Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Соколов А.В. Науки об информации и библиотекарь

Соколов А.В. Науки об информации и библиотекарь: профессионально-мировоззренческое пособиеСоколов А.В. Науки об информации и библиотекарь: профессионально-мировоззренческое пособие / А.В. Соколов. – М.: Литера, 2010. – 144 с.

Задача пособия – проследить формирование и распространение информационного подхода в общественных, естественных, технических науках и осмысление информации в отечественной философии.

Пособие адресовано практикам библиотечного дела и библиографии, повышающим свою квалификацию, преподавателям и учащимся библиотечно-информационной школы, а также всем, ищущим ответ на вопрос «что такое информация?».


Оглавление

Введение4
Глава 1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ ЗНАКОМЯТСЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ7
1.1. Происхождение информации7
1.2. Первое знакомство и первые разочарования11
1.3. Попытки познакомиться поближе16
1.4. Советские философы – укротители информации29
1.5. Корректный и некорректный подходы к информации33
Глава 2. ИЕРАРХИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ40
2.1. Научная информатика и научная революция в библиографоведении41
2.2. Обобщающая концепция (метатеория) социальной информатики49
2.3. Информология и формирование иерархии информационных наук55
2.4. Кибернетическая информатика и социальная информатика-257
2.5. Мифологические концепции информации66
Глава 3. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИИ78
3.1. Систематизация трактовок информации78
3.2. Амбивалентная природа информации84
3.3. Типы реальностей и типы информации88
3.4. Сущность информации108
3.5. Реалистическая концепция информации в библиотечной науке125
Заключение130
Примечания134

Введение

«Информация» – один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Библиотекари, библиографы, журналисты, документоведы, ученые-информатики и инженеры-системотехники считают информацию своим профессиональным понятием. Информации посвящаются декларации международных саммитов, свободный доступ к информации – одно из прав человека, защитой информации озабочены политики и юристы; школьники и студенты приобщаются к информационной культуре. Информационные коммуникации давно уже стали привычной социальной структурой, информационные технологии- обыденным инструментом, а грядущее наступление информационного общества воспринимается как банальная истина. Сложилась обширная система информационно-коммуникационных наук, в составе которой представлены многочисленные теории и метатеории, изучающие различные грани, типы, разновидности информационных процессов и информационных систем. Если обратиться к содержанию информационных теорий и метатеорий, то выяснится, что каждая предлагает собственный ответ на вопрос «что такое информация?».

Информация многолика, поэтому объяснимо, хотя и не всегда оправдано, многообразие трактовок информации, бытующих в научной, справочной и учебной литературе. Отдельные трактовки могут быть полезны и эффективны в некоторых областях науки, образования и информационной практики, но, суммированные, они порождают недоумение и печаль. То ли информация материальна (атрибут материи), то ли идеальна (сведения, знания), то ли она объективна, то ли субъективна, то ли в живой природе она существует, то ли во всей Вселенной? Феноменом, функцией или фикцией является информация? Как и всякая жизненно важная ценность, информация мистифицирована и мифологизирована, и не лишено оснований подозрение, что «информационное общество» – это миф, распространяемый корыстными корпорациями. Является ли всякая библиотека, включая детские и школьные, информационным центром, а директор библиотеки – информационным менеджером?

Впрочем, зачем библиотекарю-практику задумываться над этими головоломками? Можно быть хорошим информационным технологом, формировать информационные ресурсы и сайты Интернета и не стараться уяснить природу и сущность информации. Можно посвятить себя удовлетворению информационных потребностей специалистов путем предоставления им информационных материалов и не задумываться о смысловой сущности информационной деятельности. Можно, повторяю, сделать неплохую карьеру в инфосфере и спокойно дожить до глубокой старости. Ведь мы не знаем, что такое гравитация, но успешно запускаем космические корабли, значит, можно быть хорошим библиотечно-информационным специалистом, не зная, что такое информация.

На худой конец, всегда под рукой ГОСТ 7.0-99, где сказано, что информация – это «сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации». В «Библиотечной энциклопедии» эта формулировка детализирована: информация – «сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и (или) обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами»*. Достоинство этих дефиниций состоит в том, что они практически удобны, если... если не вдумываться в их содержание. Прочитайте еще раз стандартные тексты.

Что такое «сведения, отражающие факты»? По-видимому –достоверное, научно апробированное знание, которое желательно хранить в библиотечных фондах. Но что делать со сказками, художественной литературой, научными гипотезами, которые никаких «объективных фактов» не отражают? Считать их дезинформацией, а не информацией? Но в этом случае фонд публичной библиотеки становится не столько информационным, сколько «дезинформационным» фондом. Уместно призадуматься и над таким вопросом: нужно ли вообще требовать от библиотекаря-библиографа, чтобы он предоставлял читателям информацию, «объективно отражающую различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества»? Если да, то тогда он должен гарантировать истинность предоставляемых сведений, в противном случае он из информатора превращается в дезинформатора. Последнее никак нельзя допустить, потому что в информационную эпоху судьба каждого человека зависит от его способности своевременно находить, получать, правильно понимать и продуктивно использовать релевантную информацию.

