Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Гендина Н.И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий

Гендина Н.И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологийГендина Н.И. Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий : учебник / Н. И. Гендина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2015. – 440 с. – (Учебник для бакалавров).

Учебник является первым опытом анализа, систематизации и обобщения обширного теоретического и эмпирического материала в сфере лингвистического обеспечения информационно-библиотечной технологии. Он призван обеспечить проведение различных форм занятий в вузе (коллективных, групповых и индивидуальных); поддержку различных видов занятий (изучение теории, выполнение практических и лабораторных работ, организация самостоятельной работы студентов); реализацию различных видов контроля и самоконтроля знаний. Учебник предназначен для использования в процессе очного и заочного обучения на библиотечно-информационных факультетах и повышения квалификации библиотечно-библиографических работников.

Автором учебника является доктор педагогических наук Наталья Ивановна Гендина, выдающийся представитель отечественной и мировой библиотечно-информационной школы, чьи научные интересы тесно связаны с проблематикой информационной культуры личности, информационных и коммуникативных технологий в образовании и медиаобразовании.


Содержание

Предисловие9
Введение13
РАЗДЕЛ I. Информационно-поисковые языки (ИПЯ): назначение, структура и принципы построения27
ГЛАВА 1. Представление о знаковой природе и типологии языков27
§ 1. Язык как знаковая система27
§ 2. Естественные и искусственные языки30
§ 3. Причины создания ИПЯ. Требования, предъявляемые к ИПЯ36
ГЛАВА 2. ИПЯ как разновидность искусственных языков: структура и технология создания43
§ 1. Алфавит и лексика ИПЯ43
§ 2. Термины – основа лексики ИПЯ46
§ 3. Парадигматические отношения в ИПЯ54
§ 4. Синтагматические отношения в ИПЯ60
§ 5. Технология создания лексико-семантической основы ИПЯ66
РАЗДЕЛ II. Основные типы ИПЯ77
ГЛАВА 3. Иерархические классификационные ИПЯ, применяемые в библиотеках77
§ 1. Представление о классификации и типологии ИПЯ77
§ 2. Иерархические классификации: принцип построения и отличительные особенности91
§ 3. Структура иерархических классификаций как ИПЯ97
§ 4. Десятичная (децимальная) классификация Дьюи (ДКД)112
§ 5. Универсальная десятичная (децимальная) классификация (УДК)121
§ 6. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК)142
ГЛАВА 4. Иерархические классификационные ИПЯ, применяемые в органах информации, издательствах, книготорговых организациях, архивах и музеях165
§ 1. Патентные классификации. Международная патентная классификация (МПК)165
§ 2. Рубрикаторы. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)169
§ 3. Классификаторы правовых актов173
§ 4. Классификатор стандартов. Межгосударственный классификатор стандартов (МКС)183
§ 5. Иерархические классификационные ИПЯ в книготорговой и книгоиздательской сфере189
§ 6. Иерархические классификационные ИПЯ в архивном и музейном деле193
ГЛАВА 5. Неиерархические классификационные ИПЯ201
§ 1. Иерархические и неиерархические классификации: сопоставительный анализ структуры, преимущества и ограничения201
§ 2. Алфавитно-предметная классификация204
§ 3. Фасетная классификация211
§ 4. Классификаторы технико-экономической и социальной информации как фасетизированные иерархические классификационные ИПЯ215
§ 5. Общероссийские классификаторы в единой системе классификации и кодирования221
ГЛАВА 6. Дескрипторные ИПЯ229
§ 1. Общая характеристика дескрипторных ИПЯ. Язык системы «Унитерм» как прообраз дескрипторного ИПЯ229
§ 2. Структура и принципы построения дескрипторных ИПЯ233
§ 3. Тезаурус как способ систематизированного представления знаний и разновидность идеографического словаря239
§ 4. Информационно-поисковые тезаурусы: назначение, структура и порядок разработки242
§ 5. Виды и функции информационно-поисковых тезаурусов253
§ 6. Эволюция взглядов на информационно-поисковые тезаурусы в эпоху Интернета264
ГЛАВА 7. Объектно-признаковые языки274
§ 1. Объектно-признаковые ИПЯ как средство поиска фактографической информации274
§ 2. Язык библиографического описания как ИПЯ объектно-признакового типа280
§ 3. Системы и стандарты метаданных: Dublin Core, MARC, ONIX283
§ 4. Языки-идентификаторы. Языки международных стандартных номеров (ISBN, ISSN, ISRN, ISMN, ISRC288
ГЛАВА 8. Причины многообразия ИПЯ и тенденции их развития301
§ 1. Многоаспектная классификация ИПЯ. Функции ИПЯ301
§ 2. Факторы, обусловившие многообразие ИПЯ310
§ 3. Проблемы взаимодействия и совместимости ИПЯ316
РАЗДЕЛ III. Использование лингвистических средств при реализации библиотечно-информационной технологии336
ГЛАВА 9. Индексирование как способ реализации ИПЯ336
§ 1. Индексирование: сущность и назначение, требования и факторы336
§ 2. Виды индексирования341
§ 3. Технология индексирования352
§ 4. Качество индексирования и ресурсные возможности библиотеки364
ГЛАВА 10. Лингвистические средства в структуре основных технологических процессов, выполняемых в библиотеках378
§ 1. Анализ лингвистических средств библиотечно-информационных технологий378
§ 2. Лингвистические средства электронного каталога389
§ 3. Использование лингвистических средств при производстве информационных продуктов и услуг400
Заключение423
Список использованных сокращений426
Предметный указатель433
Перечень материалов и презентаций, представленных на CD438

