Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой

Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекойСуслова И.М. Стратегическое управление библиотекой. – М.: МЦБС, 2008. – 256 с.

В книге рассматривается теория и практика стратегического управления библиотекой в контексте социально-политических и экономических реформаций российской действительности. Комплексно представлена методология организации стратегического управления: формулирование миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней сред библиотеки, подходы к разработке стратегических альтернатив, проблемы реализации стратегических решений. Со стратегических позиций рассматриваются такие направления информационно-библиотечного менеджемента, как управление проектами, маркетинг, управление персоналом.

Книга предназначена для широкого круга читателей, осваивающих методологию стратегического управления информационно-библиотечной деятельностью. Книга будет интересна руководителям библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент библиотечной деятельности».

Предисловие

Стратегическое управление, которому посвящена данная книга, является важнейшей составляющей жизнедеятельности каждой библиотеки.

Современный этап библиотечного дела России имеет ряд особенностей, которые обозначили необходимость качественно новых подходов к проблемам совершенствования управления отечественными библиотеками. Вступление мирового сообщества в информационную эру, политические и экономические реформации российской действительности предопределили резкий скачок в повышении темпов развития и сложности внешней среды библиотек. В связи с этим сегодня требуется большее разнообразие управленческих систем, их потенциальная гибкость, способность быстро приспосабливаться как к внешним, так и внутренним изменениям. Именно повышение разнообразия систем управления является на современном этапе основной тенденцией развития библиотеки.

Актуальность решения данной проблематики в библиотечной сфере подчеркивается своеобразием и уникальностью роли библиотек в общественной жизни России. В сложных социально-экономических условиях библиотека востребована как организация, соблюдающая принцип общедоступности своих информационных ресурсов, поэтому способна выступать значимым фактором преодоления кризиса современной российской действительности. Следовательно, концепция управления библиотечной Деятельностью должна быть основана на решении ключевой двуединой задачи: сохранить библиотеку в качестве демократического социокультурного института, выполняющего важнейшую адаптационную миссию по отношению ко многим слоям населения, и обеспечить становление современной библиотеки, способной адаптироваться к сложной и динамичной внешней среде.

Особое значение в связи с динамизмом и неопределенностью внешней среды библиотеки приобретает изучение и внедрение стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент – тип управления, который в высокой степени отвечает современным особенностям развития библиотеки, поскольку позволяет достаточно точно определить стратегические позиции в динамично изменяющихся условиях на основе исследований по согласованию внешних и внутренних факторов.

Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал, ориентирует всю библиотечную деятельность на читательские потребности, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в библиотеке, отвечающие требованиям внешней среды и позволяющие стабильно функционировать, что в совокупности дает возможность библиотеке развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В книге концепция стратегического управления библиотекой представлена в четырех ключевых сферах: разработка и осуществление стратегии развития; проектная деятельность; маркетинговые стратегии и персонал-стратегия.

В первой главе раскрывается содержание и структура стратегического управления, составляющие его этапы: определение миссии и целей библиотеки, анализ среды, выбор стратегической альтернативы, организация выполнения стратегии.

Во второй главе рассматриваются организационные характеристики библиотеки как объекта стратегического управления. Анализируются основополагающие законы организационно-управленческой деятельности библиотеки, представлена стратегия управления изменениями.

Третья глава посвящена управлению проектами, которое, по мнению большинства специалистов, становится важной и актуальной сферой деятельности, позволяющей библиотеке находиться в постоянном развитии. Здесь описывается жизненный цикл библиотечного проекта, определяется последовательность и содержание каждого этапа его разработки и реализации. Выделены различные классы проектов, применяемых в библиотеках, даны их характеристики, объяснены задачи, описаны факторы, определяющие эффективность проектной деятельности.

