Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учебник / под ред. И. С. Пилко

Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учебник / под ред. И. С. Пилко. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 288 с.Справочно-поисковый аппарат библиотеки : учебник / под ред. И. С. Пилко. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 288 с.

В учебнике освещены теоретико-методические и организационно-технологические аспекты создания и эксплуатации справочно-поискового аппарата библиотеки. Подробно охарактеризованы каталоги, картотеки, базы данных, справочно-библиографический фонд, сетевые ресурсы, фонд неопубликованных библиографических пособий и их поисковые возможности, раскрыты вопросы управления справочно-поисковым аппаратом, межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах. Проведен сравнительный анализ справочно-поискового аппарата библиотек, служб информации, архивов и музеев.

Учебник – первый опыт комплексного освещения вопросов формирования и использования справочно-поискового аппарата библиотеки, его традиционных (карточных и печатных) и электронных компонентов. Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник может найти применение в организациях среднего профессионального (библиотечного) образования и в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечно-библиографических кадров.


Содержание

Предисловие7
Глава 1. Справочно-поисковый аппарат: общая характеристика11
§ 1. Справочно-поисковый аппарат: понятие, функции, свойства, структура11
§ 2. Виды поисковых запросов и источники их выполнения19
Глава 2. Структура справочно-поискового аппарата26
§ 1. Справочно-библиографический фонд26
§ 2. Каталоги47
§ 3. Картотеки и базы данных69
§ 4. Сетевые электронные ресурсы в структуре справочно-поискового аппарата библиотеки77
§ 5. Фонд неопубликованных библиографических пособий89
Глава 3. Создание и использование каталогов94
§ 1. Электронный каталог94
§ 2. Алфавитный каталог114
§ 3. Систематический каталог127
§ 4. Предметный каталог139
§ 5. Сводный каталог156
Глава 4. Создание и использование картотек и баз данных175
§ 1. Библиографические картотеки и базы данных175
§ 2. Фактографические картотеки и базы данных182
§ 3. Полнотекстовые базы данных188
Глава 5. Межбиблиотечное взаимодействие в каталогизационных процессах194
§ 1. Корпоративная работа библиотек по созданию справочно-поискового аппарата194
§ 2. Технологии корпоративной каталогизации199
§ 3. Международное сотрудничество в сфере создания и использования справочно-поискового аппарата211
§ 4. Российские проекты корпоративного взаимодействия библиотек по созданию справочно-поискового аппарата216
Глава 6. Справочно-поисковый аппарат информационных учреждений и организаций226
§ 1. Справочно-поисковый аппарат архива.226
§ 2. Справочно-поисковый аппарат музея237
§ 3. Справочно-поисковый аппарат службы информации243
Глава 7. Управление процессами создания и использования справочно-поискового аппарата библиотеки251
§ 1. Интегративный характер процессов создания и эксплуатации справочно-поискового аппарата библиотеки251
§ 2. Показатели работы библиотеки по созданию и использованию справочно-поискового аппарата258
§ 3. Оценка затрат на создание и использование справочно-поискового аппарата библиотеки260
§ 4. Оценка качества справочно-поискового аппарата библиотеки, эффективности его создания и использования264
Заключение273
Список использованных сокращений275
Приложение279
Предметный указатель284

Предисловие

«Справочно-поисковый аппарат библиотеки» – относительно молодая учебная дисциплина. В 2003 г. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования она впервые была введена в цикл специальных дисциплин, обязательных для изучения по специальности «Библиотечно-информационной деятельность», и в 2011 г. закреплена в блоке профессиональных дисциплин Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»(квалификация бакалавр).

Эта дисциплина имеет комплексный характер, находясь на пересечении каталогизационных и библиографических учебных курсов.

Традиционным для высшей библиотечной школы XX в. являлся курс «Библиотечные каталоги». Он предполагал изучение алфавитного, предметного, систематического каталогов и был обеспечен учебниками и учебными пособиями в авторстве и научной редакции Е. И. Шамурина (1946), А. В. Кленова (1959, 1963), 3. Н. Амбарцумяна (1967), Г. Г. Фирсова (1968), Г. И. Чижковой (1977), Б. Ю. Эйдельмана (1977), К. Л. Воронько (1981) и др.

На современном этапе теоретико-методическое обоснование каталогизационных процессов, осмысление практики создания библиотечных каталогов находит отражение в научных, научно-практических и методических работах Э. Р. Сукиасяна.

