Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. проф. Н. И. Гендина, доц. Н. И. Колкова.

Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. проф. Н. И. Гендина, доц. Н. И. КолковаСоздание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика : сб. науч. тр. / науч. ред. проф. Н. И. Гендина, доц. Н. И. Колкова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 384с.

В книге подробно описаны принципы проектирования контента официальных сайтов учреждений культуры и образования. Рассмотрены технологии создания официальных сайтов, а также концепция разработки таких проектов, созданная НИИ информационных технологий КемГУКИ. Характеризуются результаты ее внедрения в практику работы библиотек, музеев, вузов. Отдельно представлен анализ существующих сайтов различных библиотек, музеев, вузов и органов власти. Изложены концепция и технологии создания официальных сайтов. Даются конкретные проектные решения по созданию и модернизации контента сайтов, а также рекомендации по подготовке для этих целей квалифицированных кадров.

Сборник адресован студентам и аспирантам вузов, обучающимся по специальностям и направлениям подготовки информационного профиля, преподавателям вузов, работникам библиотек, музеев и других учреждений культуры, а также представителям всех направлений социальной сферы, которые берут на себя обязательства стать заказчиками или разработчиками официальных сайтов.


Содержание

Введение7
Раздел 1. Исследования культурного и образовательного контента в Интернете: проблемы представления и использования14
1.1. Исследования сайтов библиотек и музеев14
Н. И. Гендина. Проблемы формирования логико-семантической модели контента сайтов14
Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. Региональные корпоративные биб-лиотечно-информационные системы и сети в зеркале Интернета18
Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. А. Скипор. Позиционирование библиотек в сети Интернет: результаты анализа контента сайтов24
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Русскоязычные и англоязычные сайты учреждений культуры и образования: общее и специфическое (результаты пилотажного исследования)28
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Электронные библиотеки федеральных образовательных порталов как информационный ресурс нового типа: результаты пилотажного исследования41
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института48
О. В. Захарова. Этнографический музей и его виртуальное представительство в контексте формирования культурного опыта современного поколения59
Н. И. Гендина, О. В. Самаковская. Проблемы вхождения музеев в единое информационное пространство (результаты регионального социологического исследования)71
Н. И. Колкова. «Время не властно над именем». Блог о Федоре Ивановиче Каратыгине78
1.2. Исследования возможностей сайтов библиотек в сфере реализации функции региональной памяти81
О. И. Алдохина. Сайты областных (краевых) универсальных научных библиотек как средство продвижения краеведческой информации81
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Н. С. Анульев. Культурное наследие коренных народов: проблемы сохранения и развития с использованием интернет-ресурсов89
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Реализация функции региональной памяти центральных библиотек регионов РФ в условиях веб-пространства: состояние и проблемы100
О. И. Алдохина. Формализованные методы подготовки краеведческих информационных продуктов для веб-сайтов библиотек107
1.3. Исследования сайтов образовательных учреждений120
Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Позиционирование вуза, факультета, кафедры в современном информационно-образовательном пространстве: системный подход к разработке контента сайта120
Е. Л. Кудрина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Мониторинг веб-сайтов вузов культуры и искусств как условие повышения их качества128
И. И. Гендина. Проблемы создания сайтов школы и школьной библиотеки: вопросы, ответы и комментарии139
Раздел 2. Разработка теории создания официальных сайтов учреждений культуры и образования148
2.1. Интегрированная технология создания электронных информационных ресурсов148
Н. И. Колкова, И. А. Скипор. Использование технологического подхода при проектировании контента сайта учреждения культуры148
Н. И. Колкова, И. А. Скипор. Моделирование интегрированной технологии создания электронных информационных ресурсов: соотношение общего и специфического155
2.2. Концепция проектирования контента официальных сайтов учреждений культуры и образования179
Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. А. Скипор. Оптимизация проектирования контента сайтов учреждений культуры и искусства: результаты исследований НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств179
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно-обоснованной концепции186
Н. И. Гендина. Лингвистические средства как способ структурирования контента веб-сайтов: подход, ориентированный на пользователя207
2.3. Информационный образ объекта сайтостроения как основа проектирования контента официальных сайтов учреждений культуры и образования220
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. А. Скипор, О. И. Алдохина. Информационный образ как основа разработки контента сайтов учреждений культуры220
О. И. Алдохина. Формирование информационного образа театра как основа моделирования веб-ресурса учреждения искусства226
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Типовой информационный образ объекта сайтостроения как основа разработки контента сайта учреждения культуры: от общего к частному233
2.4. Подготовка веб-текстов для официальных сайтов240
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтов учреждений культуры240
Н. И. Гендина, О. И. Алдохина. Формализация свертывания краеведческой информации как способ повышения качества информационных продуктов и услуг: результаты исследований НИИ ИТ СС КемГУКИ247
2.5. Разработка подходов к оценке качества официальных сайтов учреждений культуры и образования252
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Оценка качества сайтов: методика и результаты пилотажного исследования252
Н. И. Колкова, И. А. Скипор. Электронные информационные ресурсы: общее и специфическое в оценке качества259
Н. И. Колкова, И. А. Скипор. Качество электронных информационных ресурсов: проблемы интегративной оценки267
Раздел 3. Проектные решения по созданию контента официальных сайтов учреждений культуры, образования, органов власти273
3.1. Проектирование контента официальных сайтов библиотек273
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина, И. Л. Скипор. Создание исследовательского и методического инструментария разработки сайтов библиотек и музеев: результаты разработок НИИ ИТ СС КемГУКИ273
Н. И. Колкова. Разработка технического задания на создание официального сайта библиотеки: пути адаптации нормативных требований282
3.2. Проектирование контента официальных сайтов музеев290
О. В. Захарова. Типология и функции музеев как основа моделирования контента музейных сайтов290
О. В. Захарова. Создание веб-сайта музея этнографии и природы Горной Шории301
О. В. Самаковская. Формирование контента сайтов этнографических музеев: проблемы качественного представления музейной информации в Интернете и пути их решения308
3.3. Проектирование контента официальных сайтов образовательных учреждений321
Н. И. Гендина, Л. Н. Рябцева. Контент образовательных сайтов: проблемы структурирования в целях обеспечения доступа пользователей321
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Разработка и модернизация контента официального веб-сайта университета культуры и искусств: взаимодополняемость технологии и творчества325
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохин. Официальный сайт вуза культуры и искусств: технология создания и ведения333
3.4. Проектирование контента официальных сайтов органов власти347
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, О. И. Алдохина. Сайт органа муниципального управления как инструмент трансляции культуры региона347
Раздел 4. Подготовка и повышение квалификации кадров в сфере создания и модернизации официальных сайтов учреждений культуры и образования357
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Е. Л. Кудрина. НИИ в структуре университета культуры и искусств: инновационная деятельность в целях повышения качества подготовки информационно-библиотечных кадров высшей квалификации357
Н. И. Гендина, Н. И. Колкова. Создание официальных сайтов учреждений культуры: от разработки концепции к подготовке и повышению квалификации информационных кадров365
Н. И. Колкова. Формирование профессиональных компетенций технологов автоматизированных информационных ресурсов в сфере сайтостроения373
Список использованных сокращений380
Предметный указатель382
Сведения об авторах384