В четвертой главе анализируются маркетинговые стратегии в библиотеке. Формирование маркетинга в библиотечном деле проходит драматично, путем преодоления антимаркетинговых стереотипов. Некоторые библиотековеды отрицают инновационный характер маркетинга, считают его просто «данью моде», иностранным названием явлений, давно уже используемых в библиотечном деле. Противоположным, но столь же непродуктивным является понимание маркетинга как слишком сложной области деятельности, уместной в производственной или банковской сфере, но не нужной библиотекам. Если придерживаться этого стереотипа, то процесс освоения маркетинга будет серьезно затруднен, и мы рискуем сильно отстать от развитых стран в использовании потенциала маркетинга.

Есть мнение, будто бы маркетинг именно в силу своей сложности возможен только в крупных библиотеках. Но оставить маркетинг недоступным средним и малым библиотекам – значит сделать их беспомощными перед сложными внешними обстоятельствами, лишить перспективы, которую позволяет выстраивать маркетинг.

Осознавая сложные и противоречивые моменты становления маркетинга в библиотеках, мы старались акцентировать значение маркетингового подхода в стратегическом управлении и обозначить последовательность этапов формирования маркетинговой стратегии.

Пятая глава освещает проблемы стратегического управления персоналом библиотеки. В 90-х годах прошлого столетия вместе с изменением общей парадигмы управления формируются и принципиально иные подходы к персоналу. Одновременно с усилением внимания к стратегическому управлению персонал начинает рассматриваться как основной ресурс, в первую очередь, определяющий успех всей деятельности. В этой главе отражены факторы становления персонал-стратегии, ее система и компоненты развития персонала библиотеки.

Книга предназначена для широкого круга читателей, осваивающих методологию стратегического управления информационно-библиотечной деятельностью. Книга будет интересна руководителям библиотек, студентам вузов, слушателям системы повышения квалификации по специальности «Менеджмент библиотечной деятельности».

Глава 3 Управление проектной деятельностью библиотек (отрывок)

3.1. Значение проектирования в стратегическом управлении

В периоды радикальных изменений управление проектами становится наиболее адекватным механизмом функционирования и развития каждой организации. Именно поэтому в последние десятилетия проектная деятельность – отличительная характеристика организации работы в науке, образовании, культуре и в других областях, требующих постоянных инноваций, инициативы, умения привлекать ресурсы и принимать управленческие решения.

В теории управления существуют различные определения нового научного направления. Управление проектами трактуют как тип менеджмента, как организационную структуру, как методику управления изменениями. Несмотря на различие подходов, управление проектами имеет некоторые общие параметры: проблемно обозначенный объект управления, адекватный ему механизм, ориентированный на комплексное решение проблем; систему управления, состоящую из специализированных звеньев; процессы управления, отражающие последовательность решения проблемы и связанность ее структурных элементов во времени и пространстве. Таким образом, основным отличием проектного управления от информационно-библиотечного менеджмента, осуществляющего регулярную, повторяющуюся, цикличную деятельность, является однократность, то есть нецикличность деятельности.

В социально-экономическом аспекте управление проектами признается единственно целостной методологией осуществления реформ. Сами по себе реформы выступают как взаимосвязанная совокупность разнообразных по масштабам и сложности проектов: социальных, организационных, технических, инвестиционных, инновационных, информационных и др. В отечественных условиях реформы носят уникальный характер, поскольку радикальные перемены происходят в необычайно сжатый исторический период. Осуществляется переход от консервативной, долгое время стабильно функционировавшей системы, где упорно отвергались всякие перемены, к бурным изменениям, которые стороннему наблюдателю могут показаться хаотичными. Возможность целенаправленно и систематично руководить этими сложными процессами предоставляет методология проектного управления.

Анализ происходящих изменений и перспективных областей применения программно ориентированных методов управления библиотекой убедительно доказывает, что в России уже имеется обширное поле деятельности в этой сфере, и имеются определенные условия для их развития. Однако для широкого и эффективного применения управления проектами требуется целенаправленно обеспечить ряд необходимых предпосылок и дополнительных условий. Это, в частности, оказание государственной поддержки целенаправленному формированию новой профессиональной сферы деятельности. Очень важна подготовка специалистов, способных освоить и применить методы и средства управления проектами на практике, а также обеспечить им требуемое развитие.

