Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Федоров А.О. Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога?

Федоров А.О. Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога?Федоров А.О. Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога? / А.О. Федоров; Российская гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2013. – 87 с.

Автор увлекательно рассказывает на страницах своей книги о библиотечном блоге как инструменте, затрагивающем практически все сферы профессиональной деятельности библиотек. Сегодня – это удобные и быстрые каналы передачи информации, и библиотека XXI в. не может обойти их стороной.

Книга будет интересна начинающему блогеру и библиотечному работнику, преподавателю и студенту, каждому современному человеку.


Содержание:

Введение7
Часть 1
ЧТО ПРОИСХОДИТ В СЕТИ
10
Актуальность блогов10
История появления блогов11
Причина популярности блогов13
Часть 2
ЗНАКОМЬТЕСЬ: БЛОГИ.
16
Виды блогов. 18
Классификация блогов. 22
Часть 3
ФЕНОМЕН БИБЛИОТЕЧНОГО БЛОГА
24
Возможности блога библиотеки25
Кто читает библиотечные блоги28
Требования, предъявляемые к блогу библиотеки29
1. Стратегия и тактика ведения блога30
2. Цель организации блога библиотеки31
3. Кто должен вести библиотечный блог? 31
4. О чем и как писать в блог библиотеки? 32
Риски при ведении блога библиотеки34
Часть 4
НАЧИНАЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ. ШАГ ЗА ШАГОМ
36
Ваш первый библиотечный блог36
Функционал блога библиотеки40
Метаданные40
Организация сообщений42
Рубрики45
Свежие тексты47
Теги48
RSS и синдикация51
Комментарии54
Поиск по блогу58
Структура страницы блога59
От теории к практике60
Шаги по созданию блога в Blogger.com61
Время для ведения библиотечного блога67
Этапы продвижения блога библиотеки69
Заключение72
Терминологический словарь74
Список использованных источников79
Перечень библиотечных блогов81
Всероссийский конкурс библиотечных блогов85

Актуальность блогов

На самом деле в блогах нет ничего сложного. Это всего лишь персональный веб-сайт, содержимое которого отражается в порядке, обратном хронологическому. Новые посты оказываются наверху, а не внизу страницы, позволяя легко отслеживать изменения.

В большинстве случаев посетители блога могут идентифицировать автора и оставлять свои комментарии, которые будут доступны всем. Блоги свободно соединены друге другом с помощью гиперссылок. Эти ссылки означают, что любой блогер, которому есть что сказать, является частью глобальной сети, именуемой блогосферой. Самый важный аспект блога в том, что он носит диалоговый характер. Телефоны, факсы, электронная почта, SMS и мгновенные сообщения – все это расширяет «поле общения», так же как и интернет-форумы, доски объявлений и чаты. Но ни одно из этих средств коммуникации не позволяло одному человеку общаться со многими, находящимися в разных местах, из любой точки, где у него есть компьютер и доступ в Интернет, до тех пор, пока не появился блог.

История появления блогов

Блоги появились больше десяти лет назад, а сейчас о них говорят, в них пишут миллионы людей по всему миру. Слово «блог» заняло в 2004 году первое место в списке десяти самых популярных поисковых запросов в словаре Мерриам-Вебстера. Самое интересное то, что существительное «блог» было добавлено в словарь в 1999 году. А в Академический словарь Мерриам-Вебстера было занесено лишь 2005 году, в одиннадцатое издание словаря.

Так что же это такое – «блог»? Слово происходит от английского слова «weblog», что означает «сетевой журнал». Блог – это личный дневник. Подмостки для ежедневных выступлений. Сфера сотрудничества. Политическая трибуна. Место для публикации последних новостей. Коллекция ссылок. Ваши собственные мысли. Записки для всего мира. Ваш блог станет таким, каким Вы пожелаете.

Существуют миллионы блогов всех форм и размеров, а настоящих правил нет. Попросту говоря, блог – это веб-сайт, куда вы постоянно добавляете свежие записи. Новые сообщения располагаются сверху, чтобы посетители вашего сайта могли сразу же ознакомиться с новинками. Затем они оставляют свои комментарии или отправляют вам сообщение по электронной почте. Или не отправляют.

В статье Тима О'Райлли «Открывая будущее» («Inventing the Future») блоги определяются как ежедневные дневники ссылок и размышлений над этими ссылками, которые являются новым средством коммуникации для технической элиты. О'Райлли поясняет, что блоги – это не новое поколение домашних страничек с превосходством смысла над дизайном и простой системой управления, а скорее платформа для эксперимента над тем, как всемирная сеть работает (коллективные ссылки, виртуальные сообщества, средство для объединения и т. д.).

На сайте Yandex мы читаем следующее определение: «Блог – сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово «блог» произошло от английского «weblog», что дословно переводится как «веб-записи». В основе блога, как правило, лежит программный механизм, позволяющий автору легко добавлять новые заметки. Именно поэтому блоги стали популярными и даже вытесняют такой жанр сетевого народного творчества как персональные странички».

