Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Библиотечное дело мира: сборник аналитических и справочных материалов

Библиотечное дело мира: сборник аналитических и справочных материаловБиблиотечное дело мира: сб. аналитических и справ. материалов / Российская гос. б-ка, Отд. зарубежного библиотековедения и международных библ. связей, Сектор анализа и обобщения информ. по зарубежному библ. делу и библиографии; [сост. В. В. Качалина]. – М.: Пашков дом, 2010. – 176 с.

Сборник составлен из аналитических обзоров, фактографических и аналитических справок, рефератов отдельных статей по проблемам зарубежного законодательства в сфере авторского права и смежных прав; инновационных технологий: интегрированного поиска, постоянных идентификаторов, открытого доступа к научной информации в электронной среде; библиотечного персонала; проектирования и дизайна библиотечных зданий и др. Вошедшие в сборник материалы хронологически охватывают период с 1995 по 2009 г.

Книга может быть рекомендована теоретикам и практикам библиотечного дела, преподавателям и студентам университетов и академий культуры, библиотечных факультетов других вузов.


Содержание

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ3
ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Багрова И. Ю. Ограничения и исключения из авторского права и смежных прав: зарубежное законодательство, проблемы и библиотечная практика. Аналитический обзор по материалам отечественной и зарубежной англоязычной печати 1995–2008 гг5
Самодова Ю. В. Правовые ограничения на фото- и цифровое копирование материалов в национальных библиотеках мира: теория и практика. Сводный реферат по материалам Интернета46
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Самодова Ю. В. Интегрированный поиск. Сводный реферат по материалам Интернета52
Хильзе X, Коте И. Внедрение постоянных идентификаторов: обзор идей, принципов и рекомендаций. Реферат63
Самодова Ю.В. Открытый доступ к научной информации в электронной среде. Аналитическая справка по англоязычным источникам по состоянию на 2009 г72
Нильсен Х.Й., Хуммелъсхой М. Что библиотекарям нужно знать: мгновенные сообщения и чат как справочные услуги в публичных библиотеках. Реферат105
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПЕРСОНАЛ
Багрова И.Ю. Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы. Аналитический обзор отечественной и зарубежной англоязычной литературы 2006–2008 гг124
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ЗДАНИЯ
Багрова И. Ю. Проектирование и дизайн библиотечных зданий в условиях электронной революции: концепции и практика. Аналитический обзор по материалам англоязычной печати 1999–2007 гг.154
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Багрова И. Ю. Взгляд с высоты «птичьего полёта»: главные проблемы теории и практики зарубежного библиотечного дела в конце XX–начале XXI в. Справка на основе контент-анализа зарубежных и отечественных публикаций162
Список сокращений167

Багрова И.Ю. Библиотечно-информационная профессия за рубежом: современное состояние, проблемы, перспективы
Аналитический обзор отечественной и зарубежной англоязычной литературы 2006–2008 гг.

1. Перемены в профессии в условиях электронной революции

Стремительное вторжение в библиотечное дело новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к кардинальным переменам в профессии: трансформируется роль библиотекаря, который из информационного посредника становится скорее «навигатором знаний», содействующим образованию и исследованиям; внедряются новые методы и формы библиотечно-информационного обслуживания, растут требования к подготовке библиотекарей.

В последнем десятилетии главными факторами, влияющими на библиотеки, стали вызовы, связанные с пользователями, и перемены в природе процесса научных коммуникаций.

Изменяются возраст пользователей, их социально-экономический статус и знания в области информационных технологий. Новое поколение молодёжи М. Пренски (США) называет «врождённым поколением цифрового мира» («digital native generation»). Задача библиотеки состоит в том, чтобы понимать ожидания и потребности, как молодёжи, так и представителей других поколений, «двигаться вперёд вместе с ними», непрерывно меняясь и адаптируясь.

Огромные вызовы для библиотек возникли в связи с изменениями в научных коммуникациях: если раньше этот процесс начинался и заканчивался в библиотеке, то ныне появились опции, включая электронные исследования, киберинфраструктуру, электронное сотрудничество. Будущее научных публикаций, отмечает В. Вильямсон (Канада), ограничено только «нашим воображением и способностью охватить новые технологии и методики».

