Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Документоведение. Часть 2. Книговедение и история книги : учебник

Документоведение. Часть 2. Книговедение и история книги : учебникДокументоведение. Часть 2. Книговедение и история книги : учебник / под ред. д-ра ист. наук, проф. Д. А. Эльяшевича. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 464 с.

В учебнике, подготовленном ведущими отечественными книговедами, представлен современный взгляд на теорию книговедения, историю письма, книги и книжного дела от античности до наших дней. Подробно и всесторонне рассматриваются национальные, технологические и иные особенности развития кинопроизводства и книгораспространения.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей вузов культуры, работников издательств, полиграфических и книготорговых предприятий. Он может быть использован в учебных заведениях, готовящих специалистов в области книгоиздания и книжной торговли. Учебник будет полезен исследователям, занимающимся изучением книговедения и истории книги, а также всем интересующимся книжной культурой прошлого и настоящего.


Содержание

Предисловие7
Глава 1. Общие основы книговедения и истории книги10
§ 1. Сущность и объект книговедения. Методы книговедения10
§ 2. История книги и книжного дела как научная дисциплина. Источниковедение и историография книговедения и истории книги15
Глава 2. Возникновение и развитие письма29
§ 1. Основные этапы возникновения и развития письма29
§ 2. История славянского письма35
§ 3. Историческая эволюция греко-латинской и славянской графики39
§ 4. Материалы и орудия письма43
Глава 3. Книга в Древнем мире50
§ 1. Ассирия. Египет59
§ 2. Индия53
§ 3. Китай55
Глава 4. Книга в античном мире58
§ 1. Греция58
§ 2. Рим60
Глава 5. Книга в средние века (V–XVBB.)63
§ 1. Общая характеристика63
§ 2. Западная Европа66
§ 3. Восточная Европа71
§ 4. Россия75
§ 5. Азия82
Глава 6. Книга в XV веке87
§ 1. Западная Европа87
§ 2. Восточная Европа103
Глава 7. Книга в XVI веке108
§ 1. Западная Европа108
§ 2. Восточная Европа124
§ 3. Россия129
Глава 8. Книга в XVII веке136
§ 1. Западная Европа136
§ 2. Восточная Европа145
§ 3. Россия147
§ 4. Северная Америка152
Глава 9. Книга в XVIII веке155
§ 1. Западная Европа155
§ 2. Восточная Европа167
§ 3. Россия170
§ 4. Северная Америка182
Глава 10. Книга в первой половине XIX века185
§ 1. Западная Европа185
§ 2. Восточная Европа199
§ 3. Россия203
§ 4. Соединенные Штаты Америки219
Глава 11. Книга во второй половине XIX века223
§ 1. Западная Европа223
§ 2. Восточная Европа231
§ 3. Россия234
§ 4. Соединенные Штаты Америки256
Глава 12. Книга в первой половине XX века262
§ 1. Западная Европа262
§ 2. Восточная Европа278
§ 3. Россия284
§ 4. Соединенные Штаты Америки344
Глава 13. Книга во второй половине XX века347
§ 1. Западная Европа336
§ 2. Восточная Европа381
§ 3. Соединенные Штаты Америки404
Глава 14. Книжное дело в России во второй половине XX – начале XXI века415
§ 1. Книжное дело в СССР в 1950–1991 гг415
§ 2. Книжное дело русского зарубежья в 1945–1990 гг424
§ 3. Книжное дело в Российской Федерации в 1992–2007 гг433
§ 4. Книгораспространение440
§ 5. Книжное дело в Российской Федерации в 2008–2012 гг442
Глава 15. Электронная книга (Вместо заключения)450
Список использованных сокращений459
Предметный указатель460

Предисловие

Книговедение и история книги – составная часть учебной дисциплины общепрофессионального цикла «Документоведение». Ее изучение предусмотрено федеральным государственным образовательным стандартом для будущих бакалавров, обучающихся по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Включение книговедения и истории книги в дисциплину «Документоведение», относительно недавно появившуюся в учебных планах библиотечно-информационных факультетов, не является случайностью. Книга – рукописная, печатная, электронная – является одним из важнейших видов документов. На протяжении многих веков именно книга была единственным способом фиксации и передачи во времени и пространстве всех культурных достижений человечества. Мировая культура – это, в первую очередь, культура письменная, книжная. Вплоть до сегодняшнего дня книга в самом широком понимании этого термина остается важнейшим инструментов развития человеческой культуры, определяющим информационную зрелость общества. Поэтому знание истории возникновения и развития книги и книжного дела, понимание сущности книги как культурно-исторического феномена являются совершенно необходимыми как для успешного освоения курса «Документоведение», так и в целом для формирования общекультурных и профессиональных компетенций и навыков будущего работника библиотечно-информационной сферы.

