Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Авраева Ю.Б. Руководители и методисты библиотек: новые ориентиры: тематический сборник избранных работ

Авраева Ю.Б. Руководители и методисты библиотек: новые ориентиры: тематический сборник избранных работАвраева Ю.Б. Руководители и методисты библиотек: новые ориентиры: тематический сборник избранных работ, – Москва: Литера, 201 5. – 248 с.

В сборнике, подготовленном к 75-летию автора, собраны написанные в разные годы наиболее значимые и не утратившие научно-практической актуальности статьи, характеризующие личности руководителей и методистов библиотек, а также воспоминания, посвящения, рецензии.


Содержание

От автора5
«Изучать и учиться» – кредо исследователя, педагога, профессионала7
Раздел I. Руководитель библиотеки – ключевая фигура9
§1.1. Искусство быть руководителем9
1.1.1. Слагаемые управленческого успеха9
1.1.2. Образы руководителей библиотек в эпоху перемен: рабочие версии15
1.1.3. Портрет руководителя в новой системе правовых отношений17
1.1.4. Штрихи к портрету руководителя библиотеки в провинции21
§1.2. Авторитет руководителя26
1.2.1. Кто в доме хозяин? Слагаемые организационной культуры руководителей библиотек26
1.2.2. Речевая культура руководителя библиотеки – важнейшее средство его общения с коллективом35
1.2.3. Слагаемые престижа руководителя библиотеки39
§1.3. О профессиональном обучении руководителей библиотек42
1.3.1. Значение непрерывного профессионального образования управленческих кадров библиотек (постановка проблемы) 42
1.3.2. Проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей библиотек48
1.3.3. Культурная образованность – новая парадигма личности руководителя библиотеки55
Раздел II. Методист библиотеки – высококлассный специалист58
§2.1. Методические службы библиотек: традиции и инновации58
2.1.1. Основные функции ЦБС в системе методического руководства массовыми библиотеками страны58
2.1.2. Методист и библиотекарь: проблемы взаимодействия66
2.1.3. Методические службы библиотек: новые лица, роли и возможности80
§2.2. Легко ли быть методистом92
2.2.1. Сага о методистах, или «О бедном методисте замолвите слово...» (Мысли вслух о наболевшем) 92
2.2.2. Слово о методисте97
2.2.3. К вопросу об организации труда методистов в условиях новых реформ102
2.2.4. Талант быть методистом106
2.2.5. Коллективный портрет методистов ЦБС Бурятии: накануне нового тысячелетия110
2.2.6. Изучение личности методиста библиотеки: опыт и проблемы118
§2.3. Слагаемые успеха методиста123
2.3.1. «Не знаю – научусь!» – кредо современного методиста123
2.3.2. Методист: плюсы и минусы132
2.3.3. Речевая культура методистов139
2.3.4. Корпоративная культура методистов147
2.3.5. Методисты библиотеки: умения и возможности152
2.3.6. Организация профессиональной учебы методистов ЦБС Забайкалья161
Раздел III. Основные рецензии Ю.Б. Авраевой на актуальные работы ведущих библиотековедов171
§3.1. Рецензии на ряд работ171
3.1.1. Как стать менеджером культуры171
3.1.2. Управление библиотекой – глазами ученого и практика175
3.1.3. Что значит быть менеджером? 179
3.1.4. Залог управления трудовым коллективом 183
3.1.5. Дидактическое ноу-хау библиотековедов – менеджеров МГУКИ189
3.1.6. Концептуальная книга193
§3.2. Рецензии на книги Ю.Б. Авраевой200
Слагаемые успеха методической службы библиотек200
Стремление к коллективной успешности204
Инициаторы профессионального развития. О важности аналитических методов206
Пессимистам в этой профессии делать нечего. Кризис «жанра» или его обновление? 212
Раздел IV. Воспоминания, посвящения220
«Я благодарна судьбе...» 220
Методисты всегда в строю226
Незабываемые мгновения234
Эталон человеческих отношений: памяти Н.С. Карташова237
Из «Поэтической тетради» Ю.Б. Авраевой239
Заряд энергии на всю жизнь242
Раздел V. Список отдельных изданий и программно-методических разработок245
§5.1. Отдельные издания245
§5.2. Программно-методические разработки246

От автора

В книгу включены наиболее важные и не потерявшие актуальности публикации 1984-2013 гг., отражающие одно из важнейших направлений библиотековедения – методическую деятельность библиотек, моих научно-прикладных интересов о роли руководителей и методистов, профессиональном развитии библиотекарей, их социальной поддержке.

Название сборника определило его структуру, включающую два основных раздела: Раздел I. «Руководитель библиотеки – ключевая фигура»; Раздел II. «Методист библиотеки – высококлассный специалист», раскрывающих авторское видение заявленной проблемы. Работы внутри разделов размещены не в хронологии выхода в свет, а в логическом порядке, в зависимости от значимости содержания той или иной статьи. Содержание статей приводятся в полнотекстовом варианте, что позволяет понять концептуальную точку зрения автора. В сборник включен Раздел III «Основные рецензии...», которые автор сделал на работы известных библиотековедов В.К. Клюева, И.М. Сусловой, А.И. Пашина и рецензии на две книги Ю.Б. Авраевой и Э.С. Очировой. Особым блоком выделен Раздел IV. «Воспоминания, посвящения», в котором автор написала о себе и о тех, кто повлиял на ее профессиональную карьеру, в частности, о научном руководителе А.Н. Ванееве, профессоре Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, о Б.Н. Бачалдине, начальнике Управления библиотек Министерства культуры РСФСР (1974-1985 гг.) и о А.В. Соколове, профессоре, руководителе Всесоюзного научного исследования «Библиотечная профессия: состояние и перспективы», одно из посвящений – светлой памяти Н.С. Карташова. Некоторые посвящения сделаны в стихотворной форме, в частности, одно из них посвящено моим дочерям и внукам.

В конце сборника в Разделе V дан «Список отдельных изданий и программно-методических разработок», в котором приведены и два научно-методических пособия, подготовленных совместно с Э.С. Очировой, заместителем директора Республиканской детско-юношеской библиотеки, которой автор очень признательна и благодарна за творческую инициативу и техническую поддержку при подготовке изданий. Программно-методические издания отражают педагогические возможности автора в работе со студентами, изучающими дисциплины «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Правовое обеспечение библиотечно-информационной деятельности», «Библиотечная реклама». Каждое издание сопровождается аннотацией, позволяющей узнать, о чем идет речь в том или ином пособии. Включены также два библиографических указателя, изданных по инициативе Национальной библиотеки Республики Бурятия (посвященных автору) и главного библиографа Научной библиотеки Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Т.В. Бурлаковой.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17