Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность

Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельностьМелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М. : Наука, 2010. – 182 с.

Книга известного российского библиотековеда, доктора педагогических наук, профессора, вице-президента Русской ассоциации чтения Ю.П. Мелентьевой посвящена осмыслению такого сложного и многогранного явления, как чтение. Автор дает представление о сущности чтения как феномена; об изменениях самого процесса чтения в различные эпохи (чтение вслух, чтение про себя, чтение с экрана) в разных странах, и прежде всего в России; об особенностях чтения как интеллектуальной деятельности; об основных практиках и приемах чтения, а также о характере современного чтения некоторых групп российских читателей. Значительное внимание уделено проблеме чтения как средства развития и социализации личности, а также анализу практики привлечения к чтению нечитающих групп населения в России и других странах.

Для библиотековедов, книговедов, сотрудников библиотек, студентов и аспирантов.


Содержание

Феномен чтения: поиски сущности6
Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве15
Аудиочтение: история и современность26
Изучение чтения как научная проблема34
Чтение – сфера глобализации50
Теория чтения Н.А. Рубакина. Современный взгляд58
Проблемы чтения в работах О.С. Чубарьяна63
Чтение: современная ситуация чтения в России и мире67
Изучение чтения: социологические и психологические аспекты73
Чтение крестьянства: по исследованиям XIX и XX вв85
Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е гг. XX в107
Молодые «новые русские». Чтение в эпоху социальных перемен (90-е гг. XX в.)116
Читатель XXI в. (по материалам нового исследования) 127
Продвижение чтения в нечитающую среду: опыт библиотек регионов России153
Место чтения в структуре книжной культуры163
Эволюция понятия «культура чтения» в контексте русской культурной традиции и на фоне развития книжной культуры166
«Программа поддержки и развития чтения в РФ» – национальный приоритет176

Чтение: современная ситуация чтения в России и мире

Представление о российском читателе, сложившееся в советское время, было очень высоким. СССР называли «самой читающей страной» в мире. Проведенные в 1970–1980-х гг. социологические исследования чтения это, как будто, подтверждали: читателями были названы 92% жителей небольших городов и 78% жителей села. Однако такие высокие показатели были получены за счет применения методики, заметно отличающейся от той, которая была принята в зарубежных исследованиях. Так, если в Австрии в категорию постоянных читателей включаются только те, кто ежемесячно прочитывает хотя бы одну книгу, а не только газеты; если английские социологи не относят к числу читателей тех, кто читает только в профессиональных целях и т.п., то в российских социологических исследованиях данного периода такой дифференциации не применяли: идеология требовала от науки постоянного подтверждения первенства советского народа в области чтения. «Социология чтения (как, впрочем, и все другие направления социологии) могла существовать в СССР лишь в той мере, в какой она этот миф подтверждала»1. В связи с этим сегодня многие результаты исследований, проведенных в советский период, в дальнейший научный оборот не вводятся.

Анализ результатов многочисленных исследований чтения, проведенных в различных российских регионах за последние 15–20 лет (конец 1980-х гг. – начало XXI в.), когда в стране произошли значительные перемены во всех областях и сферах жизни, позволяют говорить о том, что сегодня, с одной стороны, есть возможность более объективного изучения российского читателя, а с другой стороны, свободного осмысления процессов формирования «нового читателя».

Впервые такая возможность появилась во времена «перестройки». Чтение российского читателя времен «перестройки» характеризуется многими исследователями как «читательский бум». Благодаря одному из достижений «перестройки» – гласности – читателям стала доступна запрещенная прежде литература, прежде всего художественная (романы и повести И. Шмелева, Б. Пастернака, А. Солженицына, Б. Замятина, В. Гроссмана, В. Некрасова и многие другие). Особенностью читательских интересов этого периода было массовое увлечение публицистикой и документальной литературой (мемуарами, архивными материалами, дневниковыми записями и др.), в которой раскрывались заново многие страницы истории страны, имена и т.п. Уровень интереса российского читателя к этим публикациям был сравним с уровнем интереса к детективным произведения, что является беспрецедентным в мировой культуре.