Л. О'Брайен считает, что именно библиотекари, а не профессионалы информационных технологий, должны управлять новой киберинфраструктурой. Если библиотеки не ответят эффективно на изменения в окружающей среде, они могут попросту исчезнуть.

Зарубежные специалисты всё чаще говорят о преобразовании библиотечной профессии в «киберпрофессию» (cyberprofession). В литературе появляются такие термины как «кибербиблиотекари» (cybrarians), «кибернавты» (cybernauts), «интернавты» (internauts).

Библиотекари, изменив и модернизировав свою деятельность, становятся в большей степени информационными специалистами. Соответственно в литературе употребляются термины «менеджер знаний», «менеджер контента», «координатор электронных ресурсов», «специалист интерфейса» и другие, которые предлагаются взамен термина «библиотекарь». Даже слово «библиотека» заменяется «более динамичными и современными терминами»: «медиатека» или «инфотека». В Великобритании популярным стал термин «хранилище идей». Соблазну обновления поддалась даже Библиотечная ассоциация в Лондоне – теперь она носит наименование «Дипломированный институт библиотечных и информационных специалистов» (Chartered Institute of Library and Information Professionals, CILIP). Всё это проходит под знаком «борьбы со стереотипом».

Эту тенденцию одобряют не все: так, С. Стори (Гонконг) обвиняет библиотекарей в том, что они слишком быстро приняли новые термины, импортированные из другой профессии, расставшись со своими проверенными временем традиционными терминами. Нет профессий, которые бы так охотно меняли свою терминологию. Например, врачи же не стали «менеджерами телесной системы». Отказываясь от названия своей профессии, библиотекари совершают профессиональное самоубийство. Следует бороться с «ползучей болезнью неофилии» – любви к новому просто потому, что оно – новое, – считает Стори.

В современных условиях библиотечным и информационным профессионалам следует «вновь обрести себя». Для этого, по мнению Д. Хэйи (Великобритания), они должны непрерывно учиться, активнее накапливать опыт, позитивно относиться к переменам – видеть их светлую сторону и учиться новому; постоянно адаптироваться к электронной среде, эволюционировать в соответствии с её требованиями.

С. Хэторн следующим образом кратко сформулировал суть процесса радикальных перемен роли, парадигмы и культуры библиотекарей: «Библиотекарь умер, да здравствует библиотекарь».

Интернет открыл широкую возможность быстрого и простого получения релевантной информации. Доброжелательные к пользователю онлайновые системы дают ему возможность непосредственного доступа к информации, минуя библиотекаря. Однако цифровая информационная среда чрезвычайно велика по объёму и сложна: ресурсы Интернета плохо организованы, им недостаёт надёжности и стабильности, свойственных традиционным ресурсам. Поиск в Интернете, говорит М. Стоувер (США), подобен поиску крупинок золота в куче мусора. Поэтому пользователям не обойтись без помощи библиотекарей: некоторые учёные считают, что они и впредь останутся посредниками между конечным пользователем и информационными ресурсами. Задача библиотекарей, находясь «в сердце информационного потока», уметь взять за руку того, кто ищет информацию, и помочь ему найти, оценить и получить нужные материалы.

Какие специалисты нужны библиотекам в настоящее время?

В библиотечных процессах сокращается ручной труд, который могут выполнять вспомогательные работники; возрастает потребность в знаниях в области ИКТ, управления лицензиями, авторского права.

Очевидно, что помимо традиционных знаний книги и библиотечного дела библиотекари должны отвечать и новым требованиям. В этих условиях нужно понять, – подчеркивает Н. Дэвенпорт (США), что вся профессия должна быть открытой для приглашения коллег с другими знаниями. Это и происходит на деле в западных библиотеках, где наблюдается рост числа специалистов с небиблиотечным образованием.