Ключевым фактором выступает разработка методов и средств управления проектами. Признано, что первоочередного развития требуют методы и средства управления проектами в социальной сфере, потому что цена результатов этих проектов для общества чрезвычайно высока, а реализация социальных программ, являющихся ядром проводимых в России реформ, осуществляется, как правило, эмпирическим путем. Все сказанное в полной мере относится к библиотечному делу, которое выступает сегодня важным элементом социальной сферы.

В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.

Среди предпосылок для наиболее благоприятной и эффективной работы с проектами выделяют: ликвидацию планово-распределительной системы, формирование правового регулирования; децентрализацию управления; определенные изменения в психологии управленцев и развитие компьютерных программ. Именно проектный менеджмент или управление проектами, по мнению большинства специалистов, становится важной и актуальной технологией, позволяющей библиотеке постоянно развиваться.

Анализ состояния библиотечной деятельности на фоне социально-экономического реформирования всей отечественной действительности позволяет обосновать факторы, предопределяющие актуальность применения управления проектами, как в целом по России, так и собственно в библиотечной сфере.

Сегодня при переходе всех отраслей в систему рыночных отношений, управленческая структура библиотечной сферы остается почти неизменной, следовательно, неадаптированной к внешним и принципиально новым условиям. Для того чтобы создать благоприятные условия для выхода библиотеки из сложившейся ситуации, необходимо иное концептуальное обоснование жизнедеятельности библиотек в условиях экономической и социальной дезинтеграции и регионализации всех сфер российской жизни. В связи с этим эффективным и значимым типом управления для решения проблем такого рода является проектное программирование.

Несомненно, ключевым фактором здесь выступают широкие преобразования в самых различных областях библиотечной деятельности, что требует адекватного механизма управления реформами.

Другой фактор – возрастающая сложность проблематики, решаемой современной библиотекой. Надо сказать, что именно комплексность и многоаспектность библиотечной деятельности как объекта руководства заставляли и в прежние периоды обращаться к формам управления программами и проектами, но отображали они своеобразие существовавшего тогда идеологического, социального, экономического окружения. К таким формам следует отнести программно-целевое управление, широко использовавшееся в руководстве централизованными библиотечными системами, в организации методической работы и т. п.

Наконец, немаловажным фактором является то, что управление проектами изначально создавалось и развивалось в странах с демократической ориентацией и рыночной экономикой, что нашло отражение в методах решения многообразных задач осуществления проектов. По мнению ряда авторов, анализ существующей практики управления показывает, что особенностью современной управленческой деятельности является тотальный дефицит материальных и финансовых ресурсов; расширение полномочий региональных и местных властей и принятия стратегических решений регионального и местного уровня.

В связи с широкой демократизацией и гуманизацией библиотечной деятельности, использованием в руководстве библиотекой концепций менеджмента и маркетинга формируется достаточно устойчивая база применения этих методов.

Итак, значимость применения методологии управления проектами в библиотечной сфере определяется: во-первых, необходимостью реформирования библиотечной деятельности; во-вторых, сложностью и комплексностью задач, решаемых современными библиотеками; в-третьих, разработанностью методологии проектного управления в мировом менеджменте.

Основу концепции управления проектами составляет взгляд на проект, как на управляемое изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени, средств и ресурсов.

Сегодня существует множество определений понятия «проект». На их основе строятся как сама методология управления, так и классификация проектов. Все определения отражают особенности проекта как объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижения поставленных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным, финансовым и трудовым ресурсам.

Несмотря на все разнообразие результатов, масштабов, затрат и сроков реализации, все проекты имеют несколько общих характеристик:

• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; проекты представляют собой разовое явление, которое включает в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение четко определенного результата;
• неповторимость, уникальность каждого проекта;
• сопряженность с изменениями;
• координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;
• ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом;
• результативность и эффективность проекта (в библиотечном деле и его социальная значимость).

Отметим, что дефиниции проекта, даваемые в зарубежном менеджменте, значительно шире определений, использовавшихся до недавнего времени в отечественной теории. Проект понимался как документально оформленный план сооружения или конструкции. В зарубежной теории в этом значении применяется термин «дизайн».

