Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Столяров Ю.Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений

Столяров, Ю. Н. Документный ресурс: учебное пособие для студентов высших учебных заведенийСтоляров, Ю. Н. Документный ресурс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 224 с. – (Спец. серия «Профессиональный практикум»).

Книга является исправленным и значительно дополненным переизданием одноименного пособия, вышедшего в свет в 2001 году. В ней рассказывается о документных массивах, документных фондах и документных потоках, составляющих национальный документный ресурс России. Особенно обстоятельно охарактеризованы ресурсы самых крупных специализированных документных систем – библиотек, архивов, музеев, органов информации. В издании учтены новые взгляды на сущность понятия «документ», расширено представление о видах документных ресурсов, функционирующих в обществе.

Пособие предназначено для студентов и практических работников документо-коммуникационной сферы: документистов, библиотекарей-библиографов, книговедов, архивистов, музееведов и др., а также для системы повышения квалификации.


Содержание

ОТ АВТОРА3
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ5
ВВЕДЕНИЕ7
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ11
Глава 1. МЕСТО ДОКУМЕНТНОГО РЕСУРСА В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ11
§ 1. Структура социальной системы11
§ 2. Документный ресурс системы13
§ 3. Документографический ресурс (документный ресурс второй степени)16
§ 4. Документный ресурс третьей степени18
Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ19
§ 1. Понятие «документный ресурс»19
§ 2. Свойства документного ресурса26
§ 3. Функции документного ресурса30
§ 4. Принципы функционирования документного ресурса30
§ 5. Дефиниция документного ресурса37
Глава 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС37
§ 1. Общая характеристика37
§ 2. Виды документных ресурсов39
§ 3. Классификация документных ресурсов по их месту в документивном процессе43
РАЗДЕЛ II. ДОКУМЕНТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ДОКУМЕНТНЫЕ РЕСУРСЫ47
Глава 4. ГЕНЕРАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РЕСУРСЫ47
§ 1. Виды генеративных систем47
§ 2. Технические средства генерирования документных ресурсов48
§ 3. Производители документных ресурсов52
Глава 5. ТРАНЗИТНЫЕ ДОКУМЕНТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РЕСУРСЫ60
§ 1. Документный поток60
§ 2. Транзитные документивные каналы62
Глава 6. ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТИВНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ РЕСУРСЫ66
§ 1. Неспециализированные документивные системы66
§ 2. Управленческий документный ресурс70
§ 3. Общее представление о специализированных терминальных документивных системах72
РАЗДЕЛ III. РЕСУРСЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ТЕРМИНАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТИВНЫХ СИСТЕМ73
Глава 7. ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС БИБЛИОТЕК73
§ 1. Эволюция библиотек73
§ 2. Основные понятия88
§ 3. Постановка библиотечной деятельности92
Глава 8. АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС100
§ 1. Эволюция архивов100
§ 2. Понятие «архив». Виды архивов106
§ 3. Постановка архивной деятельности110
Глава 9. ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОК115
§ 1. Эволюция музеев115
§ 2. Основные понятия123
§ 3. Постановка музейной деятельности126
§ 4. Документный ресурс выставок130
§ 5. Связь музеев и выставок с другими документивными системами132
Глава 10. ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ135
§ 1. Возникновение и развитие центров НТИ135
§ 2. Особенности функционирования инфоцентров. Отличия инфоцентров от библиотек140
§ 3. Положение о государственной системе научно-технической информации143
§ 4. Правовые документные ресурсы145
§ 5. Прочие документные ресурсы информационного профиля147
§ 6. Электронные базы данных148
Глава 11. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА150
§ 1. Общее представление об интегральной электронной библиотеке150
§ 2. Преимущества интегральной электронной библиотеки153
§ 3. Цели интегральной электронной библиотеки153
РАЗДЕЛ IV. ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС ПРОЧИХ СИСТЕМ156
Глава 12. ДОКУМЕНТНЫЙ РЕСУРС ПЕРСОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ156
§ 1. Особенности персональных документных ресурсов156
§ 2. Виды персональных документных ресурсов157
§ 3. Взаимодействие персональных и общественных документных ресурсов167
Глава 13. УТИЛИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТИВНЫЕ СИСТЕМЫ168
Глава 14. ФОРМИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТНЫХ РЕСУРСОВ169
§ 1. Целенаправленность и целесообразность формирования документных ресурсов169
§ 2. Политика формирования документных ресурсов170
§ 3. Моделирование документного ресурса171
§ 4. Комплектование документного ресурса173
§ 5. Учет документного ресурса179
§ 6. Обработка документного ресурса183
§ 7. Размещение, расстановка документного ресурса187
Глава 15. ЗАЩИТА ДОКУМЕНТНЫХ РЕСУРСОВ199
§ 1. Понятия защиты и угрозы. Виды угроз199
§ 2. Законодательная защита201
§ 3. Общегосударственные защитные мероприятия203
§ 4. Документографическая защита206
§ 5. Защита от недобросовестных пользователей209
§ 6. Планирование на случай катастроф211
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА213
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН216

