Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход
Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход

Пашин А.И. Управление библиотечным делом: системный подход: учебно-метод. пособие – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 168 с.

Пособие написано в связи с утверждением Министерством образования и науки РФ Примерной программы дисциплины «Управление библиотечным делом» для высших библиотечно-информационных учебных заведений.

В книге нашли отражение: эволюция взглядов на библиотеку и библиотечное дело ученых, писателей, библиотечных деятелей; история развития библиотечного обслуживания населения и создания системы управления библиотечным делом в России; формирование российского законодательства, регулирующего библиотечно-информационную деятельность; основы и принципы управления библиотечным делом. Исследуются проблемы управления отраслью на современном этапе, раскрываются закономерности и особенности его развития, условия взаимодействия с внешней средой. Анализируются новые законодательные акты в сфере библиотечного дела и смежных областях.

Издание предназначается преподавателям и студентам библиотечно-информационных факультетов, работникам библиотек, руководителям органов управления культурой.


Содержание

Введение

3

1-я глава. Возникновение и развитие науки управления библиотечным делом

5

1.1. Эволюция взглядов на библиотеку и формирование науки управления библиотечным делом

5

1.2. Формирование системы управления

14

2-я глава. Методологические основы управления библиотечным делом

22

2.1. Основные черты научного управления

22

2.2. Системный подход

29

2.3. Принципы и функции управления библиотечным делом

36

2.4. Инновационно-методическое обеспечение

43

3-я глава. Законодательное регулирование информационно-библиотечной деятельности

51

3.1. Развитие отечественного законодательства

51

3.2. Федеральные и региональные законы и подзаконные акты

60

3.3. Нормативное обеспечение деятельности библиотек на общественно-профессиональном уровне

74

4-я глава. Стратегическое управление

77

4.1. Стратегическое планирование

77

4.2. Управление проектной деятельностью в библиотечном деле

86

5-я глава. Управление экономическими процессами в библиотечном деле

91

5.1. Финансирование

91

5.2. Социальное партнерство

100

6-я глава. Управление кадровыми ресурсами библиотечной отрасли

106

6.1. Кадровая политика

106

6.2. Кадры управления, их профессиональные и личностные качества

111

6.3. Культура и этика в управлении

118

7-я глава. Организация управления библиотечным делом

123

7.1. Структура управления

123

7.2. Общественные структуры управления библиотечным делом Российской Федерации

128

7.3. Библиотечная политика

135

7.4. Роль целеполагания

142

7.5. Принятие решения

145

7.6. Методы и формы управленческой деятельности

149

7.7. Информационное обеспечение

153

7.8. Совершенствование управления библиотечным делом

156

Заключение

161

Рекомендуемая литература

162

 

 

2.2. Системный подход

По состоянию на январь 2008 года в России функционируют свыше 130 тыс. библиотек, в том числе 47 тыс. публичных, 66 тыс. школьных, 3 тыс. вузовских и средних специальных учебных заведений, 300 библиотек Российской академии наук, 3,5 тыс. научно-технических, 720 сельскохозяйственных, 1500 медицинских, большое количество библиотек в военных частях и других организациях. Читателями только публичных библиотек являются более 46 млн. человек, которые ежегодно посещают их 459,4 млн. раз. Ежегодно насчитывается более 22,5 млн. сайтов библиотек.

Таким образом, мы видим, что библиотечное дело играет важную роль в жизни нашего общества. В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Как известно, в науке управления под системой понимается совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, которая образует определенную целостность, единство и имеет новые свойства по отношению к ее элементам. Каждая система имеет свои цели, связь с внешней средой. Системный подход помогает понять взаимосвязь между системой, ее подсистемами, элементами и внешней средой. Функционирование системы обеспечивается органическим взаимодействием всех ее подсистем и элементов с учетом влияния внешней среды.

Библиотечное дело – это социальная система. Главным свойством социальных систем является то, что в основе их деятельности лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных, личных интересов оказывает активное влияние на состояние системы, на процесс ее развития. Поскольку главная задача библиотечного дела – обслуживание людей, удовлетворение их запросов на книгу, информацию – тесно связана с культурой, служит ее развитию и обогащению, в науке библиотечное дело относится к социально-культурным системам.

Нередко мы рассматриваем различные аспекты деятельности библиотек – обслуживание читателей, комплектование фондов, методическую работу – вне связи с закономерностями развития библиотечного дела как целостной системы. Это не позволяет раскрыть взаимосвязь отдельных направлений работы с общими проблемами библиотечного дела.

В Федеральном законе «О библиотечном деле», принятом Государственной думой 23 ноября 1994 года, дано определение понятия «библиотечное дело» на основе системного подхода, характеризующего его как комплексную систему: «Библиотечное дело, – говорится в законе, – отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят: создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек». Отсюда видно, что библиотечное дело является сложной социально-культурной системой, состоящей из целого ряда тесно связанных между собой подсистем и имеющей свои специфические черты и закономерности развития.

