Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Коряковцева Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособие

Коряковцева Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособиеКоряковцева Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 128 с.

Книга посвящена изменениям, которые произошли в образовании, в деятельности вузовских библиотек, в сфере чтения в результате информатизации. Предпринятый информационный подход к истории позволил проследить изменения во взаимодействии человека с информацией и средствами доступа к ней на разных этапах развития общества – от устного периода до компьютерного, увидеть изменения в самом человеке.

Структура и содержание разделов помогут читателю увидеть роль библиотек и образования в социализации личности.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, специалистам информационно-библиотечной сферы, сферы образования, а также тем, кого интересует информационный аспект в жизни общества.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1-Я ГЛАВА. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ6
1.1. Вузовские библиотеки и образование в контексте глобализационных и интеграционных процессов6
1.2. Новая парадигма образования12
1.3. Некоторые аспекты государственной образовательной и библиотечной политики на современном этапе19
1.4. Корпоративный фактор как условие позиционирования вузов на рынке образовательных услуг31
2-Я ГЛАВА. БИБЛИОТЕКИ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА37
2.1. Теоретические основы рассмотрения информационно-образовательного пространства вуза37
2.2. Вуз и библиотека с позиции организационного подхода44
2.3. Роль библиотеки в формировании корпоративности вуза53
2.4. Библиотека: механизм взаимодействия в корпоративной информационной системе64
3-Я ГЛАВА. РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ75
3.1. Современные представления о культурном человеке75
3.2. Библиотека и образование как факторы социализации личности78
3.3. Чтение и социализация личности83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ91
ГЛОССАРИЙ93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ98
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года (проект)108
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Гессен А.И. Фрагмент из книги «Основы педагогики, введение в прикладную философию»124

3.2. Библиотека и образование как факторы социализации личности

При формировании модели культурного человека нельзя не учитывать такой важный фактор, как социализация, которая понимается П. Бергером и Т. Лукманом как социальное конструирование реальности, а биография индивида представляется как последовательная смена жизненных фаз, каждая из которых имеет разное значение в процессе социализации.

Данный подход выделяет две основные формы социализации – первичную и вторичную. Решающее значение для судьбы индивида и общества имеет первичная социализация, происходящая в семье и ближайшем кругу родственников. «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации». Аналогичную точку зрения высказывает и американский профессор Хирш: «Если школа дает только навыки, то лишь семья сможет заложить у ребенка культурный фундамент»1. Бесспорно, что форма первичной социализации обладает огромным потенциалом для привития детям интереса к чтению и потребности в чтении в самом начале, когда ребенок сам не умеет читать. Известны случаи, когда сформированный у ребенка интерес к книгам был настолько прочен и устойчив, что, увидев на экране интересные сюжеты, он задавал взрослым вопрос: «А есть ли книга про это?» Таким образом, роль семьи как основной формы первичной социализации трудно переоценить: «...семья остается сегодня основным институтом первичной социализации, хотя при этом она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации как института вторичной социализации».

Другой вид социализации обеспечивают многочисленные социальные институты, в том числе школа, библиотека, образование. Они выступают как институциональные механизмы. Обеспечивая социализацию личности, они вместе с тем формируют и личностное информационное пространство, и информационное пространство социума, поскольку «информационное пространство достаточно высокого уровня создается взаимодействием людей знающих, интеллектуально развитых и духовно богатых, а систематическое знание уже давно связано в обществе с образованием». В свою очередь, развитое информационное пространство является важным фактором прогресса и образования.

Социализация через образование есть следствие приобретаемых знаний, опыта, определенных норм, межличностной коммуникации. В процессе межличностной коммуникации происходит взаимодействие человека со значимыми для него лицами. «Образование – феномен многогранный и объединяет такие плоскости и срезы, как цель и средства ее достижения, процесс и его результат, самостоятельная социальная ценность и предпосылка (условие) определенной деятельности, особый институт общества и сфера его жизни, полиструктурная система с достаточно сложными функциями...».

