Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Информатизация социокультурного пространства

Каптерев А.И. Информатизация социокультурного пространстваКаптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 512 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Данная книга по праву может быть названа авторским учебником по сложной теме «Информатизация социокультурного пространства», которую А.И. Каптерев предлагает трактовать с позиций различных наук. Данная точка зрения высказывалась ученым в многочисленных публикациях, докладах на профессиональных конференциях, семинарах, круглых столах.

В книге дается представление о культуре и направлениях ее формирования на различных уровнях, о структуре информационного пространства, о предпосылках и последствиях информатизации общества, о структуре профессионального пространства, о формировании профессиональной, информационной, компьютерной культуры студента, о целях и способах формирования виртуальной среды.

Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям, библиотекарям-практикам, культурологам, социологам и психологам.


Информационное взаимодействие в социокультурном пространстве (отрывок)

В отечественной философии и социологии существуют различные взгляды на соотношение понятий «общение» и «коммуникация». В Советском энциклопедическом словаре они рассматриваются как синонимы: «Коммуникация (лат. communicatio от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку в процессе деятельности». Б.А. Парахонский, например, пишет: «Коммуникация – это такой же процесс субъект-субъектного взаимодействия, как и общение, тогда как само общение в конечном итоге сводится к элементарным актам коммуникации. Оба они могут быть включены в одно общее понятие коммуникативных процессов, происходящих в обществе и культуре, суть которых состоит в генерировании, порождении, переработке, трансформации, передаче, трансляции, хранении и уничтожении информации, организованной в виде значений, сообщений, текстов, литератур, искусств». Но есть и другие точки зрения.

Отдельные ученые рассматривают коммуникацию как понятие более узкое, чем общение. Если согласиться с Б.А. Парахонским, что целью общения является достижение духовной общности путем проникновения в ценностно-смысловой мир чужого сознания, то задачей коммуникативной организации общества является укрепление и поддержание единства его коллективного сознания в изменяющейся исторической реальности. Коммуникация – не просто процесс передачи знаний от одного человека к другому, а вся совокупность взаимодействий социально и культурно организованного сознания с внешней и внутренней реальностью со стороны ее организации как источника информации.

Происходящие в обществе коммуникационные процессы в совокупности могут рассматриваться как социальная коммуникация. В эти процессы входят взаимоотношения между отдельными людьми, формальными и неформальными группами. И. А. Федякин понимает под «социальной коммуникацией» социальную информацию, а также средства и каналы ее выявления, обработки, хранения и использования. Особенно важно, что он выделяет в социальной коммуникации как содержательный, идеальный, так и формальный, материальный элементы (средства, каналы). Большинство отечественных ученых едины в том, что общение имеет деятельностную природу.

В то же время существуют различные взгляды на соотношение понятий «общение» и «деятельность». Системный анализ деятельности, проведенный М.С. Каганом, позволил ему выделить четыре основных типа деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную. Таким образом, М.С. Каган рассматривает общение как самостоятельный вид деятельности. Л.П. Буева со своей стороны детально анализировала феномен общения и коммуникации (общественных отношений) и сделала вывод, что «общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Общественные отношения при этом составляют содержание процесса (действия объективных общественных законов и отношений), а общение – его индивидуализированные формы». Наиболее широко трактует общение В.М. Соковнин, а именно, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и взаимовлияние.

С точки зрения психологов (Б.Ф. Ломов), общение рассматривается как специфическая система межличностного взаимодействия, не сводимая к деятельности. В свою очередь Г.М. Андреева предложила выделять в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (организация взаимодействия), перцептивную (процесс восприятия друг друга и установление взаимопонимания). Такой подход получил распространение в том числе и за рубежом.

Педагоги А.В. Мудрик, X.Й. Лийметс, А.В. Киричук и другие рассматривают общение как особую категорию отношений человека с миром, а именно субъект-субъектные отношения, в ходе которых осуществляется обмен ценностями.

Профессиональная деятельность каждого человека постоянно ставит его в ситуацию, когда ему приходится выполнять конкретные функции, но одновременно он должен иметь в виду свою вовлеченность в деятельность организации, в которой работает. Это интеллектуальное противоречие разрешается самим работником в процессе формирования профессионального пространства личности. «Обособление, требующее своей противоположности – включения, в свою очередь, порождает специальные механизмы саморегуляции, обеспечивающие это включение». Поэтому самоорганизация профессиональной деятельности предполагает сохранение, упрочение и развитие профессиональной кооперации и коммуникации. «Под профессиональной коммуникацией, – пишут Э.И. Рокицкая и В.А. Минкина, – мы понимаем процесс обмена информацией между специалистами, осуществляемый при ее создании, передаче, получении и использовании как при неформальном межличностном общении, так и по формальным (документальным) каналам». Эти авторы выделяют следующие составляющие профессиональной коммуникации: а) субъекты; б) объекты коммуникации; в) средства передачи информации; г) сферы деятельности, обеспечивающие профессиональную коммуникацию.

Ощущение собственной значимости и необходимости у любого работника возникает только тогда, когда ему становится понятной организационная структура профессиональной деятельности и свое собственное место в этой структуре. Именно социально-ролевые и межличностные отношения, считают специалисты, наиболее устойчивы в коммуникации, поскольку изменяются лишь после освоения новых направлений деятельности. Их стабильность достаточна для того, чтобы регламентировать профессиональное общение, а вариативность достаточна для организации коммуникации применительно к типичным ситуациям.