Особое место занимает вопрос о роли в библиотеке специалистов-отраслевиков. Они необходимы для отбора и классификации книг, помощи пользователям в сложных разысканиях. Однако ситуация меняется: в отборе и классификации активно используются онлайновые базы данных, национальные библиографии, реферативные источники. В справочном обслуживании наблюдается тенденция к переходу от сложных отраслевых запросов к более простым общим практическим запросам. Пользователи всё успешнее ведут поиск информации в вебе самостоятельно. Растёт число междисциплинарных исследований. Кроме того, библиотеки, ввиду финансовых трудностей не могут иметь высокооплачиваемых специалистов по всем отраслям знаний , да и тот факт, что отраслевики по своему статусу стоят выше других сотрудников, осложняет отношения в коллективе. Поэтому, считает М. Котта-Шёнберг (Дания), потребность библиотек в специалистах-отраслевиках сокращается. Будущее видится в переходе от отраслевиков к информационным специалистам. Желательно приглашать гибридных специалистов, т. е. сотрудников с комбинированным образованием – в области библиотечно-информационной науки или ИКТ плюс какое-либо отраслевое образование. Наилучшим вариантом является широкая междисциплинарная подготовка.

С. Корралл и А. Брюэртон (Великобритания) предложили в 1999 г. следующую модель компетентности библиотекаря:

1. Общие личные умения в области коммуникаций, решения проблем и др.

2. Профессиональные умения в области развития и менеджмента фондов, организации знаний и др.

3. Умения в области информационных технологий.

4. Умения в сфере бизнеса и менеджмента (финансирования, затрат, маркетинга и др.).

5. Знания организационные и отраслевые.

6. Личное трудовое поведение – ориентация на достижения, лидерство и инициатива, видение стратегических перспектив.

2. Управление знаниями и библиотечно-информационная деятельность

Появление концепции управления знаниями (knowledge management, КМ) породило споры о соотношении КМ и библиотечно-информационной деятельности (Library Information Science, LIS). Консенсус в этом вопросе пока не достигнут. Нет единого мнения относительно определения КМ: по мнению некоторых специалистов, «КМ охватывает концепции, методы и технологии, нацеленные на повышение эффективности создания, обогащения, использования и взаимоиспользования знаний»; другие определяют КМ как «способность и процесс создания, сбора, выявления ценности информации, которая, будучи распространяемой, используемой и понятой, ведёт к знанию и развитию».

Проведённое международное обследование выявило различные мнения LIS специалистов о КМ: КМ – ещё одна «причуда менеджмента»; КМ – новый термин для того, что всегда делали информационные профессионалы; КМ может помочь сделать библиотеки более релевантными в отношении организации, в состав которой они входят, и пользователей; помочь информационным профессионалам в приобретении новых навыков.

Обследование недостаточно репрезентативно, т. к. опирается в основном на ответы сравнительно небольшой группы стран (Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании, Канады и ЮАР). Тем не менее, оно дало основания для следующих главных выводов:

– интерес к КМ среди LIS специалистов растёт;

– последние могут и должны участвовать в КМ, используя свои навыки информационного менеджмента;

– LIS специалистам участие в КМ сулит выгоды, включая карьерное продвижение и укрепление их статуса;

– КМ открывает потенциальные возможности для развития библиотек и самой LIS профессии.

3. Старение библиотечных кадров

Один из вопросов, который тревожит западных библиотекарей, – быстрое старение кадров. Так, Бюро трудовой статистики США в 1988 г. поместило библиотечную профессию на седьмое место среди профессий с самым большим процентом сотрудников в возрасте 45 лет и старше; 46,4% библиотекарей могут уйти на пенсию в 1998–2008 гг. Таким образом, в США возникает необходимость замены 50 тыс. библиотекарей.

Среди профессионалов и парапрофессионалов в библиотеках Канады четвёртая часть имеет возраст более 55 лет (что вдвое больше, чем в целом в трудовых ресурсах страны), в результате в ближайшие 10 лет они уйдут на пенсию.

Австралийская библиотечная ассоциация в обзоре рынка труда в библиотечном деле в 2006 г. сообщила, что возраст 60% библиотекарей страны – 45 лет и старше; только 14% – в возрасте до 35 лет; средний возраст составляет 46 лет. Число библиотекарей, уходящих на пенсию, много выше, чем приток новичков в профессию.

Уходящие на пенсию библиотекари уносят с собой знания, умения и опыт, накопленный годами. Библиотеки, считает В. Вильямсон (Канада), должны определить, насколько серьёзными будут эти потери и как их смягчить. Очень важно планировать замену уходящих на пенсию, обучение сотрудников с целью передачи старшими коллегами важных знаний и навыков.