Библиографическая «линия» освоения теоретических, методических и технологических аспектов создания и использования справочно-библиографического аппарата (в частности, справочно-библиографического фонда и фонда неопубликованных библиографических пособий) прослеживается в дисциплинах «Библиография. Общий курс», «Библиографическая работа в библиотеке» и др. Они освещены в научных, учебных и методических публикациях Д. Я. Коготкова, И. Г. Моргенштерна, Е. Н. Малевича, в «Справочнике библиографа» (2002-2014). Отношения синонимии между понятиями «справочно-поисковый аппарат» и «справочно-библиографический аппарат» обоснованы и закреплены в «Справочнике библиотекаря» (2011).

В развитие сложившихся традиций изложения данной темы в учебной литературе в предлагаемом издании комплексно освещены теоретико-методические и организационно-технологические аспекты создания и использования всех компонентов справочно-поискового аппарата библиотеки в современной информационной ситуации, прослежены его трансформации под влиянием внедрения в библиотечно-библиографическую практику информационно-коммуникационных технологий.

Цель освоения учебной дисциплины «Справочно-поисковый аппарат библиотеки» – формирование профессиональных компетенций, связанных с созданием, развитием и использованием справочно-поискового аппарата (СПА) в библиотечно-информационной деятельности.

Учебный курс обеспечивает решение следующих задач:

  • усвоение основных терминов и понятий, теоретических и технологических основ формирования и использования СПА;
  • осмысление назначения, свойств, атрибутивных характеристик СПА библиотеки и его основных компонентов;
  • практическое освоение технологических процессов каталогизации;
  • формирование практических умений использования СПА в процессе выполнения информационных запросов;
  • изучение методов управления процессами создания и функционирования СПА, оценки его качества и эффективности.

Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки. Учебная дисциплина «Справочно-поисковый аппарат библиотеки» относится к базовой части профессионального цикла образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Курс базируется на компетенциях, знаниях и умениях, сформированных при освоении учебных дисциплин «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Документоведение», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Информационные технологии», имеет тесные межпредметные связи с дисциплинами «Библиотечный фонд», «Отраслевые информационные ресурсы».

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  • способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей;
  • способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:

  • состав, структуру, взаимосвязь, поисковые возможности базовых компонентов СПА;
  • историю, теоретические основы и перспективы развития каталогизации;
  • организацию, методику и технологию процессов создания и функционирования СПА;
  • принципы и основные направления межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах;
  • специфику СПА музеев, архивов, служб информации:

уметь:

  • формировать СПА с целью раскрытия содержания библиотечных фондов, создавать различные виды каталогов, картотек, баз данных (БД), организовывать справочно-библиографический фонд (СБФ) библиотеки, фонд неопубликованных библиографических пособий (ФНБП);
  • осуществлять аналитико-синтетическую переработку документов;
  • использовать СПА библиотеки в процессах поиска информации и удовлетворения информационных запросов пользователей;
  • использовать лингвистические средства в процессах формирования и использования СПА библиотеки;
  • проектировать и организовывать СПА библиотек и других типов информационных организаций в зависимости от их задач и профиля;
  • оценивать качество и эффективность СПА:

владеть:

  • профессиональной терминологией, связанной с созданием и использованием СПА;
  • методами каталогизации, библиографического поиска, библиографирования и библиографического обслуживания пользователей на базе СПА библиотеки;
  • технологическими процессами формирования основных компонентов СПА и использования их для выполнения функциональных обязанностей и удовлетворения информационных запросов пользователей библиотеки.

В учебнике сделан акцент на интегративном характере процессов создания и использования СПА. Существенно обогащено представление о структуре и составе СПА библиотеки за счет описания его электронных компонентов, характеристики их поисковых возможностей. Выявлена специфика СПА служб информации, архивов и музеев. Детально рассмотрены вопросы корпоративной каталогизации, межбиблиотечного взаимодействия в каталогизационных процессах. Обобщены показатели работы библиотек по созданию и использованию СПА, приведены методики оценки эффективности этих процессов, качества основных компонентов СПА.

Каждая глава, помимо основного текста, иллюстративных материалов (конкретных примеров, рисунков, обобщающих таблиц) содержит резюме, вопросы для самопроверки и список рекомендуемой литературы. Параграфы учебника имеют унифицированную структуру: включают общую характеристику объекта описания (понятие, назначение, видовая классификация); раскрывают историю его развития, детально описывают процессы создания и использования конкретного элемента СПА или их совокупности: собственно методики (принципы, правила, приемы) и технологии (алгоритмы, обеспечивающие средства форматы представления информации/данных, регламенты, требования к кадрам). Вспомогательный аппарат учебного издания дополняют предметный указатель, список принятых сокращений.

Авторский коллектив учебника составили представители двух библиотечных школ: кемеровской и санкт-петербургской, преподаватели вузов культуры и искусств, а также ведущие специалисты Российской национальной библиотеки (РНБ) и Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Этим обусловлено сочетание теоретико-методического знания о СПА библиотеки с практико-ориентированным характером учебника.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17