Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов Отраслевые информационные ресурсы: учебник

Отраслевые информационные ресурсы: учебникОтраслевые информационные ресурсы: учебник / О.А. Александрова, Р.С. Гиляревский, Т.В. Захарчук и др.; под ред. Р.С. Гиляревского, Т.В. Захарчук. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 416 с. – (Учебник для бакалавров).


Информационные ресурсы представляют собой накопленную обществом информацию о природе, обществе и мышлении и обеспечивают передачу этой информации в виде данных во времени и пространстве для решения людьми разнообразных задач (производственных, экономических, управленческих, научных, культурных, бытовых и т.п.)

Учебник является первым изданием, рассматривающим широкий комплекс информационных ресурсов, создаваемых в различных отраслях науки и практики. В нем дается как общее представление об информационных ресурсах общества (их классификации, нормативной базе создания и использования и т. д.), так и специфика информационных ресурсов, создаваемых в гуманитарных, социальных, естественных науках, в сфере художественной культуры, техники, сельского хозяйства, медицины.

В подготовке учебника принимали участие ведущие специалисты Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также библиографы-практики Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург) и Всероссийского института научной и технической информации (Москва). Такой авторский коллектив позволил обеспечить всестороннюю характеристику информационных ресурсов, описать теорию и практику их формирования и использования.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать в качестве справочного и практического пособия библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.


Содержание

Предисловие7
Глава 1. Общие представления об информационных ресурсах общества10
§ 1. Информационные ресурсы в структуре ресурсов общества10
§ 2. Состав и свойства информационных ресурсов12
§ 3. Классификация информационных ресурсов15
§ 4. Нормативная база создания и использования информационных ресурсов19
§ 5. Классификаторы и рубрикаторы информационных ресурсов29
Глава 2. Универсальные информационные ресурсы38
§ 1. Универсальные информационные ресурсы библиотек, информационных центров и архивов38
§ 2. Информационные ресурсы открытого доступа48
§ 3. Информационные ресурсы веб-архивов52
§ 4. Информационные ресурсы научного цитирования62
Глава 3. Информационные ресурсы общественных наук70
§ 1. Философия. Социология. Политология70
§2. Право94
§ 3. Экономика122
§ 4. Педагогика и психология162
§ 5. История, археология, этнография187
Глава 4. Информационные ресурсы точных, естественных и прикладных наук204
§ 1. Общие представления об информационных ресурсах точных, естественных и прикладных наук204
§ 2. Естественные и точные науки209
§ 3. Техника239
§ 4. Медицина254
§ 5. Экология265
§ 6. Сельское, лесное и рыбное хозяйство. Ветеринария276
Глава 5. Информационные ресурсы гуманитарных наук и художественной культуры288
§ 1. Художественная литература и литературоведение288
§ 2. Искусство и искусствознание320
§ 3. Языкознание346
Глава 6. Профессиональные информационные ресурсы специалистов библиотечно-информационной сферы366
Глава 7. Управление информационными ресурсами383
Заключение404
Предметный указатель406
Список использованных сокращений410
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17