4. Психологические аспекты управления библиотечными кадрами

Психологические характеристики библиотечных работников по возрастным группам

В управлении библиотечными кадрами западные специалисты, в первую очередь американские, опираются на определения и характеристики трудовых ресурсов по возрастным группам. Классическим исследованием в этой области является работа В. Страусса и Н. Хоу «Поколения: история будущего Америки, 1584–2069 гг.», изданная в 1991 г.1

В литературе отмечается, что в настоящее время на рабочих местах, в частности, в библиотеках, встречаются четыре поколения: ветераны или «молчаливое поколение» (Silent generation), родившиеся в 1922–1945 гг.; люди, родившиеся в первые десятилетия после Второй мировой войны в 1946–1964 гг. в период бума рождаемости (Baby boomers); поколение Икс (Generation X) – люди, появившиеся на свет в 1961–1981 гг.; поколение Игрек (Generation Y) или «тысячелетники» («millenials»), родившиеся в 1982–2002 гг.2.

У каждой из этих возрастных групп своя психология, свои взгляды и мотивация, порождённые условиями, в которых они выросли. Это нужно учитывать в обучении и менеджменте, однако не следует противопоставлять поколения по этому признаку, чтобы не восстанавливать их друг против друга.

Ветеранов в библиотеках с каждым годом становится всё меньше. «Ваbу boomers» озабочены, главным образом, своим финансовым положением и безопасностью.

Поколения Икс и Игрек росли в обстановке сравнительного изобилия и комфорта; их главной мотивацией является удовлетворённость работой.

Библиотекари поколения Икс в настоящее время уже являются или готовятся стать лидерами и менеджерами, внося в библиотечное дело новые методы управления и, одновременно, «огромный потенциал успеха и конфликтов», – отмечает П. Мосли (США). Тот же автор следующим образом характеризует представителей поколения Икс: они отличаются тенденцией к независимости и самостоятельности; думают о путях решения проблем и часто спрашивают «почему»? Они работают лучше, когда перед ними ставят цель и определяют срок её достижения, но разрешают свободу в выполнении. Поколение Икс великолепно владеет компьютером, рассматривает технологию как рутинное орудие; обладает уникальной способностью концентрироваться на самой важной задаче, нередко работая рывками; плохо переносит ненужный бюрократизм и лицемерие. Молодые менеджеры поколения Икс очень терпимы к семейным проблемам своих подчинённых, к гибкому графику их работы. Считают себя и подчинённых единой командой и часто придерживаются свободного стиля межличностного общения.

Поколение Икс мыслит категориями быстрого успеха и готово без колебаний перейти в другое учреждение.

Библиотека будущего под управлением представителей поколения Икс будет, по мнению П. Мосли, отличаться следующими чертами: поддержкой индивидуальной инициативы и опоры на собственные силы; минимумом официальных заседаний и активизацией деятельности небольших рабочих групп; структурой, скорее, не иерархической, а горизонтальной, где различные лица отвечают за определённые проекты или функции; большей гибкостью индивидуальных графиков, расширением работы на дому. Корпус менеджеров станет более многочисленным, с периодической ротацией ролей.

В обучении менеджеров поколения Икс важно учитывать, что при излишнем нажиме они теряют уверенность в себе, а при недостаточном – могут наделать ошибок, запутаться и решить уйти.

П.-Л. Сэнделл и С. Викери (Австралия) находят сходные черты в поколении Игрек: его представителей не случайно называют «поколением почему», т. к. они не боятся открыто спрашивать о сути решений, от кого бы они ни исходили. Они независимы в своих суждениях, уверены в себе, амбициозны и ожидают немедленного поощрения. Специфические характеристики поколения Игрек требуют от их руководителей доверия путём выдвижения на более высокие должности и предоставления им того способа трудовой деятельности, который они выбирают (командой в библиотеке или на дому). Их следует привлекать к принятию решений, в то же время перенаправляя инициативу в нужное русло и очерчивая их ответственность.

Они отзывчивы на инструктаж и наставничество скорее, чем на директивный стиль. Их желательно обучать публичным выступлениям, бизнес-этикету, решению конфликтов, умению вести переговоры и устанавливать связи. В поколении Игрек, считают австралийские учёные, заложены огромные возможности; при умелом руководстве оно может добиться многого.