От автора

Курс «Документный ресурс» рассматривается как общий для всех специальностей, объединенных профессией документиста, или, если выразиться более привычными терминами, документалиста, документоведа. Главным образом, имеются в виду студенты, обучающиеся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления». Однако этот курс рассчитан и на общепрофессиональную подготовку библиотекарей и библиографов, книговедов, музейных и информационных работников, поскольку работа всех без исключения документально-коммуникационных систем базируется на фонде, состоящем из упорядоченного массива данного материала. Без знания всех компонентов документа невозможно правильно комплектовать, учитывать, обрабатывать, размещать, хранить, консервировать, реставрировать и использовать подобный фонд любого назначения.

В Московском государственном университете культуры и искусств курс начал читаться около десяти лет назад всем студентам, обучающимся по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», сразу после лицензирования университетом права на образовательную деятельность этого направления.

Данное пособие подготовлено в соответствии с программой курса, составляющего часть документоведческой подготовки студента. За неимением учебника по дисциплине «Документный фонд» пособие может использоваться в качестве базового и по этому курсу. Его цель состоит в расширении общего кругозора студентов и формировании их профессионального мировоззрения. В связи с этим в нем рассматриваются теоретические, исторические и методические вопросы, имеющие отношение к документу. Дальнейшая конкретизация полученных знаний осуществляется при изучении специальных учебных дисциплин. При этом главы, посвященные основной дисциплине, в каждом отдельном случае должны рассматриваться как ознакомительные, позволяющие представить роль конкретного документального института в общей системе таких институтов. Детальное рассмотрение всех аспектов, связанных со строением и функционированием данного института, осуществляется в рамках других дисциплин. Поэтому, например, глава «Документный ресурс библиотек» представляет наибольший интерес для обучения по всем документоведческим специальностям, а наименьший – для библиотечно-библиографической, поскольку в ней эта тема раскрывается в фундаментальных курсах «Общее библиотековедение», «История библиотечного дела», «Библиотечный фонд», «Библиотечное обслуживание» и др.

То же можно сказать, например, о подпараграфах, относящихся к изложению вопросов книгоиздания, – в параграфе «Производители документных ресурсов» главы «Генеративные документальные системы и их ресурсы». Для всех документоведческих специальностей, кроме книговедческой, данного учебного материала достаточно, чтобы получить информацию по этому вопросу с достаточной степенью и обобщения, и детализации. Для студентов же Университета печати этот текст ценен главным образом тем, что дает представление, как вписывается книгоиздание в общую систему документных ресурсов страны. Ведь подробному рассмотрению всех книговедческих аспектов в их учебной программе посвящено несколько базовых дисциплин.

Единственная специальность, для которой все рассматриваемые темы равнозначимы, – это «Документоведение и документационное обеспечение управления»: пособие написано так, чтобы исключить повторение изучаемого здесь учебного материала. Более того, курс широко опирается на дисциплины «Документология», «Документоведение», из которых студенты уже вынесли знание видов документов, оснований их классификации, представляют себе разницу между ключевыми для документолога понятиями «документный», «документальный» и им подобными.

При подготовке пособия использовано и обобщено все ценное, что содержится в научной и методической литературе по документоведению, библиотековедению, библиографоведению, книговедению, музееведению, архивоведению, информатике, – конечно, в меру сил и возможностей автора.

Кроме того, использованы материалы программ по данному курсу, разработанных в разное время специалистами Историко-архивного института, Московского, Краснодарского, Пермского и других вузов культуры и искусств. Автор искренне признателен разработчикам этих программ за явную или опосредованную помощь.

Чтение курса «Документный ресурс» многократно апробировано автором в Московском государственном университете культуры и искусств, на Высших библиотечных курсах Российской государственной библиотеки, а также в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана.

Поскольку пособие на данную тему разработано впервые, в нем наверняка имеются большие резервы для его совершенствования. Буду благодарен за любые замечания и предложения, которые возникнут у читателей – профессоров, преподавателей, студентов, практиков. Их можно присылать по адресу издательства «Либерея-Бибинформ» или Московского государственного университета культуры и искусств, где я имею честь трудиться.