Более широкое, основательное и многогранное определение проекта как все то, что изменяет мир, вписывает это понятие в число фундаментальных управленческих терминов современности.

С точки зрения стратегического управления проекты можно рассматривать как составные части, элементы детализации стратегии, выстраивая их в одном целевом направлении. Такой подход позволяет руководителям эффективно управлять, учитывая наиболее значимые факторы внешней и внутренней среды библиотеки.

На понятийном уровне существует еще одна проблема: соотношение понятий «проект» и «управление проектами» с другими, отражающими перспективно ориентированную библиотечную деятельность: программа, концепция, стратегический план. Определение базовых понятий проектирования необходимо для выделения их существенных элементов, признаков, характеристик и т. д., а также для упорядочения имеющихся теоретических и практических знаний о них.

Хотя в библиотечной деятельности они признаются действительно важными понятиями, в профессиональных словарях и справочниках они отсутствуют. Часто понятия «проект», «программа», «концепция» употребляются как синонимы, а скажем, проект именуется концепцией, и наоборот.

Наиболее общая позиция в методологии управления заключается в представлении понятий «программа», «проект», как особых форм моделирования различных систем деятельности.

В частности, применительно к государственной сфере – это «комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационных и иных мероприятий. С точки зрения экономики, это – группа проектов, которыми управляют скоординированным образом, чтобы обеспечить дополнительные выгоды, которые нельзя получить при независимом управлении каждым проектом.

По мнению И.И. Мазура и В.Д. Шапиро, известных специалистов в области управления проектами, программа есть «совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции, и/или методов управления его осуществлением».

Как представляется, для библиотеки суть этого понятия могла бы найти наиболее полное отражение в следующем определении: программа – это документ, представляющий собой цикл мероприятий по приоритетным направлениям развития библиотек, или группа проектов, скоординированных по ресурсам, времени, исполнителям, и имеющая определенный статус. Таким образом, в программах заявляются четкие приоритеты и определяются ресурсы, необходимые для их осуществления. Программный подход позволяет добиться намеченной цели при наименьших затратах.

Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития. По степени важности в соответствии с присвоенным статусом выделяют президентские, федеральные, региональные, отраслевые целевые программы. Региональным и отраслевым программам в зависимости от важности задач может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на социально-культурные процессы для достижения поставленных целей.

Кроме того, программа является предметом методологической организации в том смысле, что она выражает не только системно-организационные направления информационно-библиотечной деятельности, но и содержание тех научно-теоретических знаний, что привлекаются в библиотечную сферу для усиления информационных, образовательных и культурных функций.

Целевые программы содержат взаимосвязанные проекты, которые имеют общую цель, определенное ресурсное обеспечение и скоординированы по времени реализации. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межрегиональными, отраслевыми, межотраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), субъекта федерации, областном, муниципальном и др.

Рис. 5. Иерархический уровень участников программ

Иерархический уровень участников программ

Программы обладают сложными формами финансирования, длительностью реализации, развитой кооперацией и оказывают существенное влияние на социокультурную среду. Программа может расцениваться как наиболее прогрессивная форма организации с точки зрения особо значимых социальных и общественных интересов.

Важное значение в развитии библиотек имело принятие в стране первой межведомственной программы «Электронные библиотеки России», нацеленной на развитие и использование электронных информационных технологий, повышение эффективности деятельности органов государственной власти и отраслей народного хозяйства страны за счет формирования качественно новой информационной среды.

Основной формой программного управления являются федеральные целевые программы, направленные на решение самых актуальных проблем современности. В настоящее время в Российской Федерации реализуются федеральные программы по приоритетным направлениям развития библиотек, такие как «Культура России», «Сохранение и развитие культуры и искусства в Российской Федерации», программа «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ».

В федеральной целевой программе «Культура России» выделены следующие направления.

1. Создание и развитие общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ» (федеральные и региональные библиотеки). Внедрение системы машиночитаемых форматов, разработка и внедрение стандартов и других нормативных материалов, переход на корпоративные электронные технологии, создание библиотечных он-лайн центров. Подключение региональных библиотек к действующим компьютерным сетям. Создание электронных информационных ресурсов и развитие автоматизированных технологий в библиотеках субъектов Российской Федерации.