Предисловие

Место учебной дисциплины в структуре основных образовательных программ. Учебная дисциплина «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» входит в состав базовой (обязательной) части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 51.03.06 (071900) «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель учебной дисциплины – дать целостное, системное представление о составе, структуре, назначении, функциях, сфере применения лингвистических средств библиотечно-информационной технологии.

Задачи учебной дисциплины:

  • изучение теоретических и методических основ создания и ведения лингвистических средств;
  • приобретение практических умений и навыков использования лингвистических средств при реализации библиотечно-информационной технологии;
  • формирование профессиональных компетенций обоснования и выбора адекватных лингвистических средств для реализации библиотечно-информационной технологии.

Учебная дисциплина «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» рассматривает весь комплекс лингвистических средств, позволяющих осуществлять семантический анализ информации как в рамках традиционной технологии, так и в условиях работы автоматизированных систем.

Для освоения учебной дисциплины «Лингвистические средства библиотечно-информационных технологий» необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в результате изучения студентами таких дисциплин профессионального цикла, как «Документоведение», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Библиотечный фонд».

Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Производственно-технологических:

  • способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;
  • готовность к взаимодействию с потребителями информации, выявлению и качественному удовлетворению запросов и потреблению, повышению уровня их информационной культуры;
  • готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента продуктов и услуг.

Проектных:

  • готовность к прогнозированию и моделированию в профессиональной сфере;
  • способность к проектированию библиотечно-информационных услуг для различных групп пользователей;
  • готовность к предпроектному обследованию библиотечных и информационных учреждений.

Информационно-аналитических:

  • способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества;
  • готовность к аналитико-синтетической переработке информации;
  • способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию;
  • готовность к выявлению и изучению информационных потребностей субъектов информационного рынка;
  • готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов;
  • способность к применению методов и процедур информационного анализа текстов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: структуру и назначение ИПЯ; правила создания лексико-семантической основы ИПЯ; теоретические основы типологии ИПЯ; отличительные особенности классификационных, вербальных и объектно-признаковых ИПЯ, а также области их применения; состав, структуру и функции лингвистических средств библиотечно-информационной технологии.

Уметь: осуществлять основные процессы создания лексико-семантической основы ИПЯ: отбор, нормализацию, систематизацию лексических единиц, организационное оформление ИПЯ; индексировать документы и запросы с использованием различных типов ИПЯ; создавать и поддерживать в рабочем состоянии (актуализировать) лингвистические средства библиотечно-информационной технологии.

Владеть: способностью обосновать и аргументировать состав и структуру лингвистических средств, адекватных целям и задачам конкретной библиотеки и используемой информационно-библиотечной технологии; технологией предкоординатного и посткоординатного индексирования документов и запросов; методами и способами информационной диагностики предметной области и информационного моделирования с помощью лингвистических средств.