Введение

<…>

Сборник отражает результаты многолетней научно-исследовательской и проектной работы его авторов – работников Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ). Большинство из них является сотрудниками Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС КемГУКИ – http://www.nii.kemguki.ru), созданного в структуре Кемеровского университета культуры и искусств в октябре 2000 г. в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Само название Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» было осмыслено в НИИ ИТ СС как биполярное, двухполюсное: «Информация для нас» и «Информация о нас». Девиз «Информация для нас» отражает приоритетное направление работы НИИ ИТ СС – формирование информационной культуры личности. Это предполагает подготовку различных социальных групп населения (школьников, студентов, аспирантов, учителей, библиотекарей и др.) в области поиска, анализа и использования информации как важнейшего жизненного ресурса. В свою очередь, реализация девиза «Информация о нас» предполагала развитие многогранной деятельности (научно-исследовательской, проектной, экспериментальной, экспертной, консультативно-методической, просветительской, образовательной), нацеленной на создание официальных сайтов учреждений культуры и образования России, и, прежде всего, Кузбасса.

Все авторы сборника являются единомышленниками и разделяют убеждение в том, что полноценное отражение в зеркале официальных сайтов библиотек, музеев, театров, вузов и других учреждений культуры и образования, прежде всего, связано с обеспечением высокого качества их контента. В свою очередь, контент официального сайта должен создаваться с позиций научно обоснованной концепции и воспроизводимой технологии с использованием продуктивных методов и методик. Именно эти результаты отражают разработанную в НИИ ИТ СС методологию и технологию официального сайтостроения в сфере культуры и образования. Теоретические исследования и разработки в сфере сайтостроения прошли успешную апробацию в условиях создания целого ряда официальных сайтов учреждений культуры и образования, а также органов власти. Среди них могут быть названы:

  • официальные сайты КемГУКИ и его структурных подразделений (www.kemguki.ru/)
  • официальный сайт журнала теоретических и прикладных исследований «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств» (http://vestnik.kemguki.ru/)
  • официальный сайт диссертационного Совета КемГУКИ Д 210.006.01 (http://www.ds.kemguki.ru/);
  • официальный сайт Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (http://kemosb.ru);
  • официальный сайт Кемеровской городской общественной организации творческой реабилитации инвалидов (КГООТРИ) «Созвучие» (www.sozvuchie-kem.ru) и др.

Использование при разработке теоретических основ официального сайтостроения принципов технологического и формализованного подходов определило возможность создания методического инструментария, определяющего четкий алгоритмический порядок решения конкретных задач, нацеленных на получение заданного результата и обеспечивающего снижение субъективизма при принятии общесистемных и локальных проектных решений по созданию контента официальных сайтов учреждений культуры и образования. Тем самым были созданы основы для развития в НИИ ИТ СС КемГУКИ целенаправленной эффективной системы подготовки и повышения квалификации информационных работников в данной сфере, ориентированной на формирование кадров, профессионально подготовленных к решению задач разработки контента официальных сайтов учреждений культуры и образования.

Подчеркивая важность использования технологического и формализованного подходов при создании официальных сайтов учреждений культуры и образования, вместе с тем авторы сборника исходят из диалектического единства технологии и творчества. С нашей точки зрения, ни технологический, ни творческий подходы не должны абсолютизироваться, и только их сочетание в деятельности разработчиков официальных сайтов учреждений культуры и образования, в частности разработки их контента, может привести к созданию качественного информационного ресурса, конкурентно-способного в виртуальном информационном пространстве. При этом речь о творческом компоненте, по нашему мнению, не должна ограничиваться контурами дизайна сайта. Так, например, обогащение контента официального сайта за счет творческого подхода может проявляться в дифференциации форм и способов представления информации, умении разработчиков контента анализировать, сопоставлять, обобщать и критически оценивать информацию; порождать нетривиальные тексты с высоким уровнем концентрации информации.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17