2. Реализация национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Обеспечение нормативного режима хранения, реставрации и консервации библиотечных фондов. Развитие федеральных региональных центров консервации, материально-технической базы сохранения библиотечных фондов. Создание страхового фонда документов библиотек и регистра страховых микрофильмов, его интеграция в европейский регистр микроформ. Организация единого распределенного фонда книжных памятников, создание электронных изданий книжных памятников.

3. Приобретение особо ценной, научной и методической литературы, повышение качественного состава и эффективности расходов при комплектовании фондов для российских библиотек.

4. Осуществление комплекса мер по адаптации знаний и навыков библиотечных работников к новым требованиям путем проведения семинаров, курсов, конференций (региональных, общероссийских и международных), в том числе, в федеральных и региональных библиотеках.

5. Комплектование и обеспечение специальными техническими средствами библиотек для слабовидящих и незрячих. Выпуск и поставка брошюр серии «Круг чтения» и брайлевских малотиражных изданий в библиотеки для слепых.

6. Организация работы библиотек по информационной поддержке органов государственной власти, содействию местному самоуправлению, а также по осуществлению правовой реформы. Обеспечение прав детей, молодежи и инвалидов на библиотечно-информационное обслуживание. Осуществление мониторинга информационно-библиотечного обслуживания населения. Участие в международных проектах по развитию библиотечного дела, конференциях, стажировках, выставках и других мероприятиях. Поддержка проектов, направленных на развитие новых форм деятельности библиотек.

7. Безопасность музейных и библиотечных фондов.

В создании фундамента для перехода российских библиотек на принципиально новые формы библиотечной работы, основанные на использовании корпоративных технологий для формирования, обработки и использования библиотечных фондов значительную роль играет комплексная программа «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ». Программа ЛИБНЕТ отразила все основные задачи, которые необходимо решить российскому библиотечному сообществу, чтобы перейти к новым высокотехнологичным и более эффективным методам работы.

Однако на начальном этапе (1997–1999 гг.) стало понятно, что столь масштабная программа в условиях финансового кризиса не может быть реализована по всем направлениям одновременно и с одинаковой интенсивностью. Поэтому в качестве приоритетных были выбраны такие проекты, которые, в первую очередь, создавали предпосылки для сетевого взаимодействия библиотек, корпоративного создания и взаимоиспользования их информационных ресурсов. К ним относятся: формирование рынка программного обеспечения для библиотек; упорядочение стандартов, правил и методик каталогизации; развитие и модернизация классификационных систем; создание единой системы форматов представления библиографических данных; лингвистическое обеспечение каталогизации и предметного поиска; электронная доставка документов; создание региональных корпоративных сетей.

Разработка идеологии программы шла параллельно с ее продвижением по горизонтали и по вертикали: во властные структуры федерального, регионального и муниципального уровня, в смежные сферы и отрасли (информационную, телекоммуникационную, книгоиздательскую, книготорговую, научную, образовательную), в профессиональную среду. Именно благодаря этому, удалось существенно повысить общий уровень понимания задач библиотечной автоматизации и решаемых при этом социальных задач. Стержнем формирования новой профессиональной идеологии и объединения профессионального библиотечного сообщества стали идеи сетевого взаимодействия.

Программа ЛИБНЕТ оказывает решающее воздействие на формирование политики автоматизации библиотек в субъектах Российской Федерации. В ходе реализации программы в значительной степени удалось преодолеть ведомственную разобщенность библиотек, скоординировать их действия, объединить их интеллектуальный и финансовый потенциал для решения ключевых задач интеграции информационных ресурсов крупнейших российских библиотек и обеспечения их доступности для отечественных и зарубежных пользователей.

Заметнее стало присутствие российских библиотек в Интернет. В рамках программы созданы основы национальной нормативно-методической базы, ориентированной на широкое внедрение новых информационных технологий в работу библиотек. Большим достижением стала модернизация нормативной базы каталогизации.