Изучение книговедения и истории книги закладывает основы профессионального библиотечно-информационного образования, готовит студента к встрече с другими специальными учебными курсами – такими, например, как «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Отраслевые информационные ресурсы», «Библиотечный фонд», «Библиотечно-информационное обслуживание». Одновременно полученные учащимися знания по истории книги и книжного дела существенно расширяют общекультурный кругозор, способствуют воспитанию глубоко и всесторонне образованного человека.

В настоящем учебнике рассматриваются возникновение, становление и развитие книги и книжного дела в мировом масштабе с момента появления письменности и до сегодняшнего дня. Историческим сведениям предпослана глава, посвященная основам теории книговедения; в ней также дается краткий обзор источниковедения и историографии науки о книге. При изложении исторических сведений используются хронологический и географический принципы. Внутри каждого исторического периода материал группируется по регионам и странам. Отбор стран и объем информации о каждой стране определяются степенью изученности книжного дела, значением национальной книжности для развития книги в общемировом масштабе. В учебнике представлена история книги русской эмиграции XX в. Уделяется также внимание вопросам книгораспространения и книгооформления.

В своей работе над учебником авторы ориентировались на новейшие достижения книговедческой и исторической науки и стремились к максимальной объективности, старались избегать идеологических оценок и штампов, характерных для тех или иных периодов развития общества.

При подготовке настоящего издания за основу был взято учебное пособие «Всеобщая история книги» (2008), получившее высокую оценку и признание среди специалистов и практиков книжного дела. Текст этого пособия был переработан и частично сокращен в соответствии с современными представлениями о значимости тех или иных фактов и явлений для развития мирового книжного дела. Учитывая сложившиеся в последние годы в ведущих вузах принципы преподавания будущим бакалаврам курса «Книговедение и история книги», для настоящего учебника написаны новые главы – «Общие основы книговедения и истории книги», «Возникновение и развитие письма», «Электронная книга», подраздел «Книжное дело Белого движения в 1917-1921 гг.» в § 3 гл. 12, а также параграф «Книжное дело в Российской Федерации в 2008–2012 гг.». Материал учебника дополнен новыми сведениями, в том числе по истории книжного дела народов России, издательской деятельности отечественных общественных организаций, истории книги в некоторых странах Западной Европы в XV–XVI вв. (с целью представить начальный этап развития книгопечатания во всем его многообразии). В каждой главе приводятся вопросы для самопроверки, призванные помочь студенту в освоении материала, и список рекомендуемой литературы, предназначенный для более углубленного изучения рассматриваемой темы.

Учебник разработан коллективом преподавателей Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, сотрудниками других вузов Санкт-Петербурга, Российской национальной библиотеки и ВИНИТИ РАН. Основной массив текста подготовлен доктором филологических наук, профессором И. А. Шомраковой (история книги в Англии, Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии и Словакии, США, книжное дело и книгораспространение в Российской Федерации в 1992–2007 гг., книжное дело русского зарубежья 1918–1940 гг.) и доктором филологических наук, профессором И. Е. Баренбаумом (история книги в Древнем и в античном мире, Германии, Италии, Нидерландах, России, Румынии, Франции). Предисловие, главы «Общие основы книговедения и истории книги», «Возникновение и развитие письма» и параграфы «Другие страны Западной Европы» в гл. 6 и 7, а также некоторые материалы о книгопечатании в России в XIX–XX вв. написаны доктором исторических наук, профессором Д. А. Эльяшевичем. Подраздел «Цензура» в § 3 гл. 12 «Россия» создан доктором филологических наук, профессором А. В. Блюмом. Материалы об издательском деле общественных организаций в Российской империи и СССР подготовлены доктором исторических наук О. Б. Кох. Параграф «Книжное дело в Российской Федерации в 2008–2012 гг.» написан директором Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна кандидатом филологических наук, доцентом Н. Б. Лезуновой. Параграф, освещающий книжное дело русского зарубежья 1945–1990 гг., принадлежит перу доктора исторических наук П. Н. Базанова. Параграф об издательском деле на российских территориях, которые в годы Гражданской войны были неподконтрольны большевистским властям, подготовлен доктором педагогических наук, профессором Г. В. Михеевой. Автором заключительной главы, посвященной электронной книге, является доктор филологических наук, профессор, заведующий отделением научных исследований по проблемам информатики ВИНИТИ РАН Р. С. Гиляревский.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17