Ю.Н. Столяров

Глава 2. Общие положения
§ 1. Понятие «документный ресурс»
Критика понятия «информационные ресурсы»

В научном и практическом обиходе оперируют понятиями «информационные ресурсы», «документные ресурсы», «информационно-документационные ресурсы», не всегда четко улавливая разницу между ними.

На первый взгляд кажется, будто у каждого из этих понятий имеется собственное наполнение: информационные ресурсы имеют дело с информацией, документные – с документами, а информационно-документационные – отчасти с информацией, отчасти с документацией.

Однако фактически дело обстоит сложнее. Причина тому – теоретическая неразработанность исходных понятий: «информация», «документ», «информационные ресурсы», «документные ресурсы».

Попробуем в них разобраться в том объеме, который необходим для профиля данного учебного пособия.

Государственный стандарт 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» – дефинирует информационные ресурсы как «совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации». Документные ресурсы рассматриваются здесь как «вид информационных ресурсов, представляющий совокупность отдельных документов в информационных системах». Иными словами, в соответствии с этим ГОСТом документные ресурсы предстают как частный случай ресурсов информационных. Это во-первых.

Во-вторых, из стандартного определения следует, что, помимо документных, информационные ресурсы включают в себя некие недокументные ресурсы. Существуют ли таковые? Попытаемся ответить на этот вопрос, отталкиваясь от термина «данные». В том же ГОСТе данные определяются как «информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей обработки». Подставим это определение в понятие «информационные ресурсы»: информационные ресурсы – совокупность информации (обработанной и представленной в формализованном виде для дальнейшей обработки), организованной для эффективного получения достоверной информации. Невнятность, тавтологичность данного определения в результате такой подстановки становится очевидной.

Оставим на этом фоне без внимания указание на цель (получается, что инфоресурсы могут использоваться только для получения, причем именно эффективного, только информации, причем именно достоверной, а не для чего-либо иного, – например, не для принятия управленческого решения). В данном случае нас интересует иное: может ли обработанная и представленная в формализованном виде информация не быть закрепленной на материальном носителе, то есть существовать в бездокументном виде? К носителям информации (данных) тот же ГОСТ относит «средства регистрации, хранения, передачи информации (данных)», а ими являются речь, память человека или компьютера, проводные или эфирные системы связи и т. п. Ясно, что без них представление об информации получить невозможно. Иными словами, получается, что «информационные ресурсы» и «документные ресурсы» – фактически синонимичные понятия. Синонимию этот же ГОСТ определяет как свойство различных по форме, но одинаковых или близких по значению знаков.

Следовательно, информационные ресурсы – они же и документные. Выражение «документные» ресурсы точнее, нежели «информационные». Документные ресурсы состоят из множества документов, и информационные ресурсы должны были бы по той же логике состоять из множества «информации», но и слово-то такое («информация» во множественном числе) в языке отсутствует.

Поэтому первое, что напрашивается: употреблять выражение «документные ресурсы» как наиболее точное, отражающее и содержание этих ресурсов – заключенную в них информацию, – и ее материальное воплощение.

Документалист, документист всегда имеют дело именно с документом в двуединстве его идеального содержания и материальной формы, а не с одной лишь его составляющей (информацией), сколь бы важна она ни была.

Среди многочисленных высказываний терминологического характера выделяется противоречивая позиция А.Б. Антопольского. С одной стороны, он правильно замечает, что слово «ресурс» является неисчисляемым (нельзя сказать: «пять ресурсов») и, следовательно, ставить вопрос о статистическом учете ресурса некорректно. Справедливо и замечание, что термин этот возник и укоренился в Интернет-сленге: он понимается там как адресуемая единица информации. Общеизвестная аббревиатура URL означает «универсальный указатель ресурса», что предполагает исчисляемость конкретных его видов: файлов, фондов, массивов и т. д. С другой стороны, автор пользуется еще более расплывчатым понятием «информационные ресурсы». В его профессиональном тезаурусе находятся также термины «информационный объект», «цифровой объект» и им подобные, но только не «документный ресурс»1.

А.Б. Антопольский признает, что «информационные ресурсы могут представлять собой либо документы <...>, либо массивы документов»2, с другой – затрудняется признать, что же является документом в информационном пространстве: сервер, сайт, директория, страница или ссылка. Ему неясно, можно ли интерпретировать как документ чат в целом, реплику в чате, непрерывно поступающие телеметрические данные и т.п.3.