Информационно-компьютерная революция XX века и глобальная информатизация наших дней совпали с кризисами гуманизма и капитализма, экономическими и экологическими кризисами, распространением безумного потребительства, эгоизма, пессимизма, особенно болезненно ощутимых в России. Информационная среда обусловливает генетические мутации, и на смену незадачливому homo legens, «человеку читающему», по мнению многих мыслителей, должен прийти информированный homo informaticus – гражданин гипотетического информационного общества. Информация становится важнейшим источником развития мировой экономики, главным ресурсом научно-технического прогресса и духовного творчества. Получается, что информация представляет собой феноменальную материальную силу, изменяющую общественно-экономическую формацию и биологическую природу человека. Трудно сказать, радоваться или горевать мы должны по этому поводу, потому что до сих пор неизвестны природа и сущность информации. Место библиотечно-библиографической профессии в обществе будущего, как ни странно, зависит от ответа на вопрос «что такое информация?».

Настоящая публикация, адресованная библиотечным практикам, учащимся и преподавателям библиотечной школы, имеет профессионально-мировоззренческий характер. Она преследует две цели: во-первых, познакомить библиотечную общественность с многообразием информационных наук (теорий, концепций), сложившимся в настоящее время; во-вторых, предложить и обосновать ответ на вопрос «что такое информация?», соответствующий самоопределению библиотечно-библиографической теории и практики.

3.5. Реалистическая концепция информации в библиотечной науке

Современная терминология библиотечного дела и библиографии перегружена «информационными» терминами с неопределенным или обыденным пониманием информации (информация – «сведения, сообщения, новости, данные»). Обыденный язык- ненадежная основа для построения научной терминологической системы, поэтому получают распространение нелепые понятия, дезориентирующие библиотечно-библиографическую мысль. Приведу несколько примеров.

1. В свете информационного подхода, получившего признание в библиотековедении (см. параграф 2.1), всякая библиотека представляет собой информационный центр, предоставляющий информационные услуги и удовлетворяющий информационные потребности читателей. Как понимать тогда задачу информатизации библиотек? Нелепо информатизировать информационный центр. При этом «Библиотечная энциклопедия» трактует информатизацию как «процессы движения информации, ее получения, внедрения, распространения и обогащения». Вообще говоря, внутрибиблиотечное «движение информации» обнаруживается в древнерусских монастырских книгохранилищах и в советских массовых библиотеках, но никогда не возникала идея их «информатизировать». Парадокс «информатизации библиотек» легко разрешается в нашей реалистической концепции. В словосочетании «информационный центр» имеется в виду категория семантической информации, обозначающая смысловую коммуникацию, а фраза «информатизация библиотек» подразумевает использование машинной информации. Следовательно, в библиотечной науке и практике во избежание недоразумений следует различать типы информации, о которых идет речь в «информационных контекстах».

2. В библиотековедении и библиографоведении документ понимается как «информация, зафиксированная специальным образом на материальном носителе, снабженная реквизитами, позволяющими идентифицировать документ... Документ служит средством закрепления и передачи информации, знаний, духовных и материальных достижений человеческого общества». Ясно, что имеется в виду семантическая информация, а не машинная информация. Семантическая информация, согласно нашему определению, имеет амбивалентную природу и представляет собой материально-идеальное единство, то есть единство идеального содержания и материальной формы. Материальная форма – необходимое (имманентное) качество всякой информации, поэтому получается нелепость: документ – «материальный носитель материально-идеального единства». На самом деле документ – не носитель, а разновидность семантической информации, отличающаяся от других разновидностей специфической знаковой формой.

3. Информационная потребность чаще всего определяется тавтологично как потребность (нужда, необходимость) в информации. Надо полагать, что имеется в виду потребность в семантической информации, то есть достоверных духовных смыслах, выраженных коммуникабельными социальными знаками. Такая потребность возникает, когда человек либо испытывает дефицит знаний, либо нуждается в общении с другими людьми. По сути дела, в первом случае имеет место познавательная потребность, во втором случае – коммуникационная потребность. Получается, что для удовлетворения информационной потребности нужно удовлетворять познавательную потребность (потребность в достоверных духовных смыслах) или коммуникационную потребность (потребность в обмене коммуникабельными социальными знаками). Соответственно, нужно организовывать информационное обслуживание (сервис), суть которого состоит в предоставлении духовных смыслов в коммуникабельной (понятной для потребителя) форме.

Приведенные примеры показывают, что в тех случаях, когда в каком-либо официальном, научном, публицистическом тексте встречается термин «информация» или производные от него, нужно уточнять, какой тип информации или информация вообще имеются в виду. При этом необходимо учитывать, что одно и то же смысловое содержание может выражаться различными словесными формулировками. Для облегчения смыслового анализа бытующих формулировок предлагаю примеры решения этой задачи.