Среди отечественных концепций начала XX века, которые еще в начале XX столетия дали ответ на вопрос о том, что такое образование, вновь назовем концепцию С.И. Гессена. В ней отразились взгляды ученого о целях культуры и образования, их соответствии друг другу: «Сколько культурных ценностей, столько и видов образования... По отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание... Образование по существу своему не может быть никогда завершено... Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям...». Большое внимание ученый уделял вопросам самообразования и институтам вторичной социализации: «Дать сколько-нибудь полную теорию средств самообразования невозможно. Однако на некоторых из них, развившихся к нашему времени в обширные самостоятельные учреждения, следует остановиться подробнее. Таковыми в особенной степени являются в настоящее время библиотеки, музеи, высшие учебные заведения, журналы, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах – эти духовные пути сообщения, облегчающие современному человеку его образовательное странствие»2. (Полный текст СИ. Гессена о средствах самообразования как путях духовного сообщения см. в Приложении 2.)

Данные положения очень актуальны и в начале XXI века – в период перехода от постиндустриального общества к информационному и возрастающей роли информационного образования. Во-первых, в них отражена идея непрерывного образования. Во-вторых, они позволяют теоретически обосновать необходимость информационного образования.

В основе информационного образования лежит понимание того, что информация (в каком бы виде она ни существовала) – главный ресурс человеческого общества, который необходим для прогресса и общекультурного роста, а умение добывать ее, обрабатывать, применять, интерпретировать – составные компоненты информационной культуры. Можно утверждать, что информационное образование (в соответствии с положением С.И. Гессена о том, что деление культуры определяет и деление образования на его виды) является составной частью культуры индивида наряду с образованием эстетическим, экономическим, художественным.

«За всем многообразием аспектов образования просматривается его генетическая связь с очень широким понятием, к которому оно восходит, – с обучением... В контексте информационной проблематики обучение – это типичный информационный процесс».

Обучение связано с таким важным социокультурным феноменом, как воспитание (то есть выработка у человека определенных личностных качеств). Если обучение направлено на формирование конкретных знаний и навыков в разных сферах, то воспитание призвано обеспечить развитие определяющих, кардинальных черт личности.

Какие же критерии можно выделить в качестве показателей социализации? Специалисты называют таковыми «сформированные у человека поведенческие модели, включающие основные элементы институциональных требований и предписаний... способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей». Условно выделяются три группы задач, решаемых социализацией: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. В рамках образовательного пространства решаются социально-культурные и социально-психологические задачи. Социально-культурные – это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи. Они специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме. Эти задачи определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека и предполагают приобщенность к определенному уровню культуры, владение некоторой суммой знаний, умений, навыков, а также определенный уровень сформированности мировоззрения. Таким образом, личностное информационное пространство, формируемое под влиянием образования, – это культурное пространство человека, позволяющее ему выйти в другие пространства.

По мнению ученых, роль семьи и ближайшего родственного окружения постоянно меняется в разных странах и в разных ситуациях. Это касается не только первичной социализации: эволюционирует и роль вторичной социализации. Например, главнейший институт вторичной социализации – образование – тоже в наше время начинает терять свои позиции и влияние в определенных аспектах. Почему? Это связано с НТР, с возникновением и установлением новых форм

обмена информацией и массовой коммуникации. Их еще по привычке относят к средствам вторичной социализации, но на самом деле это не совсем так. Потому что у них есть то, чем раньше была наделена семья, но обделены формы вторичной социализации, – возможность эмоционального воздействия.

В новой информационно-технологической ситуации неизбежно усиление роли вторичной формы социализации, осуществляемой через такой социальный институт, как библиотека («третий мир»3, мир мышления, мир объективных знаний). Социализирующая роль библиотеки обусловлена ее традиционными культурологическими функциями хранения и трансляции, которые предоставляют большие возможности для вхождения в культуру, ориентации в ней, осуществления выбора. Сложная информационная среда библиотеки, отражая накопленный опыт, который закреплен в текстах, с одной стороны, способствует самоопределению личности, с другой – является средством формирования информационной культуры пользователей, без которой невозможно вхождение в общую культуру. Таким образом, библиотека и образование имеют общую цель – способствуют социализации личности. Достижение этой цели невозможно без интеграции библиотеки и образования. Попытки наметить пути интеграции предприняты в ряде работ. Интеграция возможна по следующим направлениям: создание общего информационного пространства в вузе, в школе, неотъемлемой частью которого будет информационная среда библиотеки; «экспансия» библиотеки на учебный процесс с целью формирования информационной культуры пользователей. Такой подход предполагает «гармонизацию взаимодействия социальных институтов. Все участники этого процесса должны иметь высокий уровень собственного информационного развития в целом и читательского в частности. От них требуется и определенная профессионализация в передаче опыта информационной деятельности, в формировании информационной культуры»4.