В скором времени на блоги обратили внимание и энциклопедии (в основном электронные). Britannica определяет блог как «дневник, работающий в режиме реального времени, где человек, группа людей или корпорация представляет записи о своих действиях, мыслях или надеждах. Некоторые блоги могут действовать в основном как фильтры новостей, собирая ссылки на различные ресурсы сети и добавляя комментарии к ним. Другие же содержат оригинальные материалы. Блоги также дают посетителям возможность оставлять комментарии». Википедия трактует данное понятие следующим образом: «Блог (англ. blog, от web log – интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) – веб-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись – сверху).

Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах)».

Таким образом, можно дать следующее определение: блог – это своего рода дневник, содержащий персональные заметки, организованный в хронологическом порядке, и субъективный комментарий по поводу событий реальной действительности либо чужих публикаций в сети, сопровождаемый ссылками на них. С технической точки зрения в основе блога лежит программный механизм, позволяющий быстро обнародовать упомянутые выше заметки в сети, то есть делать их доступными широкому кругу читателей.

Причина популярности блогов

По нашему мнению, она связана с сетевыми возможностями Интернета. Прежде всего, невещественность носителя дает низкую стоимость создания информации, низкую стоимость тиражирования информации и отсутствие избыточного тиражирования, простоту и низкую стоимость обработки информации, нефиксированный объем, экстерриториальность. Именно это позволяет любому желающему публиковать то, что он хочет. Легкость публикации как раз используется в блогах, причем используется в максимальной степени.

Развитие блогов и появление блог-сервисов, например, таких как LiveJournal.com или Blogspot.com облегчают и поиск места, где эта информация будет храниться. Все, что теперь надо – это зарегистрироваться и начать писать. Кроме того, наличие платформы для блогов увеличивает шанс того, что информация будет прочитана.

Сегодня библиотечная блогосфера выступает своеобразным «зеркалом жизни», отражающим как актуальные проблемы общества, так и мнение по этим проблемам мыслящей части библиотечного сообщества. Блоги стали полноправным источником контента. Благодаря развитию новой медиасреды изменяется информационная повестка дня, характер и способ реагирования аудиторий.

Современная ситуация такова, что библиотекам уже никуда не деться от интернет-экспансии. Фонд развития гражданского общества на днях подготовил доклад о влиянии информации в Интернете на россиян, где, помимо прочего, говорится о том, что через несколько лет глобальная паутина может стать базовым источником данных для граждан России.

Значение глобальной сети для библиотек сегодня уже не вызывает разногласий и споров, однако элементарные правила работы в Интернете с социальными медиа для многих так и остаются тайной за семью печатями. Интернет – виртуальный канал, но пользователь туда приходит реальный, со своими потребностями и желаниями.

Сегодня блоги прочно вошли в жизнь современного человека как удобные и быстрые каналы передачи информации. Блоги делают библиотеки или, по крайней мере, тех, кто в них работает, ближе к окружающим. Пользователь говорит: «Я хочу». Библиотека должна отвечать: «У нас лучшее». Пользователь принимает решение на основе собственного опыта, советов друзей, библиотечной рекламы.

Библиотеки оказались в совершенно новой ситуации: пользователь говорит: «Беру помощь зала», и зал подсказывает решение, не советуясь с самой библиотекой. Вот почему, больше на интуитивном уровне, нежели осознанно, многие библиотеки активно стали использовать библиотечные блоги в своей работе.

Таким образом, библиотечный блог для современной библиотеки – это:

• площадка для пользователей (читателей), привлеченных из социальных сетей, большинство из которых лояльны именно к блогам, а не к официальным библиотечным сайтам;
• использование инструментов и методов коммуникации и продвижения в Интернете, которые некорректны для сайта библиотеки, но оптимально подходят под формат блога библиотеки;
• создание корпоративного ресурса с достаточным количеством тематического контента, оптимизированного под поисковые системы (который регулярно добавляется), что позволяет постоянно привлекать целевых посетителей и их внимание к библиотеке;
• построение связи с пользователем (читателем) через передачу ощущений личностного аспекта сотрудников и внутренней жизни библиотеки;
• донесение до аудитории позиции библиотеки в неофициальном виде. Блог – это одновременно и официальная и неофициальная позиция. Можно в различных ситуациях трактовать мнение библиотеки, как официальное или как неофициальное;
• тестирование новых идей.

И это еще не все. Внедрение комплексного использование библиотечного сайта, блога, социальных сетей и различных медиа позволит грамотно и эффективно позиционировать библиотеку в информационном пространстве.

Поскольку блоги представляют собой самый экономный канал коммуникации, можно выйти на тысячи, сотни тысяч людей, потратив несколько сотен рублей и немного личного времени.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17