Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы

Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемыДубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России–2008. Тенденции и проблемы. – М.: МЦБС, 2008. – 80 с.

В основу издания положены данные общероссийского опроса, проведенного в сентябре 2008 г. Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Анализируется изменения картины массового чтения россиян в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», наметившиеся еще к середине 1990-х гг. и окончательно обозначившиеся в 2000-е гг. Основные проблемы и тенденции в массовом чтении рассматриваются во взаимосвязи с процессами социокультурных изменений в России.


Содержание:

Общая характеристика исследования 4
Социокультурные сдвиги 1990-х – 2000-х гг.5
Изменения в издании и распространении печати8
Частота и активность чтения сегодня11
Чтение газет14
Чтение журналов17
Чтение книг21
Чтение и досуг россиян29
Чтение в контексте других носителей информации32
Читательская самооценка и удовлетворенность чтением34
Каналы получения информации о книгах38
Каналы получения книг40
Домашние библиотеки55
Чтение в контексте семейных и дружеских коммуникаций59
Пользование государственными библиотеками63
Основные выводы67

Общая характеристика исследования

В основу брошюры положены данные общероссийского опроса, который был проведен в сентябре 2008 г. аналитическим центром Юрия Левады («Левада-Центр») по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках мониторинга «Читательские предпочтения российских граждан».

Опрос проведен по репрезентативной выборке населения России. Опрошено 2000 человек в возрасте 18 лет и старше в 127 населенных пунктах 46 регионов. Выборка данного исследования репрезентативна по следующим параметрам:

• пол;
• возраст;
• уровень образования;
• регион;
• размер населенного пункта.

Общий объем выборки (2000 респондентов) распределен между всеми стратами пропорционально численности взрослого населения каждой страты. Всего в выборку включено 127 городских населенных пунктов/сельских районов, в том числе:

• 13 городов с населением более 1 млн. человек;
• 13 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек;
• 28 городов с населением от 100 до 500 тыс. человек;
• 38 городских населенных пунктов с населением до 100 тыс. человек;
• 35 сельских районов;

итого 92 городских населенных пункта и 35 сельских районов.

Выборка рассчитана по данным Всероссийской переписи населения 2007 года. Статистическая погрешность данных при использованном дизайне выборки не превышает 3.0%.

Исследование проводилось на дому у респондентов методом личного интервью. Опрос проводился по будним дням в вечерние часы, по выходным – в течение всего дня; таким образом обеспечивалась равная вероятность попадания в выборку занятого и незанятого населения.

В дальнейшем анализе и обобщении данных исследования привлекаются сопоставимые материалы других репрезентативных зондажей Центра, осуществленных в 1990-е – 2000-е годы. Во всех случаях, когда нет других указаний на время и характеристики исследования, приводятся данные сентябрьского опроса 2008 года.

Ответственные за организацию, разработку программы и анкеты исследования – Б. В. Дубин и Н. А. Зоркая. В подготовке таблиц и графиков принимала участие Е. В. Колочарова.

Чтение в контексте других носителей информации

Собственно печатная информация на традиционных бумажных носителях составляет сегодня лишь один из каналов, обеспечивающих доступ к содержанию текстов, будь они газетными, журнальными или книжными. Еще одним из таких каналов выступает Интернет как форма трансляции текстов. Сегодня возможности электронной сети как источника текстов используют не более 15% взрослых россиян. Вот как распределяются информационные запросы тех, кто читает тексты в Интернете и скачивает их оттуда (можно было выбрать несколько позиций, поэтому сумма во втором столбце превышает 100%).


Таблица 12 Чтение в Интернете


  в % к числу опрошенных в % к числу читающих в Интернете
учебная литература 6 39
специальная литература 6 38
газеты и журналы 4 30
тексты на информационно-новостных порталах 4 24
художественная литература 3 19

Лидерами обращения к интернет-каналам как источникам печатной информации являются самые молодые россияне: 18% из них читают через Интернет учебную литературу, 12% – специальную, каждый десятый – художественную. Научной литературой через Интернет пользуются также специалисты, респонденты с высшим образованием (14% данной категории). Чаще других подгрупп к Интернету как источнику текстов обращаются и респонденты с высоким потребительским статусом: 14% интересуются учебной литературой в сети, по 12% – газетно-журнальными текстами и специальной литературой, 7% – текстами на информационно-новостных порталах, 6% – художественной словесностью. При этом наименьшей популярностью Интернет как источник текстов для чтения пользуется у жителей Москвы (32% не пользуются сетью для подобных целей при 16% в среднем по выборке). Хотя число читателей интернет-текстов в среднем пока невелико, они представлены наиболее молодыми и активными группами потребителей, то есть перспективной потребительской группой1.

Еще малочисленнее подгруппа пользующихся аудиокнигами – она составляет лишь 4% опрошенных. Однако 18% заявляют о своей готовности использовать этот источник. В потреблении аудиокниг лидируют молодые и молодые взрослые россияне (среди 18-24-летних и 25-39-летних по 6% пользуются аудиокнигами), респонденты с высшим образованием (8%) и высоким потребительским статусом (7%), москвичи (7%). Эти же группы чаще других выражают и готовность воспользоваться аудиокнигами в будущем.




1 В развитых западных странах эта тенденция уже весьма ощутима. Приведем данные недавнего исследования в США (к сожалению, выборочная совокупность опрошенных и методика опроса детально не охарактеризованы в цитируемом источнике): «в возрастной группе 12–15 лет соотношение тех, кто предпочтет получить информацию из Интернета, и тех, кто скорее купит бумажный вариант, примерно шестьдесят процентов к сорока. Ожидания относительно электронных устройств для чтения книг и других мобильных гаджетов весьма высоки. Подростки полагают, что в 2012 году они 65% времени, отведенного на чтение, будут читать электронные книги и издания. Даже в возрастной группе 55–65 лет эта цифра, по предположению опрошенных, будет составлять 40% времени, уделяемого на чтение периодики. Мужчины готовы получать информацию только из сети в большей степени, чем женщины (41% против 29%). Это, соответственно, отражается на склонности читать онлайн-журналы того или иного формата: больше всего потенциальных потребителей у сугубо мужских онлайн-журналов (65%), меньше всего-у сугубо женских (42%)». – Санин В. Журналы в цифровую эпоху//Open Space. – 2008. – 24 октября (http://www.openspace.ru/media/paper/details/5496).

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17