Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Соколов А. В. Социальные коммуникации : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Соколов А.В. Социальные коммуникации : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»Соколов А.В. Социальные коммуникации : учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов ; науч. ред. Г. В. Михеева. – Санкт-Петербург : Профессия, 2014. – 288 с.

В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.

Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям, специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.


Содержание

Введение7
Глава 1. Начала теории социальной коммуникации14
§ 1.1. Понятие коммуникации14
§ 1.2. Типы реальностей и типы коммуникаций17
§ 1.3. Смысловая социальная коммуникация31
§ 1.4. Информация и коммуникация51
§ 1.5. Функции естественного языка и речи59
Глава 2. Коммуникационная деятельность67
§ 2.1. Субъекты коммуникационной деятельности в пространствах культуры67
§ 2.2. Формы, виды, уровни коммуникационной деятельности75
§ 2.3. Микрокоммуникация82
§ 2.4. Мидикоммуникация101
§ 2.5. Массовая макрокоммуникация111
§ 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности121
Глава 3. Социальная память133
§ 3.1. Смысловая память и мнемические действия133
§ 3.2. Структура национальной памяти общества139
§ 3.3. Проекты общечеловеческой памяти153
§ 3.4. Проблемы построения общечеловеческой памяти в XXI веке175
Глава 4. Эволюция социальных коммуникаций183
§ 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем183
§ 4.2. Археокультурная словесность189
§ 4.3. Палеокультурная книжность196
§ 4.4. Мануфактурная книжность202
§ 4.5. Индустриальная книжность и массмедиа215
§ 4.6. Мультимедийная культура информационного общества244
Заключение. На пути к метатеории269
Предметный указатель276

Введение

В первом приближении будем понимать социальную коммуникацию как целесообразное, опосредованное знаками (речь, изображения, жесты, мимика и т. д.) взаимодействие между социальными субъектами (отдельными личностями, социальными группами, массовыми совокупностями). Очевидно, что коммуникация (общение) между людьми – необходимое условие формирования рода человеческого (антропогенез) и человеческого общества (социогенез). Отсюда вытекает бесспорный, даже тривиальный, вывод о том, что коммуникация является необходимым, а может быть, и определяющим фактором культурной эволюции человечества.

Повседневно практикуя коммуникационную деятельность, люди с древнейших времен задавались вопросами: откуда взялся язык? что такое память? как общаться с силами природы, потусторонним миром, всемогущими божествами? У многих народов существуют мифологические ответы на поставленные вопросы, есть различные ответы в религиозной и научной литературе. Возьмем для примера мифы Древней Греции.

В обширном древнегреческом пантеоне социальная коммуникация представлена довольно обширно и разнообразно. Один из старейших олимпийцев Гермес, наделенный даром красноречия, обутый в золотые крылатые сандалии и вооруженный золотым магическим жезлом, выполнял функции вестника богов, посредника между богами и людьми (роль «почтальона богов» играла также богиня Ирида). Гермес был гидом и покровителем путников (неслучайно имя его происходит от слова «герм» –путевой знак). Коммуникационные способности Гермеса дополнялись хитростью, сообразительностью и даже вороватостью (хитроумие Одиссея объясняется его происхождением из рода Гермеса). Учитывая предпринимательские способности Гермеса, римляне превратили его в бога торговли и обогащения Меркурия, который носил не только крылатые сандалии, но и кошель для монет. Таким образом, в мифическом образе Гермеса органично сочетались красноречие, лукавство, охота к перемене мест, торговая предприимчивость.

Прагматичный Гермес был равнодушен к искусству, поэтому, смастерив семиструнную лиру, он уступил ее Аполлону за стадо коров. Образ прекрасного и мудрого бога художественного вдохновения и прорицания будущего, предводителя муз Аполлона удивительно точно раскрывает духовное богатство коммуникации. Коммуникация оказывается искусством, различные грани которого символизируют аполлонические музы. Пластику непосредственного общения передает грациозная Терпсихора; лирическую поэзию представляют Эрато и Евтерпа, в руках которых музыкальные инструменты; о трагедиях повествует суровая Мельпомена, дополняет ее смеющаяся Талия, муза комедии; строгая Полигимния и Каллиопа со свитком и палочкой для письма фиксируют текущие события; Клио – муза истории воплощает социальную память; наконец, умная Урания – муза астрономии с небесным сводом и циркулем олицетворяет научное познание. Под эгидой мусагета Аполлона сосредоточена невербальная и вербальная, устная и документальная, эстетическая и научная коммуникация. Текущая коммуникационная деятельность взаимодействует с социальной памятью. Если же добавить хитросплетения повседневного обыденно-делового общения и транспортные перемещения, которыми ведает практичный Гермес, можно сказать, что древнегреческая мифология непостижимым образом отразила общую структуру социальных коммуникаций, свойственную не только античности, но и последующим цивилизациям.

В этой структуре представлены: разные типы коммуникации – перемещение материальных объектов (путников, грузов и т. д.) в геометрическом пространстве и движение смыслов (знаний, умений, эмоций, волевых побуждений, фантазий) в социальной реальности; разные формы, виды и уровни коммуникационной деятельности; всевозможные коммуникационные каналы (средства связи), образующие устную и документальную коммуникацию; наконец, социальные институты, охватывающие повседневное общение, массовую коммуникацию, социальную память, эстетическую коммуникацию (поэзия, музыка, театр и т. д.); институциональную коммуникацию (религия, наука, политика, право и пр.). С течением времени появлялись новые средства, методы, каналы, центры и службы коммуникации, возникали новые проблемы и угрозы, но сама структура Аполлона-Гермеса доныне сохраняется в качестве незыблемой основы, потому что она имеет не исторически или национально ограниченное, а вечное общечеловеческое значение. Поэтому, если бы потребовались небесные покровители коммуникации, резонно выбрать древнегреческих богов Аполлона и Гермеса.

