Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное: коллективная монография / Под ред. Е. С. Романичевой, Е. А. Асоновой. М.: Совпадение, 2016. 200 с.
В коллективном монографии нашло отраженно осмысление проблем чтения школьников и студентов методистами, социологами, филологами и библиотекарями. Особое место уделено актуальным для сегодняшнего дня читательским практикам. Монография написана по материалам конференции «Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное», прошедшей в Московском городском педагогическом университете в марте 2016 года, её участниками и приглашенными специалистами.
Книга обращена к широкой аудитории профессиональных читателей: она адресована учителям, методистам, библиотекарям, а также будет интересна магистрантам и аспирантам, занимающимся проблемами чтения.
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо введения | 5 |
Галактионом Т. Г. Чтение школьников как развивающееся социально-педагогическое явление отечественной культуры | 7 |
Ганина Л. П., Зименкова Г. М. Чтение современного школьника труд или удовольствие? | 14 |
Кабанова Н. Е. Круг детского и подросткового чтения глазами студентов (на материале переписки студентов университета Гранд Вэлли (США) и Севастопольского государственного университета) | 20 |
Пранцова Г. В. Что им литературные каноны? (О круге чтения будущих учителей) | 26 |
Невская Д. Р. Актуальные проблемы формирования книжной полки ребёнка | 32 |
Романичева Е. С. Классическая литература в школе: исследовательские задачи, которые «ставит» школьная программа | 42 |
Борусяк Л. Ф. Классическая школа, неклассические дети | 51 |
Павловец М. Г. Формирование историзма восприятия произведений словесности и современная литература | 63 |
Леонова Е. А. О трудоёмкости и КПД в школьном литературном образовании | 75 |
Сененко О. В. Организация самостоятельного непрограммного чтения учащихся с использованием ресурса социальных сетей | 90 |
Мокшина Ю.Л. Л. Фанфикшен сочинение, формирующее читательскую самостоятельность подростков | 101 |
Антипова А. М. Современная русская проза в школе: стратегии изучения | 109 |
Мухаметшина Р. Ф., Хабутдинова М. М. Актуальные практики чтения и обсуждения новейшей литературы (на примере романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза») | 147 |
Черняк М. А. Словарь как литературный жанр: к вопросу о тенденциях современной прозы | 154 |
Иванкива М. В. Власть и «властные отношения» в подростковом романе-антиутопии | 163 |
Чарская-Бойко В. Ю. Я другой: к вопросу о разработке образов особых детей в литературе дисабилити | 171 |
Невская Д. Р. «Функции действующих лиц» в детской повести 1960-х годов (еще раз о стратегиях репрезентации текста В. Я. Проппа и Т. А. ван Дейка) | 179 |
Summary | 192 |
Сведения об авторах | 193 |
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
В марте 2016 года в Московском городском педагогическом университете прошла традиционная конференция по проблемам чтения. На этот раз её своеобразным итогом стала коллективная монография. Статья Т. Г. Галактионовой в какой-то степени обозначает ракурс проблематики чтение школьников как развивающееся социально-педагогическое явление. Какие изменения произошли в чтении школьников и студентов, вчерашних школьников? Как родители формируют книжную полку современного ребёнка, во многом определяя его дальнейший маршрут? Результаты этих локальных исследований нашли своё отражение в статьях А. П. Ганиной и Г. М. Зименковой, Н. Е. Кабановой, Г. В. Пранцовой, Д. Р. Невской. Цифры, приведённые в статьях, посвященных чтению студентов, невольно ставят исследователей перед вопросами, которые в той или иной степени обозначены в статьях Е. С. Романичевой, Л. Ф. Борусяк, М. Г. Павловца: что нужно сделать, чтобы и после школы молодой человек читал, а круг его чтения был разнообразным, и как это сделать? Ответы на поставленные вопросы, разумеется, далеко не исчерпывающие, даны в статьях Е. А. Асоновой, О. В. Сененко, Ю. Л. Мокшиной. Первая из названных статей посвящена острейшей на сегодняшний день проблеме «описанию» планируемых предметных результатов школьного литературного образования. Две другие конкретным практикам организации «свободного» чтения современных подростков.
Другой острой проблеме современного образования изучению современной литературы посвящены статьи А. М. Антиповой, а также Р. Ф. Мухаметшиной и М. М. Хабутдиновой. В первой прослежено, как начиная с конца XVIII века вплоть до сегодняшнего дня в отечественной школе изучалась современная литературы. Вторая описывает очень интересный подход к изучению романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» на родине автора, в республике Татарстан.
Завершают монографию статьи филологов М. А. Черняк, М. В. Иванкива, В. Ю. Чарской-Бойко, посвященные как тенденциям современной отечественной прозы, которые, безусловно, нужно учитывать при отборе книг для изучения в выпускном классе, так и отдельным произведениям современной зарубежной литературы, которая традиционно входит в круг читателя-подростка. Финальная статья Д. Р. Невской актуализирует в памяти читателя популярные детские повести 60-х годов прошлого столетия и предлагает эффективный, по мысли автора, подход к их анализу в детской аудитории.
Безусловно, тема, вынесенная в название монографии, огромна, поэтому авторы не рассматривают свои статьи как исчерпывающий ответ на сложнейшие вопросы, связанные с чтением современных школьников, но они приглашают к дискуссии, к совместному дальнейшему размышлению над поставленными проблемами и обсуждению предложенных возможных путей их решения.