представления данных (MARC)90
Глава 3. Предметизация документов98
§ 1. Предметизация как метод аналитико-синтетический переработки документов99
§ 2. Язык предметных рубрик10З
§ 3. Словари и авторитетные файлы предметных рубрик122
§ 4. Общая методика предметизации документов128
Глава 4. Систематизация и классификация документов133
§ 1. Систематизация как метод аналитико-синтетической переработки документов134
§ 2. Общая характеристика классификационных ИПЯ138
§ 3. История развития теории и практики классификации документов за рубежом143
1. Десятичная классификация М. Дьюи (ДКД)147
2. Универсальная десятичная классификация (УДК)149
3. Классификация двоеточием Ш. Р. Ранганатана (КД)155
§ 4. История развития теории и практики классификации документов в России158
1. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК)162
2. Государственный рубрикатор НТИ (ГРНТИ)168
§ 5. Проблемы систематизации и классификации документов в глобальном информационном обществе170
1. Теоретические проблемы совершенствования библиотечно-библиографических классификаций171
2. Практические проблемы построения системы электронных каталогов176
Глава 5. Аннотирование документов и электронных ресурсов182
§ 1. Общая характеристика процесса аннотирования: сущность, объекты аннотирования, область применения182
§ 2. Аннотация как результат аналитико-синтетической переработки информации: структура, отличительные особенности, функции183
§ 3. Классификация аннотаций184
§ 4. Общая методика аннотирования187
§ 5. Особенности аннотирования отдельных видов документов192
§ 6. Особенности аннотирования электронных документов и электронных ресурсов198
§ 7. Методика формализованного составления справочной аннотации209
§ 8. Методика формализованного составления рекомендательной аннотации214
Глава 6. Реферирование документов226
§ 1. Общая характеристика процесса реферирования: сущность, объекты реферирования, область применения226
§ 2. Реферат как результат аналитико-синтетической переработки информации: структура, отличительные особенности, функции228
§ 3. Классификация рефератов231
§ 4. Общая методика реферирования232
§ 5. Особенности реферирования отдельных видов документов237
§ 6. Методика формализованного составления рефератов241
Глава 7. Подготовка обзоров253
§ 1. Общая характеристика подготовки обзоров: сущность, назначение, область применения253
§ 2. Обзор как результат аналитико-синтетической переработки информации: отличительные особенности, структура, функции257
§ 3. Классификация обзоров260
§ 4. Общая методика подготовки обзоров271
Глава 8. Поисковые средства Интернета287
§ 1. Библиотека в системе цифровых коммуникаций287
§ 2.Инструменты информационного поиска291
§ 3. Глобальные поисковые системы296
§ 4. Российские поисковые системы300
§ 5. Стратегия и методика профессионального информационного поиска303
Заключение310
Список принятых сокращений315
Предметный указатель317

Введение

Учебная дисциплина «Аналитико-синтетическая переработка информации» (АСПИ) появилась на библиотечном факультете в начале XXI в. в связи с информатизацией высшего библиотечного образования в нашей стране. В 2003 г. вступил в действие Государственный образовательный стандарт второго поколения, который утвердил новое название библиотечной специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и учебный план подготовки специалистов, в котором курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» получил статус федерального общепрофессионального компонента. Цель нового курса – вооружить студентов знаниями и умениями в области формирования библиографической записи как в традиционном, так и в автоматизированном режимах. В профессиональной подготовке ему отводили место «первой и важнейшей дисциплины, позволяющей дать будущим специалистам представление о важнейших процессах, способствующих сбору, обработке, упорядочению, поиску и распространению документов, сосредоточенных в организациях системы документальных коммуникаций».

В 2008 г. вышел в свет первый учебник Л. Б. Зупаровой и Т. А. Зайцевой «Аналитико-синтетическая переработка информации», предназначенный для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», в котором в едином технологическом цикле с учетом главных изменений, произошедших в этой области за последние десятилетия, представлены все процессы переработки информации: формирование библиографической записи в человекочитаемой и машиночитаемой формах, процессы смысловой переработки документов (предметизация, систематизация, координатное индексирование, аннотирование и реферирование). Впервые были представлены тематически сходные и логически взаимосвязанные разделы библиотековедения, библиографоведения, информатики. Благодаря этому, учебник приобрел междисциплинарное значение в системе библиотечно-информационного образования.

Сегодня, спустя всего пять лет после выхода в свет первого учебника по анализу и синтезу информации в системе документальной коммуникации, возникла потребность в новом учебнике той же проблематики. Существуют три причины, побудившие коллектив авторов создать новый учебник.

