Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Успех библиотечного маркетинга: внедряем новые проекты

Успех библиотечного маркетинга: внедряем новые проектыУспех библиотечного маркетинга: внедряем новые проекты / Российская гос. б-ка : [авт.-сост. Л. Н. Зайцева]. – М.: Пашков дом, 2015. –105 с. – (Библиотека библиотекаря).

Сборник содержит инновационные проекты библиотек-участников ежегодного конкурса ИФЛА па получение международной премии в области библиотечного маркетинга. На протяжении 13 лет конкурс неизменно ставит перед собой задачи стимулировать появление новых идей, предоставить библиотекам возможность обмениваться успешным опытом. География участников довольно обширна, а их активность с каждым годом увеличивается, причем принимают участие библиотеки самых разных видов и типов: публичные, вузовские, сельские, детские.

Приложение книги содержит всю необходимую информацию для будущих участников, включая анкету заявки и глоссарий, а также состав жюри и список всех победителей.

Оглавление

Мировые тренды библиотечного маркетинга6
Говорящие учебники15
Читает всё село! 27
Чтение – полезная привычка43
Вокруг света за сорок недель51
Оперативно и доступно57
Библиотека – пространство креатива65
Двери в Россию открываются в библиотеке75
Научная библиотека в социальных сетях81
Образование без границ87
Приложение
Поздравления92
Победители прошлых лет94
Состав жюри95
Форма заявки на участие в конкурсе97
Глоссарий100
Где узнать? 104
Призыв к участию в предстоящих конкурсах ИФЛА105

Мировые тренды библиотечного маркетинга

Маркетинг вошел в орбиту профессиональных интересов мирового библиотечно-информационного сообщества более 15 лет назад, с образованием в ИФЛА специальной Секции по менеджменту и маркетингу. Одним из наиболее интересных инновационных предложений Секции на рубеже тысячелетий стало учреждение международного конкурса, направленного на выявление, признание и продвижение лучших маркетинговых проектов, реализованных в библиотеках1.

Впервые объявленный в 2001 г. конкурс ИФЛА на получение Международной премии в области маркетинга проходит уже в 12-й раз2. Его цели и задачи неизменны: каждый год выявлять и премировать лучший в мире проект в сфере библиотечного маркетинга: поощрять и стимулировать развитие маркетинга в библиотеках; предоставлять библиотекам возможность обмениваться успешным опытом маркетинговой деятельности. Спонсорская поддержка позволяет победителям конкурса получить награду и быть представленными мировому сообществу «вживую». В последние годы генеральным спонсором награды ИФЛА является компания Emerald Group Publishing Ltd. В роли информационных партнеров конкурса выступают международные и национальные профессиональные организации и объединения. В России это Русскоязычный центр ИФЛА, действующий при Российской государственной библиотеке3. Российская библиотечная ассоциация, профессиональные периодические издания и др. Поступающие на конкурс заявки рассматривает и оценивает международное жюри из числа членов постоянного комитета 34 Секции ИФЛА.

Конкурс ИФЛА на получение Международной премии в области библиотечного маркетинга

  • Инициирован 34 Секцией ИФЛА по менеджменту и маркетингу в 2001 году
  • Проводится с 2002 года (год 75-летия ИФЛА)
  • Главный приз: $2000 США + участие в ежегодной Генеральной конференции ИФЛА

Количество и география участников международного конкурса маркетинговых проектов динамично меняются: в 2012 г. на конкурс ИФЛА поступило 38 заявок из 19 стран, в 2013 г.-20 заявок из 12 стран, в 2014 г. – 31 заявка из 16 стран мира. На участие в конкурсе подают заявки библиотеки самых разных типов и видов: публичные и специальные, школьные и вузовские, детские, сельские и городские, региональные и национальные и др.

Проекты-лауреаты международных конкурсов ИФЛА на получение награды в области библиотечного маркетинга отражают тенденции успешной деятельности по следующим направлениям: международные библиотечные ресурсы; электронные ресурсы библиотек (электронные журналы, издательские базы данных учреждений-репозитариев и др.): киберпространство библиотек; сетевые ресурсы и ресурсы Библиотеки 2.0; распространение информационной грамотности через библиотеки; новая продукция и услуги библиотек.

Любая библиотека мира, агентство или ассоциация, которые содействуют развитию библиотечного обслуживания, успешно реализуют творческие маркетинговые проекты, ориентированные на результат, могут участвовать в этом конкурсе, заполнив конкурсную заявку. Формы заявок и условия участия размещены на официальном сайте ИФЛА, на русском языке – на сайте Российской государственной библиотеки, а также на официальном сайте Российской библиотечной ассоциации.

Цели и задачи конкурса ИФЛА на получение Международной премии в области маркетинга

  • Каждый год выявлять и премировать лучший в мире проект в сфере библиотечного маркетинга;
  • Поощрять маркетинг в библиотеках и стимулировать его развитие;
  • Предоставить библиотекам возможность обмениваться успешным опытом в области маркетинга.

В состав международного жюри входят члены постоянного комитета Секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу: Людмила Зайцева / Ludmila Zaytseva (Россия) – председатель жюри; Нэнси Е. Гвин / Nancy Е. Gwinn (США); Надя Тиммар / Nadia Temmar (Алжир); Антония Арахова / Antonia Arahova (Греция); Сильвер Мерсье / Silvere Mercier (Франция); Грейс Coy / Grace Saw (Австралия); Рут Орнхолт / Ruth Ornholt (Норвегия) и почетный член 34 Секции ИФЛА д-р Кристи Кунц / Cristie Koontz (США) – научный консультант конкурса.