Поскольку повседневные отношения формируются и поддерживаются под влиянием ценностных ориентации, близости эмоциональных и познавательных интересов, то и ритм повседневного общения зависит от динамики культурных феноменов в данном сообществе. Общение в процессе совместной трудовой деятельности является своеобразной проверкой уровня социализации личности. Каждый человек в контактах с другими людьми придерживается определенной линии поведения, которое определяется, прежде всего, его стремлением поддержать свой престиж в глазах других людей, придать ему статусный характер, т. е. навязать как отношение к себе. Результатом этих процессов становится определенный социально-психологический климат, который может рассматриваться как функциональный вариант группового сознания.

Исторически складывающиеся системы коммуникативных отношений формируются и функционируют на различных уровнях профессионального пространства и выполняют основную задачу – с наибольшей эффективностью обеспечивать информацией каждый структурный элемент или уровень всей системы в целях создания условий ее саморазвития или ее самоорганизации. Недостаточная или неадекватная дальнейшему этапу развития коммуникативная организация общества или группы тормозит ее развитие, подрывает ее жизнеспособность и ее нормальную жизнедеятельность, что в конечном итоге приводит к деградации и дестабилизации системы.

В то время как в прошлом пирамидальная структура казалась единственно приемлемой формой профессиональной организации, сегодня системы тесных и взаимопроникающих человеческих взаимосвязей дополняют, пронизывают и постепенно затмевают бюрократические структуры. Возникает целая теория организации сетевых структур. Можно выделить следующие основные характеристики сетевых структур: а) сегментация; б) децентрализация; в) наличие общих ценностей.

Рассмотрим основные свойства сетевых структур. В таких структурах все состоит из целостных единиц, каждая из которых является частью еще более общего целого. Люди в сетевых связях являются целостными, самообеспечивающимися и автономными единицами.

В то же время каждый индивид является частью системы, целостность которой возникает из совместной деятельности. Относительная независимость вершин сети (называемых голонами) придает сетевым структурам необходимую гибкость и адаптивность. Так же как и иерархические, сетевые структуры характеризуются разными уровнями.

Как минимум таких уровней два: целое и часть. Если сетевая структура состоит из людей, то каждый из них является вершиной другой сетевой структуры. Хотя сетевые структуры имеют разные уровни, они отличаются от иерархических взаимоотношениями между частью и целым. В бюрократических структурах части соединяются путем централизованного контроля и зависимость части от целого максимально увеличена. В сетевых структурах части рассредоточены и соединены между собой гибкими связями. Деятельность таких организационных структур основана на динамичных взаимосвязях между их частями. В идеале в таких структурах могут действовать одновременно и центробежные и центростремительные силы. Для систем с такой структурой характерна мозаичность, т. е. иногда система может казаться огромным скоплением позиций и иметь множество углов зрения, а иногда может выступать как неразличимое целое при наличии консенсуса относительно той или иной идеи.

Управление сетевыми структурами всегда рассредоточено по сети. В идеале все участники системы могут участвовать в управлении. В любой сетевой структуре границы довольно трудно жестко определить, а степень активности составных частей меняется без видимой регулярности, подчиняясь ситуативным факторам. Люди в сетевых структурах являются одновременно и узлами и связующими звеньями сети. По мнению специалистов по системам с сетевыми структурами, ценность индивида и ценность группы в них эквивалентны. Связующей основой сетеобразного сообщества, а профессиональное пространство состоит именно из таких сообществ, являются не внешние объекты, а общие ценности (ценностно-ориентационное единство).

Профессиональная коммуникация, представляя собой сетевую структуру, поддерживается ощущением сотрудничества между равными, самостоятельными и участвующими в принятии решений партнерами. Такое сообщество делает каждого из его участников ответственной, творческой, полной самоуважения личностью. Сам процесс профессиональной коммуникации в таких структурах ведет к личностным изменениям тех, кто в него вовлечен, расширяя профессиональное пространство каждой личности и насыщая профессиональное пространство деятельности в целом.

В иерархически организованной структуре информация как бы спущена сверху, с позиций носителя фундаментальных ценностей коллектива или сообщества. Центр оценки находится вне самого индивида, который тем самым как бы не свободен в своих суждениях, но подчиняется этим традиционно выработанным ценностно-смысловым установкам. Эта структура либо присваивается, интериоризуется индивидом как устойчивый, приемлемый для социума механизм оценивания внешней и внутренней информации, событий и поступков, либо им отвергается, и тогда ценностно-ориентационное единство нарушается.

В сетевой структуре важная и необходимая обществу формация может зарождаться в любой точке коммуникативного универсума. Поэтому разумно предоставить максимальные возможности для ее распространения.

Коммуникация как процесс может быть проанализирована в различных аспектах. Необходимо рассмотреть, какие изменения происходят в процессах, влияющих извне на профессиональную деятельность, культуру и коммуникации. По степени развития внешних процессов можно изучить факторы, доминирующие на данном этапе развития профессиональной культуры и профессиональной коммуникации.

Системы коммуникации, складывающиеся в определенном социально-культурном контексте, детерминированы многими факторами разной степени общности и интенсивности своего воздействия. Это и организация социальных и межличностных отношений, и психологический климат общения, и установочные задачи взаимодействующих сознаний, языково-семиотические формы обеспечения общения, концептуально логические формы и схемы ведения рассуждений. В совокупности эти факторы характеризуют современную социально-коммуникативную ситуацию. Рассмотри её более подробно.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17