Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика

Моргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практикаМоргенштерн И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г. Моргенштерн; сост. и науч. ред. ГА. Губанова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 176 с.

Книга включает второе издание научно-практического пособия выдающегося отечественного библиотековеда профессора И.Г. Моргенштерна (1932–2008) «Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках» (1-е изд., 1999), в котором излагаются теоретические основы СБО, кратко прослеживается его история. Основное внимание уделено технологии СБО. Варианты справочно-библиографического поиска проиллюстрированы многочисленными примерами выполненных справок. Освещены основы организации справочно-библиографической службы и формирования системы СБО.

В самостоятельный раздел отобраны научные статьи 1999–2007 гг., в которых обозначенные проблемы рассматриваются с учетом изменений, происходящих в современной информационно-библиографической среде.

В третий раздел включены материалы (статьи, наблюдения, заметки) по проблемам библиографической деятельности из электронного еженедельника «ИнфоБиблио», автором и создателем которого был И.Г. Моргенштерн.

Издание ставит своей целью оказать помощь специалистам в организации и совершенствовании СБО в различных типах библиотек, подготовке и повышении квалификации кадров.


Содержание:

Губанова ГА. Проблемы справочно-библиографического обслуживания в трудах И.Г. Моргенштерна3
Раздел I. И.Г. Моргенштерн. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке: научно-практическое пособие10
Предисловие10
Список сокращений 11
1-я глава. Теоретические основы СБО11
1.1 Сущность и определение СБО11
1.2 Потребности в СБО и соответствующие запросы12
1.3 Структура, элементы и понятийный аппарат СБО14
1.4 Свойства и противоречия СБО17
1.5 СБО и смежные области деятельности18
1.6 Значение СБО19
2-я глава. Развитие СБО в отечественных библиотеках19
2.1 Возникновение и развитие СБО до 1917 г.19
2.2 Развитие СБО с 1918 г по настоящее время20
3-я глава. Технология СБО23
3.1 Специфика технологии СБО23
3.2 Приём и анализ запросов26
3.3 Подбор и анализ источников33
3.4 Поиск в источниках37
3.5 Оформление, выдача и регистрация справки43
4-я глава. Справочно-библиографическая служба44
4.1 Система источников справочно-библиографического поиска44
4.2 Библиограф (библиотекарь) – исполнитель и организатор СБО48
4.3 Материально-техническая и экономическая база50
5-я глава. Управление СБО51
5.1 Планирование51
5.2 Оперативное руководство53
5.3 Оптимизация учёта54
5.4 Подведение итогов и анализ СБО55
5.5 Методическая помощь58
6-я глава. Система СБО59
6.1 Организация СБО в библиотеке (ЦБС)60
6.2 Взаимодействие библиотек в СБО63
Приложения65
1. Примерное положение о системе СБО в... (городе, регионе)65
2. Инструкция о работе дежурного консультанта на центральном справочном пункте69
Список рекомендуемой литературы71
Именной указатель75
Раздел II. Научные публикации И.Г. Моргенштерна по проблемам справочно-библиографического обслуживания 1999–2007 гг.77
Термины и определения77
Понятийный аппарат библиографической деятельности в электронной среде (фрагмент статьи)80
Традиции и новации справочно-библиографического обслуживания81
Учёт и анализ СБО в вопросах и ответах83
СБА и СБО: состояние и перспективы развития89
Виртуальная справочная служба: итоги и проблемы108
Весомое приращение научно-профессионального знания113
У библиографии есть будущее (фрагмент статьи)117
Раздел III. Интернет-журнал «ИнфоБиблио»124
Электронный еженедельник «ИнфоБиблио»: опыт организации и ведения124
ИнфоБиблио http://www.chgaki.ru/infobiblio/)127

1.3. Структура, элементы и понятийный аппарат СБО.

Термин «справочное-библиографическое обслуживание» утвердился в отечественной специальной литературе с конца 70-х гг. Он был введен в ГОСТ 7.0-77 «Библиография. Термины и определения» взамен стандартизованного в ГОСТе 18448-70 «Библиография. Термины и определения» термина «справочно-библиографическая работа», который вошёл в употребление с 1930-х гг. взамен понятия «справочная работа».

Основные элементы СБО определены и охарактеризованы в <...> ГОСТе 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Термины и определения», в вышеназванном учебнике О.П. Коршунова и специальной литературе*. Рассмотрим их в системе, вводя при необходимости новые термины.