Как правило, все эти произведения печатались в периодике – журналах и газетах, что позволило им увеличить свой тираж в этот период в десятки раз. В библиотеках выстраивались очереди из желающих прочитать то или иное произведение.

Однако некоторые исследователи, глубоко изучавшие данное явление, связывают этот «читательский бум» не с внезапно выросшими читательскими потребностями, а скорее с желанием «успеть» прочесть «дефицитную» книгу, о которой много говорят, «пока опять не запретили»2.

В этот же период ярко проявился интерес и к прежде не издававшейся философской, психологической, экономической литературе, который, вспыхнув, довольно быстро – к началу 90-х гг. – угас.

Таким образом, проявившийся так ярко массовый читательский интерес к «новой» серьезной литературе был весьма неустойчивым и довольно скоро сошел «на нет».

Реальная картина читательских интересов и потребностей, структуры массового чтения и т.д. возникает лишь сейчас, когда цензурные запреты заметно смягчены, а книгоиздание в нашей стране смогло победить книжный дефицит и предложить современному читателю широкий ассортимент чтения.

Исследования последних лет показывают, что основные характеристики чтения современного российского читателя вполне сравнимы с аналогичными параметрами чтения в других странах, полученными в ходе последних (2000–2004) исследований, проведенных в США Book Industry Study Group (Исследовательской группой книжной продукции); Reading Watch observatory; America Online, а также для Европейской Комиссии ЮНЕСКО. Прежде всего в структуре чтения российского, как и зарубежного, читателя можно выделить «свободное» и «деловое» чтение. В зависимости от возраста и жизненной ситуации читателя в его чтении преобладает тот или иной тип чтения. Заметна тенденция к преобладанию в круге чтения россиян справочных, утилитарных изданий (пособий по домоводству, садоводству, воспитанию детей и т.д.), а также словарей, энциклопедий. Значительная номенклатура и высокие тиражи этих изданий восполняют существовавший ранее пробел в книгоиздательской политике.

В отличие от периода «перестройки» сейчас чтение журналов и газет занимает весьма незначительное место в чтении большинства читательских групп.

Определенное место в чтении россиян, как и читателей многих зарубежных стран, занимает мистическая литература: гороскопы, книги, раскрывающие различные религиозные практики и т.п. Исследователи связывают это явление с чувствами неуверенности и тревоги, характерной для современных жителей городов индустриальных стран.

В круг чтения россиян вошли новые темы и жанры. Например, «любовный роман», широко распространенный за рубежом и недоступный ранее российским читательницам.

В чтении практически всех читательских групп, вне зависимости от возраста и уровня образования, значительное место занимает детектив (разного уровня художественности), мелодрама, фантастика (в основном у молодежи).

Подтверждая общемировые тенденции, весьма ослаб интерес российского читателя к поэзии, а также к произведениям военной тематики, историческим романам.

Интересно, что в отличие от других стран в России не пользуется успехом такой жанр, как комиксы. Между тем во Франции комиксы популярны среди всех поколений, а в Японии наблюдается «бум» комиксов. Видимо, этот жанр не отвечает российской ментальности.

Однако исследования показывают, что и серьезная художественная литература теряет былую интеллектуальную роль в российском обществе, что заставляет многих исследователей говорить о «примитивизации» чтения, о возникновении «нечитающего поколения». Особую тревогу специалистов вызывает чтение подростков и молодежи.

Основным «соперником» книги видится электронная коммуникация (телевидение, видео- и аудиокассеты, CD, DVD и проч.) и Интернет.

Однако далеко не все исследователи оценивают современное положение с чтением в России как кризисное.