Как правило, сложные системы состоят из ряда подсистем со СВОИМИ характерными признаками и особенностями.

Библиотечное дело как система включает в себя подсистемы (рис. 1):

– сеть библиотек;
– комплектование библиотечных фондов;
– организация библиотечного обслуживания;
– научное обеспечение деятельности библиотек;
– методическое обеспечение деятельности библиотек;
– подготовка и переподготовка кадров;
– управление библиотечным делом.

Рис. 1. Схема системы библиотечного дела

Рис. 1. Схема системы библиотечного дела

 

Каждая из данных подсистем является системой более низкого уровня и также включает в себя ряд подсистем.

Например, подсистема сети библиотек включает в себя элементы (рис. 2):

• федеральные библиотеки;
• библиотеки субъектов Российской Федерации;
• библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
• муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
• библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;
• библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
• библиотеки общественных объединений;
• библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями;
• частные библиотеки.

Рис. 2. Схема подсистемы библиотек

Рис. 2. Схема подсистемы сети библиотек

 

Подсистема формирования и обработки фондов имеет свои элементы (рис. 3):

• формирование фондов обязательного экземпляра;
• формирование фондов подписных изданий;
• формирование фондов через книготорговые организации;
• формирование фондов путем книгообмена;
• формирование фондов посредством даров.

Рис.3. Схема подсистемы формирования и обработки фондов

Рис. 3. Схема подсистемы формирования и обработки фондов

 

Подсистема обслуживания (рис. 4) пользователей включает элементы! первично-документальное, библиографическое, учебно-консультацион! ное, стационарное и нестационарное обслуживание, обслуживание черв! Интернет.

Рис. 4. Схема подсистемы обслуживания пользователей

Рис. 4. Схема подсистемы обслуживания пользователей

 

Подсистема научного обеспечения библиотечного дела (рис. 5) включает элементы: вузовская наука (кафедры и НИС вузов), научные отделу федеральных библиотек, научные отделы библиотек субъектов Россиской Федерации, отделение библиотековедения Международной академии информатизации при ООН.

Рис. 5. Схема подсистемы научного обеспечения библиотечного дела

Рис. 5. Схема подсистемы научного обеспечения библиотечного дела

 

Подсистема методического обеспечения (рис. 6) включает: отдел библиотек Министерства культуры РФ, методические службы федеральных библиотек, центральных региональных библиотек, методические службы ЦБС, центры управленческого консультирования городов и районов, Российскую библиотечную ассоциацию.

Рис. 6. Схема подсистемы методического обеспечения библиотечного дела

Рис. 6. Схема подсистемы методического обеспечения библиотечного дела

 

Подсистема подготовки и переподготовки кадров (рис. 7) включает в себя элементы: подготовка кадров в высших учебных заведениях, в средних специальных учебных заведениях, переподготовка кадров в институтах и на курсах повышения квалификации, на научных конференциях, на стажировках.

Рис. 7. Схема подсистемы подготовки и переподготовки кадров

Рис. 7. Схема подсистемы подготовки и переподготовки кадров

 

Подсистема управления библиотечным делом (рис. 8) включает:

– федеральный уровень управления: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры РФ и другие министерства и ведомства, имеющие библиотеки;
– региональный уровень: правительства регионов, управления культуры, образования и другие управления, имеющие в своем подчинении библиотеки;
– муниципальный уровень: органы местного самоуправления и их отделы культуры;
– администрации библиотек;
– общественные органы управления: Российская библиотечная ассоциация, отраслевые и местные библиотечные ассоциации общества.

Рис. 8. Схема подсистемы управления библиотечным делом

Рис. 8. Схема подсистемы управления библиотечным делом

 

Таким образом, мы видим, что библиотечное дело представляет собой сложную многоуровневую систему, характеризующуюся многосторонние ми связями всех подсистем и элементов, подчиненных единой цели.

Система «библиотечное дело» подчинена глобальным целям: обеспечения прав человека на свободный доступ к информации, приобщения людей к ценностям отечественной и мировой культуры, максимальной: удовлетворения постоянно растущих информационных и духовных запросов населения. Ее подсистемы имеют свои локальные задачи. Например, подсистема подготовки и повышения квалификации кадров имеет задачу – обеспечить потребности отрасли в библиотечных работниках высоко квалификации. Подсистема формирования и обработки фондов призвана обеспечить потребности библиотек в необходимых произведениях печати и информационных материалах, в том числе на электронных и других носителях.

Важно, чтобы все подсистемы работали слаженно, согласованно, развивались в соответствии с задачами, стоящими перед библиотечным делом в целом.