Конкурсные проекты оцениваются по целому ряду критериев, и предпочтение отдается тем проектам, которые наилучшим образом отражают следующие позиции:

  • Стратегический подход к маркетингу, обозначенный в общих чертах на этапах исследования и планирования представленного проекта;
  • Креативность и инновационность, оригинальность решений маркетинговых задач;
  • Возможность повышения социальной значимости и востребованности библиотек, независимо от их типа или количества используемых ресурсов;
  • Эффективность, подтвержденная объективными показателями и дополнительными данными оценки деятельности;
  • Намерение развивать маркетинговую деятельность.

В 2012-2014 гг. в конкурсах ИФЛА на получение Международной премии в области библиотечного маркетинга победителями были признаны и завоевали:

2012

3-е место – проект «Читает всё село» библиотеки села Костенеево (Елабужский район, Республика Татарстан, Российская Федерация) 4, которым были охвачены все возрастные группы пользователей.

2-е место – проект «Твоя библиотека» университетской библиотеки Ватерлоо5 (Онтарио, Канада), выпустившей серию модных молодежных значков с символикой библиотек кампуса, по одному вручаемых посетителям читальных залов. Чтобы собрать полную коллекцию, студенты должны побывать в разных залах библиотеки.

1-е место – проект «Влюбиться в библиотеке» библиотеки Университета Цинхуа6 (Пекин, Китай), демонстрирующий информационные ресурсы и услуги библиотеки посредством романтичных жанровых видеороликов.

2013

3-е место – проект «Библиотечные новости» Хакасской республиканской детской библиотеки (Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация). Девиз проекта «Чтение – полезная привычка!» красной нитью проходит через цикл видеороликов7, подготовленных и объединенных общей идеей продвижения книги и чтения как здорового образа жизни среди детей и подростков.

2-е место – проект ребрендинговой кампании Саскатунской публичной библиотеки (Канада), включающий создание нового логотипа «Коллекции. Контакты», который отражает стремление библиотеки установить более тесные связи с сообществом, существующими и потенциальными пользователями, а также дарителями.

1-е место – проект «Говорящие учебники» научной библиотеки Тартуского университета (Эстония)8, который направлен на удовлетворение библиотечно-информационных потребностей студентов с ограниченными возможностями по зрению, испытывающих трудности в учебе и подготовке к экзаменам.

2014

3-е место – два проекта:

  • «Библиотечная неделя для научных работников» информационной службы Университетской библиотеки в Стелленбоше (ЮАР), в рамках которого проводятся мероприятия в помощь людям, занимающимся наукой.
  • «Четыре шага к информационной грамотности для сингапурцев» Национального библиотечного Совета Сингапура, использующий широкий спектр современных маркетинговых инструментов и направленный на формирование новых навыков и мышления, необходимых для работы с потоками информации, «кибер-этики», гражданской позиции в оценке и использовании цифровых СМИ разными группами пользователей, особенно молодежью.

2-е место – проект «В режиме ожидания... Стоит посмотреть!» научной медицинской библиотеки (Реджайна, Канада), состоящий из трех видеороликов9, остроумно популяризирующих библиотечно-информационные ресурсы.

1-е место – проект «Библиотека в трамвае – Трамвай в библиотеку» Публичной библиотеки в Брно (Чешская Республика), представляющий собой эффектную акцию10 продвижения библиотечных услуг и привлечения пользователей в библиотеку.

Результаты международных конкурсов ИФЛА показывают, как во всем мире библиотеки ищут, находят, апробируют и внедряют новые формы маркетинговой деятельности. Сегодня очевидна нацеленность библиотек на содействие повышению информационной грамотности различных групп пользователей, создание наилучших условий и возможностей для удовлетворения индивидуальных информационных и коммуникативных потребностей каждого пользователя.

Активность участников конкурса ИФЛА

Наибольшее количество заявок поступает из России, Канады, Австралии, США, Испании и Индии. Эти шесть стран составляют более половины (54,3 %) от общего объема заявок. Основное количество заявок поступает из публичных библиотек. Академические и вузовские библиотеки составляют существенную группу претендентов. Встречаются заявки специальных библиотек, реже – библиотечных объединений. Самая малочисленная группа – школьные библиотеки.

Л.Н. Зайцева,
председатель жюри 12-го конкурса ИФЛА на получение Международной премии в области маркетинга


  1. Savard, Rejean. Brief history' of the IFLA management and marketing section (1995-2003) and review of its activities. Marketing library and information services: International perspectives, sous la dir. de D. К. Gupta et al, 177-182 Munich : KG Saur.
  2. URL: http://www.ifla.org/node/6922/.
  3. URL: http://www.rsl.ru/ru/s6/s373/s3734400/s37344004401/.
  4. URL: http://kosteneevobiblioteka.fo.ru/.
  5. URL: http://www.lib.uwaterloo.ca/.
  6. URL: http://eng.lib.tsinghua.edu.cn/.
  7. URL: https://www.youtube.com/watch?v=aVN07R10moc.
  8. URL: http://www.utlib.ee/index.php?chlang=eng/.
  9. URL: https://www.youtube.com/user/RQHRLibrary.
  10. URL: http://www.youtube.com/watch?v=FtMVHVRhEwE/.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–16