Данный учебник является первым опытом анализа, систематизации и обобщения обширного теоретического и эмпирического материала в сфере лингвистического обеспечения информационно-библиотечной технологии. Он призван обеспечить проведение различных форм занятий в вузе (очных и заочных, индивидуальных и коллективных); поддержку различных видов занятий (изучение теории, выполнение практических и лабораторных работ, организация самостоятельной работы студентов); реализацию различных видов контроля и самоконтроля знаний.

Учебник ориентирован, прежде всего, на «тех, кто учится» (студенты, магистранты, аспиранты) и «тех, кто учит» (преподаватели). Кроме того, его могут использовать как справочное и научно-практическое пособие научно-исследовательские работники, специалисты библиотечно-информационных учреждений, сотрудники системы повышения квалификации работников библиотечно-информационной сферы, сотрудники и руководители муниципальных и государственных органов управления в сфере образования и культуры.

Содержание данного учебника неразрывно связано с учебным курсом «Лингвистическое обеспечение автоматизированных библиотечно-информационных систем», регламентирующим согласно ФГОС ВПО подготовку бакалавров по направлению 51.03.06 (071900) «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Технология автоматизированных библиотечно-информационных систем».

Ориентироваться в содержании учебника помогут подробное содержание, а также предметный указатель. Большинство параграфов сопровождается ссылкой на мультимедийные презентации, цель которых – визуальное представление той информации, восприятие которой требует наглядного изображения и демонстрации конкретных лингвистических средств. Кроме ссылок на электронные презентации текст учебника содержит ссылки на «Материалы для самостоятельного изучения», включенные в состав CD и представляющие собой более полное и развернутое изложение целого ряда важных тем учебного курса. Списки литературы, изучение которой требуется для освоения учебного предмета, приводятся в конце каждой главы, так же как и вопросы для самопроверки. Ссылки на интернет-ресурсы, полезные для усвоения учебного материала, как правило, приводятся внутри параграфов.

Материалы, представленные на прилагаемом CD

1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Глава 4, § 1,2,5,6

1.2. Глава 5, § 5

1.3. Глава 6, § 3

1.4. Глава 7, § 1, 2, 3

2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ (ИПЯ): НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

1. ИПЯ как разновидность искусственных языков (гл. 1 § 2)

2. Алфавит и лексика ИПЯ (гл. 2 § 1)

3. Термины – основа лексики ИПЯ (гл. 2 § 2)

4. Парадигматические отношения в ИПЯ (гл. 2 § 3)

5. Синтагматические отношения в ИПЯ (гл. 2 § 4)

6. Создание лексико-семантической основы ИПЯ (гл. 2 § 5) РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИПЯ

7. Иерархические классификации (гл. 3 § 2-3)

8. Десятичная (децимальная) классификация Дьюи (ДКД) (гл. 3 § 4)

9. Универсальная десятичная (децимальная) классификация (УДК) (гл. 3 § 5)

10. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) (гл. 3 § 6)

11. Международная патентная классификация (МПК) (гл. 4 § 1)

12. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (гл. 4 § 2)

13. Классификатор правовых актов (КПА) (гл. 4 § 3)

14. Неиерархические классификации (гл. 5 § 1-3)

15. Классификаторы технико-экономической и социальной информации (гл. 5 § 4-5)

16. Дескрипторные ИПЯ (гл. 6 § 1-2)

17. Структура и назначение информационно-поисковых тезаурусов (ИПТ) (гл. 6 § 3-4)

18. Виды информационно-поисковых тезаурусов (гл. 6 § 5)

19. Тезаурусы эпохи Интернет: эволюция взглядов, области применения и расширение категорий пользователей (гл. 6 § 6)

20. Объектно-признаковые ИПЯ (гл. 7 § 1)

21. Язык библиографического описания (гл. 7 § 2)

РАЗДЕЛ III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

22. Индексирование: сущность, назначение, виды (гл. 9 § 1-2) )

23. Технология индексирования (гл. 9 § 3)

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17