Во-первых, происходит существенное реформирование высшего образования в нашей стране: внедрение двухуровневой системы «бакалавриат – магистратура». На смену образовательным стандартам второго поколения пришли стандарты третьего поколения, основанные на новом подходе к содержанию обучения. Во-вторых, стремительное развитие информационных технологий в области электронных коммуникаций требует оперативного обновления содержания курса «Аналитико-синтетическая переработка информации». Главную роль в этом обновлении должны сыграть интернет-технологии. Требует освещения и проблематика обзорно-аналитической деятельности, которая представляет собой перспективное направление в практике АСПИ. В-третьих, традиционная система книжной коммуникации находится в настоящее время в кризисном состоянии (сокращение читательской аудитории, книгоиздания и книжной торговли, свертывание библиотечных сетей, депопуляция библиотечной профессии), и преодоление кризиса зависит от социальной миссии, которую возьмет на себя библиотечно-библиографический социальный институт в условиях техногенного информационного общества. Гарантией жизнеспособности библиотек в информационном обществе будут служить те средства АСПИ, которыми овладеют выпускники библиотечно-информационных факультетов. Очевидна необходимость в соответствующем формировании их профессионального мировоззрения.

Особенностью образовательных стандартов нового поколения является компетентностная направленность учебного процесса. Цель профессионального образования заключается в формировании личности выпускника, характеризующейся заданным комплексом компетенций. Под компетенцией понимается способность выполнять деятельность, требующую специальных знаний, умений и навыков, и готовность личности к выполнению этой деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «Бакалавр»), выпускник бакалавриата должен освоить в общей сложности 16 общекультурных и 41 профессиональную компетенции.

Курс «Аналитико-синтетическая переработка информации» нацелен на приобретение студентами следующих десяти компетенций:

• способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознание опасностей и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией;
• способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
• способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;
• готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий;
• способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества;
• готовность к аналитико-синтетической переработке информации;
• готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
• способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов;
• готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки.

На освоение перечисленных компетенций направлены также многие другие учебные дисциплины бакалавриата, изучаемые на старших курсах. Все специальные дисциплины профилей «Информационно-аналитическая деятельность» и «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем» связаны с проблематикой переработки информации. Отсюда следует, что изучаемый курс АСПИ является научно-практическим введением по отношению к специальным дисциплинам, изучающим различные виды документального обслуживания и информационного поиска.

Основное содержание этого вводного курса образуют теоретические знания в виде фундаментальных понятий, типизации, обобщений, закономерностей, практические умения и навыки, включающие технологические схемы, форматы, методические указания и нормативы, которые являются критерием библиотечно-информационного профессионализма. Для целостного освоения курса АСПИ требуются учебные средства разного целевого назначения, а именно: 1) научно-практический учебник, нацеленный на формирование профессионального мировоззрения; 2) учебно-методические пособия, закрепляющие практические умения и навыки по описанию документов, аннотированию, предметизации, систематизации, реферированию, составлению обзоров, поиску в Интернете.

Разработка учебного комплекса, учитывающего особенности преподавания курса АСПИ библиотечно-информационным бакалаврам, требует поэтапного решения. Первое издание научно-практического учебника по курсу АСПИ позволяет определить систему исходных мировоззренческих понятий. Овладению практическими умениями и навыками, необходимыми бакалавру, должно способствовать учебно-методическое обеспечение, включающее несколько учебных пособий, созданных авторскими коллективами различных вузов. Возможна также подготовка единого практикума, дополняющего и развивающего содержание настоящего научно-практического учебника.

Главные особенности настоящего научно-практического учебника:

1. Учебник интегрирует тематически близкие разделы библиотековедения, библиографоведения, информатики, по возможности унифицируя и согласовывая терминологию.

2. В учебнике раскрывается содержание исходных категорий и понятий, в частности: АСПИ, свертывание и развертывание информации, ИПС, ИПЯ и др.

3. Поскольку ставится задача изложить теоретические знания в виде фундаментальных понятий, типизации, обобщений, закономерностей и пр., практические примеры и упражнения выполняют иллюстративную роль. Отработка практических умений и навыков – задача учебно-методического обеспечения, конкретизирующего теорию АСПИ.

Мы посчитали уместным и оправданным посвятить наш учебник памяти коллег, которых нет в списке авторов, но идеи которых присутствуют на его страницах.

Дмитрий Иосифович Блюменау (1926–2012) – один из основоположников теории аналитико-синтетической переработки информации, автор книг «Проблемы свертывания научной информации» (1982), «Информация и информационный сервис» (1989), «Информационный анализ/синтез для формирования вторичных документов» (2002), которые упоминаются во многих главах нашего учебника. Более 40 лет доцент Д. И. Блюменау прослужил на библиотечном факультете ЛГИК (потом СПбГУКИ), неизменно оставаясь образцом научной увлеченности и русской интеллигентности.

Римма Федоровна Гранина (1931–2009) – основатель логико-лингвистической школы предметизации, которую в наши дни развивают ученики и последователи. Ее учебные пособия «Предметный каталог как информационно-поисковая система» (1979) и «Теоретические основы предметизации и предметного каталога» (1989) давно стали классикой и широко цитируются в литературе по предметизации (порой без упоминания имени автора). С 1967 г. и до последних дней своей жизни Р. Ф. Гринина самоотверженно продолжала свою научно-педагогическую миссию.

Пусть это посвящение сделает вузовский учебник «памятником нерукотворным».

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17