Несмотря на то, что большинство исследований действительно констатируют сокращение (в России, так же как и в других странах) пространства книжной коммуникации, сегодня очевидно, что в российском обществе сохраняется высокий статус книги. Значительная часть молодежи, студенчества собирают личные библиотеки, регулярно покупают книги и т.п.

Кроме того, сегодня вокруг Интернета складывается новая читательская элита – «новый» виртуальный читатель, который получил свободный доступ к электронным каталогам и полнотекстовым базам традиционных библиотек всего мира, а также к электронным библиотекам, которые широко представлены в Интернете. Этот «новый» читатель читает книги (и не только деловые, но и художественные) с экрана, использует технические приспособления («электронные книги», PALM и др.) для чтения текстов.

Широкое применение нашла так называемая аудиокнига, то есть текст книги, записанный на диск. Специалисты оценивают аудиокнигу как прогрессивное явление, как всякое медиасредство, она облегчает восприятие информации. Живая речь воспринимается более эмоционально, особенно в сочетании со звуковым сопровождением. Такая книга развивает воображение не хуже традиционной и действует гораздо эффективнее, чем кино, навязывающее зрителю уже готовый образ.

Известно, что на простые поведенческие реакции больше влияет зрительное восприятие, а для более сложных типов поведения, предполагающих отсроченное и обдуманное реагирование, более важным является слух. Слуховое восприятие носит длительный характер, в этом его ценность для формирования культуры внимания. Слушая, человек больше анализирует.

Таким образом, активно формируется новая композитная фигура: «читатель – зритель – слушатель» книги (текста), деятельность которого нельзя оценивать по нормам прошлого. Необходимо также отказаться от сложившихся в условиях идеологически монолитного общества жестких оценочных характеристик чтения, от желания унифицировать читателя.

Первые исследования интернет-чтения в зарубежных странах и в России показывают, что Интернет, как и библиотека, как две искусственно созданные системы имеют явные взаимосвязи и взаимозависимости. Сегодня уже ясно, что Интернет способствует не уменьшению, а усилению авторитета традиционной библиотеки, особенно если она включена в интернет-среду.

По-разному оценивая уровень современного состояния чтения в России, практически все исследователи, а также и практики (библиотекари, учителя и др.) приходят к выводу о том, что высокое социальное и педагогическое значение чтения как для личности, так и для общества в целом требует создания в России, как и во многих других странах (Франция, Нидерланды и др.), государственной поддержки чтения, программы продвижения чтения в «нечитающие» или «слабочитающие» слои населения, необходимо, чтобы чтение стало «культурной нормой» каждого человека.

За рубежом накоплен значительный опыт изучения современного читателя и осуществления программ поддержки чтения. Особенно удачен опыт Великобритании, где осуществлены программы «The Big Read», «Bookstart». В США доказала свою эффективность программа поощрения детского чтения «Воок It!». Становится весьма очевидной связь между усилиями государственных, общественных и коммерческих организаций по продвижению чтения и уровнем чтения населения страны, особенно – молодежи.

Следует, видимо, также согласиться с точкой зрения, изложенной в докладе Ассоциации итальянских издателей «Итальянский книжный рынок», где подчеркивается необходимость отказа от поверхностного противопоставления тех, кто читает и не читает; требуется искать способы приобщения к чтению тех, кто не читает сегодня.

Среди важнейших задач, осознаваемых сегодня российскими специалистами в области чтения, можно особенно выделить:

1. Поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализации личности.

2. Необходимость разработки методик и технологий приобщения к чтению, а также продвижения чтения.

3. Формирование высокого уровня культуры чтения и информационной культуры во всех читательских категориях.
 


1 Бутенко ИЛ. Читатели и чтение на исходе XX века: социологические аспекты М.: Наука, 1997. С. 16.

2 Якимов Г.Р. Читательское поведение времен перестройки // Библиотека и чтение: проблемы и исследования. СПб.: РНБ, 1995. С. 99–111.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17