Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

Библиотековедение. Общий курс: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»Библиотековедение. Общий курс : учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / С.А. Басов, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина и др.; науч. ред. А.Н. Ванеев, М.Н. Колесникова. –Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 240 с.

В учебнике рассмотрены основные этапы становления и развития библиотековедения как научной дисциплины: методология и терминология библиотековедения, его взаимосвязь с другими науками. Значительное внимание уделено типологии библиотек, нормативной базе библиотечного дела России. Охарактеризованы содержание и особенности библиотечной профессии, а также система подготовки и переподготовки библиотечных кадров.


Содержание

Введение7
Становление и развитие библиотековедения: исторический обзор10
Глава 1. Библиотековедение как наука19
§ 1. Основные концепции библиотековедения21
§ 2. Объект и предмет библиотековедения28
§ 3. Структура библиотековедения31
Глава 2. Терминология библиотековедения36
§ 1. Источники библиотековедческой терминологии. Терминология других наук в библиотековедении36
§ 2. Требования к библиотековедческим понятиям и терминам39
Глава 3. Взаимосвязи библиотековедения с другими науками45
§ 1. Уровни взаимосвязей45
§ 2 Родственные науки47
§ 3. Интеграционные научные дисциплины49
Глава 4. Методология библиотековедения64
§ 1. Предмет и структура методологии библиотековедения64
§ 2. Методы библиотековедческих исследований67
§ 3. Организация библиотековедческих исследований82
Глава 5. Библиотека как социальный институт87
§ 1. Концепции библиотеки как социального института87
§ 2. Библиотека как система95
§ 3. Характеристика социальных функций библиотеки103
§ 4. Библиотека как организация/учреждение110
Глава 6. Типология библиотек117
§ 1. Сущность и критерии типологии библиотек117
§ 2. Основные типы и виды библиотек119
Глава 7. Библиотечное дело в Российской Федерации129
§ 1. Библиотечные сети и системы РФ129
§ 2. Государственная библиотечная политика РФ145
§ 3. Система управления библиотечным делом в РФ152
§ 4. Деятельность Российской библиотечной ассоциации и других общественно-профессиональных структур в области библиотечного дела162
Глава 8. Библиотечная профессия174
§ 1. Библиотечная профессия: ее содержание и особенности174
§ 2. Система подготовки и переподготовки библиотечных кадров181
Заключение190
Список принятых сокращений192
Предметный указатель195
Приложения197
Приложение 1. Манифест о публичной библиотеке ЮНЕСКО/ИФЛА197
Приложение 2. Федеральный закон «О библиотечном деле»201
Приложение 3. Кодекс этики российского библиотекаря216
Приложение 4. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки219

Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, дисциплина «Библиотековедение» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Библиотековедение как научная и учебная дисциплина прошло долгий путь, оно постоянно углубляется, обогащается новыми идеями, аккумулирует все наиболее ценное и перспективное для развития и совершенствования библиотечного дела. В формирование данной дисциплины внесли свой вклад К.И. Абрамов, А.Н. Ванеев, Ю.В. Григорьев, Н.С. Карташов, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров, Л.Б. Хавкина, О.С. Чубарьян и другие теоретики и практики библиотечного дела. Их труды легли в основу нового учебника для подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности.

Цель дисциплины «Библиотековедение» – обеспечить фундаментальную подготовку будущих библиотечных профессионалов, способных выполнять основные производственные функции в библиотеках разных типов и видов, понимать закономерности и перспективы развития библиотечного дела.

Задачи дисциплины:

• раскрытие общетеоретических и методологических проблем и концепций библиотековедения как науки;
• ознакомление с терминосистемой библиотековедения и смежных наук;
• формирование знаний об общих принципах и закономерностях процесса организации общественного использования библиотечно-информационных ресурсов;
• развитие способности анализировать и обобщать работу библиотек, выявлять и фиксировать общие свойства и связи библиотечных явлений;
• формирование и развитие профессионального сознания, интереса и уважения к библиотечной профессии.
Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен: владеть знаниями и умениями в объеме средней образовательной школы; уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; воспринимать, анализировать и обобщать информацию, применять знания основных законов развития природы, общества и человека. «Библиотековедение» изучается на 1-м курсе всех форм обучения, формирует ряд общекультурных и профессиональных компетенций, является обеспечивающим для последующих профессиональных дисциплин: «Библиотечный фонд», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиографоведение», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и др. В результате изучения данной дисциплины у студентов формируется ряд общекультурных и профессиональных компетенций:
• наличие культуры мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
• осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
• способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
• готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации;
• способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности.

Итогом изучения дисциплины для студентов-бакалавров должны стать: знания основ истории и теории библиотековедения и его современного состояния, умения использовать знания в области библиотечно-информационной деятельности на основе теории и методологии библиотековедения, владение методами сбора анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиотековедения.

Учебник «Библиотековедение» подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр»). Он обобщает все самое важное и ценное в развитии библиотековедения за длительный период его существования, отражает устоявшееся, фиксированное библиотековедческое знание, а также различные точки зрения по дискуссионным проблемам библиотечной науки и практики, которые продолжают разрабатываться.

Для ознакомления студентов с эволюцией библиотековедческой мысли, исследованиями отечественных библиотековедов прошлого, заложивших фундамент современного библиотековедения, в учебник включен краткий исторический обзор его развития.

Каждая глава завершается резюме, перечнем вопросов для самопроверки и списком литературы. В учебник включен предметный указатель основных терминов и понятий библиотековедения. В приложениях приведены официальные документы, регламенитрующие библиотечно-информационную деятельность.

В подготовке учебника приняли учатие теоретики и практики библиотечного дела: С. А. Басов, канд. пед. наук, зав. научно-методическим отделом библиотековедения РНБ; А.Н. Ванеев, д-р пед. наук, почетный профессор СПбГУКИ; М.Я. Дворкина, д-р пед. наук, главный научный сотрудник РГБ; Л.А. Кожевникова, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН; М.Н. Колесникова, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ; В.С. Крейденко, д-р пед. наук, почетный профессор СПбГУКИ; Р.С. Мотульский, д-р пед. наук, профессор, директор Национальной библиотеки Республики Беларусь; А.И. Пашин, канд. пед. наук, профессор МГУКИ; О.Л. Чурашева, канд. пед. наук, доцент СПбГУКИ.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17