В типичных сомнениях этого рода остро ощущается недооценка относительности как наиболее существенного свойства документа, его конвенциональности и других специфических свойств.

Избрав как наиболее, с его точки зрения, удачный термин «информационные ресурсы», А.Б. Антопольский вынужден сделать общий вывод: «Понятие «информационные ресурсы» является слишком широким, поскольку в реальном употреблении к нему могут относиться самые разные информационные объекты» 4. Термин же «документный ресурс» при наличии унифицированной единицы измерения – документа (значение этого термина в необходимых случаях, в силу относительности понятия, каждый раз определяется отдельно) этого недостатка лишен.

Термин «документный ресурс» обстоятельно исследовала с филологической точки зрения Наталия Николаевна Литвинова5. Воспроизводя историю термина «ресурс», она показывает, что его появление было вызвано невежеством, или, чтобы не выражаться столь обидно, представлением о документе только как об офисном. Между тем стандарт ISO (Международной организации по стандартизации) определяет «документ» значительно шире – как записанную информацию, которую можно рассматривать в качестве единицы в документационном процессе независимо от ее физической формы и характеристик. «Ресурсом» в электронной среде наши западные коллеги именуют самые разнообразные объекты, которым можно присвоить адрес. И хотя то же самое можно сделать при посредстве термина «документ», в обиход все же вошел менее вразумительный термин «ресурс», и бороться за чистоту терминологии, с точки зрения Н.Н. Литвиновой, бесполезно. Язык, как отмечает автор, развивается по своим законам, далеко не всегда научным: «Часто бывает трудно понять и объяснить, почему один неологизм принимается большинством, утверждается в текстах, а другой отвергается. Истории вхождения и закрепления в языке отдельных неологизмов нередко посвящаются серьезные лингвистические исследования» 6. В данном отношении «господствует», как и во времена Грибоедова, «смешение языков», только теперь английского с нижегородским7.

Заканчивая статью, Н. Н. Литвинова подчеркивает, что «термины «ресурс» и «документ» в обобщающих значениях, зафиксированных в соответствующих определениях, с точки зрения логики в равной степени применимы к обозначению разнообразных объектов, размещаемых в Интернете» 8. Вектор развития терминологии направляется в сторону укрепления термина «ресурс». Одновременно она оговаривается, что «вероятность, даже очень большая, это всего лишь вероятность. Возможны и другие варианты развития событий» 9.

Отдавая должное лингвистической эрудиции Н.Н. Литвиновой, постараемся сочетать выражения «документ» и «ресурс». Поскольку слово «ресурс» подразумевает запасы, возможности, источники чего-нибудь и изначально предполагает множественность и неисчислимость, требуется в каждом конкретном случае номинировать объект ресурса. Применительно к предмету данного разговора это множество документов. Отсюда вытекает правомерность собирательного выражения «документный ресурс» в значении «множество документов». Выражение «документные ресурсы» означает множество конкретных ресурсов, выделенных по какому-либо признаку: документные ресурсы библиотек, документные ресурсы архивов, электронные документные ресурсы. При таком подходе сохраняются оба термина и каждый приобретает собственное значение. Одновременно терминология становится более богатой и корректной.

Указание на «множество» выводит на понятие «массив документов», поскольку «массив» тоже предполагает некое множество, «совокупность каких-либо однородных объектов, предметов, данных» 10. Примеры применения в словарях этого слова характерны присутствием свойства неподвижности: лесной массив, жилой массив, массив памяти. Следовательно, «массиву» присуща относительная статичность.

На первый взгляд понятие «ресурс» можно приравнять к понятию «массив (документов)». Между тем массив документов образуется из его потока, являющегося, таким образом, тоже составной частью документного ресурса. Ограничивать документный ресурс только массивом документов и выпускать из поля зрения поток документов – значит сильно обеднять представление об этом ресурсе. На самом деле документный ресурс представляет собой одновременно и массив, и поток документов. Документный ресурс, иными словами, есть набор документов и в их статике, и в их динамике. Понятия «массив» и «поток» всегда сопрягаются в научной литературе со словом «документы», а выражения, родственные «информационным ресурсам», к счастью, отсутствуют. Используются только словосочетания типа «документный поток», «массив документов».