В практической деятельности согласованное взаимодействие подсистем периодически нарушается. Это происходит под влиянием развития библиотечного дела, внедрения новых технологий, изменения внешней среды и ряда других причин. Для исправления нарушений требуете? управленческое вмешательство.

У библиотечного дела как системы складываются определенные от ношения с другими организациями: издательствами, книготорговыми фирмами, органами научно-технической информации, архивами, музеями, местными органами власти. Взаимоотношения с ними составляют внешнюю среду библиотечного дела и определяются законами, положениями, договорами и другими нормативными актами (см. рис. 9).

Рис. 9. Схема взаимодействия внутренней и внешней среды библиотечного дела

Рис. 9. Схема взаимодействия внутренней и внешней среды библиотечного дела

 

Функциональные области внутренней среды системы «библиотечное дело»:

• развитие сети библиотек;
• обеспечение библиотек фондами, необходимым оборудованием;
• управление финансовыми средствами;
• обеспечение библиотек кадрами, их подготовка и переподготовка, создание благоприятных условий труда и его оплата;
• совершенствование деятельности по обслуживанию пользователей, внедрение новых форм и методов работы, новых информационных технологий;
• стратегическое планирование, прогнозирование, выявление и удовлетворение запросов и интересов пользователей;
• обеспечение сохранности библиотечных фондов, их своевременная реставрация, перевод на электронные носители информации;
• развитие библиотековедения, в том числе науки управления библиотечным делом;
• укрепление и развитие материально-технической базы библиотек.

Внешнюю среду прямого воздействия на социально-культурную систему библиотечного дела составляют прежде всего законодательные акты. Конституция Российской Федерации и законы являются главными документами, определяющими роль библиотек и библиотечного дела в России, регулирующими их деятельность. В последнее время принят ряд новых законов, регулирующих библиотечно-информационную деятельность, в том числе четвертая часть Гражданского кодекса РФ, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие. Органам управления библиотечным делом, руководителям библиотек необходимо знать и выполнять их требования в повседневной работе. Органы власти и учредители осуществляют непосредственное управление подведомственными библиотечными учреждениями: издают нормативные акты и документы, в соответствии с которыми библиотеки осуществляют свою деятельность.

Существенное воздействие оказывают пользователи. Рост культуры, образования, информированности людей, их духовных и нравственных запросов, овладение новыми профессиями, новыми знаниями определяют характер и качество информационных потребностей и интересов, на которые библиотеки призваны оперативно реагировать и качественно их удовлетворять. Руководители библиотечного дела, библиотекари должны постоянно изучать издательскую политику, деятельность книготорговых организаций, оперативно получать информацию о выходящих из печати изданиях, осуществлять на них заказы и своевременно получать их в библиотеки для удовлетворения запросов и интересов пользователей. Библиотечные работники обязаны постоянно изучать деятельность предприятий, выпускающих оборудование для библиотек, знать новые информационные технологии, новые носители информации, адреса производителей и поставщиков техники и организаций, обеспечивающих ее внедрение и функционирование.

Определенную роль в успешной деятельности библиотек играют конкуренты. Библиотечные работники призваны изучать деятельность организаций, обслуживающих население книгой и информацией, определять свою нишу в этом процессе, совершенствовать качество, оперативность и привлекательность своих услуг. Конкуренция стимулирует инновационную деятельность библиотек.

Значительное влияние на деятельность библиотек оказывает внешняя среда косвенного воздействия. Деятельность библиотек всегда находите в тесной связи с экономикой, уровнем занятости населения, его платежеспособностью, развитием бизнеса, малых предприятий. Все это требует учета при обслуживании пользователей.

На библиотеки оказывают воздействие социально-культурные процессы, происходящие в обществе. Рост или сокращение населения в район обслуживания, развитие образования, культуры, изменение стиля жизни работы, отдыха – все это ведет к изменению потребностей людей, и запросов, а, следовательно, форм и методов работы библиотек.

Динамика роста запросов населения на информацию в значительно! мере определяется научно-техническим прогрессом, который оказывай существенное влияние на темпы и качество инновационных процессов библиотечно-информационной деятельности, внедрение новых информационных технологий и других научно-технических достижений. На деятельность библиотек влияют политические события, решения различных общественных движений и партий, так как, в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле», «библиотеки, находящиеся на полном или частично бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие»

Законом РФ «О библиотечном деле» каждой библиотеке предоставлено право сотрудничать с зарубежными библиотечными учреждениями изучать их опыт, проводить совместные исследования различных проблем, совместные мероприятия. Все это оказывает существенное влияние на деятельность библиотек.

Библиотечное дело обладает высокой способностью реагировать на изменения внешней среды, приспосабливаться к разным условиям функционирования. Оно активно воспринимает нововведения, адаптируется к новым условиям при возникновении отклонений от существующего состояния.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17