Продолжалась модернизация компьютерного парка библиотек системы Министерства культуры России и наращивание мощностей локальных сетей. В масштабах страны на кооперативной основе развернуты работы по созданию региональных информационно-библиотечных сетей как звеньев общероссийской сети ЛИБНЕТ.

Некоторые представления о достигнутом в плане освоения новых информационных технологий в библиотеках могут дать следующие цифры и факты.

Так, автоматизированные библиотечно-информационные технологии используются почти в 3 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1500 – муниципального уровня. С каждым годом их число увеличивается. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ локальные компьютерные сети объединяют, как правило, от 60 до 90 компьютеров, а в некоторых библиотеках – более 150.

Год от года увеличивается число библиотек, имеющих персональные компьютеры. Компьютерами оснащаются муниципальные библиотеки в городах и на селе. Обычным явлением даже в районных библиотеках стали отечественные и зарубежные базы данных на CD-ROM. Сотни библиотек подключены к Интернет в качестве пользователей, во множестве библиотек созданы Интернет-классы. В библиотеках активно развиваются службы электронной доставки документов. В ряде крупных федеральных библиотек (РНБ, РГБ, ВГБИЛ), а также ряде центральных региональных библиотек сравнительно быстрыми темпами ведется реконверсия карточных каталогов. Некоторые муниципальные библиотеки эти работы уже завершили. В ряде регионов развернуты работы по созданию региональных библиотечных компьютерных сетей.

С 1998 г. была реализована программа создания центров правовой информации в публичных библиотеках, где все законодательство России представлено в электронном виде.

Внедрение новых библиотечных информационных технологий осуществлялось в рамках новой редакции программы ЛИБНЕТ на 2001–2005 годы, отражающей мировые тенденции глобального процесса построения информационного общества, сформулированные в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества и новой программе ЮНЕСКО «Информация для всех».

Реализация программы ЛИБНЕТ осуществляется по следующим направлениям:

• развитие национальной нормативно-методической базы библиотечной информатизации;
• развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий и систем для российских библиотек;
• создание системы национальных информационных ресурсов библиотечной сферы;
• развитие технической и телекоммуникационной инфраструктуры библиотечной сети страны;
• совершенствование правового, кадрового и организационного обеспечения информатизации библиотечной сферы.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось принятием новой программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Эта программа стала своего рода обобщением результатов деятельности ЮНЕСКО в одной из важнейших программных областей девяностых годов – коммуникация, информация и информатика на службе человеку. В то же время эта программа нацелена в будущее, связанное с решением одной из главных задач нашего времени – созданием глобального информационного общества.

Базовые положения новой программы, проникнутые идеями Международной Декларации прав человека, отражают конституционный мандат ЮНЕСКО – «поддерживать, сохранять, увеличивать и распространять знания».

Программа складывается на основе конвергенции информационно-телекоммуникационных технологий и утверждающейся в мире концепции информационного общества. В ней фактически формируются основы информационных прав общества будущего, создается платформа для развития интеллектуального сотрудничества между странами в выработке международной политики в сфере построения информационного общества.

Программа «Информация для всех» состоит из пяти разделов:

1. Развитие информационной политики на международном, региональном и национальном уровнях;
2. Развитие человеческих ресурсов, навыков и умений в век информации;
3. Усиление роли институций в обеспечении доступа к информации;
4. Развитие инструментов, способов и систем информационного менеджмента;
5. Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций.

Содержание программы охватывает практически весь спектр проблем, касающихся создания, распространения и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Выстроенная иерархия проблем создает основу для целевой ориентации любой конкретной программы, охватывающей сферу информации и информатизации. В силу обобщенности положений программа создает возможности для развития общих стратегий, методов и инструментария для строительства правового и свободного информационного общества.

На современном этапе руководство ЮНЕСКО рассматривает программу «Информация для всех» как флагманскую, охватывающую широчайший круг проблем и предлагающую разрабатывать стратегии реализации и других своих программ по разным предметным областям.

В соответствии с регламентом ЮНЕСКО руководство программой и координацию деятельности по ее выполнению осуществляет общественный Международный исполнительный комитет, в состав которого избран и российский представитель. Назначены кураторы из числа штатных сотрудников ЮНЕСКО. В государствах – членах ЮНЕСКО формируются национальные комитеты программы «Информация для всех».