Современная вузовская библиотека – это не просто информационный, а информационно-образовательный центр. В настоящее время, например, достаточно детально разработана концепция вузовской библиотеки как учреждения двух социальных институтов – образования и библиотечного дела. Изучение просветительской функции библиотек, анализ трансформации их роли – от хранилища к образовательному учреждению, рассмотрение библиотеки как педагогической системы предприняты в целом ряде работ.

Без актуализации образовательной функции библиотек невозможно их позиционирование в информационном обществе. Прежнее отношение к библиотекам как образовательным учреждениям основывалось на обозначении их роли как просветительских учреждений, в которых образовательную функцию выполнял целый ряд элементов информационной среды – книга, каталог, информационно-поисковые языки, книжные выставки и т.д. В современных библиотеках эту роль играют новые средства доступа к информации (например, электронный каталог), новые способы коммуникации (электронная почта), новые формы бытования информации (электронные тексты).

Образовательная деятельность библиотеки (вузовской) реализуется не только через формирование соответствующей информационно-культурной среды, но и через непосредственное участие библиотек в учебном процессе путем передачи техник информационно-библиотечной работы.

Отметим, что в библиотечном деле, как и во всякой другой деятельности, исторически сложились собственные техники работы, которые закрепились в качестве образцов и стандартов, правил, алгоритмов, способов, методов и которыми владеют не только специалисты информационной сферы. В последнее время стало привычным использование некоторых определений и понятий профессиональной библиотечной сферы в тех случаях, когда речь идет о работе в сети Интернет. Сеть Интернет с момента возникновения сразу заявила о себе как о культурном феномене, переняв у библиотечной деятельности многие сложившиеся техники работы, а такие дефиниции, как «индекс», «ключевые слова», «каталоги», «ссылки», «рубрики», «запрос», «релевантность», «электронные каталоги» и т.д., употребляются для обозначения поисковых инструментов и компонентов не только информационной библиотечной среды, но и Всемирной паутины. Как правило, за ними стоят сложные технологические процессы. И информационная среда библиотеки, и информационное пространство Интернета, несомненно, являются инструментами поддержки и развития чтения. Сравнительный анализ отличий и сходства информационной среды библиотеки и информационного пространства Интернета можно использовать как важный метод при информационном обучении пользователей. Особенность информационного обучения через библиотеку состоит в том, что в процессе этого обучения происходит передача техник с профессионального на непрофессиональный уровень. Умение квалифицированно работать с информацией является не только прерогативой специалистов информационной сферы. Найти нужную информацию, проанализировать, обработать, использовать для получения нового знания и опубликовать свои результаты в виде сайта в Интернете – все это свидетельствует об информационной социализации личности. По мнению специалистов, библиотечная наука, образование и практика доказали, что проблема информационной социализации реально решаема, причем достаточно эффективно.


  1. Цит. по: Аксенова, Ю.А. Культурная грамотность глазами американского профессора//Педагогика. 1995. №4. С. 121.
  2. Гессен, А.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. С. 217.
  3. В своей известной работе «Познание без познающего субъекта» К. Поппер выдвинул концепцию трех основных миров, с которыми сталкивается действующий человек. Один из них – объективный мир, мир природы, второй – мир субъективных процессов, мир мышления. Третий мир возникает в результате деятельности второго. Он представляет собой мир объективных знаний. Эти знания зафиксированы в форме, доступной для восприятия другими субъектами. Самым наглядным образом такого мира является библиотека.
  4. Бородина, В.А. Информационная социализация – путь к всеобщей доступности информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2004/s1/s1_p5.htm.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17