А. Формулировки, соответствующие категории Семантическая информация:

1. «Сообщение о положении дел в какой-либо области, о каких-либо событиях и т. п., передаваемое устно, письменно или др. способом» (Толково-энциклопедический словарь. – СПб., 2006. – С. 690)

2. «Сведения или данные, объективно отражающие различные стороны и элементы окружающего мира и деятельности человека на определенном этапе развития общества, представляющие для него какой-либо интерес и материализованные в форме, удобной для использования, передачи, хранения и (или) обработки (преобразования) человеком или автоматизированными средствами» (Библиотечная энциклопедия. – М., 2007. – С. 430).

3. «Знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и обо всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни» (Афанасьев В.Г. Социальная информация. – М., 1994. –С. 13).

4. «Идеальный коммуникативный феномен, проявляющийся в формах сигналов и записей, содержание которых сохраняется при их взаимном превращении и с помощью которых осуществляется управление или ментальный процесс» (Ханжин А.Г., Кожокару А.А. Ревизия понятия информации // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2008. № 6. С. 9).

5. «Способ, каким знание существует не столько для самого данного человека, сколько для других людей» (Куйбышева О.В. О понятии «информация» с позиций психологической теории деятельности // НТИ. Сер. 2. 1979. № 3. С. 8-9).

6. «Смысл, который человек приписывает данным на основании известных ему правил представления в них фактов, идей, сообщений. Структурированная информация, т. е. связанная причинно-следственными и иными отношениями и образующая систему, составляет знания» (Гиляревский Р.С. и др. Информатика как наука об информации. – М., 2006. С. 9-10).

7. «Нематериальный смысл, извлекаемый человеком из сообщения» (Степанов А.Н. Информатика. Базовый курс. – М. – СПб., 2010. –С. 34).

Б. Формулировки, соответствующие категории Машинная информация:

1. «Данные, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти, обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям» (Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – М., 1991. –С. 129).

2. «Содержание сигнала, сообщения, полученного кибернетической системой из внешнего мира» (Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб. пособие. – М., 2009. – С. 8).

3. «Данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителя и необходимые для принятия им решений, а также реализации других функций и действий» (Основы информатики: учеб. пособие / под ред. Г.В. Алехиной. – М., 2009. – С. 15-16).

4. «Некоторая последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущая смысловую нагрузку и представленная в «понятном» компьютеру виде» (Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии: конспект лекций. – М., 2009. – С. 7).

5. «Продукт взаимодействия данных и адекватных им методов обработки» (Шапорев С.Д. Информатика. Теоретический курс. –СПб., 2008. –С. 3).

В. Формулировки, соответствующие категории Информация вообще:

1. «Сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации» (ГОСТ 7.0-99).

2. «Уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений» (Философский энциклопедический словарь. –М., 1983. –С. 217).

3. «Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время» (Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. – М., 1968. – С. 201).

4. «Передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 217).

5. «Всеобщая генеративная основа природы и общества; универсальное генеративное поле Вселенной и универсальное начало всех начал; информация первична, материя вторична; информация – универсальный генеративный ресурс Вселенной, безальтернативный первоисточник развития и благосостояния народов Мира» (Юзвишин И.И. Основы информациологии: учебник. –М., 2001. –С. 587).

6. «Запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных» (Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория информации. – М., 2009. – С. 17).

7. «Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принятый в июле 2006 г.).

Формулировки группы А хорошо коррелируют с нашим определением «Семантическая информация – амбивалентный феномен, выражающий духовные смыслы в форме коммуникабельных социальных знаков». В некоторых случаях в них не называются, а подразумеваются те свойства семантической информации (вторичность, коммуникабельность), которые вошли в наше определение в явном виде. В формулировках группы Б по умолчанию подразумевается радиоэлектронный артефакт, который явно представлен в нашем определении «Машинная информация – амбивалентный артефакт, осуществляющий телеуправление техническими объектами и имитирующий по алгоритмическим программам семантические процессы». В группе В представлены формулировки, претендующие на определение не отдельного типа информации, а информации вообще (информации по существу). Здесь представлены математические трактовки, пригодные для использования в реальностях всех типов, метафорические и мифологические трактовки, которые мы не считаем возможным включать в категорию информации. Мы привели эти формулировки для того, чтобы проиллюстрировать многообразие практикуемых подходов к выражению природы и сущности информации. Ни одна из этих формулировок не коррелирует с нашим определением: «Информация в сущности – амбивалентный феномен, выражающий смыслы в форме коммуникабельных знаков». Я расцениваю этот факт как свидетельство новизны и оригинальности реалистической концепции информации, представленной в данной книге.


* Библиотечная энциклопедия. – М., 2007. – С. 430.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17