Определения «информационных ресурсов», даваемые в научной литературе, тоже подводят к мысли о синонимичности этого понятия с понятием «документные ресурсы» и о большей точности именно последнего выражения. Например: «Информационные ресурсы – это информация, созданная и/или обнаруженная, зарегистрированная, оцененная, с определенными (заданными) законами деградации и обновления. В конце концов, это тоже документ, но с четко определенными качественными и количественными характеристиками (выделено мной. – Ю. С.)» 11. Здесь обращает на себя внимание вынужденное признание факта, что информация есть документ, но вопрос о том, что же остается за его пределами, авторы опускают. Малоубедительны и ключевые слова: «ресурсы – это информация».

В выражениях типа «информационно-документационные ресурсы», «информационно-документационная подготовка кадров» под «информационной» имеют в виду устную информацию, а под «документацион-ной» – информацию, закрепленную на вещественном носителе. Это разделение страдает значительной долей условности: предполагается, что устные сообщения, во-первых, не имеют материального носителя, а во-вторых, никак не зафиксированы. Между тем фактически любое сообщение всегда передается материальной средой – если не вещественной, то энергетической (акустическими колебаниями, радиоволнами и т. п.). В последнем случае продолжительность существования информации равна времени ее передачи, то есть имеет место синхронный документ. Поэтому выражения «информационно-документальный», «информационно-документационный» трудно признать правомерными.

Вместе с тем выражение «информационные ресурсы» в своих собственных пределах имеет право на употребление. Поясним это методом аналогии. Задумайтесь: чем занимается любая торговая точка? Ясно, что торговлей. Но обратите внимание, как по-разному осознается этот процесс людьми, стоящими по разные стороны прилавка. В тот момент, когда клиент товар покупает, продавец его продает. Процесс один и тот же, а термины для его обозначения существенно, в данном случае даже полярно, различны. С точки зрения клиента, он пользуется пунктом покупки, а продавец полагает, что работает в пункте продажи. И каждый по-своему прав. Поэтому учебное пособие для клиента, если бы таковое существовало, правильно было бы назвать «Технология покупки товара», а соответствующее пособие для продавца – «Технология продажи товара». Так и в нашем случае: раз учебник предназначен, так сказать, продавцу, то есть тому, кто предоставляет клиенту информацию (товар), ресурсы мы называем «документными». А с точки зрения пользователя, они же – «информационные». Словоупотребление в каждом случае должно быть уместным.

Понятие «документный ресурс» приложимо к отдельной информационной системе – библиотеке, фирме, музею, типографии, и тогда это конкретное, частное понятие. От него может быть образовано множественное число: «документные ресурсы». О документных ресурсах правомерно говорить как о некой ограниченной совокупности отдельно взятых собраний документов.

Но понятие «документный ресурс» может рассматриваться и как общее, собирательное, когда имеется в виду либо любое, какое угодно собрание документов или их совокупностей, либо вся совокупность документных ресурсов того или иного масштаба: документный ресурс России, ресурс документов по бизнесу. Чтобы сделать эти нюансы более понятными, проведем аналогию. Правомерно сказать: «студент Иванов». Понятно, что речь идет об одном конкретном студенте. Можно сказать: «студенты 208-й группы», «русские студенты». Тут единственно уместно применить множественное число. Но если надо вести речь обо всех студентах вообще, то опять используется единственное число, но уже в обобщающем контексте: «студент нынче пошел грамотный», «современный студент знает, что ему нужно от учебы», «студент Московского региона отличается от студента Западной Сибири такими-то характеристиками...». Так и в данном случае: можно употреблять выражения «документный ресурс» и «документные ресурсы», важно лишь, чтобы каждый раз это употребление было уместным.

Поскольку данный учебный курс посвящен документным ресурсам как таковым, всем и всяким документным ресурсам вообще, он носит обобщающее название «Документный ресурс».


  1. Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: Науч.-метод, пособие / А.Б. Антопольский. М.: Либерея, 2004. С. 12–13.
  2. Там же, с. 13.
  3. Там же, с. 13–14.
  4. Там же, с. 16.
  5. Литвинова, Н.Н. Кто заплатит сверхурочные термину документ?/ Н.Н. Литвинова// Науч. и техн. б-ки, 2007, № 9. С. 54–62.
  6. Литвинова, Н.Н. Указ. соч. С. 57.
  7. Там же.
  8. Там же, с. 62.
  9. Там же.
  10. Захаренко, Е.Н. Новый словарь иностранных слов. 25 ООО слов и словосочетаний/ Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. М.: Азбуковник, 2003. С. 381.
  11. Бакут, П.А. Информационные ресурсы – вопросы теории и практики / П.А. Бакут, Ю.П. Шумилов // Информационные ресурсы России, 1999, № 3. С. 18.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17