Структуру СБО прежде всего образует система его элементов в типичной единице его содержания – в цикле выполнения отдельной справки. Разовый библиографический запрос вызывает действия субъекта библиографических процессов – библиографа (библиотекаря), посредника между потребителем и источниками искомой информации. Субъект определяет предмет поиска (конкретное описание искомой информации), составляет поисковый образ запроса (ПОЗ), а затем осуществляет библиографический поиск библиографической и фактографической информации и в результате выдаёт ответ, который обычно именуется библиографической справкой. Это неточно, поскольку в СБО справка представляет собою комплекс «запрос + ответ» и может быть не только библиографической, но и фактографической. Запрос может быть сложным (составным), на который будет дано несколько ответов. Например, пользователь по телефону попросил узнать, имеются ли в библиотеке две книги. Сведения об одной сразу нашли по каталогу, о другой сведения отсутствовали. Уточнение библиографических данных показало, что второй документ представлял собою статью в журнале, который, как выяснила проверка по каталогу периодических изданий, выписывает данная библиотека. Таким образом, как будто один запрос (в действительности их было два от одного пользователя) вызвал необходимость выполнить три справки: две адресные и одну уточняющую.

Если поиск оказывается безуспешным, то его результатом становится отказ пользователю. Отказ может быть дан и на этапе приёма запроса соответственно установленным ограничениям СБО (см. Приложение 1).

От отказа следует отличать отрицательный ответ, свидетельствующий, что вторичные и первичные документы не содержат релевантной запросу информации. Например, на вопрос, кто автор «Слова о полку Игореве», невозможно дать однозначный ответ (уточняющую справку). Положительным может быть ответ на тематический запрос о литературе по проблеме авторства данного произведения. Иначе говоря, в отличие от отказа отрицательный ответ по существу информативен.

Классификации запросов соответствует аналогичная классификация справок. Тематическая справка представляет собою любое множество библиографических записей (в том числе одну, если других не установлено) по предмету поиска. Уточняющая содержит адекватное запросу количество элементов библиографического описания. Адресная содержит информацию о местонахождении одного или нескольких объединённых в определённое единство документов. Фактографическая представляет собою описание различных фактов соответственно предмету поиска.

Локально соответственно специфике содержания СБО выделяются подтипы справок. Например, по установлению места публикации правовых актов, патентные, нотографические, по заглавиям художественных произведений и т. д.

Выделяя специфические особенности эпизодического библиографического поиска в СБО, отличающегося от поиска при составлении ретроспективных библиографических пособий или постоянного поиска в процессах библиографического информирования, будем именовать его в дальнейшем справочно-библиографическим поиском. Он представляет собою совокупность процессов применения библиографических методов и средств для нахождения и отбора информации, релевантной разовым запросам.

Если рассматривать СБО не как процесс выполнения одной справки, а в общем движении как систему, то его нельзя сводить к механической совокупности отдельных справок. У СБО как системы возникают новые элементы: контингент пользователей, поток выполняемых и массив выполненных справок, справочно-библиографическая служба.

• Контингент пользователей СБО измеряется применительно к одной библиотеке либо библиотечным сетям и системам. Он дифференцируется по роду деятельности пользователей и другим признакам, причем состав его, как показывают исследования, обладает относительным постоянством. В дальнейшем изложении термин «пользователь» будет употребляться в обобщенном значении, а понятие «читатель» – в конкретном, подразумевающем обращение с запросом реального человека и его обслуживание.
• Поток справок измеряется их количеством за определённый срок. Обычно это календарный год (в учебных заведениях – учебный год). Поток дифференцируется по типам справок, отраслям знания и другим признакам. Массив справок формируется за любой срок. Он характеризуется объёмом, составом, качеством и другими критериями оценки. Физически этот массив представляет собою фонд копий выполненных письменных (возможно хранение их и на других носителях) справок.

Традиционное разделение справок на устные и письменные отражает форму ответа. Применение новой информационной технологии добавляет к ним электронные справки. Для оценки уровня СБО в конкретной библиотеке, авторитета её СБС более существенно разделение справок на внутренние и внешние. Внутренние выполняются для читателей при непосредственном контакте с ними. Внешние справки выполняются по запросам, поступающим по различным каналам связи, в том числе из филиалов ЦБС и других библиотек. Они характеризуют ареал влияния СБС библиотеки, свидетельствуют об её авторитете, развитии информационных ресурсов.

СБО осуществляется в двух режимах: оперативном и продлённом. Оперативное СБО осуществляется тотчас после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем (а также по телефону), синхронно. Продлённое СБО осуществляется диахронно при невозможности оперативно найти релевантный ответ и согласии пользователя на ожидание его (см. раздел 3.1).

Понятие «справочно-библиографическая служба (СБС)» обозначает систему элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование СБО. К ним относятся справочно-библиографический аппарат (СБА), библиографы (библиотекари) – субъекты СБО (далее, как правило, для краткости будут упоминаться только библиографы), материально-техническая база, организационные формы обслуживания.

В дальнейшем изложении обозначенные выше элементы СБО будут конкретизированы и при необходимости дополнены.



* В ныне действующем ГОСТе 7.0-99 «Информационно-библиографическая деятельность, библиография» определение понятия «справочно-библиографическое обслуживание» дано, по мнению И.Г. Моргенштерна, неудачно. (См. Моргенштерн, И.Г. Терминосистема библиографии: соврем, состояние/ И.Г. Моргенштерн, ГА. Губанова // Библиография. – 2002. – № 1. – С. 14–15.)

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17