В наши дни, когда речь идет о формировании информационного общества в виде компьютеризованного мира с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей, традиции Гермеса и Аполлона вытеснены на периферию общественной жизни. Однако, преодолевая древнегреческую мифологию, не следует игнорировать уроки, которые можно извлечь из эволюции социально-культурных коммуникаций. Главный вывод состоит в признании фундаментальной значимости коммуникации для человеческой цивилизации. В свое время П. Я. Чаадаев (1794-1856) сформулировал этот вывод вполне определенно: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе»1. Более развернуто мысль остроумного философа-скептика можно выразить в следующих тезисах, достаточно очевидных в наши дни:

• в процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка;
• коммуникация – способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей;
• коммуникационная потребность – органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам;
• коммуникация – фактор и условие существования любых человеческих общностей – от малых социальных групп до наций и государств;
• коммуникационная деятельность – источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.

Актуальность издания учебника по социальным коммуникациям, адресованного библиотечно-информационным факультетам, продиктована обострением жизненно важных проблем библиотечно-информационной деятельности. Жизненными проблемами являются девальвация книжной культуры, упадок социального престижа библиотечной профессии, неопределенность места и роли книжно-документальной коммуникации в наступающем информационном обществе. Эти проблемы обусловлены существенными изменениями в структуре социальных коммуникаций и коммуникационной практике активного населения. Совершенно очевидно, что для преодоления негативных последствий перечисленных проблем библиотечно-информационным работникам нужно профессионально ориентироваться в современной социально-коммуникационной системе. Отсутствие адресованных им учебников и учебных пособий по социальным коммуникациям делает эту задачу практически невыполнимой. Поэтому актуальность издания настоящего учебника не ограничена рамками библиотечной школы, она распространяется на библиотечно-библиографическую практику, на научные основания библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Цель учебника – адаптировать научные знания в области социальной коммуникации (communication studies) для формирования профессионально-культурных компетенций библиотечно-информационных работников, соответствующих условиям информационного общества. Целью обусловлены задачи:

• разработка понятийно-терминологической системы для раскрытия сущности социально-коммуникационной деятельности и социальной памяти;
• рассмотрение библиотечно-информационной деятельности как разновидности социально-коммуникационной деятельности, а библиотечно-информационных учреждений как коммуникационных центров;
• осмысление эволюции социальных коммуникаций и сочетания книжности с мультимедийной культурой;
• определение социальной миссии библиотек в техногенном информационном обществе;
• выявление научных знаний о коммуникации, имеющих значение для развития теоретических оснований библиотековедения, библиографоведения, книговедения.

Профессионально-педагогическая направленность учебника заключается в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:

• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества;
• готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента информационно-коммуникационных продуктов и услуг;
• готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;
• готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности;
• готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности;
• способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности;
• готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки;
• готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.

В результате изучения учебника «Социальные коммуникации» студент должен Знать:

• научное понимание и типизацию коммуникации;
• определение социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве;
• классификацию коммуникационных знаков;
• виды, уровни, формы коммуникационной деятельности;
• особенности межличностной, групповой и массовой коммуникации;
• структуры групповой и общественной социальной памяти;
• разновидности коммуникационных каналов и закономерности их формирования;
• взаимосвязи и особенности устной коммуникации, документальной коммуникации, электронной коммуникации;
• эволюционные стадии развития общественных коммуникационных систем;
• Интернет как инструмент глобализации;
• миссию библиотек как гуманистического оплота нации в информационном обществе;
• современную систему наук о коммуникации, включая документоведческий цикл наук.

Уметь:

Проблемы начинаются, когда мы пытаемся осмыслить сущность этого фактора и механизмы его воздействия на отдельную личность, социум, современную культуру. Существуют разные типы коммуникации, и беседа с друзьями совсем не то, что диалог с голосом собственной совести, осмотр достопримечательностей Парижа или торговля недвижимостью. Время от времени происходят коммуникационные революции, которые воздействуют на психику людей, изменяют образ жизни общества и не всегда в лучшую сторону. Достаточно вспомнить, что ложь, обман, лицемерие, пошлость, клевета и т. п. – это коммуникационные явления, умножающиеся по мере возрастания потоков коммуникации.

• определять каналы семантической информации, соответствующие данной коммуникационной потребности;
• анализировать коммуникационные барьеры;
• предлагать коммуникационные инновации для преодоления затруднений в коммуникационной деятельности;
• находить формы и методы социального партнерства библиотек с другими коммуникационными институтами;
• ориентироваться в ассортименте коммуникационных продуктов и услуг, пользующихся спросом в обществе;
• заимствовать и внедрять новые методы и средства реализации библиотечно-информационных процессов;
• способствовать повышению коммуникационной культуры пользователей библиотеки, особенно подрастающего поколения.

Владеть навыками:

• использования понятийно-терминологической системы теории социальной коммуникации;
• информационного подхода к анализу коммуникационной деятельности современных библиотек;
• мотивации к профессиональному выполнению библиотечно-информационной деятельности;
• постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений путем самообразования и участия в системе повышения квалификации.

Учебник базируется на осмыслении современных отечественных и зарубежных исследований в области социальных коммуникаций применительно к жизненным проблемам библиотечно-информационной деятельности, а также на личном научно-педагогическом опыте автора. Содержание учебника продиктовано стремлением изложить общие понятия и выявить общие закономерности социальной коммуникации, свойственные всем временам и всем народам. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самопроверки и списком дополнительной литературы. В учебник включен предметный указатель, раскрывающий основные понятия и аспекты теории социальной коммуникации.


  1. Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. М., 1991. Т. 1. С. 385.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17