Российский национальный комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» был создан в конце 2000 г. В него вошли представители всех основных министерств и ведомств, занимающихся проблемами информатизации страны, а также руководители организаций, объединяющих профессиональное Интернет-сообщество России.

Национальный комитет использует различные возможности для информирования широких кругов профессиональной общественности об этой программе и приобщения к ее идеям представителей органов власти разных уровней – федеральной, региональной, муниципальной. На международных научно-практических конференциях обсуждаются вопросы содержательного наполнения русскоязычного сегмента Интернета, проблемы формирования государственной политики в этой сфере, технологии поддержки телемедицины и дистанционного обучения, представление в сети образовательных ресурсов.

Разновидностью целевых комплексных программ являются региональные программы, получившие широкое распространение в библиотечной сфере. Разработка региональных программ – это актуальный, целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов, отражающий как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Региональные программы служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социально-культурного и научно-технического развития, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, приоритетных проблем. В настоящее время формируется новая парадигма регионального саморазвития на базе учета интересов регионов и возложение ответственности за развитие регионов на местные власти.

В практике работы библиотек накоплен значительный опыт использования региональных программ, имеющих определенную территориальную принадлежность (республика, край, область, район, город, село); функциональную ориентацию (информационная, экологическая, образовательная и т. д.); отличающихся масштабностью программной задачи (узкоспециализированная и комплексная); продолжительностью выполнения (краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная) и др.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на основе общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Перечень программной проблематики зависит от специфики условий, в которых находится и функционирует библиотека, и составляется на основе получаемой информации (в том числе, в процессе социологического обследования, мониторинга, опроса, наблюдений, специальных исследований, анализа библиотечной документации и т. д.). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона.

Информационное обеспечение процесса разработки программ включает сбор, анализ и обобщение информации о состоянии ресурсного потенциала (обеспеченность ресурсами, характеристики эффективности использования, сложившаяся социально-культурная ситуация, обзор зарубежных тенденций и т. д.).

Региональные программы, как правило, отличаются относительно небольшими по сравнению с федеральными программами объемами работ, ресурсами, обладают конкретной целевой направленностью, установленным временным интервалом, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России. Механизм подготовки, создания и реализации региональных программ – важнейший стратегический инструмент библиотечной политики, требующий знания множества аспектов развития региона.

Итак, понятие «программа» можно рассматривать как родовое по отношению к проекту. Еще одним документом проектного типа является концепция. Единого определения термина «концепция» нет, но в каждом множестве толкований присутствуют такие общие типологические характеристики, как система, идея, основная мысль.

Применительно к библиотекам данное определение могло бы выглядеть следующим образом: концепция – это система идей и представлений о перспективах развития библиотечной сферы, тенденциях, месте и роли библиотеки в структуре социальных институтов конкретного региона, методах и средствах улучшения их деятельности. В концепции формулируются долгосрочные цели библиотеки, намечаются направления деятельности, описываются модели информационно-библиотечного обслуживания. Концепция составляет основу долгосрочной политики библиотечного развития региона. Это некая идеальная модель, выходящая за обычные пятилетние рамки перспективного планирования и создаваемая с учетом имеющихся ресурсов.

Концепция отражается в стратегических планах библиотеки, устанавливающих миссию и стратегические цели, воздействующие факторы (внутренние и внешние), формы реализации стратегических альтернатив.

Думается, что понятия «концепция», «стратегический план», «программа», «проект» могут быть представлены как своеобразная организационная система управления библиотекой, которая в значительной степени влияет на успех ее функционирования. Библиотека в качестве сложной системы – это совокупность значительного числа взаимосвязанных и объединенных общими целями и функционирования подсистем, отраженных в концепциях, стратегиях, программах и проектах.

Иерархию организационных систем в библиотечной сфере можно представить следующим образом: концепции являются подсистемами первого уровня, стратегические планы – второго, программы – третьего, а проекты – четвертого уровня.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–16