Стрессы библиотекарей3

В англоязычной профессиональной литературе отражается забота о психологическом состоянии библиотекарей, в частности, изучаются стрессы, которым подвергаются библиотекари на своём рабочем месте.

В ходе конференции Британского психологического общества в 2006 г. был сделан с первого взгляда неожиданный вывод о том, что библиотекарь в своей профессии подвержен большему стрессу, чем пожарный или водитель, превышающий скоростной режим. Библиотекари жалуются на однообразие в работе, скуку, невозможность полностью проявить себя, продвинуться по карьерной лестнице, на усталость от физической среды – нахождения весь день среди книжных полок.

Руководители библиотек нередко сосредотачиваются на удовлетворённости читателей обслуживанием и меньше думают о сотрудниках. Между тем, если не поддержать библиотекарей, находящихся в стрессовом состоянии, снижается производительность их труда, что влияет на всю организацию, а люди, которые не справляются со своим стрессом, «перегорают».

Одна из главных причин стресса – перегрузка в работе в связи с нехваткой трудовых ресурсов; другая – неадекватность менеджмента.

Симптомами стресса на рабочем месте являются снижение эффективности труда, инициативности, интереса к работе; нежелание сотрудничать с коллегами, негативное поведение в отношении своей рабочей группы, всей библиотеки или профессии, жалобы на недооценку их личных усилий, на то, что они – «козлы отпущения», а виноваты в их ошибках и неудачах другие; признаки психического и физического срыва.

Нужно научиться выявлять стрессовые состояния у сотрудников и разработать стратегию борьбы с ними. В этих целях следует, в частности, собрать больше информации о ситуации.

Кстати, исследования показали, что представители таких профессий, как пожарные или полиция, лучше справляются со стрессами, т. к. их этому специально обучают.

5. Имидж библиотекаря

В общественном сознании стран англо-американской культуры, главным образом усилиями СМИ, утвердилось следующее карикатурное описание библиотекаря: «женщина, не очень молодая, вероятно „старая дева“, начитанная, лишённая чувства юмора, в удобной, но скучной одежде – возможно, в твидовой юбке, кардигане, удобных туфлях, старомодных очках (на шейном шнурке), с суровым выражением лица и всегда говорящая „ш-ш-ш“».

В США даже изготовили куклу, похожую на Нэнси Перл, библиотекаря и ведущую передачи по радио о книге и чтении. Кукла в консервативной одежде стоит в позе «ш-ш-ш». Её появление возмутило библиотечную общественность как ещё одно проявление отрицательного стереотипа библиотекаря.

В нынешние дни, если судить по одежде делегаток конференций ИФЛА, женщина-библиотекарь становится более элегантной, что отражает повышение статуса профессии в Западной Европе и США.

Но это – лишь внешняя сторона образа. Многие библиотекари, например, в Великобритании, с обидой отмечают, что фильмы, газеты и журналы нередко незаслуженно создают негативный портрет библиотекаря, наделяя его такими чертами, как ограниченность, эксцентричность, неприветливость. Неоднократные попытки скорректировать и обновить этот имидж пока не дают ощутимых результатов. Между тем, отрицательный имидж библиотекаря отпугивает пользователей.

Не следует придавать этим искажённым представлениям слишком большого значения, считает Т. Барбро (Швеция), однако имидж библиотекаря должен быть прочнее связан с такими позитивными чертами, как знания, надёжность, высокое качество обслуживания, традиции. Библиотекари сами должны громче заявлять о положительных сторонах своей работы, давать людям ясное понимание круга и характера библиотечно-информационных услуг.


  1. Strauss W., Howe N. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. – 1991. – Примеч. сост. обзора.
  2. Различные авторы указывают разные хронологические границы этих поколений. Например, Р. Гордон (США) относит к поколению Игрек тех, кто родился в 1979–2000 гг., М. Мосли (США) – родившихся в 1982–2002 гг. – Примеч. сост. обзора.
  3. О технострессе см. подраздел «Подготовка библиотечных кадров» в данном сборнике, с. 141 – 146. – Примеч. сост. обзора.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17